Екатеринбург |
|
10 февраля 2017 г. |
Дело N А60-22928/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А. Ю.,
судей Купреенкова В. А., Рябовой С. Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга (далее - Управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.08.2016 по делу N А60-22928/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Ареалстоун" (далее - общество "Ареалстоун") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению о взыскании 443 407 руб. в качестве возмещения расходов, понесенных в связи с изготовлением и установкой памятника на месте погребения умершего Героя Социалистического Труда.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.08.2016 (судья Усова М.Г.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2016 (судьи Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Васева Е.Е.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права. Заявитель считает, что Федеральный закон от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" к рассматриваемому случаю не применим, поскольку гражданин Брезгунов В.П. умер 02.12.1995, то есть до вступления в силу названного Федерального закона; по общему правилу акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Заявитель утверждает, что истец не обращался с заявлением в Управление о выплате компенсационных расходов по изготовлению и сооружению надгробия. Управление считает, что у гражданина отсутствовали правовые основания для заключения со специализированной организацией договора на изготовление и установку надгробия за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем указывает, что не является стороной договора, заказчиком услуг, следовательно, в силу п. 3 ст. 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности по оплате по договору на Управление не распространяются. По мнению заявителя, оплата услуг за изготовление и установку надгробного памятника в рассматриваемом случае не носит компенсационный характер. Управление отмечает, что постановлением Правительства Свердловской области от 03.08.2011 N 1011-ПП утвержден Порядок, который определяет условия и процедуру организации изготовления и сооружения надгробий на могилах Героев. В соответствии с п. 2 Порядка организация изготовления и сооружения надгробия осуществляется территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной политики при условии, что, если на 01.01.2006 на могиле Героя не было установлено постоянное надгробие другого образца. Управление ссылается на отсутствие доказательств, подтверждающих наличие либо отсутствие по состоянию на 01.01.2006 постоянного надгробия на могиле Героя, при этом к акту осмотра от 23.12.2012, представленному в материалы дела, заявитель относится критически. Поскольку финансирование спорных работ осуществляется за счет федерального бюджета, определение организации, а также причитающееся ей вознаграждение за выполнение работ по изготовлению и сооружению надгробий, по мнению заявителя, должно осуществляться в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Также заявитель ссылается на Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", действующий на момент заключения договора. Помимо этого, Управление утверждает, что истец не представил доказательств, свидетельствующих о том, что стоимость изготовления и установки памятника не завышена, соответствует фактически понесенным затратам, а также размерам установленного надгробного памятника, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740. Изложенное, по мнению заявителя, свидетельствует о наличии на стороне истца признаков злоупотребления правом.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не установил.
При исследовании обстоятельств дела судами первой и апелляционной инстанций установлено следующее.
В ходе осмотра места захоронения гражданина Брезгунова В.П. - Героя Социалистического Труда, гражданином Брезгуновым А.В. совместно с сотрудниками общества с ограниченной ответственностью "Городской специализированный комплекс ритуальных услуг "Габбро" выявлено отсутствия надгробного памятника на могиле Героя, о чем составлен акт от 23.12.2012.
Между обществом "Габбро" (исполнитель) и Брезгуновым А.В. (заказчик) заключен договор на выполнение и оплату работ по изготовлению и установке надгробия от 25.02.2012 N 18/13, согласно условиям которого заказчик поручает и принимает работу по изготовлению и установке надгробия, исполнитель обязуется изготовить и установить на могиле умершего Героя Социалистического Труда Брезгунова В.П. надгробие, установленного Правительством Российской Федерации образца за счет средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы".
В соответствии с п. 3.2 договора от 25.12.2012 N 18/13 оплата за изготовление и установку памятника на месте погребения умершего Героя Социалистического Труда Брезгунова В.П. производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего Героя Социалистического труда и Полного кавалера ордена Трудовой Славы" за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации, а также в соответствии с Федеральным законом от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда" и постановлением Правительства Свердловской области от 24.06.2008 N 635-ПП "Об организации оказания мер социальной поддержки Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам Ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы, общественным благотворительным объединениям (организациям), создаваемым Героями Советского Союза, Героями Российской Федерации, полными кавалерами Ордена Славы, Героями Социалистического Труда и полными кавалерами ордена Трудовой Славы, на территории Свердловской области".
Стоимость работ определена в приложении N 1 к договору и составила 443 407 руб.
Факт выполнения работ, предусмотренных условиями названного договора, подтверждается актом сдачи-приемки работ от 25.12.2012 N 18/13.
Впоследствии между обществом "Габбро" (цедент) и обществом "Ареалстоун" (цессионарий) подписано соглашение об уступке права (требования) от 07.03.2016, согласно которому к цессионарию переходит право (требование) по взысканию с территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга компенсации за изготовление и установку надгробия на могиле умершего Героя Социалистического Труда Брезгунова В.П. в размере 443 407 руб.
Общество "Ареалстоун", полагая, что стоимость услуг по изготовлению и установке надгробия подлежит возмещению, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
На основании п. 1 ст. 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования).
Согласно ст. 384 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.
Согласно положениям ст. 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца производится за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы" финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации. Средства федерального бюджета, передаваемые на финансирование расходов, связанных с сооружением надгробия, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через его территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 7 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ. Указанные средства зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечивания памяти Героев Социалистического Труда, носит компенсационный характер, суды пришли к обоснованному выводу о том, что предъявление обществом "Ареалстоун" исковых требований в данном случае является правомерным.
В силу подп. 8 п. 1 постановления Правительства Свердловской области от 24.06.2008 N 635-ПП полномочия по оплате услуг организации по сооружению на могиле умершего (погибшего) Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или полного кавалера ордена Славы, Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного Правительством Российской Федерации образца за счет средств федерального бюджета возложены на территориальные отраслевые исполнительные органы государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.
При этом нормами действующего законодательства не предусмотрены ограничения по выбору заказчиком изготовителя надгробного памятника.
Факт выполнения работ, предусмотренных условиями договора от 25.12.2012 N 18/13, установлен судами и подтвержден материалами дела.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что Управление является уполномоченным органом по компенсационным выплатам, надгробие на месте погребения умершего (погибшего) Героя Брезгунова В.П. изготовлено и установлено, доказательства несения Управлением расходов на изготовление и установку памятника на месте погребения Брезгунова В.П. в материалы дела не представлены, суды обоснованно удовлетворили исковые требования общества "Ареалстоун".
Довод Управления о необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ отклоняется, поскольку в рассматриваемом случае речь идет не о работах или услугах для государственных или муниципальных нужд, а о компенсационных выплатах, регулируемых специальными актами.
Довод Управления о невозможности применения Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ, с указанием на то, что его положения не распространяются на ранее возникшие отношения, отклоняется, поскольку в целях реализации названного Федерального закона приняты постановление Правительства Российской Федерации (п. 5), постановление Правительства Свердловской области от 03.08.2011 N 1011-ПП (п. 2 утвержденного им Порядка) которыми предусмотрено, что организация изготовления и сооружения надгробия на могиле Героя Социалистического Труда осуществляется, если на 01.01.2006 на могиле Героя не было установлено постоянное надгробие другого образца. Таком образом, законодательством предусмотрено применение положений Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ в отношении лиц, умерших до вступления названного Федерального закона в силу.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных по делу обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.08.2016 по делу
N А60-22928/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю.Смирнов |
Судьи |
В.А.Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.