Екатеринбург |
|
08 декабря 2016 г. |
Дело N А60-55793/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Вдовина Ю.В., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.05.2016 по делу N А60-55793/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Чиков А.В. (доверенность от 15.09.2016 N 07-02);
федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" (далее - учреждение, ФКУ "УФО МО РФ по Свердловской области") - Колмогорова А.В. (доверенность от 13.01.2016 N 116П).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением, в котором просило обязать инспекцию возвратить налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 67 409 руб., ошибочно перечисленный за март 2011 года за свое обособленное структурное подразделение - войсковую часть 92922 на расчетный счет ФКУ "УФО МО РФ по Свердловской области"; 40105810900000010001, открытый в ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области г. Екатеринбург (БИК 046577001, ИНН/КПП 6672328587/667201001).
Решением суда от 17.05.2016 (судья Ремезова Н.И.) заявленное требование удовлетворено. Суд обязал инспекцию возвратить учреждению НДФЛ в сумме 67 409 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 (судьи Савельева Н.М., Васильева Е.В., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требования ФКУ "УФО МО РФ по Свердловской области" отказать либо направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя жалобы, вопрос о порядке исчисления срока подачи в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к п. 2 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.11.2006 N 6219/06 по делу N А70-10353/25-2005); данный момент подлежит установлению в каждом конкретном случае с учетом оценки всех имеющих значение для дела обстоятельств.
Заявитель жалобы указывает на то, что НДФЛ учреждением исчисляется и уплачивается самостоятельно, в связи с чем оно должно было знать о наличии переплаты 04.04.2011 и 12.04.2011, то есть ФКУ "УФО МО РФ по Свердловской области" обратилось в суд с заявлением о возврате налога по истечении установленного трехлетнего срока.
В силу ч. 1 ч. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по платежным поручениям от 08.04.2011 N 565824 и от 12.04.2011 N 581565 ФКУ "УФО МО РФ по Свердловской области" ошибочно перечислило в ИФНС по Октябрьскому району г. Екатеринбурга (в настоящее время - инспекция) НДФЛ за март 2011 года за свое обособленное структурное подразделение - войсковую часть 92922 (ИНН: 6672328587, КПП: 660445001) в суммах 33 923 руб. и 33 486 руб., соответственно, всего 67 409 руб.; 24.01.2014 учреждение обратилось в инспекцию с письменным заявлением исх. N 532/2, в котором указало на ошибочное перечисление указанного налога и просило сообщить, за какую организацию зачтены указанные платежи; в письме от 25.03.2015 исх. N 11-33/05056 налоговый орган сообщил, что по указанным расчетным документам уточнить КПП налогоплательщика не представляется возможным, так как плательщик с КПП: 660445001 не состоит на налоговом учете в инспекции; 08.05.2015 ФКУ "УФО МО РФ по Свердловской области" обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате ошибочно перечисленного налога; решением от 02.06.2015 N 2028 учреждению отказано в возврате НДФЛ, перечисленного по платежным поручениям от 08.04.2011 N 565824 и от 12.04.2011 N 581565, в связи с пропуском срока подачи заявления о возврате излишне уплаченного НДФЛ.
Полагая, что ошибочно перечисленный НДФЛ в сумме 67 409 руб. подлежит возврату, ФКУ "УФО МО РФ по Свердловской области" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленное требование, исходили из того, что трехгодичный срок для обращения в суд с требованием о возврате излишне уплаченного налога ФКУ "УФО МО РФ по Свердловской области" не пропущен, с учетом того, что данный срок следует исчислять с момента получения учреждением решения налогового органа об отказе в возврате налога, то есть с 25.03.2014.
Налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога (подп. 5 п. 1 ст. 21 Кодекса).
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны принимать решения принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Пунктом 1 ст. 78 Кодекса предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном указанной статьей.
В силу п. 3 ст. 78 Кодекса налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (п. 6 ст. 78 Кодекса).
В соответствии с п. 7 ст. 78 Кодекса заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.06.2001 N 173-О указал, что содержащаяся в п. 8 ст. 78 Кодекса (п. 7 ст. 78 Кодекса в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) норма не препятствует в случае пропуска указанного в ней срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Высший Арбитражный Суд в п. 79 Постановления Пленума от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указал, что при проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа судам необходимо учитывать, что п. 7 ст. 78 Кодекса определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган.
В то же время применительно к п. 3 ст. 79 Кодекса с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.
Суды на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств, установив, что факт ошибочного перечисления НДФЛ установлен учреждением в результате переписки с налоговым органом, данный факт документально подтвержден и доказательств, препятствующих возврату излишне перечисленного налога учреждению, в материалы дела не представлено, сделали вывод о том, что срок обращения в суд с заявлением о возврате излишне перечисленного НДФЛ за март 2011 года учреждением не пропущен, в связи с чем удовлетворили заявленное требование.
При разрешении спора суды руководствовались п. 79 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", а также учли правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08, об установлении совокупности обстоятельств, свидетельствующих о времени, когда плательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного и конкретных обстоятельств дела оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.05.2016 по делу N А60-55793/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г.Гусев |
Судьи |
Ю.В.Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.