Екатеринбург |
|
25 апреля 2017 г. |
Дело N А76-11606/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Кравцовой Е.А., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу страхового акционерного общества "ВСК" в лице Челябинского филиала (далее - общество "ВСК") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.10.2016 по делу N А76-11606/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Управление, антимонопольный орган) - Соболь Н.В. (доверенность от 09.01.2017 N 1);
страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" (далее - общество "Ингосстрах") - Красильникова А.С. (доверенность N 5269285-5/16).
Общество "ВСК" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Управления от 13.04.2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: публичное акционерное общество Страховая компания "Росгосстрах" (далее - общество "Росгосстрах"), общество "Ингосстрах".
Решением суда первой инстанции от 17.10.2016 (судья Мрез И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 (судьи Скобелкин А.П., Иванова Н.А., Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ВСК" просит названные судебные акты отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что для установления в действиях общества "ВСК" признаков недобросовестной конкуренции применительно к аукционам по ОСАГО антимонопольному органу необходимо было установить, что коэффициент КБМ был рассчитан неверно, а именно занижен с нарушением действующего законодательства (а не по сравнению с КБМ установленным самостоятельно заказчиком).
Кроме того, общество "ВСК" полагает, что антимонопольный орган и суды не учли, что заказчик не обладает профессиональными навыками в области расчета страховых тарифов и может неправильно определить любой из коэффициентов, включая КБМ, поэтому страховщик не обязан соглашаться с предложенным расчетом.
Общество "ВСК" также указывает на то, что согласно ч. 4 ст. 68 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленной настоящей статьей. То есть смысл и суть проведения аукциона заключается как раз в том, чтобы снизить начальную (максимальную) цену, предложенную заказчиком, в том числе в случае неправильного применения им КБМ. В связи с этим, снижая значение КБМ, общество "ВСК" не пыталось создать для себя преимущественных условий, а выиграть закупку, предложив минимально возможную цену, что отвечало бы интересам общества "ВСК" и заказчика, позволяя последнему сэкономить бюджетные средства.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Ингосстрах" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества "ВСК" - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, 07.07.2015 на официальном сайте в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) был объявлен Аукцион 1. Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 83 899 руб. 10 коп.
На участие в Аукционе 1 было подано 4 заявки, после рассмотрения первых частей аукционной комиссией к участию в аукционе были допущены все участники, подавшие такие заявки, в том числе общество "ВСК".
По результатам проведения электронного аукциона и рассмотрения аукционной комиссией вторых частей заявок на участие в Аукционе 1 победителем признано общество "ВСК" с предложенной ценой контракта 69 194 руб. 69 коп., открытое акционерное общество "АльфаСтрахование", открытое акционерное общество "Государственная страховая компания "Югория", акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности" с предложенной ценой контракта 69 929 руб. 49 коп. заняли второе, третье и четвертое места соответственно.
Между федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский сельскохозяйственный центр" по Челябинской области (заказчик 1) и обществом "ВСК", признанным победителем Аукциона 1, заключен контракт от 04.08.2015 N 2015.282215.
На официальном сайте 03.07.2015 объявлен Аукцион 2.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является оказания услуг по обязательному страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 44 633 руб. 38 коп.
На участие в Аукционе 2 было подано 4 заявки, после рассмотрения первых частей которых аукционной комиссией к участию в аукционе были допущены все участники, подавшие такие заявки, в том числе общество "ВСК" и общество "Росгосстрах".
По результатам проведения электронного аукциона и рассмотрения аукционной комиссией вторых частей заявок на участие в Аукционе 2 победителем признано общество "ВСК" с предложенной ценой контракта 35 958 руб. 77 коп., обществам "ГСК "Югория", "САК "ЭНЕРГОГАРАНТ", "Росгосстрах" с предложенной ценой контракта 37 201 руб. 73 коп. присвоены второе, третье и четвертое места соответственно.
Между государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Челябинская областная детская туберкулезная больница" (заказчик 2) и обществом "ВСК", признанным победителем Аукциона 2, заключен договор от 27.07.2015 N 2015.282414.
На официальном сайте 27.02.2015 объявлен Аукцион 3.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является оказания услуг по обязательному страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 395 241 руб. 03 коп.
На участие в Аукционе 3 было подано 7 заявок, после рассмотрения первых частей которых аукционной комиссией к участию в аукционе были допущены все участники, подавшие такие заявки, в том числе общества "ВСК", "Росгосстрах", "Ингосстрах".
По результатам проведения электронного аукциона и рассмотрения аукционной комиссией вторых частей заявок на участие в Аукционе 3 победителем признано общество "ВСК" с предложенной ценой контракта 367 464 руб. 68 коп., общество "Ингосстрах", открытые акционерные общества "АльфаСтрахование", "Государственная страховая компания Югория", "СОГАЗ", общество "Росгосстрах" с предложенной ценой контракта 374 627 руб. 53 коп. присвоены второе, третье, четвертое, пятое и шестое места соответственно.
Между Министерством сельского хозяйства Челябинской области (заказчик 3) и обществом "ВСК", признанным победителем Аукциона 3, заключен государственный контракт от 07.04.2015 N 35-ГК/2015.
В Управление поступили заявления обществ "Росгосстрах", "Ингосстрах" о недобросовестных конкурентных действиях общества "ВСК", выразившихся в необоснованном получении преимущества при участии в аукционе, проведенном филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" по Челябинской области на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, извещение N 0369100020215000051 (аукцион 1); в аукционе, проведенном государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Челябинская областная детская туберкулезная больница" на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, извещение N 0369200012715000101 (аукцион 2); аукционе, проведенном Министерством сельского хозяйства Челябинской области на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, извещение N 0169200000215000019 (аукцион 3).
В названных заявлениях указано, что общество "ВСК" при участии в аукционах неправомерно представило предложение со снижением начальной (максимальной) цены контракта по аукциону 1 до 69 194 руб. 69 коп., по аукциону 2 до 35 958 руб. 77 коп., по аукциону 3 до 367 464 руб. 68 коп., что не соответствует Указанию Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиям к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Комиссия Управления решила: 1. Признать действия общества "ВСК", выразившиеся в необоснованном получении преимущества при участии в аукционе, проведенном филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" по Челябинской области на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, извещение N 0369100020215000051, аукционе проведенном государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Челябинская областная детская туберкулезная больница" на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, извещение N 0369200012715000101 и аукционе, проведенном Министерством сельского хозяйства Челябинской области на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, извещение N 0169200000215000019 нарушением ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства обществу "ВСК" не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества "ВСК" и его должностного лица.
Полагая, что названное решение антимонопольного органа незаконно, общество "ВСК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о том, что действия общества "ВСК" по получению необоснованного преимущества при проведении аукционов с применением коэффициентов КБМ, отличных от коэффициентов, установленных заказчиками, являются нарушением ст. 14.8 Федерального закона N 135-ФЗ и об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения антимонопольного органа незаконным, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ) объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона N 40-ФЗ страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Подпунктом "б" п. 2 ст. 9 Федерального закона N 40-ФЗ определено, что коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в том числе в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.
Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" (далее - Постановление N 739).
Согласно Постановлению N 739 при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования рассчитывается с применением коэффициентов, определяемых в зависимости от обстоятельств, существенно влияющих на величину страхового риска, в частности, от категории транспортного средства, от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством, от мощности двигателя легкового автомобиля, от срока страхования, от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Таким образом, установленные законом страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору ОСАГО обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
В соответствии с п. 2.1 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утверждены Банком России 19.09.2014), расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования или заявлении, направленном страховщику в виде электронного документа, сведений о страховании с учетом информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.
Статьей 8 Федерального закона N 40-ФЗ установлено, что регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У утверждены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Пунктом 2 Приложения 2 к Указанию N 3384-У установлен размер коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ).
На основании ст. 10 Федерального закона N 40-ФЗ сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.
Согласно п. 4 примечания к п. 2 Приложения 2 к Указанию N 3384-У по договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс собственника транспортного средства определяется на основании сведений в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии сведений (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3.
В соответствии с Приложением 2 к Указанию N 3384-У каждому классу соответствует коэффициент КБМ.
На основании п. 1.8 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств при заключении договора обязательного страхования без ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страхователь предоставляет страховщику сведения о страховании в отношении владельца транспортного средства.
При заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.
При выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.11 настоящих Правил. Информация о владельцах транспортных средств, представивших страховщику заведомо ложные сведения, в случае, если эти сведения повлекли уменьшение размера страховой премии, заносится страховщиком в автоматизированную информационную систему обязательного страхования и используется при заключении договора обязательного страхования на новый срок для применения соответствующего коэффициента страховых тарифов.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество "ВСК" при расчете страховой премии необоснованно применило понижающие коэффициенты в отсутствие сведений о наличии или отсутствии страховых возмещений при наступлении страховых случаев.
При этом судами верно определено, что занижение страховой премии привело к занижению цены государственного контракта, в результате чего общество "ВСК" своими действиями необоснованно уменьшило итоговую сумму страховой премии, предложило наилучшую цену контракта, получило преимущество перед другими участниками, стало победителем аукционов, следовательно получило преимущество в осуществлении страховой деятельности.
Названные действия общества "ВСК" привели к введению в заблуждение в отношении цены контракта, к получению преимущества перед другими участниками аукционов при осуществлении предпринимательской деятельности на одном рынке, могли причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения антимонопольного органа незаконным.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом "ВСК" требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.10.2016 по делу N А76-11606/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу страхового акционерного общества "ВСК" в лице Челябинского филиала - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.