Екатеринбург |
|
02 февраля 2017 г. |
Дело N А76-12921/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.03.2016 по делу N А76-12921/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
учреждения - Ширшова А.О. (доверенность от 31.05.2016);
Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска (далее - инспекция), Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - управление) - Шагеева А.З. (доверенности от 11.01.2017, от 10.01.2017).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции и управлению о признании недействительным решения от 19.03.2015 N 16-07/001202.
Решением суда от 31.03.2016 (судья Каюров С.Б.) требования учреждения удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение управления от 19.03.2015 N 16-07/001202 в части привлечения учреждения к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 169 672 руб. 30 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016 (судьи Иванова Н.А., Малышева И.А., Скобелкин А.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению учреждения, значение имеет не категория земель, а нахождение на земельном участке федеральных объектов недвижимого имущества, необходимых для функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации.
Заявитель жалобы указывает на то, что в соответствии с протоколом осмотра территории военного городка N 11 Челябинского гарнизона на земельных участках 74:36:0701003:21, 74:36:0701003:22, 74:36:0701003:23, 74:36:0701003:24, 74:36:0701003:27, 74:36:0701003:29, 74:36:0701003:30, 74:36:0701003:35, 74:36:0701003:39, 74:36:0701003:38, 74:36:0701003:47, 74:36:0701003:48 находятся многоквартирные дома, включающие жилые помещения, в которых проживают военнослужащие и лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, также в многоквартирных жилых домах военного городка N 11 Челябинского гарнизона (земельные участки 74:36:0701003:21, 74:36:0701003:21, 74:36:0701003:27, 74:36:0701003:23) расположены убежища N 12, 14а, 19а, 26а, которые до настоящего времени составляют федеральную собственность и находятся на балансе учреждения; в соответствии с выпиской из реестра федерального имущества земельный участок с кадастровым номером 74:36:0701003:46 является изъятым из оборота, а передача его в аренду не свидетельствует об изменении его правового статуса; земельный участок с кадастровым номером 74:36:0702008:59 в соответствии с письмом филиала ВУНЦ ВВС "ВВА" в г. Челябинске от 03.02.2016 N 93 используется под строительство четырех курсантских казарм; государственный контракт на их строительство заключен 10.10.2013, что означает его использование уже в 2013 году исключительно Вооруженными Силами Российской Федерации.
Учреждение отмечает, что на земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:0701003:32, 74:36:0701003:36, 74:36:0701003:37 находятся многоквартирные дома N 7, 8, 9, 17, расположенные по ул. Молодова, и дома N 7, 11, 21, 23, 25, расположенные по ул. Бурденюка; в указанных многоквартирных домах отсутствуют какие-либо жилые или нежилые помещения учреждения; в соответствии с распоряжением ТУ Росимущества в Челябинской области от 11.01.2008 N 30-р прекращено право оперативного управления Челябинской квартирно-эксплуатационной части на жилые помещения в многоквартирных жилых домах N 1,5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 19, 21, 23, 25, расположенных в г. Челябинске по ул. Бурденюка, и в домах N 2-10, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 24, 26, 28, расположенных в г. Челябинске по ул. Героя России Молодова (за исключением специализированных жилых помещений); данное имущество передано в собственность муниципального образования "Челябинский городской округ"; здание поликлиники, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0701003:40, находится в собственности муниципального образования - "город Челябинск", что подтверждается представленным свидетельством о государственной регистрации права собственности муниципального образования - "город Челябинск"; здание школы N 28, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0701003:436, не принадлежит учреждению. Таким образом, возложение обязанности по уплате земельного налога за данные земельные участки на налогоплательщика неправомерно.
По мнению заявителя жалобы, поскольку жилые помещения в большинстве многоквартирных домов, за исключением специализированного жилищного фонда, переданы в муниципальную собственность, а жилые помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Бурденюка, д. 6, полностью составляют специализированный жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации и закреплены за ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, следовательно, прекращено право учреждения на постоянное (бессрочное) пользование указанными земельными участками.
Учреждение считает, что протокол осмотра от 01.06.2015 является доказательством нахождения на земельных участках соответствующих объектов недвижимости и не может не приниматься во внимание судами, так как составлен в рамках полномочий государственного органа - Министерства обороны Российской Федерации.
Управление и инспекция представили отзывы на кассационную жалобу, в которых просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (корректировка N 2) по земельному налогу за 2013 год, представленной налогоплательщиком 28.04.2014, инспекцией составлен акт от 11.08.2014 N 2258 и вынесено решение от 30.12.2015 N 234, которым учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 169 672 руб. 30 коп., ему доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 1 696 723 руб., начислены пени в сумме 219 184 руб. 68 коп.
Решением управления от 19.03.2015 N 16-07/001202 решение инспекции от 30.12.2014 N 234 отменено, учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 169 672 руб. 30 коп., ему доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 1 696 723 руб., начислены пени в сумме 219 184 руб. 68 коп.
Полагая, что решение управления от 19.03.2015 N 16-07/001202 нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из отсутствия доказательств отнесения спорных земельных участков к землям, изъятым из оборота.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Кодекса признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
Согласно п. 1 ст. 389 Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации (подп. 1 п. 2 ст. 389 Кодекса).
Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (подп. 2 п. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судами установлено, что учреждению, как правопреемнику Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района", в 2013 году на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами: 74:36:070103:44, 74:36:0000000:914, 74:36:701003:40, 74:36:0000000:436, 74:36:703003:80, 74:36:702005:22, 74:36:702003:72, 74:36:701012:45, 74:36:0701003:48, 74:36:0701003:46, 74:36:0701003:43, 74:36:0701003:42, 74:36:0701003:41, 74:36:0701003:39, 74:36:0701003:38, 74:36:0701003:36, 74:36:0701003:35, 74:36:0701003:34, 74:36:0701003:33, 74:36:0701003:32, 74:36:0701003:31, 74:36:0701003:30, 4:36:0701003:29, 74:36:0701003:28, 74:36:0701003:27, 74:36:0701003:24, 74:36:0701003:23, 74:36:0701003:22, 74:36:0701003:21, 74:36:0000000:435, 74:36:0701003:47, 74:36:0702008:59; согласно сведениям Управления Росреестра по Челябинской области земельные участки имеют вид разрешенного использования: с кадастровыми номерами 74:36:0701003:39, 74:36:0701003:38, 74:36:0701003:36, 74:36:0701003:35, 74:36:0701003:34, 74:36:0701003:32, 74:36:0701003:30, 74:36:0701003:29, 74:36:0701003:27, 74:36:0701003:24, 74:36:0701003:23, 74:36:0701003:22, 74:36:0701003:21 - "под жилыми домами"; с кадастровыми номерами 74:36:0701003:41, 74:36:0000000:435, 74:36:0701003:47, 74:36:0702008:59, 74:36:0701003:33, 74:36:0701003:31, 74:36:0701003:28 - "под строительство"; с кадастровыми номерами 74:36:0701003:42, 74:36:0701003:46 - "для размещения автостоянки"; с кадастровым номером 74:36:0701003:40 - "для размещения поликлиники"; с кадастровым номером 74:36:0701003:44 - "для размещения парка"; с кадастровым номером 74:36:0000000:436 - "для размещения школы"; с кадастровым номером 74:36:0701003:43 - "для размещения рынка"; из разъяснений Управления Росреестра по Челябинской области, содержащихся в письме от 27.02.2014 N 5389, следует, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0701003:41, 74:36:0701003:33, 74:36:0701003:31, 74:36:0701003:28 определена по 1 группе видов разрешенного использования, в которую входят "земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки", при проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, результаты которой утверждены постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 " 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" (далее - постановление N 284-П); из содержания письма МБУЗ ГКП N 5 следует, что данное учреждение обращалось к налогоплательщику с просьбой о передаче земельного участка, расположенного под нежилым зданием поликлиники N 2, в муниципальную собственность г. Челябинска, который не предпринял соответствующих действий; согласно письму от 29.05.2014 N 15249 Управления Росреестра по Челябинской области земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0000000:435, 74:36:0701003:47, 74:36:0702008:59 поставлены на государственный кадастровый учет 04.03.2009, 20.08.2010, 16.02.2009, соответственно, как земельные участки с видом разрешенного использования "под строительство"; кадастровая стоимость указанных земельных участков рассчитана специалистами филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области в соответствии со средним уровнем кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов по муниципальным районам (городским округам), утвержденной постановлением N 284-П, с применением значения удельного показателя кадастровой стоимости для 1 группы вида разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки".
Учреждением не представлено доказательств, свидетельствующих о нахождении в 2013 году на земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:0701003:38, 74:36:0701003:23, 74:36:0701003:28, 74:36:0701003:39, 74:36:0701003:22, 74:36:0701003:46, 74:36:0701003:21, 74:36:0701003:42, 74:36:0701003:48, 74:36:0701003:40, 74:36:0701003:435, 74:36:0701003:436, 74:36:0701003:29, 74:36:0701003:35, 74:36:0701003:32, 74:36:0701003:27, 74:36:0701003:36, 74:36:0701003:30, 74:36:0702008:59, 74:36:0701003:37, 74:36:0701003:31, 74:36:0701003:33, 74:36:0701003:43, 74:36:0701003:34, 74:36:0701003:24 зданий, строений и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; налогоплательщиком не представлено доказательств нахождения многоквартирных домов, расположенных в г. Челябинске по адресам: ул. Берденюка, д. 1, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 16, 17, 19, ул. Молодова, д. 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 14, 16, 19, 20, 22, 24, 26, 28, на земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:0701003:21, 74:36:0701003:22, 74:36:0701003:23. 74:36:0701003:24, 74:36:0701003:27, 74:36:0701003:29, 74:36:0701003:30, 74:36:0701003:35, 74:36:0701003:39, 74:36:0701003:38, 74:36:0701003:47, 74:36:0701003:48; такие сведения отсутствуют и у Управления Росреестра по Челябинской области; налогоплательщиком не представлено доказательств, подтверждающих факт нахождения на земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:701003:32, 74:36:701003:34, 74:36:701003:36, домов с адресами: г. Челябинск, ул. Молодова, д. 7, 8, 9, 17, ул. Бурденюка, д. 7, 11, 21, 23, 25; ни из письма ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации от 17.03.2016 N 141/7/1461нс, ни из приказа Министерства обороны Российской Федерации от 30.12.2011 N 2729 не следует, что квартиры, расположенные по адресу: г. Челябинск, ул. Бурденюка, д. 6, находятся на земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:070103:47 и 74:36:0701003:48.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными законами.
Из разъяснений, содержащихся в п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" следует, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Судами установлено, что спорные земельные участки в 2013 году принадлежали учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования; доказательств того, что на спорных земельных участках располагаются здания, строения и сооружения, перечисленные в подп. 2 п. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, либо другие войска, воинские формирования и органы, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, суды, установив, что спорные участки принадлежат учреждению, не заняты находящимися в федеральной собственности объектами, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, пришли к обоснованному выводу о наличии у заявителя обязанности по уплате земельного налога в отношении спорных земельных участков.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.03.2016 по делу N А76-12921/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г.Гусев |
Судьи |
Н.Н.Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.