Екатеринбург |
|
02 февраля 2017 г. |
Дело N А71-3794/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Кравцовой Е. А., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.06.2016 по делу N А71-3794/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
закрытого акционерного общества "Чепецкое НГДУ" - Шаповалов С.Ю. (доверенность от 10.01.2017),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) - Демченко С.Н. (доверенность от 29.01.2017 N 03-06/142), Чунарёв О.М. (доверенность от 09.01.2017), Бобкова Н.А. (доверенность от 10.01.2017 N 02-39/1).
Закрытое акционерное общество "Чепецкое НГДУ" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) от 28.01.2016 N 06-78/2.
Решением суда от 17.06.2016 (судья Зорина Н.Г.) требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2016 (судьи Васильева Е.В., Гулякова Г.Н., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что участком недр, предоставленным заявителю в пользование в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 336 Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ), является Западно-Красногорский лицензионный участок недр в целом, а не отдельные месторождения. Считает, что определение степени выработанности запасов Западно-Красногорского лицензионного участка недр необходимо производить по всему участку недр в целом, пространственные границы которого указаны в лицензии на право пользования недрами, а не по отдельным объектам разработки - пластам, залежам, горизонтам или месторождениям соответствующего участка.
Считает, что судами неверно истолкованы нормы пп. 9 п. 2 ст. 342, п. 5 ст. 342 НК РФ, регулирующие вопрос порядка налогообложения налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), и неверно применена методика расчета коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр для расчета НДПИ.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
При рассмотрении дела судами установлено, что по результатам камеральной проверки уточненной декларации по НДПИ за январь 2014 г., где заявлено об уменьшении исчисленного к уплате налога на 1 001 429 руб., инспекцией составлен акт от 17.12.2015 N 06-83/17 и вынесено оспариваемое решение, которым обществу доначислен названный налог в сумме 1 001 429 руб., соответствующие пени и штраф.
Указанное доначисление связано с отказом налогового органа в применении при расчете налога понижающего коэффициента Кз, характеризующего величину запасов конкретного участка недр. По мнению налогового органа, неверно определять право на применение Кз, исходя из степени выработанности одного лишь Потаповского месторождения, поскольку лицензия на право пользования недрами от 12.04.1999 предоставлена обществу на Западно-Красногорский участок, в который, помимо Потаповского, входят также Нефедовское и Зотовское месторождения нефти.
Решением УФНС России по Удмуртской Республике от 16.03.2016 N 06-07/03512@ оспариваемое решение отменено в части привлечения общества к ответственности в виде штрафа в размере 200 285 руб. 80 коп., в остальной части решение оставлено без изменения.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о несоответствии оспариваемого ненормативного акта действующему законодательству.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ объектом обложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях настоящей главы залежью углеводородного сырья признается объект учета запасов одного из видов полезных ископаемых, указанных в подп. 3 п. 2 ст. 337 настоящего Кодекса (за исключением попутного газа), в государственном балансе запасов полезных ископаемых на конкретном участке недр, в составе которого не выделены иные объекты учета запасов.
Видом добытого полезного ископаемого является, в том числе углеводородное сырье: нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная (подп. 3 п. 2 ст. 337 НК РФ).
В соответствии с подп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ в редакции, действовавшей в январе 2014 г., на период с 1 января по 31 декабря 2014 г. налогообложение производится по налоговой ставке 493 рублей за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной.
При этом указанная налоговая ставка умножается на ряд коэффициентов, в том числе на коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз).
Коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз), определяется налогоплательщиком в порядке, установленном в п. 5 ст. 342 НК РФ.
Спор между сторонами основан на том, что следует понимать под конкретным участком недр при применении подп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ.
Как верно указано судами, НК РФ не содержит понятия "участок недр", следовательно, данный термин следует применять в том значении, в каком он используется в других отраслях законодательства Российской Федерации (на основании п. 1 ст. 11 НК РФ).
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В соответствии со ст. 1 данного Закона недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа (ст. 2 Закона о недрах).
Согласно ст. 7 Закона о недрах в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.
На основании изложенных норм суды пришли к выводу, что под конкретным участком недр, в том числе для целей налогообложения, следует понимать тот участок (геометризованный блок), который предоставлен пользователю в виде горного отвода.
Материалами дела подтверждено, что обществу на основании контракта об условиях пользования недрами от 12.03.1999 и лицензии на право пользование недрами ИЖВ N 00387 НЭ предоставлены на Западно-Красногорском участке Удмуртской Республики с целью геологического изучения Южно-Широковская нефтеперспективная структура, с целью добычи нефти - нефтяные зоны нефтегазовых залежей на Потаповском, Нефедовском и Зотовском месторождениях.
К лицензии приложены три горноотводных акта, удостоверяющих уточненные границы каждого из трех отводов в пределах Западно-Красногорского лицензионного участка: горный отвод на Потаповское, горный отвод на Нефедовское и горный отвод на Зотовское месторождение.
Согласно горному отводу на Потаповское месторождение, он расположен на территории Красногорского района Удмуртской Республики и обозначен на прилагаемой копии топографического плана угловыми точками, а также на геологических картах в вертикальном разрезе.
Все три копии топографических планов, на которых обозначены участки горных отводов, также являются приложением к лицензии на право пользование недрами ИЖВ N 00387 НЭ.
Таким образом, судами установлено и материалами дела подтверждено, что у общества на Западно-Красногорском участке в Удмуртской Республики имеется три участка недр, которые предоставлены в виде горного отвода.
То обстоятельство, что согласно тексту лицензии Западно-Красногорский участок в Удмуртской Республики имеет статус горного отвода и что в приложении N 7 к лицензии (с учетом дополнительного соглашения от 21.07.2009) этот участок изображен как единый объект, не говорит о том, что участки на Потаповском, Нефедовском и Зотовском месторождениях, на которые выданы три горноотводных акта, утрачивают статус горного отвода. При этом, единого горноотводного акта в материалах дела нет.
Кроме того, согласно подп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ залежью углеводородного сырья признается объект учета запасов в государственном балансе запасов полезных ископаемых на конкретном участке недр, в составе которого не выделены иные объекты учета запасов.
В силу прямого указания в п. 5 ст. 342 НК РФ степень выработанности запасов конкретного участка недр (Свз) определяется на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Как верно учтено судами, согласно ст. 31 Закона о недрах государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется с целью учета состояния минерально-сырьевой базы. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.
Согласно п. 5 ст. 22 указанного Закона пользователь недр обязан представлять достоверные данные о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики.
В соответствии с п. 5 ст. 342 НК РФ степень выработанности запасов конкретного участка недр (Свз) определяется по состоянию на 01.01.2012 на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в 2011 году.
Из представленных обществом сведений о состоянии и изменении запасов нефти за 2012 год следует, что учет запасов нефти ведется по каждому из трех месторождений, предоставленных в виде горного отвода.
Приложенная к акту проверки выписка из государственного баланса запасов полезных ископаемых Российской Федерации, нефть, Удмуртская Республика также свидетельствует о том, что учет запасов нефти ведется государством раздельно по Потаповскому, Нефедовскому и Зотовскому месторождению.
В рамках каждого месторождения имеется также учетов запасов по пластам, однако, вопреки доводам инспекции, расчет степень выработанности запасов производится обществом именно по участкам недр в виде горных отводов (которые именуются по названиям месторождений), а не по отдельным объектам разработки - пластам, залежам, горизонтам.
При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования и признали оспариваемое решение не соответствующим НК РФ.
Толкуя в силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика, суд кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы налогового органа и отмены судебных актов.
Все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.06.2016 по делу N А71-3794/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.