Требование: о признании недействительным акта органа власти в отношении земельного участка, по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
Екатеринбург |
|
08 февраля 2017 г. |
Дело N А76-5540/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Кравцовой Е.А., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.07.2016 по делу N А76-5540/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска Шувалов М.Ю (доверенность от 11.01.2017 N 05-29/0005693).
ООО "Центр-М" (ИНН: 7447076980) (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска (ИНН: 7453040999, ОГРН: 1047449999981) о признании недействительным решения N 2297/10 от 30.10.2015 о начислении земельного налога - 229 753 руб., пени - 1 832,28 руб., привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) и начислении штрафа 22 975,3 руб.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра).
Решением суда от 29.07.2016 (судья Костылев И.В.) заявление удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2016 (судьи Кузнецов Ю.А., судей Малышева И.А. Скобелкин А.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска (далее - налоговый орган, Инспекция) просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, считая ошибочным вывод судов о категории земельного участка, и, соответственно, о размере ставки земельного налога. Также Инспекция оспаривает вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии недоимки и необоснованности в связи с этим доначислений по оспариваемому решению.
При рассмотрении спора судами установлено, что оспариваемое решение принято по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации за 2012 год. Общество 05.06.2015 представило уточненную декларацию по земельному налогу за 2012 год N 3, где сумма налога уменьшена на 229 753 руб. и составила 919 011 руб., при расчете налога применена ставка 1,2%.
Налоговым органом проведена камеральная проверка.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) решением Челябинской городской Думы от 22.11.2005 N 8/11 установлены ставки земельного налога. Согласно п. 5 приложения N 1 "Дифференцированные налоговые ставки в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков" к указанному решению ставка 1, 2% установлена в отношении земельных участков, отнесенных в соответствии с техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в состав вида разрешенного использования:
- предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Пунктом 7 приложения N 1 "Дифференцированные налоговые ставки в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков" к указанному решению налоговая ставка в размере 1,5 % предусмотрена для прочих земельных участков.
Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, отсылочная норма на которые содержится в п.5 приложения N 1 к решению Челябинской городской Думы от 22.11.2005 N 8/11, являются практическим руководством по реализации Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
В подпунктах 1.2.1-1.2.17 названных Методических указаний приведены виды разрешенного использования земель населенных пунктов с разбивкой по группам.
В соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, относятся к 5 группе, а земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок - к 9 группе.
На основании изложенного Инспекция исходила из того, что применение ставки налога в размере 1,2% возможно только в случае, если виды разрешенного использования земельных участков, принадлежащих налогоплательщику, входят в состав 5 и 9 групп Типового перечня видов разрешенного использования.
Инспекция пересчитала земельный налог с применением ставки 1,5% ввиду следующего. Управление Росреестра в письме N 15963 от 30.06.2015 сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 74:36:0509021:11 имеет несколько видов разрешенного землепользования, позволяющим отнести его к 3, 5, 7 группам согласно принятой для земель населенных пунктов группировкой. При определении кадастровой стоимости данного участка Управлением Росреестра использовано наибольшее значение, соответствующее 7 группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. Такой расчёт основан на п. 2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39. Также Управление Росреестра сообщило, что существовавший на 2012 год вид разрешенного использования земельного участка "для строительства торгово-досугового центра со встроенной парковкой" был изменен 03.06.2015 на вид разрешенного использования "для эксплуатации нежилого здания (торгово-досуговый центр со встроенной парковкой)" лит. А,А1.
На основании изложенного Инспекция 30.10.2015 сочла, что Обществом неправильно применена ставка налога 1,2%, пересчитала налог с применением ставки 1,5%, приняла оспариваемое решение N 2297/10 о привлечении к налоговой ответственности, по которому доначислен налог, пени, штраф.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области N 16-07/000307 от 01.02.2016 решение инспекции оставлено без изменения.
Общество обратилось в арбитражный суд, ссылаясь на неправильное применение Инспекцией решения Челябинской городской Думы от 22.11.2005 N 8/11, несоответствие вывода Инспекции о виде разрешенного использования земельного участка подтвержденному документально виду разрешенного использования участка и фактическому использованию участка. Общество ссылалось на то, что информация Управления Росреестра не является документом об установлении иного, по сравнению с записью в ГКН, назначения земельного участка.
Суды удовлетворили требования, придя к выводу, что как документально, так и фактически земельный участок предназначен для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены судебных актов и отказа в удовлетворении требований Общества, исходя из следующего.
Согласно решению Челябинской городской Думы от 22.11.2005 N 8/11 ставка земельного налога в размере 1,2 процента установлена в отношении земельных участков, отнесенных в соответствии с техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в состав определенного вида разрешенного использования, но не какой-либо группы, объединяющей виды использования.
Судами установлены юридически значимые обстоятельства, подтверждающие, что вид разрешенного использования земельного участка даёт право налогоплательщику применять ставку земельного налога в размере 1,2%.
Выводы о фактических обстоятельствах Инспекцией не оспариваются.
К установленным обстоятельствам нормы права применены судами правильно. Оснований для иного толкования норм права не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.07.2016 по делу N А76-5540/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н.Токмакова |
Судьи |
Е.А.Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.