Екатеринбург |
|
06 марта 2017 г. |
Дело N А50-8458/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т. П.,
судей Кравцовой Е. А., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Доктор Айболит" (ИНН: 5917597002, ОГРН: 1085917000608; далее - ООО "Доктор Айболит", общество "Доктор Айболит", общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 23.08.2016 по делу N А50-8458/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Доктор Айболит" - Котельников В.С. (доверенность от 15.08.2016), Толстикова Т.В. (доверенность от 15.08.2016).
Представители Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ИНН: 5906071680, ОГРН: 1065906036460; далее - фонд, ТФОМС Пермского края), участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное автономное учреждение здравоохранения Пермского края "Ленская центральная районная больница" (ИНН: 5917597429, ОГРН: 1085917000993; далее - Ленская ЦРБ).
Фонд обратился с исковым заявлением в Арбитражный суд Пермского края о взыскании с общества "Доктор Айболит" 3 106 667 руб. 37 коп., использованных не по целевому назначению, штрафа в сумме 311 932 руб. 74 коп., пени в сумме 131 817 руб. 54 коп. (с учетом принятого судом уменьшения размера исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.08.2016 (судья Самаркин В.В.) требования фонда удовлетворены частично. С общества в бюджет ТФОМС Пермского края взысканы использованные не по целевому назначению денежные средства в сумме 3 106 667 руб. 37 коп., начисленные пени в размере 131 817 руб. 54 коп., штраф в сумме 50 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2016 (судьи Васильева Е.В., Васева Е.Е., Гулякова Г.Н.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, доказательствам, представленным в материалы дела.
Заявитель считает, что приобретенная мебель с учетом ее стоимости (менее 40 000 руб. за единицу) и действия норм Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 отнесена не к основным средствам, а к материальным запасам, соответственно, расходы на приобретение мебели вправе относить не по ст. 310 "Увеличение стоимости основных средств", а по ст. 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" Тарифного соглашения на 2013 год. Указывает на то, что ст. 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" Тарифного соглашения на 2013 год не запрещает учитывать расходы на медицинскую мебель по названной статье, стоимость которой не превышает 40 000 руб., в связи с чем полагает, что нецелевого расходования денежных средств на приобретение медицинской и лабораторной мебели на сумму 70 748 руб. в 2013 году не имеется.
Общество "Доктор Айболит" в кассационной жалобе указывает на то, что расходы по аренде помещений общества с ограниченной ответственностью "Медфарм" и ИП Хабибрахманов Т.Р. 2013 году оплачены по подстатье 224 "Арендная плата". Считает, что, поскольку в соответствии с Тарифным соглашением на 2013 год на данную статью относятся расходы по оплате арендной платы, в том числе по оплате арендной платы автомобилей, в соответствии с договорами аренды (субаренды, имущественного найма), необходимой для выполнения ТП ОМС, следовательно, тарифное соглашение на 2013 не предусматривало отнесение затрат на аренду пропорционально объемам средств, полученным из разных источников финансирования. Полагает, что расходование средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в сумме 929 958 руб.40 коп. и 217 252 руб. 56 коп. на оплату аренды зданий осуществлено заявителем на цели, предусмотренные соответствующими статьями расходов, указав на то, спорные расходы предусмотрены Планом финансово-хозяйственной деятельности медицинской организации, что не оспаривалось фондом.
Заявитель считает, что вмененное фондом нарушение пропорции при расходовании денежных средств, поступающих из разных источников финансирования, само по себе не является доказательством нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, поскольку, как отмечено выше, по смыслу приведенных норм права нецелевым является расходование средств обязательного медицинского страхования на цели, не предусмотренные Планом. Отмечает также, что в рассматриваемом деле установление тарифов на оплату медицинской помощи общества "Доктор Айболит" предметом спора не являлись.
Общество "Доктор Айболит" приводит в кассационной жалобе довод о том, что установление тарифов на оплату медицинской помощи не зависит от статей и целевого расходования средств ОМС по Тарифному соглашению на соответствующий год, в связи с чем считает ссылку суда первой и апелляционной инстанции на необходимость применения к спорным правоотношениям ст. 30 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) и Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (в частности, раздел XI) "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Правила), является необоснованной. Полагает, что средства ОМС в сумме 929 958 руб. 40 коп. и 217 252 руб. 56 коп. не являются нецелевым расходованием.
Заявитель жалобы считает, что расходованием средств ОМС в сумме 49 368 руб.45 коп. на оплату услуг по техническому обслуживанию установок пожарной автоматики и обслуживание средств сигнализации охраны с нецелевым в виду необходимости пропорционального расходования средств соразмерно долям денежных средств от ОМС и платных услуг, поскольку расходы на оплату услуг по техническому обслуживанию установок пожарной автоматики и обслуживание средств сигнализации охраны оплачены по подстатье 226.
Общество в кассационной жалобе указывает на то, что фондом не представлено правового основания, в соответствии с которым бремя несения коммунальных расходов при аренде здания по адресу г. Кунгур, ул. Гоголя, 3 должно распределяться между обществом "Доктор Айболит" и Ленская ЦРБ.
Полагает, что денежные средства по статье 223 "Коммунальные услуги" Тарифного соглашения на 2014 г. в сумме 260 052 руб. 05 коп. израсходованы по целевому назначению, поскольку средства МО направлены на приобретение коммунальных услуг, необходимых для выполнения ТП ОМС, по договорам на оказание коммунальных услуг в целях обеспечения собственных нужд общества "Доктор Айболит". Отмечает, что в акте проверки, проведенной фондом в отношении третьего лица Ленская ЦРБ, нарушений, выразившихся в неоплате коммунальных услуг при использовании здания по адресу г. Кунгур, ул. Гоголя, 3 не отражено, в связи с чем нецелевого расходования денежных средств в указанной сумме не имеется. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что судами обоснование взыскания суммы на оплату коммунальных, услуг связи, услуг по техническому обслуживанию установок пожарной автоматики и обслуживание средств сигнализации охраны в сумме 141 385 руб. 15 коп. и арендной платы в сумме 1 437 902 руб. 76 коп. не приведены.
Общество "Доктор Айболит" считает, что расходы на оплату услуг связи ОАО "Ростелеком", поставке тепловой энергии ООО "Кунгуртеплосбыт", поставке электрической энергии ОАО Пермэнергосбыт", водоснабжению и водоотведения КГ МУП "Водоканал" возникли в связи с медицинской деятельностью общества "Доктор Айболит" по адресу г.Кунгур, ул.Гоголя, 3, соответственно, данные расходы, используя принцип "отнесения затрат по месту возникновения затрат" могли быть в полном объеме оплачены за счет средств ОМС. Аналогично и арендная плата за аренду зданий по адресу г.Кунгур, ул. Гоголя, 3 по принципу "отнесения затрат по месту возникновения затрат" в 2014 году могла быть оплачена за счет средств ОМС в полном объеме поскольку данные объекты недвижимости использовались МО для выполнения ТП ОМС. Полагает, что судом первой и апелляционной инстанции не дана оценка доводам о том, что в соответствии с Порядком определения подлежащих возмещению за счет средств ОМС расходов медицинских организаций, включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории Пермского края", утвержденным Министром здравоохранения Пермского края и Директором ТФОМС Пермского края 15.05.2014 г., затраты в сумме 1 579 287 руб. 91 коп., вменяемые как нецелевое расходование, могли быть отнесены как затраты по месту возникновения данных затрат, в связи с чем по единственному месту осуществления медицинской деятельности ООО "Доктор Айболит" по адресу г. Кунгур, ул. Гоголя, 3.
В отзыве на кассационную жалобу фонд указывает, что оспариваемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ТФОМС Пермского края проведена плановая проверка использования средств, полученных обществом на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС за период с 01.01.2013 по 30.09.2015 гг., о чем составлен акт от 13.11.2015 N 122.
В ходе проведения проверки фондом установлено нецелевое использование средств ОМС, использованных не по целевому назначению в общей сумме 3 119 327 руб. 37 коп., в том числе в 2013 г. в сумме 1 279 987 руб. 41 коп., в 2014 году - в сумме 1 839 339 руб. 96 коп., что послужило основанием для направления ТФОМС Пермского края в адрес общества претензии от 22.01.2016 года.
Обществом в добровольном порядке средства ОМС, использованные не по целевому назначению, штраф и пени не оплачены, в связи с чем ТФОМС Пермского края обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества средств в соответствии ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из наличия оснований для взыскания с общества использованных не по целевому назначению средств ОМС в сумме 3 106 667 руб. 37 коп., пени в размере 131 817 руб. 54 коп., штраф в сумме 50 000 руб.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
На основании ч. 1 ст. 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В силу п. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.
На основании ст. 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326 обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных названным Законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
В пункте 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326 предусмотрено, что медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Из системного толкования норм ч. 6 ст. 14, ч. 2 ст. 28, ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326 средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24.10.2013 N 1648-О, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
В соответствии со ст. 16, 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1074 Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов предусмотрено, что тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением. Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из нормативов, предусмотренных Программой.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 29.11.2010 N 326 тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования. Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями). Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом (ч. 2 ст. 30 указанного закона).
В соответствии с п. 156 Правил тарифы включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой.
Частью 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326 предусмотрено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В силу ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 29.11.2010 N 326) территориальная программа ОМС в рамках реализации базовой программы определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по ОМС, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи
На территории Пермского края Законом Пермского края от 25.12.2012 N 143-ПК утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Пермского края медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 гг., в соответствии с разделом I которой, расходование средств, полученных медицинскими организациями в рамках реализации Программы на 2013 год, производится в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса, Тарифным соглашением на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, с Порядком определения подлежащих возмещению за счет средств обязательного медицинского страхования расходов медицинских организаций, включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Пермского края, утвержденным Министерством здравоохранения Пермского края и ТФОМС Пермского края от 22.03.2012.
Аналогичные положения содержит раздел I Программы на 2014 год, утвержденной Законом Пермского края от 30.12.2013 N 279-ПК.
В соответствии с п. 12 ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326 территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
На основании ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326 за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования
С учетом изложенного судами обоснованно отмечено, что обращение фонда с исковым заявлением в арбитражный суд проведено в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Как установлено судами и следует из материалов дела, что в соответствии с п. 3.1 Тарифного соглашения на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 гг., в тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС (по ст. 310 "Увеличение стоимости основных средств") включаются расходы на приобретение необходимых для выполнения ТП ОМС машин и оборудования, инструментов, прочих основных средств стоимостью до ста тысяч рублей за единицу, за исключением расходов, связанных с приобретением медицинской мебели.
Как следует из материалов дела, фондом в ходе проверочных мероприятий выявлено, что средства ОМС за 2013 год в сумм 70 748 руб. направлены обществом на приобретение медицинской мебели, а именно: шкафы для медикаментов, кушетки смотровая, массажная, стол планальный, чем, по мнению ТФОМС Пермского края, ООО "Доктор Айболит" нарушены требования действующего законодательства, регулирующего данные правоотношения в этой части.
Суды, проанализировав и оценив Тарифное соглашение, его положения, установили, что в 2013 году возможность приобретения соответствующего оборудования и мебели им не предусмотрено.
Правильно применив нормы права, а также приняв во внимание установленные обстоятельства, судами правомерно отклонен довод общества о возможности учета спорной мебели не как основного средства, а как иную материальную ценность, указан на то, что положениями Тарифного соглашения на 2013 год возможность финансирования за счет средств ОМС расходов на приобретение мебели исключена вне зависимости от того, по какой статье бухгалтерского учета оприходован предмет мебели.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных фондом исковых требований в этой части.
ТФОМС Пермского края вменено также обществу нецелевое использование средств ОМС в сумме 2 788 527 руб. 32 коп. (1 209 239 руб. 41 коп. - за 2013 год, 1 579 287руб.91 коп. - за 2014 год) поскольку им за счет средств ОМС неправомерно финансировались арендные платежи и ряд иных общехозяйственных расходов.
Судами приняты во внимание обстоятельства того, что в ходе проверочных мероприятий фондом установлено и ООО "Доктор Айболит" не оспаривалась, что оно в проверенный период оказывало медицинские услуги не только в рамках территориальной программы ОМС, но и в рамках коммерческой деятельности (платные услуги).
На основании ч. 1 ст. 30 Федерального закон от 29.11.2010 N 326 тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются согласно методики расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования.
В силу п. 158 Правил (раздел XI "Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию"), в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). В составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом которых, выделяются группы затрат: затраты на коммунальные услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества); затраты на приобретение услуг связи; затраты на приобретение транспортных услуг; прочие затраты на общехозяйственные нужды (п. 158.3 указанных Правил).
Согласно п. 158.16 Правил распределение затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам) рекомендуется осуществлять одним из следующих способов: пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); пропорционально объему оказываемых медицинских услуг в случае, если медицинские услуги, оказываемые медицинской организацией, имеют одинаковую единицу измерения объема услуг, либо могут быть приведены в сопоставимый вид (например, если одно обращение в среднем включает в себя 2,9 посещения, то обращение может быть переведено в посещение путем умножения на 2,9); пропорционально площади, используемой для оказания каждого вида медицинской помощи (медицинской услуги) (при возможности распределения общего объема площадей медицинской организации между оказываемыми видами медицинской помощи (медицинскими услугами)); путем отнесения всего объема затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, на один вид медицинской помощи (медицинской услуги), выделенный(ой) в качестве основного(ой) для медицинской организации; пропорционально иному выбранному показателю.
Судами установлено, что фонд, определив долю каждого источника финансирования медицинской деятельности общества, рассчитал сумму каждого вида расхода, который подлежит финансированию за счет ОМС, правомерно посчитал необходимым пропорциональность финансирования расходов на аренду, коммунальные услуги и иных общехозяйственных расходов медицинской организации объему оказываемых ею услуг в рамках ТП ОМС.
Таким образом, суды обоснованно посчитали правильным вывод ТФОМС Пермского края о нецелевом использовании обществом "Доктор Айболит" средств ОМС в оспариваемом случае.
Судами верно отмечено, что произведенное обществом возмещение всех общехозяйственных расходов за счет средств ОМС является необоснованным, несоответствующим нормам права, правомерно указав также на то, что расчет расходов, произведенный фондом, ООО "Доктор Айболит" не оспорено.
Данный вывод судов в указанной является правильным и переоценке не подлежит.
С учетом установленного доводы заявителя кассационной жалобы о том, что пропорциональное распределение расходов, ничем не предусмотрено, противоречит Правилам, Федеральному закону от 29.11.2010 N 326, в том числе принципу обеспечения за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи основаны на неправильном толковании норм материального права.
Судами установлено также, что ТФОМС Пермского края вменяет обществу также нарушение требований Тарифных соглашений при расходовании средств ОМС на услуги связи, услуги по техническому обслуживанию пожарной сигнализации, пожарной автоматики, коммунальные услуги в отношении используемых обществом "Доктор Айболит" и третьим лицом помещений в общей сумме 260 052 руб. 05 коп.
Оценив доказательства, представленные в материалы дела, в их совокупности и взаимосвязи, суды установили, что обществом необоснованно направлены средства ОМС на цели, не включенные в состав тарифа и не включенные в Территориальную программу ОМС, в связи с чем фондом правомерно квалифицировано использование этих средств как нецелевое.
Судами верно отмечено, что на общество возлагалась обязанность по целевому использованию публичных средств, условия заключенных договоров аренды также не освобождали ООО "Доктор Айболит" как арендатора в спорных сделках, обеспечить целевое использование средств ОМС, как и своевременно предусмотреть возможные способы распределения соответствующих расходов либо частичного их возмещения обществу третьим лицом в рамках сложившейся структуры взаимоотношений по фактическому использованию помещений как обществом так и третьим лицом.
С учетом установленного суды правомерно пришли к выводу о наличии предусмотренных действующим законодательством оснований для взыскания с общества в пользу фонда использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования в сумме 206 279 руб. 44 коп., сумм начисленных пеней в размере 8 735 руб. 93 коп. правомерно удовлетворив заявленные требования фонда в этой части.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, касающиеся этого эпизода, не опровергают выводов судов, по существу сводятся к несогласию с этими выводами и с фактами, установленными судами, в связи с чем подлежат отклонению.
С учетом этих же оснований отклонены доводы общества об отсутствии нецелевого расходования средств ОМС в сумме 260 052 руб. 05 коп., использованных в 2014 году на оплату расходов на коммунальные услуги и услуги связи третьего лица (Ленская ЦРБ), который пользовался нежилыми помещениями в здании г. Кунгур, ул. Гоголя, 3, одновременно с обществом (помещения находились в почасовой аренде у общества и третьего лица).
В соответствии со ст. 158.7 Правил, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ затраты на коммунальные услуги определяются обособленно по видам энергетических ресурсов, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения, или исходя из фактических объемов потребления коммунальных услуг за прошлые годы с учетом изменений в составе используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги) движимого и недвижимого имущества.
Пунктом 3.3 Тарифного соглашения на 2014 год предусмотрено, что расчет тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС в части текущего содержания МО по отделениям, финансируемым в соответствии с ТП ОМС за счет средств ОМС, производится по каждой медицинской организации по условиям оказания медицинской помощи, исходя из объемов предоставления медицинской помощи по ОМС, распределенных решением Комиссии. Тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС в части текущего содержания для МО государственной и муниципальной форм собственности устанавливаются на основании информации о сложившихся затратах на содержание по каждой из указанных МО, представляемой Министерством здравоохранения Пермского края.
С учетом изложенного судами сделаны обоснованные выводы о том, что расходы общества "Доктор Айболит" на коммунальные услуги и услуги связи, которые не связаны с его деятельностью по оказанию бесплатной медицинской помощи в рамках ТП ОМС, не могут быть возмещены за счет средств ОМС.
Данный вывод судов обеих инстанций переоценке не подлежит, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом установленных обстоятельств, суды правомерно удовлетворили заявленные ТФОМС Пермского края требования частично, взыскав с общества 3 106 667 руб. 37 коп. - использованных не по целевому назначению, соответствующие пени, штраф.
Доказательств обратного ООО "Доктор Айболит" в материалы дела не представлено.
При рассмотрении спора доказательства, приведенные в материалы дела, исследованы судами первой и апелляционной инстанций по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана правовая оценка согласно ст. 71 названного Кодекса. В силу ч. 1, 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судом с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права.
Все доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Само по себе несогласие заявителя кассационной жалобы с позицией судов, не может служить основанием для отмены законных судебных актов.
То обстоятельство, что в судебных актах не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судами не исследовались и не оценены.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 23.08.2016 по делу N А50-8458/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Доктор Айболит" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.