Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 29 мая 2007 г. N 427-ПП
Методические рекомендации
по внедрению системы управления окружающей средой на лакокрасочных предприятиях города Москвы
1. Введение
Методические рекомендации предназначены для:
- организации, производящих и потребляющих лакокрасочные материалы, создания и внедрения СУОС (далее предприятия);
- научных работников, осуществляющих разработку и внедрение лакокрасочных материалов.
Создание СУОС целесообразно начинать с экологического аудита деятельности предприятия с целью получения необходимых исходных данных, их обобщения и анализа. Зафиксированное на начальном этапе создания СУОС исходное (базовое) экологическое состояние дает предприятию возможность в дальнейшем отслеживать динамику его изменения во времени.
Предварительное оценивание воздействия деятельности организации на окружающую среду необходимо для получения полного, систематизированного представления о характере и величине этого воздействия и должно охватывать четыре ключевые области:
- соблюдения требования законодательных и нормативных документов;
- идентификации важных экологических аспектов;
- изучения всех существующих методов и процедур, используемых в осуществлении природоохранной деятельности;
- оценки информации, поступившей по обратной связи после исследования предшествующих событий, связанных с воздействиями на окружающую среду.
Во всех случаях следует уделять внимание нормальным и аномальным рабочим процессам в рамках предприятия, а также потенциальным аварийным условиям и возможности реагирования на них.
Результаты первоначальной оценки воздействия на окружающую среду документально оформляются.
В общем случае порядок организации и проведения предварительного оценивания предусматривает выполнение следующих работ:
- создание аналитической группы для выполнения работ;
- назначение специального представителя руководства предприятия по СУОС;
- определение перечня проблем, подлежащих изучению (например, снижение выбросов летучих органических соединений (ЛОС) при производстве и применении лакокрасочных материалов (ЛКМ), переработка и повторное использование отходов производства);
- определение методов и инструментов, посредством которых должно проводиться изучение проблем;
- составление планов работ и их выполнение;
- документированное оформление результатов предварительного оценивания;
- доведение результатов оценивания до заинтересованных лиц.
Аналитическую группу целесообразно создавать из специалистов экологической службы с привлечением компетентных специалистов других подразделений.
Аналитическая группа должна возглавляться специальным представителем руководства предприятия, который имеет полномочия для того, чтобы:
- гарантировать, что требования СУОС выполняются на уровне, соответствующем ИСО 14001;
- представлять отчеты о функционировании СУОС руководству предприятия для анализа и совершенствования системы экологического менеджмента.
Специальный представитель, члены аналитической группы назначаются приказом (приказами) руководителя предприятия и обеспечивается ресурсами, позволяющими провести работы в соответствии с ИСО 14001.
Разработка и внедрение СУОС может проводиться специалистами предприятия, прошедшими обучение, или специалистами других организаций.
Перечень вопросов, подлежащих изучению в процессе оценивания текущего состояния деятельности предприятий, связанных с производством лакокрасочных материалов:
- анализ местоположения предприятия с позиций воздействия его деятельности на окружающую среду. Например, близость к жилой застройке, местам природной или культурной значимости, сельскохозяйственным угодьям; расположение розы ветров, топография, гидрология, география и история местности;
- выбор и систематизация природоохранных законодательных актов и нормативных документов, обязательных для применения на предприятии;
- определение экологических аспектов и оценка воздействия предприятия на окружающую среду (источники воздействия, фактические экологические характеристики деятельности предприятия);
- анализ существующих, используемых в практике природоохранной деятельности, методов и процедур;
- анализ мнений различных сторон, заинтересованных в природоохранной деятельности предприятия.
Результаты оценивания документируются в форме отчета, в заключительной части которого приводятся основные выводы и рекомендации. Форма отчета по деятельности предприятия по производству ЛКМ на окружающую среду приведен в приложении 1.
Отчет доводится до сведения руководителя предприятия, членов Координационного совета.
Для предприятий, занятых производством лакокрасочных материалов, характерно косвенное воздействие на окружающую среду, которое проявляется и при использовании ЛКМ.
Аналитической группой разрабатывается Положение об аудиторской группе, которое утверждается руководителем предприятия. В Положении рекомендуется отразить необходимые мероприятия, порядок их выполнения, ответственных лиц, осуществляющих контроль, вопросы информирования руководства предприятия, документально оформляется процедура проведения периодического оценивания воздействий деятельности предприятия по производству ЛКМ на окружающую среду и эффективности использования им природных ресурсов.
По результатам первичной оценки, в дальнейшем определяются полномочия и круг обязанностей представителя руководства предприятия по СУОС на этапе разработки системы и обязанности персонала. С этой целью полезно использовать практику издания руководством предприятия необходимых приказов и распоряжений.
Представляется также целесообразным разработать блок-схемы основных производственных процессов конкретного предприятия, оказывающих воздействие на окружающую среду, которые можно использовать в обучении персонала.
2. Экологическая политика
Экологическая политика провозглашает намерения руководства в отношении взаимодействия с окружающей средой и является основой для выработки целей ее текущего и долговременного развития в СУОС.
Экологическая политика устанавливается с учетом общего направления хозяйственной деятельности, экологических аспектов, состояния окружающей среды, требований законодательных и других нормативных и правовых актов, регламентирующих деятельность предприятия в области охраны окружающей среды.
Ответственным за формирование экологической политики и внедрение политики, своевременную актуализацию является руководитель предприятия. Определяя экологическую политику, руководитель предприятия должен обеспечить, чтобы политика:
- учитывала специфику предприятия;
- соответствовала характеру, масштабу воздействия на окружающую среду деятельности предприятия, его продукции и услуг;
- включала обязательство в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения;
- включала обязательство в отношении соответствия природоохранному законодательству, регламентам и другим требованиям;
- предусматривала основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа;
- документально оформлялась, внедрялась, поддерживалась, а также доводилась до сведения всего персонала;
- была доступна для общественности.
При формировании экологической политики предприятия по производству ЛКМ необходимо учитывать следующее:
- цели и направления деятельности организации;
- соответствие руководящим документам по охране окружающей среды, требованиям законодательных, нормативных актов, за соблюдение которых предприятие несет ответственность;
- мнения заинтересованных сторон;
- предотвращение аварийных загрязнений окружающей среды;
- согласованность с другими аспектами административной политики предприятия, например, в области качества, охраны здоровья и обеспечения безопасности персонала;
- специфические местные и региональные условия.
При разработке экологической политики целесообразно:
- оценить благоприятные возможности предприятия по охране окружающей среды;
- оценить риски при решении задач в области охраны окружающей среды;
- использовать реестр экологических аспектов и их воздействий на окружающую среду;
- определить пути решения проблем, связанных с охраной окружающей среды.
Как документ экологическая политика формируется в виде простого, ясного заявления (декларации). Объем документа, как правило, не более одной страницы. Он подписывается руководителем предприятия с обязательным указанием даты подписи.
Экологическая политика вводится в действие приказом, который доводится до сведения руководителей подразделений и служб.
Причинами пересмотра экологической политики могут быть различные объективные обстоятельства - изменения в законодательстве, изменения в экологической ситуации в районе расположения предприятия и др., в результате которых заявленные в политике обязательства не могут быть реализованы или когда они недостаточно эффективны.
Основным средством реализации экологической политики предприятия служит система экологического менеджмента.
Вариант экологической политики предприятия по производству лакокрасочных материалов представлен в приложении 2.
3. Требования законодательных и нормативных документов
Все требования законодательных актов и других нормативных документов, связаных# с экологическими аспектами, вносятся разработчиками в руководящие документы предприятия (СТП, регламенты и др.).
Идентифицированные документы включаются в Реестр природоохранных документов (далее - Реестр). Весь формируемый фонд документов целесообразно систематизировать по определенному признаку, например, группы (виды) воздействий на окружающую среду экологических аспектов предприятия.
Вариант формы Реестра природоохранных документов представлен в приложении 3.
Реестр разрабатывает экологическая служба предприятия на основе информации, представляемой юридической службой (например, с помощью системы "Гарант" и перечня природоохранных документов местного надзорного органа).
4. Экологические аспекты, оценка их воздействий на окружающую среду
С целью проведения оценки воздействий экологических аспектов (далее - ЭА) на окружающую среду в Реестр необходимо включить количественные значения показателей этих воздействий.
При разработке Реестра ЭА целесообразно рассматривать деятельность предприятия как процесс, имеющий свои входы (входные потоки) и выходы (выходные потоки).
Анализируя воздействие на окружающую среду ЭА производства ЛКМ, необходимо учитывать специфику, масштабы и условия производства конкретного предприятия. Схематично условия функционирования предприятия по производству ЛКМ с его входами и выходами показаны на рисунках 1, 2.
При идентификации ЭА необходимо оценивать косвенное воздействие производимых ЛКМ на окружающую среду в процессе их применения потребителями. Схематично процесс применения ЛКМ потребителями с точки зрения воздействия на окружающую среду показан на рисунке 3.
Как показано на рисунках 1, 2, 3 входные потоки поступают на предприятие извне и представляют собой потоки различных ресурсов, необходимых для производства ЛКМ или оказания услуг с их применением. Исключение могут представлять потоки повторной деятельности, например, использование отходов производства.
Выходные потоки - это выходящие из предприятий потоки продукции, отходов производства, выбросов и сбросов.
Входные потоки Выходные потоки
--------------- /---------------------------\ ---------------
|- Прием, хранение сырья и|
Сырье |материалов; |ЛОС
------------------|- Загрузка сырьевых|-----------------------
|компонентов; |Очищенные сточные воды
Материалы |- Изготовление|
------------------|лакокрасочных материалов; |-----------------------
|- Постановка на "тип",|Ливневые стоки
Вода |фильтрация, фасовка; |
------------------|- Зачистка и промывка|-----------------------
|оборудования |ТБО
Тепло |- Хранение готовой|
------------------|продукции |-----------------------
|- Обслуживание и ремонт|Пыль сухих смол
|оборудования |пигментов и
------------------|- Очистка промышленных|наполнителей, в т.ч.
Электроэнергия |сточных вод |соединений тяжелых
| |металлов
| |-----------------------
| |Твердые
| |отходы производства
| |
Услуги | |
------------------| |------+----------------
| | |
/-----------------------------------/ |
| Повторное использование части отходов |
| производства |
|------------------------------------------/
Рис. 1. Схема функционирования предприятия по производству органорастворимых ЛКМ
Входные потоки Выходные потоки
--------------------- -------------------
/----------------------------\ Пыль пигментов и
Сырье |- Прием, хранение сырья и| наполнителей
--------------------|материалов; |----------------------
|- Загрузка сырьевых| Пары остаточных
Материалы |компонентов; | мономеров, аммиака,
|- Изготовление лакокрасочных| этиленгликоля
--------------------|материалов; |----------------------
Вода |- Постановка на "тип",| Очищенные сточные
|фильтрация, фасовка; | воды
--------------------|- Зачистка и промывка|----------------------
|оборудования | Ливневые стоки
Тепло |- Хранение готовой |
--------------------|продукции |----------------------
|- Обслуживание и | Твердые отходы
Электроэнергия |ремонт оборудования | производства
|- Очистка промышленных |
--------------------|сточных вод |----------------------
| | ТБО
Услуги | |
--------------------| |----------------------
| |
\----------------------------/
Рис. 2. Схема функционирования предприятия по производству водно-дисперсионных ЛКМ
Входные потоки Выходные потоки
----------------- -------------------
/----------------------------\
ЛКМ |- Прием ЛКМ; | ЛОС
------------------- |- Подготовка окрашиваемых|----------------------
|поверхностей (шлифование,| Пары органических и
Сопутствующие |обезжиривание, | неорганических
материалы |пассивирование, | соединений
------------------- |фосфатирование); |----------------------
|- Окрашивание: | Пыль неорганических
Вода |- нанесение ЛКМ| соединений
------------------- |(грунтование, шпатлевание,|----------------------
|лакирование); |Шлам, содержащий ЛКМ
Тепло |- распыление; |
------------------- |- окунание; |----------------------
|- электроосаждение; | Твердые отходы
Электроэнергия |- Сушка окрашенных изделий; | покрасочных
--------------------|- Зачистка и промывка| материалов, в том
|оборудования | числе соединения
Замывочная смесь |- Сбор и временное| тяжелых металлов
--------------------|размещение отходов на|----------------------
|площадке | Отработанное
Услуги | | компрессорное масло
--------------------| |
| |
| |----------------------
| |
\----------------------------/
Рис. 3. Схема функционирования процесса потребления ЛКМ на предприятиях-потребителях ЛКМ
Построение схемы процесса функционирования конкретного предприятия может рассматриваться как первая стадия идентификации экологических аспектов и их воздействий.
Второй стадией этой работы является определение границ СУОС, т.е. видов деятельности, продукции и услуг предприятия, которые включаются в рамки распространения действия СУОС. Результатом работы на данной стадии является формирование полных перечней видов деятельности, детализированных до уровня отдельных производственных операций и видов предоставляемых услуг.
Третья стадия предусматривает выявление экологических аспектов по каждому виду деятельности, продукции и услуг, включенному в составленные перечни. При этом можно использовать рассмотренный метод анализа входных потоков, когда объектом анализа выступает не предприятие в целом, а отдельный вид деятельности (процесс), продукция или услуга.
Каждый экологический аспект может быть связан с одним или несколькими видами воздействий на окружающую среду. Примеры ЭА производства и применения ЛКМ приведены в таблицах 1, 2.
Разработка Реестра ЭА, характеризуемых соответствующими количественными показателями, осуществляется в четыре этапа:
1. Детализируется деятельность предприятия по видам.
2. Производится идентификация ЭА предприятия, как элементов его деятельности, которые взаимодействуют или могут взаимодействовать с окружающей средой (детализация видов деятельности).
3. Определяются воздействия на окружающую среду ЭА, выявленных на этапе 2.
4. Определяются количественные показатели воздействий ЭА на окружающую среду.
Реестр может быть оформлен в виде таблиц по разделам отдельно для каждого вида воздействия на компоненты окружающей среды. Таблицы ЭА, включаемые в Реестр целесообразно строить в электронной форме, т.к. в дальнейшем его следует актуализировать, периодически вносить в него изменения и дополнения, связанные с изменениями в воздействиях на окружающую среду.
Таблица 1
Экологические аспекты производства лакокрасочных материалов
Источник воздействия (процесс, продукт, услуга) |
Режим | Аспект | Воздействие | Наименование загрязнения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Прием, хранение сырья, готовой продукции |
Штатный | Эмиссия ЗВ | Как правило, пренебрежимо малое |
ЛОС, пыль |
Загрузка сырьевых компонентов |
Штатный | Эмиссия ЛОС Образование отходов |
Загрязнение АВ Увеличение количества отходов |
Пары растворите- лей, пыль пигментов, наполнителей, сухих смол, сыпучие сырьевые остатки в мешках, остатки смол в бочках |
Аварийный | Залповые выбросы Возможность аварийной утечки, россыпи при растаривании и загрузке |
Загрязнение АВ Увеличение количества отходов |
-""- |
Таблица 2
Экологические аспекты применения лакокрасочных материалов
Источник воздействия (процесс, продукция, услуга) |
Аспект | Воздействие | Наименование загрязнителя |
ЛКМ | Экологическая безопасность |
Загрязнение ОПС Здоровье человека |
ЛОС, соединения тяжелых металлов |
Подготовка окрашиваемых поверхностей (шлифование, обезжиривание, пассивирование, фосфатирование) |
Выброс ЗВ в атмосферу Сброс в сточные воды Образование отходов (твердых, пастообразных) |
Загрязнение воздуха Загрязнение воды Увеличение количества отходов Захламление территории |
Пары загрязняющих веществ (органических и неорганических), химически загрязненная вода (электролиты, растворители), пыль - отходы от зачистки поверхностей (абразивные материалы), шлам ЛКМ - скоагулированная краска, ветошь и текстиль, загрязненный ЛКМ |
Количественные параметры - показатели воздействий на окружающую среду могут быть получены путем выполнения непосредственных измерений количества каждого из загрязняющих веществ.
В качестве основных источников исходных данных для выявления экологических аспектов и количественных характеристик их воздействий на ОС могут быть:
1. Результаты инвентаризации источников выбросов в атмосферный воздух.
2. Данные экологического паспорта природопользователя.
3. Данные государственной статистической отчетности организации (формы - 2 ТП).
4. Сведения о соблюдении требований по охране атмосферного воздуха от загрязнений.
5. Сведения о соблюдении требований по использованию и охране водных ресурсов от загрязнений.
6. Сведения о соблюдении требований по обращению с отходами.
7. Сведения о внесении платежей за загрязнение окружающей среды в Федеральный бюджет и Целевой бюджетный территориальный экологический фонд.
8. Результаты контроля за содержанием вредных веществ в выбросах, сбросах и за работой очистных сооружений, выполняемого имеющимися на предприятиях или привлекаемыми на договорной основе аккредитованными лабораториями.
9. Наличие сооружений, систем и средств очистки с необходимой документацией на них.
10. Наличие плана мероприятий по предотвращению возможных аварийных и залповых выбросов (в технологических регламентах, инструкциях).
11. Результаты обследований предприятия (территории), проводимые в различных целях.
12. Данные результатов контроля и мониторинга параметров качества окружающей среды - воздуха, воды, почвогрунтов в зоне ответственности организации, включая границы этой зоны.
13. Данные аналитического контроля за сбрасываемыми очищенными сточными водами.
14. Параметры, заложенные в разрешениях природоохранных органов на выбросы в атмосферный воздух, сбросы очищенных сточных вод, нормативы образования отходов.
15. Степень соответствия деятельности предприятия нормативам и разрешениям природоохранных органов.
16. Потребление энергии (электрической, тепловой и т.д.) на единицу продукции.
17. Потребление питьевой и технической воды.
18. Инвестиции в охрану окружающей среды.
19. Мнения заинтересованных сторон.
В таблице 3 приведен вариант системы кодирования экологических аспектов.
Таблица 3
Вариант системы кодирования экологических аспектов
Код группы | Наименование группы |
ПВ | Потребление воды |
ПЭ | Потребление энергии |
ПХВ | Потребление химических веществ |
ПС | Потребление сырья |
ХТО | Хранение на территории объекта (сырья, веществ) |
СВ | Сточные воды |
ВА | Выбросы в атмосферу |
РО | Размещение отходов |
РАС | Риск аварийных ситуаций |
ДР | Другие экологические аспекты (локальные) |
В каждой из указанных в таблице группе установлены конкретные ЭА.
Результаты идентификации ЭА заносятся в Реестр ЭА и их показателей.
В приложении 4 приведен вариант формы "Реестр экологических аспектов и их показателей" для регистрации по видам воздействий.
Разработанный Реестр является базой для выявления ЭА наиболее важных по степени их воздействия на окружающую среду.
В качестве критериев при оценке важности ЭА часто используют числовые значения показателей воздействия на окружающую среду. При идентификации важных ЭА можно установить следующие степени воздействия, которые ранжируются по количественным характеристикам показателей воздействий:
- низкая степень;
- средняя степень;
- высокая степень.
В этом варианте идентификации экологические аспекты относятся к важным, если степень их воздействия на окружающую среду оценивается как высокая.
Порядок определения важности ЭА процесса промывки оборудования при производстве и применении ЛКМ приведен в таблице 4.
Ранжирование показателей ЭА осуществляется по данным Реестра ЭА, полученным в результате экологического контроля.
Для оценки ЭА деятельности предприятия применяется метод, получивший название "ABC-анализ". Метод базируется на экспертных оценках и применяется для ранжирования ЭА по степени их важности, используется для оценки воздействий на окружающую среду всего предприятия, отдельных производственных и технологических процессов, операций или деятельности производственных подразделений.
Оценка производится по трем обобщенным показателям - А, В и С. Характеристики каждого показателя приведены в таблице. Выбор показателей и их числовых значений определяются экспертным путем. Эти значения соответствуют буквенным обозначениям - показателю А соответствует 10; В - 5 и С - 1. Полученные этим способом показатели перемножаются и дают количественное значение совокупной оценки, по величине которой можно судить о важности экологического аспекта по степени его воздействия на окружающую среду.
На основе Реестра важных ЭА устанавливают целевые экологические показатели. Поэтому целесообразно, чтобы метод идентификации важных ЭА позволял оценивать их значимость с учетом числовых показателей, надежность которых определяется возможностью измерения.
По результатам идентификации разрабатывается Реестр важных ЭА, в который заносятся показатели их воздействий.
Таблица 4
Порядок определения важности экологических аспектов процесса
промывки оборудования при производстве и применении ЛКМ
Процесс /продукция/ услуга |
Выход/ Вход |
Аспект | Воздействие | Наблюде- ние |
Вероят- ность появле- ния |
Степень опасно- сти |
Возмож- ность устра- нения |
Сово- купный резу- льтат |
Значимость* |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Смесь растворителей |
Вход | Возможность сброса (при промывке) |
Загрязнение воздуха, увеличение отходов |
Авария | В | В | С | Не значительный |
|
5 | 5 | 1 | 25 | ||||||
Промывка и зачистка |
Выход | Выброс ЗВ, образование |
Загрязнение воздуха, почвы, |
Авария | В | А | С | Значительный | |
5 | 10 | 1 | 50 | ||||||
Выброс ЗВ в атмосферу |
Загрязнение воздуха |
Штатный | В | В | В | Весьма значительный |
|||
10 | 5 | 5 | 250 | ||||||
Образование отходов |
Увеличение количества |
А | А | В | Весьма значительный |
||||
10 | 10 | 5 | 500 | ||||||
Возможность сброса в сточные воды |
Загрязнение воды, потребление ресурсов |
В | В | В | Значительный | ||||
5 | 5 | 5 | 125 | ||||||
Повторное использование |
Уменьшение отходов |
В | В | В | Весьма значительный |
||||
5 | 5 | 5 | 125 | ||||||
Замывочная смесь |
Выход | Возможность сброса |
Загрязнение воздуха, почвы, |
Авария | В | А | С | Значительный | |
5 | 10 | 1 | 50 | ||||||
Переработка | Уменьшение количества |
Штатный | В | В | В | Значительный | |||
5 | 5 | 5 | 125 | ||||||
Пастообразный шлам |
Выход | Возможность несанкциониро- ванного |
Загрязнение почвы, воды, воздуха |
Уборка, ремонт |
В | В | С | Незначитель- ный |
|
5 | 5 | 1 | 25 |
*
Вероятность появления Степень опасности Возможность устранения Обсуждение результатов А (10) большая А (13) Серьезные последствия А (10) Отсутствует Больше 125 Очень значимые В (5) средняя Большое количество В (5) Существуют от 50 до значимые редко отходов и загрязнений технические 125 окружающей среды решения, однако не реализованы С (1) отсутствует В (5) Средние последствия С (1) Имеется Менее 50 Не возможность значимые С (1) Малые последствия |
5. Планирование, целевые показатели
Элементы СУОС, связанные с планированием, включают:
- идентификацию экологических аспектов и оценку воздействий на окружающую среду;
- требования законодательных актов;
- экологическую политику;
- внутренние критерии экологической эффективности;
- целевые и плановые экологические показатели;
- планы действий, связанные с охраной окружающей среды и программы.
Экологические цели устанавливаются обычно на период от одного года до нескольких лет, а на более короткий срок - оперативные цели, достижение которых должно осуществляться незамедлительно. Потребность в постановке таких целей возникает в чрезвычайных (аварийных) ситуациях.
Руководство предприятия проводит анализ состояния воздействий на окружающую среду через запланированные интервалы времени для обеспечения соответствия деятельности предприятия природоохранным требованиям.
Для реализации экологической политики предприятие устанавливает целевые экологические показатели. В концепции стандартов ИСО серии 14000 целевые экологические показатели выступают в виде целей (целевых установок), т.е. того, что предлагается достигнуть.
Для целевых показателей устанавливаются измеряемые характеристики, количественным выражением которых следует считать предельно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты; временно согласованные выбросы и сбросы ЗВ в атмосферу и в водные объекты; лимиты образования и размещения отходов; количество повторно использованного замывочного растворителя (% к общему количеству); расход воды для обеспечения работ по окрашиванию изделий; удельное образование отходов (на тонну использованных ЛКМ).
Достижение целевых экологических показателей могут определять следующие величины:
- количество использованных материалов, ресурсов;
- количество выбросов ЗВ;
- количество отклонений в сторону превышения установленных пределов, экологических аварий;
- утилизированные отходы в %;
- количество специфических загрязняющих веществ;
- капиталовложения в охрану ОС;
- изменение количества отходов, загрязнителей по отношению к капиталовложениям в чистые технологии и совершенствование производства;
- количество выбрасываемого загрязнителя на единицу торгового оборота;
- количество выбросов, исключенных путем замены материала.
Разработанный Реестр важных ЭА обосновывает цели и целевые экологические показатели. Имея Реестр важных ЭА, предприятие выбирает показатели, на которые оно предположительно может влиять.
Имея полную информацию об ЭА и их воздействиях на окружающую среду, предприятие обоснованно устанавливает свои целевые экологические показатели, достижение которых позволит в данный период времени получить максимальные результаты при минимальных затратах.
Установленные целевые экологические показатели (цели) необходимо оформить в виде самостоятельного документа, утвержденного руководителем предприятия. Вариант формы документа представлен в приложении 5.
Документально оформленные целевые показатели являются общими показателями экологической эффективности, взаимосвязанными с обязательствами экологической политики.
После установления целевых показателей для достижения их в заданные сроки, устанавливаются плановые экологические показатели, которые должны быть конкретными и измеряемыми.
Схематично процесс обоснования целевых и плановых экологических показателей (целей и задач) в СУОС в их взаимосвязи с экологической политикой показан на рисунке 4.
Целевые экологические показатели (экологические цели формулируются руководителем экологической службы предприятия, рассматриваются специальным представителем руководства и выносятся на обсуждение. Координационного Совета предприятия. Решение Координационного Совета о принятии целевых экологических показателей оформляется протоколом и утверждается руководителем предприятия.
/-----------------\ /---------------\ /-------------------\
| Требования | | Экологическая | | Мнения |
| законодательных |----| политика |----| заинтересованных |
| актов | | | | сторон |
\-----------------/ \---------------/ \-------------------/
/-------------------------------------------------------\
| | |
/---------------\ /-------------\ /--------------\ /---------------\
| Экологические | | Важные | | Целевые | | Плановые |
| аспекты |---|экологические|---|экологические |--| экологические |
| | | аспекты | | показатели | | показатели |
\---------------/ \-------------/ \--------------/ \---------------/
Рис. 4. Процесс обоснования целевых я плановых экологических показателей
Числовые значения целевых и плановых экологических показателей представляют собой измеряемые характеристики экологической эффективности СУОС. Это означает, что они выступают в роли критериев экологической эффективности.
В рамках общего планирования своей деятельности на предприятии разрабатывается программа экологического менеджмента, направленная на достижение всех своих целевых экологических показателей. В программе отражаются распределение ответственности за достижение целевых и плановых экологических показателей, привлекаемые для их достижения ресурсы и сроки, в которые они должны быть достигнуты, описывается, каким образом будут достигнуты целевые и плановые экологические показатели предприятия.
Вариант формы программы экологического менеджмента представлен в таблице 5.
Таблица 5
Программа СУОС (вариант формы)
Заяв- ление эко- логи- чес- кой поли- тики |
Экологи- ческий аспект и целевой экологи- ческий показа- тель |
Мероп- риятия |
Срок достижения целевого экологичес- кого показателя (выполнения мероприятия ) |
Ответст- венный за выполне- ние |
Средства на выполне- ние мероприя- тия, тыс.руб. |
Ожидаемый экономи- ческий или экологи- ческий эффект |
Отметка о выпол- нении |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Программа экологического менеджмента детализируется в отдельных планах мероприятий, направленных на реализацию экологической политики. Наиболее важным является план достижения целевых экологических показателей, вариант формы которого приведен в таблице 6.
Таблица 6
План достижения целевых экологических показателей (вариант формы)
Целевой экологичес- кий показатель |
Плановый экологичес- кий показатель |
Мероп- риятие |
Срок выпол- нения |
Ответствен- ный за выполнение |
Необходи- мые ресурсы |
Отметка о выполне- нии |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
6. Структура СУОС
При внедрении СУОС разрабатывается и устанавливается структура построения системы с распределением ответственности.
Вариант общей структуры построения СУОС предприятия представлен на рисунке 5.
Вариант общей структуры построения СУОС предприятия
/---------------------------------------\
| Распоряжение, приказ руководства |
| организации на разработку документа |
\---------------------------------------/
|
/---------------------------------------\
| Подготовка и анализ материалов, |
| необходимых для разработки документа |
\---------------------------------------/
|
/---------------------------------------\
| Разработка документа |----\
\---------------------------------------/ |
| |
/---------------------------------------\ |
| Проверка документации на адекватность | |
\---------------------------------------/ |
| |
/---------------------------------------\ |
| Есть несоответствия? |----/
\---------------------------------------/
|
/---------------------------------------\
| Согласование с заинтересованными |
| службами и подразделениями |
\---------------------------------------/
|
/---------------------------------------\
| Согласован? |----\
\---------------------------------------/ |
|
/------------------------/
|
/---------------------------------------\
| Утверждение документа |
\---------------------------------------/
Рис. 5. Схема общей структуры построения СУОС
СУОС включает в себя документированные внутренние процедуры взаимоотношений, обязанности, права и ответственность высшего руководства, руководителей и персонала структурных подразделений за разработку и поддержание в рабочем состоянии СУОС, повышение эффективности деятельности предприятия по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.
Фрагмент варианта матрицы распределения ответственности и взаимодействия персонала на предприятии в качестве варианта документа представлен в приложении 6.
7. Обучение руководящего состава
Принимая решение о создании на предприятии СУОС, руководство предприятия организует предварительное обучение руководящего состава и руководителей среднего звена.
К проведению занятий в ходе предварительного обучения привлекаются специалисты консалтинговой организации или прошедшие специальное обучение специалисты предприятия. В дальнейшем занятия с персоналом предприятия могут быть проведены руководителями подразделений.
Контроль за выполнением плана повышения квалификации и обучения персонала осуществляется службой кадров предприятия.
Документы о повышении квалификации и обучения регистрируются в Журнале учета обучения и повышения квалификации.
8. Документация системы управления окружающей средой
Функционирование СУОС должно быть документально оформлено.
Предприятие определяет различные виды документов, которые эффективным образом устанавливают и описывают процессы функционирования и контроля системы, а также процедуры управления операциями.
Каждый документ СУОС имеет соответствующее наименование, условное обозначение и код, позволяющий установить его принадлежность к определенному элементу (части) системы.
Все документы актуализируются, т.е. в них необходимо своевременно отражать все изменения в стандартах ИСО серии 14000, а также изменения, связанные с условиями функционирования СУОС предприятия (например, с изменениями в законодательстве и др.).
Предприятиям, внедряющим СУОС, рекомендуется разработать Руководство по экологическому менеджменту.
Руководство по экологическому менеджменту представляет собой нормативно-методический документ, определяющий методическую базу для проведения работ по обеспечению экологической безопасности и экологическому менеджменту.
Основные процедуры СУОС устанавливаются в самостоятельных документах. Допускается оформлять отдельные процедуры в Руководстве по экологическому менеджменту предприятия.
В качестве примера предлагается следующий вариант структуры Руководства по СУОС:
1. Общая характеристика предприятия, включая:
- наименование;
- форму собственности;
- реквизиты предприятия;
- область деятельности;
- вид и годовой объем выпускаемой продукции;
- потребляемые сырьевые материалы (состав, количество);
- используемые комплектующие;
- годовое потребление электроэнергии, топливных ресурсов и др.;
- структуру организации.
2. Экологические аспекты деятельности предприятия:
а) производственной деятельности:
- состав и объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (желательно удельные величины, например, на единицу продукции);
- состав примесей и объем очищенных сточных вод;
- состав и объем твердых отходов, другие вопросы управления отходами;
- характеристики физических воздействий;
- возможные источники пожаро- и взрывоопасности;
- возможные производственные аварии, характер и уровень их воздействия на окружающую среду.
б) выпускаемой продукции:
- качественные и количественные характеристики воздействия на окружающую среду на стадиях жизненного цикла (производство, поставка, транспортирование, хранение, применение и утилизация).
3. Исторические данные по территории размещения промышленной площадки. Климатические и географические показатели места размещения предприятия. Границы санитарно-защитной зоны и т.п.
4. Фоновое состояние окружающей среды, включая оценку воздействия соседних предприятий. Близость жилой застройки. Наличие охраняемых природных территорий в районе расположения предприятия.
5. Обеспечение выполнения требований к СУОС.
Этот раздел оформляется в соответствии со структурой раздела 4 ГОСТ Р ИСО 14001.
6. Управление Руководством по СУОС и определение рассылки.
7. Приложения.
Этот раздел может включать текст экологической политики предприятия, перечень руководящих документов с указанием их соответствия стандарту, структуру предприятия и структуру СУОС.
Вся документация СУОС условно подразделяется на внутреннюю и внешнюю.
К внутренней документации относятся документы, разрабатываемые в СУОС.
К внешней документации СУОС относятся:
- природоохранные законодательные акты и другие нормативные документы, связанные с природоохранной деятельностью и рациональным использованием природных ресурсов;
- стандарты ИСО серии 14000;
- общие и специальные технические регламенты;
- национальные стандарты, связанные с природоохранной деятельностью;
- разрешения, предписания, распоряжения и т.п. надзорных органов;
- документы методического характера;
- обращения других заинтересованных сторон.
Разработанная документация может изменять свои форму и содержание, а также количество документированных процедур.
9. Управление документацией
Ответственность за координацию работ по управлению документацией несет специальный представитель руководства по СУОС.
Ответственность за управление документацией в подразделениях несут лица, назначенные руководителем приказом по предприятию.
Ответственность и взаимодействие при управлении документацией предприятия устанавливаются в одном из руководящих документов, для наглядности могут быть оформлены в виде матрицы. Вариант показан в таблице 6.
Процедуры разработки и управления документацией устанавливаются для каждого вида документов:
- экологическая политика предприятия;
- Руководство по экологическому менеджменту;
- Руководящие документы предприятия (СТП, документированные процедуры и др.);
- внешние и внутренние распорядительные документы;
- нормативная и техническая документация;
- инструкции (производственные, должностные, по охране труда и т.п.);
- положения о структурных подразделениях.
Таблица 6
Матрица распределения ответственности и взаимодействия при управлении документацией
Наименование операции | Наименование подразделения, должностного лица | |||||||||
Генера- льный дирек- тор |
Спец. предс- тави- тель руко- водст- ва |
Зам.ге- нераль- ного директо- ра по направ- лениям |
Началь- ник техно- логиче- ского отдела |
Руко- води- тели подра- зделе- ний |
Подраз- делени- е-раз- работ- чик |
Ответст- венные за управле- ние докумен- тацией в подразде- лении |
Секре- тарь- делоп- роизво- дитель |
Отдел охраны труда и пром. безопа- сности |
Служба кадров |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Управление Экологической политикой |
О | В | У | У | У | У | У | И | И | И |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Управление руководством по СУОС |
И | О | У | У | У | В | И | И | И | И |
Управление стандартами предприятия |
О | У | У | В | У | У | И | И | И | И |
Управление внешними и внутренними распорядительными документами |
О | В | В | У | У | У | У | И | И | И |
Управление нормативной и технической документацией |
И | И | И | О | В | У | У | И | И | И |
Управление производственными инструкциями |
И | О | У | У | У | У | У | У | У | У |
Управление инструкциями по охране труда |
И | В | У | В | У | У | И | И | О | И |
Управление положениями о подразделениях и должностными инструкциями |
О | У | У | В | В | В | У | И | У | В |
О - отвечает; В - выполняет; У - участвует; И - информируется
В обобщенном виде процедура разработки документов СУОС представлена рисунке 6.
Порядок разработки документа СУОС
/----------------------------------------\
| Распоряжение, приказ руководства |
| организации на разработку документа |
\----------------------------------------/
|
/----------------------------------------\
| Подготовка и анализ материалов, |
| необходимых для разработки документа |
\----------------------------------------/
|
/----------------------------------------\
| Разработка документа |------\
\----------------------------------------/ |
| |
/----------------------------------------\ |
| Проверка документации на адекватность | |
\----------------------------------------/ |
| |
/----------------------------------------\ |
| Есть несоответствия? |------/
\----------------------------------------/
|
/----------------------------------------\
| Согласование с заинтересованными |
| службами и подразделениями |
\----------------------------------------/
|
/----------------------------------\
| Согласован? |------------\
\----------------------------------/ |
| |
/----------------------------------\ |
| Утверждение документа |---------/
\----------------------------------/
Рис. 6. Процедура разработки документов СУОС
Разработка документации СУОС производится в соответствии с планами и графиками выполнения работ на основании распоряжений и приказов руководства ответственными лицами в установленные сроки. Предварительно проводится сбор, обобщение и анализ материалов, необходимых для разработки документа. К таким материалам следует отнести: нормативные и законодательные акты, технологические регламенты, стандарты, аналогичные документы других предприятий и организаций данной отрасли, имеющих внедренные СУОС.
Согласование документа по вопросам распределения ответственности и взаимодействия в выполнении той или иной процедуры производится разработчиком с руководителями заинтересованных подразделений и служб.
Документы утверждаются руководителем предприятия или другими ответственными лицами в зависимости от статуса документа.
Каждый разработанный документ регистрируется в соответствующем перечне, разрабатываемом по каждому виду документации, например, по стандартам предприятия.
Пример формы перечня документов, действующих в организации приведен в приложении 7.
Идентификация документации осуществляется путем указания номера экземпляра на титульном или первом листе документа, а также надписью (штампом) "Контрольный" на подлиннике документа, полученном от разработчика.
Изъятие устаревших (отмененных) документов обеспечивается путем предоставления последних ответственному за управление документацией. Документация, предназначенная для изъятия, уничтожается ответственным за управление отдельными видами документов. "Контрольный" экземпляр, оставленный для юридических или справочных целей, идентифицируется надписью "Аннулирован".
Процедуры управления различными видами документации строятся на общих принципах, установленных в Руководстве по экологическому менеджменту предприятия в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14001, и конкретизируются в соответствии с их спецификой для каждого вида документации.
Процедура управления внешними документами в основном соответствует управлению внутренними документами, но имеет некоторую специфику, определяемую происхождением этих документов и их видом.
Получаемые стандарты копируются в необходимом количестве экземпляров, маркируются штампом "Учтенный экземпляр N _______" с указанием номера копии и выдаются подразделениям под расписку в журнале регистрации.
Экземпляры стандартов, маркированные штампом "Контрольный экземпляр", помещают в специальные папки. При получении информации об изменениях в стандартах представитель экологической службы в 5-дневный срок изымает из обращения все учтенные копии документов, проводит изменения и возвращает их пользователям. Внесение изменений в стандарты до получения новой версии может производиться путем вклейки извещения об изменении в документ или на отдельный лист, прилагаемый к документу. Все изменения, внесенные в стандарты, регистрируются в специальном журнале.
Формы Извещений об изменении и Журнала учета изменений представлены в приложениях 8, 9.
Внешние документы методического характера включают методические рекомендации, инструкции и методики, относящиеся к различным аспектам природоохранной деятельности и разрабатываемые различными государственными органами, ответственными за охрану окружающей среды.
Регистрацию, формирование фонда и обеспечение методическими документами всех заинтересованных в них подразделений осуществляет экологическая служба предприятия.
Ответственность за управление внешней документацией на предприятии в целом возлагается на специального представителя, в подразделениях - на их руководителей.
Процедуры управления внешними и внутренними распорядительными документами устанавливает ответственность, например, секретаря или делопроизводителя за учет, хранение, рассылку и контроль сроков исполнения.
Все приказы и распоряжения регистрируются в Журнале приказов и распоряжений секретарем или делопроизводителем. Вариант формы такого журнала представлен в приложении 10.
Копии внутренних распорядительных документов регистрируются в Журнале входящей информации и хранятся в подразделениях, где работают лица, назначенные руководителем предприятия для их исполнения (приложение 11).
Планы, графики, программы, предусматривающие взаимодействие структурных подразделений, перечни документации разрабатываются и согласовываются руководителями, на которых возложена ответственность за подготовку данных документов, утверждаются руководителем предприятия.
Ответственный за управление документацией в подразделении-разработчике делает копии документов, необходимые для обеспечения всех подразделений, которым поручено выполнение пунктов планов, графиков, программ. Каждому экземпляру документа ответственный за управление документацией присваивает свой номер. Он же направляет учтенные экземпляры вместе с листом регистрации изменений руководителям служб и подразделений предприятия согласно ведомости рассылки.
Обеспечение персонала подразделений нормативной и технической документацией осуществляется по заявкам подразделений. Вариант формы заявки на документацию показан в приложении 12.
Результаты проверки регистрируются в Журнале проверки документации, вариант формы такого журнала приведен в приложении 13.
Места хранения основных документов указаны в таблице 7.
Таблица 7
Места расположения основных документов СУОС
N пп |
Обозначение | Наименование | Подразделение хранения контрольного экземпляра |
Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Руководство по СУОС |
Экологическая служба |
||
2 | Документированные процедуры (Приложение 26) |
Экологическая служба |
По принадлежности |
|
3 | Приложение 1 | Отчет по результатам предварительной оценки |
Экологическая служба |
|
4 | Приложение 2 | Экологическая политика |
Все подразделения | |
5 | Приложение 3 | Реестр законодательных актов и основных нормативно-право- вых и распорядительных документов, действующих в СУОС (внешние документы) |
Экологическая служба |
|
6 | Приложение 4 | Реестр экологических аспектов и их показателей |
Экологическая служба |
В подразделениях по принадлежности |
7 | Реестр важных экологических аспектов и их показателей |
Экологическая служба |
В подразделениях по принадлежности |
|
8 | Приложение 5 | Целевые экологические показатели на год |
Экологическая служба |
В подразделениях по принадлежности |
9 | Приложение 6 | Программа экологического менеджмента |
Экологическая служба |
|
10 | Приложение 7 | План достижения целевых экологических показателей |
Экологическая служба |
В подразделениях |
11 | Приложение 8 | План работы Координационного Совета на год |
Секретарь КС | |
12 | Приложение 9 | Перечень документов и записей работы Координационного Совета |
Секретарь КС | |
13 | Протоколы заседаний координационного Совета |
Секретарь КС | ||
14 | Приложение 10 | Матрица распределения ответственности и взаимодействия в СУОС |
В руководстве по СУОС |
|
15 | Приложение 11 | План обучения, подготовки и повышения квалификации персонала на год |
Служба кадров | |
16 | Приложение 12 | Журнал учета обучения и повышения квалификации |
Служба кадров | |
17 | Приложение 13 | Перечень документации СУОС |
Экологическая служба Делопроизводство |
|
18 | Приложение 14 | Извещение об изменении в документе |
Делопроизводство | |
19 | Приложение 15 | Журнал учета изменений |
Делопроизводство | |
20 | Приложение 16 | Журнал приказов и распоряжений |
Делопроизводство | В подразделениях |
21 | Приложение 17 | Журнал входящей информации |
Делопроизводство | В подразделениях |
22 | Приложение 18 | Заявки на документацию |
Делопроизводство, подразделения |
|
23 | Приложение 19 | Журнал проверки документации |
Экологическая служба Делопроизводство |
|
24 | Приложение 20 | Перечень зарегистрирован- ных данных |
Экологическая служба |
В соответствую- щих подразделениях |
25 | Приложение 21 | Программа аудитов СУОС на год |
Экологическая служба |
|
26 | Приложение 22 | Планы аудитов СУОС |
Экологическая служба |
|
27 | Приложение 23 | Лист регистрации несоответствий |
Экологическая служба |
В подразделениях |
28 | Приложение 24 | Отчеты о результатах аудитов СУОС |
Экологическая служба |
|
29 | Приложение 25 | План ликвидации последствий аварийных ситуаций |
Отдел охраны труда и промышленной безопасности |
В подразделениях |
30 | Положение об аудиторской группе |
Аудиторская группа |
||
31 | Приказы и распоряжения (Приложение 26) |
Делопроизводство и по принадлежности |
10. Мониторинг и измерения
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры регулярного мониторинга и измерения характеристик видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду.
Процедуры регулярного мониторинга и измерений основных характеристик операций и видов деятельности, оказывающих значительное воздействие на ОС, включают:
- мониторинг информации, поученной в процессе осуществления производственного экологического контроля природоохранной деятельности организации;
- мониторинг и измерение количественного содержания загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду при выполнении основных операций и вспомогательных процессов, путем проведения систематического производственного эколого-аналитического контроля источников загрязняющих веществ.
Важным аспектом обеспечения выполнения процедур мониторинга и измерений является деятельность по управлению контрольным, измерительным и вспомогательным оборудованием, которая регламентируется законом РФ "Об обеспечении единства измерений". На предприятии должен быть разработан Сводный перечень контрольного, измерительного и вспомогательного оборудования. Целью такого управления является обеспечение установленных в нормативной и технической документации норм точности результатов контроля и измерений.
11. Зарегистрированные данные (записи). Управление зарегистрированными данными (записями)
На предприятии устанавливаются и поддерживаются в рабочем состоянии процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных об окружающей среде, включающие сведения об обучении, результатах аудитов и проведенных анализов.
Зарегистрированные данные носят фактологический характер, не подлежат изменениям и должны охватывать:
- информацию о применяемых на предприятии природоохранных законодательных актах или других требованиях;
- записи о жалобах, обращениях и последующих действиях;
- информацию о процессах, осуществляемых на предприятии;
- протоколы поверок, проверок, а также технического состояния, обслуживания оборудования, приборов, машин и механизмов;
- информацию о подготовленности к аварийным ситуациям и реагированию на них;
- разрешения, нормативы, лимиты и т.п., выдаваемые природоохранными органами;
- реестры экологических аспектов и показателей их воздействий на окружающую среду;
- информацию по экологической подготовке, обучению и повышению квалификации персонала;
- данные мониторинга состояния окружающей среды в районе расположения предприятия;
- подробности, касающиеся несоответствий: происшествия, случайности и реагирование на них;
- данные о составе и характеристиках продукции, поставщиках и подрядчиках;
- результаты аудитов и анализа СУОС со стороны руководства.
Ответственность за управление регистрацией данных СУОС несет специальный представитель руководства. Ответственность за своевременность и регулярность сбора данных системы несут руководители подразделений, которые являются источниками получения данных.
Все документы, содержащие зарегистрированные данные, целесообразно свести в единый Перечень по установленной форме. Вариант формы Перечня данных СЭМ представлен в приложении 14.
Ответственность за ведение Перечня зарегистрированных данных несет руководитель экологической службы. Ответственность за учет, хранение и регистрацию, ведение Перечня данных в подразделениях несут назначенные приказом по предприятию ответственные за управление документацией в подразделениях.
Идентификация зарегистрированных данных обеспечивается наименованием, номером, датой заполнения, подписями заполнивших и утвердивших их лиц.
Изъятие из обращения и уничтожение устаревших зарегистрированных данных осуществляется ответственными за управление документацией на основании установленных сроков хранения данных, адресов направления их в подразделения и количества экземпляров, указанных в Перечне зарегистрированных данных СУОС.
12. Аудит системы управления окружающей средой
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии программу и процедуры периодических аудитов системы экологического менеджмента.
Аудит - систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.
Критерии аудита - совокупность экологической политики, процедур или требований.
Критерии аудита используют для сопоставления с ними свидетельств аудита. Например, сопоставления установленных в разрешениях нормативов природопользования с фактическими данными, или сопоставления значений достигнутых целевых экологических показателей с запланированными.
Внутренний аудит проводится обычно самой организацией (или от ее имени) для внутренних целей и может служить основанием для самооценки и декларации о соответствии.
Аудит СУОС заключается в проверке и получении непредвзятых свидетельств деятельности в системе, ее результативности с тем, чтобы определить и зафиксировать степень соответствия установленным требованиям.
Основные задачи аудиторских проверок СУОС:
- подтверждение соответствия требованиям внутренних документов системы и ГОСТ Р ИСР 14001;
- подтверждение соответствия фактических экологических показателей целевым и плановым;
- подтверждение соблюдения экологических нормативов и норм;
- проведение анализа обнаруженных несоответствий;
- подтверждение устранения обнаруженных несоответствий и выполнение корректирующих действий;
- определение рисков, связанных с несоблюдением установленных требований;
- выявление возможностей для улучшений.
Предприятие, создающее СУОС, формирует службу внутреннего аудита.
Деятельность службы внутреннего аудита эффективна при условии, если ее результаты будут способствовать непрерывному улучшению и как следствие этого - улучшению природоохранной деятельности.
Внутренний аудит строится на ряде организационных принципов: единообразие, системность, документированность, предупредительность, регулярность, независимость и открытость.
Деятельность службы внутреннего аудита осуществляется на плановой основе.
Организационной базой служит программа аудита - совокупность нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени, например, на год, и направленных на достижение конкретной цели. Программа аудита включает деятельность, необходимую для планирования, организации и проведения аудита.
Вариант формы годовой программы внутренних аудитов представлен в приложении 15.
Вариант аудиторской проверки планируется на основе годовой программы аудита. Вариант формы плана представлен в приложении 16.
Выявленные в ходе аудита несоответствия фиксируются в протоколах регистрации несоответствий, которые являются приложениями к отчету по внутреннему аудиту (варианты форм протокола регистрации несоответствий и отчета представлены в приложениях 17, 18).
13. Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них
Подготовленность к аварийным ситуациям, реагированию на них играет большую роль в эффективности функционирования СУОС и обеспечивается определением (идентификацией) потенциально опасных объектов, процессов, операций, рабочих участков и т.п. Для каждого из идентифицированных объектов должны быть определены возможные причины, масштабы и сценарии развития прогнозируемых аварий, а также планы мероприятий, процедуры действий по реагированию на них.
Цель таких документов - обеспечение соответствующей реакции на неожиданные и случайные ситуации.
Руководители подразделений разрабатывают планы по предотвращению аварийных ситуаций, ликвидации их последствий.
Используемые при этом соответствующие методы контроля и управления операциями должны учитывать:
- аварийные выбросы в атмосферный воздух;
- аварийные сбросы в воду и почву;
- эффекты воздействия аварий на окружающую среду и экосистемы (например, загазованность прилегающей к предприятию территории вследствие розлива растворителей, распространение продуктов горения химических веществ в случае пожара).
Процедуры идентификации аварийных ситуаций и реагирования на них документируются, а соответствующая деятельность планируется.
Вариант возможных аварийных ситуаций и планирования действий персонала по ликвидации последствий на лакокрасочных предприятиях представлен в приложении 19.
Возможные причины аварий устанавливаются путем анализа последствий ошибок персонала при выполнении технологических операций и возможных последствий отказов, неисправностей оборудования, несоблюдения требований и правил промышленной безопасности, установленных нормативными актами, техническими документами, применяемыми в производственной деятельности на основных производственных участках предприятия.
Повышение промышленной безопасности, снижение рисков возникновения возможных аварийных ситуаций обеспечивается внедрением систем управления охраной труда в соответствии с ГОСТ Р 12.0.006-2002 (OHSAS 18001-99).
14. Механизм и практика действия системы управления окружающей средой
1. Предварительное обучение высшего руководства и ведущих специалистов.
2. Предварительная оценка (аудит).
Целесообразно поручить компетентной организации (органу по сертификации систем менеджмента охраны окружающей среды).
На этом этапе оценивается реальное состояние предприятия, выявляются значимые экологические аспекты его деятельности, определяется "уровень несоответствия" требованиям ИСО 14001 и законодательным требованиям.
После ознакомления руководства, специалистов с требованиями ИСО 14001 и предварительной оценки экологического состояния предприятия можно приступать к разработке системы менеджмента охраны окружающей среды.
3. Экологическая политика (стратегические цели, приоритеты).
Ответственность за определение и реализацию Экологической политики несет высшее руководство.
Экологическая политика должна:
- соответствовать характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности организации, ее продукции или услуг;
- включать обязательство в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения;
- включать обязательство в отношении соответствия надлежащему природоохранному законодательству и регламентам, а также другим требованиям, которые распространяются на организацию;
- создавать основы для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа;
- быть документально оформленной, доведенной до сведения персонала организации и понятной ему;
- периодически анализироваться на пригодность;
- быть доступной общественности.
В Экологической политике высшее руководство должно подтвердить свою приверженность делу охраны окружающей среды и обеспечивать адекватными ресурсами достижение поставленных целей.
4. Планирование.
Цель планирования - создание условий для реализации Экологической политики.
Для разработки плана следует предпринять следующие действия:
- идентифицировать экологические аспекты, оценить их воздействие на окружающую среду;
- идентифицировать требования законодательных актов и другие требования, распространяющиеся на предприятие;
- разработать целевые и плановые экологические показатели;
- разработать программу охраны окружающей среды.
При планировании необходимо установить систему приоритетов и очередность выполнения задач в соответствии с остротой проблем.
Программа охраны окружающей среды должна предусматривать ресурсы для их выполнения и периодически пересматриваться. После достижения очередного результата и планирования нового необходимо оценивать, насколько изменились требования, экономические возможности предприятия, ресурсы и др.
5. Внедрение и функционирование системы менеджмента охраны окружающей среды.
При этом предусматривается:
- распределение обязанностей;
- обеспечение необходимыми ресурсами;
- обеспечение согласованного участия всех работников организации;
- повышение уровня компетентности персонала;
- установление и поддержание в рабочем состоянии внутренних и внешних связей;
- документирование системы и управление документацией;
- обеспечение управления операциями (процессами);
- обеспечение готовности к аварийным ситуациям.
6. Проведение проверок и корректирующие действия.
Необходимо подтверждать результативность системы, проводить мониторинг и соответствующие измерения.
Места проведения проверок и сроки включаются в планы проверок. Измерительные средства подвергаются контролю и проверкам. В системе предусматриваются корректирующие и предупреждающие действия, пропорциональные важности проблем, соразмерные выявленным воздействиям на окружающую среду. Все несоответствия должны быть идентифицированы и зарегистрированы. Необходимо определить круг лиц, обладающих полномочиями и несущих ответственность за работу с несоответствиями. Могут быть приняты решения:
- остановить производственный процесс;
- предпринять действия по устранению несоответствий;
- получить особые разрешения у соответствующих региональных служб;
- оповестить местные власти (при аварийных случаях);
- ввести в действие аварийный план;
- ввести в действие корректирующие мероприятия по конкретным несоответствиям.
Каждое принятое решение регистрируется.
7. Все виды регистрации должны заноситься в реестр "Регистрация данных по вопросам охраны окружающей среды" с конкретными сведениями по каждому внесенному в реестр документу.
8. Периодическое проведение внутренних аудитов в соответствии с ГОСТ Р ИСО 19011-2003.
9. Анализ со стороны руководства.
Периодически руководство анализирует СУОС.
В общем виде порядок создания системы управления окружающей средой представлен на рис. 7, 8, 9.
Порядок создания системы управления окружающей средой предприятия
Анализ текущего состояния воздействия деятельности предприятия на окружающую среду /---------------\ /---------------\ /-----------------\ | Соответствие | | Изучение всех | |Сбор, обобщение и| |природоохранной| | существующих | | анализ | | деятельности | | методов и | | информации, | | требованиям | | процедур | | поступившей или | |законодательных| | управления | |получаемой после | |актов и# | | окружающей | | исследований | | | | средой | | предшествующих# | | | \---------------/ | | \---------------/ | \-----------------/ | | | /-------------------------------------\ | | | Выявление и определение наиболее | | \-----| значимых экологических аспектов |---/ | деятельности предприятия | |
/------------------------------------------------\
| Установление целевых |
| экологических показателей |
\------------------------------------------------/
/------------------------------------------------\
| Формирование экологической |
| политики предприятия |
\------------------------------------------------/
/-----------------------------------------------------------------------\
| Планирование мероприятий по реализации |
| экологической политики |
| |
| /-----------------------------------\ |
| | Установление плановых | |
| /--| экологических показателей |--\ |
| | \-----------------------------------/ | |
| |
| /-----------------\ /----------------\ /----------------\ |
| | Планирование | | Обеспечение | | Определение | |
| | мероприятий | | мероприятий | |ответственности | |
\---| |---| |---| |-------/
\-----------------/ \----------------/ \----------------/
Рис. 7. Порядок создания системы управления окружающей средой
Экологическая политика
/-------------------------------------\
/-------------------------| Документ, утвержденный руководством |
| | предприятия |
| \-------------------------------------/
|
| /-----------------------------\
| /-----------------------|Доведена до всех работников, |
| | | доступна общественности |
/-----------------------------\ | |
| Экологическая политика | \-----------------------------/
| предприятия |
| |
| |
\-----------------------------------------------------------------------\
| | | Кратко описывает обязательства: |
| | | - Соответствия природоохранному |
| | | законодательству; |
/----------------------\ | | - Постоянного улучшения окружающей |
|Является основной для | | |среды и предотвращения ее загрязнения|
| экологического | | \-------------------------------------/
|планирования и анализа| |
\----------------------/ \----------\
|
/----------------------\
| Соответствует |
|характеру, масштабу и |
| воздействиям на |
| окружающую среду |
| деятельности |
| предприятия |
\----------------------/
Рис. 8. Схема экологической политики
Планирование
/-------------------------------\
|Экологические аспекты связаны с|
| рисками предприятия в области |
| экологии |
\-------------------------------/
|
| /-------------------------------\
| |- Идентифицировать аспекты |
/-------------------------------\ | |- Выделить существенные аспекты|
|Экологические аспекты (процессы| | |- Регулярно актуализировать|
|и операции, которые оказывают| | |аспекты |
|воздействие на окружающую|-------| |
|среду) | | |
\-------------------------------/ \-------------------------------/
/-------------------------------\
|- Установить с учетом|
/---------------------------\ |экологических аспектов,|
|Целевые и плановые| |законодательных требований,|
|показатели (цели и задачи) | |требований предприятии я,#|
| | |технологических и финансовых|
| | |возможностей |
| | |- Документировать |
\---------------------------/ \-------------------------------/
/---------------------------\ /-------------------------------\
|Программы управления| |- Установить ответственность за|
|окружающей средой | |выполнение |
| | |- Определить средства и сроки|
| |-----------|выполнения |
| | |- Корректировать для учета|
| | |изменений |
\---------------------------/ \-------------------------------/
Рис. 9. Схема планирования
Процедуры описывают процессы организации, правильный порядок их выполнения. Процедуры дают ответ на следующие вопросы относительно каждого процесса: зачем, кто, когда, где, что, как.
На основании сформулированной комплексной программы предлагается оперативный план создания и внедрения ССУОС#.
1. Высшее руководство предприятия определяет группу специалистов, отвечающих за изучение стандартов серии ИСО 14000 и внедрение положений стандарта в практику деятельности предприятия и принимает решение о разделении функций между персоналом предприятия.
2. Администрация организует обучение специалистов.
3. Ответственные специалисты информируют высшее руководство об основных положениях стандарта и требованиях по его внедрению, сертификации, затратах и выгодах, связанных с деятельностью по экологическому менеджменту.
4. Высшее руководство принимает решение, включая соответствующие обязательства, об организации СУОС на предприятии (либо в одном из подразделений предприятия) и возможности сертификации.
5. Специалисты определяют практические действия, которые необходимо предпринять для построения СУОС. На основании анализа текущей ситуации разрабатывают детальный план-график работ по внедрению системы.
6. Ответственные специалисты представляют результаты анализа и план-график работ высшему руководству, которое выносит решение об обеспечении необходимыми ресурсами.
7. Ответственные специалисты совместно с высшим руководством составляют проект экологической политики и целей предприятия. После утверждения руководством предприятия документ распространяют среди всех заинтересованных сторон.
8. Ответственные специалисты совместно с другими сотрудниками предприятия проводят мероприятия по организации деятельности в области СУОС:
- разрабатывают процедуру для определения экологических аспектов деятельности предприятия;
- определяют экологические аспекты и связанные с ними изменения окружающей среды;
- разрабатывают процедуры для определения законодательных и других экологических требований (включая самостоятельно устанавливаемые требования);
- определяют законодательные и другие экологические требования, соблюдение которых предприятие считает для себя обязательным;
- устанавливают показатели планирования и экологические задачи для каждого приоритетного экологического аспекта деятельности подразделения предприятия;
- определяют структуру СУОС, формулируют основные полномочия и ответственность;
- разрабатывают программу (программы) для достижения установленных начальных экологических целей и задач;
- представляют программу высшему руководству предприятия для согласования;
- разрабатывают другие элементы СУОС, такие как подготовка к действиям и действия в условиях чрезвычайных ситуаций, процедуры и система документооборота, программы информирования, образования и мотивации специалистов и персонала в целом;
- представляют результаты работы высшему руководству для согласования.
9. Деятельность персонала в соответствии с принятой программой.
10. Текущий мониторинг и контроль деятельности, внутренний аудит.
11. Оценка и анализ достигнутых результатов с участием высшего руководства. Для определения результативности управления, функционирования и состояния окружающей среды целесообразно использовать ГОСТ Р ИСО 14031-2001, где приводятся перечни показателей эффективности.
12. Пересмотр и совершенствование при необходимости экологической политики и целей, планирования и организации деятельности.
13. Практическое использование результатов деятельности, демонстрация соответствия положениям стандартов ИСО 14000. Заявка на проведение сертификации СУОС внешним сертифицирующим органом.
Ориентировочно продолжительность этапов создания СУОС указаны в таблице 8.
Таблица 8
Ориентировочные сроки проведения работ по созданию и внедрению СУОС на предприятии
Этапы | Сроки | Отчетные документы |
1 | 2 | 3 |
1. Предварительная экологическая оценка Выявление экологических аспектов деятельности предприятия и определение законодательных природоохранных требований, применимых к конкретному производству |
2 - 3 мес. |
Отчет о проведении экологической оценки предприятия и результаты анализа |
На основании собранной информации оценка достаточности выделенных ресурсов (оборудование, персонал, средства измерений, финансы), определение и обоснование недостающих ресурсов Примечание: полученные сведения могут использоваться как основа для принятия высшим руководством предприятия решения о выделении необходимых ресурсов для целей совершенствования СУОС |
Подробный перечень необходимых ресурсов с обоснованием мероприятий, которые необходимо провести |
|
Создание (при необходимости) временной координационной группы, возглавляемой одним из заместителей директора, основной задачей которой будет являться аккумулирование поступающей экологической информации, ее анализ и принятие решений |
Протокол совещания рабочей группы по результатам анализа и предложений |
|
2. Подготовка и организация Разработка декларируемых принципов и обязательств, связанных с экологическими аспектами деятельности предприятия - Экологической политики, обеспечивающей основу для установления экологических целей и задач |
~3 мес. | Проект текста Экологической политики |
Доработка (при необходимости) структуры административного экологического управления - создание (преобразование) экологической службы предприятия |
Проект административно-фун- кциональной структуры СУОС |
|
Организация и проведение необходимого обучения персонала: определение состава обучающихся, разработка и утверждение программ обучения, обучение и мотивация высшего руководства предприятия |
Программы и план обучения, свидетельства о прохождении обучения |
|
3. Разработка и внедрение Разработка системы конкретных мероприятий и действий, совокупное описание которых представляет собой Программу совершенствования системы экологического менеджмента по: - документированию; - экспертизе внедренных документов; - консультированию разработчиков; - разработке (доработке) планов реагирования на аварийные ситуации; - анализу эффективности; - установлению административных, финансовых и информационных коммуникаций; - установлению принципов обратной связи и отслеживания (мониторинга) в СУОС предприятия. Базовая структура Программы представляет собой совокупность действий и мероприятий, для каждого из которых указывается ответственный исполнитель, сроки реализации, необходимые финансовые и материальные ресурсы и методы определения количественных критериев (показателей) результативности. Выбор органа по сертификации |
4 - 6 мес. |
Программа СУОС |
4. Внутренний аудит и оценка эффективности Организация и участие в проведении внутреннего экологического аудита СУОС предприятия, подготовка аудиторов, программ обучения, планирование проверок и координация их проведения |
~1 мес. | Программа и план обучения внутренних аудиторов, план проверок, акты и отчеты о проверках |
Участие в анализе СУОС со стороны руководства предприятия. Разработка и предложение корректирующих мероприятий, по результатам анализа СУОС руководством |
Проект протокола анализа СУОС со стороны руководства предприятия. План корректирующих мероприятий |
|
5. Подготовка к сертификации Проведение предсертификационного аудита СУОС. Оформление результатов предсертификационного аудита и представление руководству предприятия. Разработка плана мероприятий по результатам предсертификационного аудита. Подача заявки на сертификацию и подготовка подразделений предприятия к взаимодействию с внешними аудиторами. Сопровождение и методологическая поддержка СУОС при сертификации |
1 - 2 мес. |
Отчет о предсертификационном аудите. План мероприятий |
15. Сертификация систем управления окружающей средой
Сертификация СУОС проводится в целях подтверждения соответствия системы требованиям ГОСТ Р ИСО 14001.
Сертификацию осуществляют органы по сертификации, аккредитованные в соответствующей системе сертификации.
Процедура сертификации включает следующие действия:
- направление заявителем заявки на проведение сертификации в орган по сертификации;
- ознакомление заявителя с порядком сертификации;
- регистрация заявки в органе по сертификации;
- рассмотрение материалов заявки и принятие органом решения о проведении сертификационных работ;
- заключение договора на проведение работ между заявителем и органом по сертификации;
- экспертиза представленной документации и выдача заключения с указанием выявленных несоответствий по документации;
- устранение заявителем выявленных несоответствий по документации и представление в орган по сертификации подтверждения об их устранении;
- проведение сертификационного аудита на предприятии;
- принятие решения по результатам сертификации;
- заключение договора на инспекционный контроль;
- выдача сертификата соответствия;
- проведение инспекционного контроля сертифицированной СУОС.
Процедура инспекционного контроля СУОС близка к процедуре сертификации системы.
По окончании срока действия сертификата соответствия по заявке заявителя подвергается повторной (последующей) сертификации с выдачей документа на новый срок.
Схематично порядок сертификации представлен ниже.
После того, как руководство предприятия приняло решение о внедрении стандартов ГОСТ Р ИСО серии 14000 и сертификации СУОС, разрабатывается последовательность действий по подготовке предприятия к сертификации.
Обобщенная схема прохождения предприятием процесса сертификации на соответствие требованиям стандарта ИСО 14001:1996 включает ряд необходимых последовательных процедур.
1. Подача официальной заявки на сертификацию (после информационного собеседования с представителями выбранной сертифицирующей организации).
2. Заключение контракта (договора) на предварительную оценку функционирующей СУОС на предприятии (рассмотрение пакета документов, содержащих информацию о действующей СУОС предприятия с возможной последующей проверкой на месте).
3. Представление предприятием (заявителем) пакета необходимой информации о действующей СУОС в сертифицирующую организацию (состав пакета определяется сертифицирующей организацией).
4. Предварительная оценка сертифицирующей организацией СУОС предприятия и обсуждение ее результатов с заявителем.
5. Оценка сертифицирующей организацией объема работ по сертификации и заключение контракта (договора) на проведение процесса сертификации.
6. Разработка сертифицирующей организацией, доведение до сведения заявителя и согласование с ним плана и программы сертификационного аудита (ревизии), состава аудиторской группы и другой необходимой информации.
7. Проведение аудита (ревизии) СУОС предприятия.
8. Разработка программы и проведение дополнительного аудита (в том случае, когда заявителю дается определенный срок для устранения выявленных несоответствий).
9. Подготовка и передача заявителю заключительного отчета по аудиту с заключением сертифицирующей организации о соответствии (несоответствии) системы требованиям конкретного стандарта.
10. Представление сертифицирующей организацией необходимых документов (отчета об аудите, заключения и др.) в соответствующей орган по сертификации, принимающий решение о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия.
11. Выдача (отказ в выдаче) предприятию сертификата соответствия его СУОС положениям стандарта.
12. Проведение периодического надзора со стороны сертифицирующей организации за соответствием функционирующей СУОС предприятия нормативным требованиям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.