Екатеринбург |
|
19 мая 2017 г. |
Дело N А47-7571/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Громовой Л.В.,
судей Гайдука А.А., Черкасской Г.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.11.2016 по делу N А47-7571/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2017 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Обществом "РЖД" заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (далее - общество "Оренбург Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к обществу "РЖД" о взыскании 1 902 411 руб. 83 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 14.11.2016 (судья Пархома С.Т.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2017 (судьи Махрова Н.В., Бабина О.Е., Баканов В.В.) указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "РЖД" просит судебные акты по делу отменить, принять новый судебный акт. По мнению кассатора, из системного толкования норм Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) следует, что значение концентрации загрязняющих веществ подлежит уменьшению на величину погрешности измерения, которая влияет не только на сумму начисляемой платы, но и на вывод о превышении допустимых концентраций. Общество "РЖД" полагает, что его возражения о необоснованности определения значения концентрации загрязняющих веществ без учета величины погрешности неправомерно отклонены судами со ссылкой на п. 4.2 ГОСТ 27384-2002, поскольку указанный ГОСТ не подлежит применению при расчете платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Кассатор считает, что судами дана ненадлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам, в частности, акту отбора проб сточных вод от 12.05.2016 N 17/05 и протоколу результатов химического анализа от 18.05.2016 N 406, ссылается на то, что в акте не указаны идентификационные номера дополнительных проб и материал используемой тары, в протоколе не содержится сведений об исследовании дополнительно отобранных проб, полагает изложенные в данном протоколе результаты исследования недостоверными, указывает, что экстракция пробы и последующее разделение экстракта на параллельную и резервную, маркировка, опломбировка дополнительных проб производились в отсутствие его уполномоченного представителя.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Оренбург Водоканал" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, между обществом "Оренбург Водоканал" (организация ВКХ) и обществом "РЖД" (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 10.10.2013 N 282/5-р, по условиям которого организация ВКХ обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду установленного качества, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду, соблюдать режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно п. 11 договора размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с подп. "с" п. 12 договора организация ВКХ обязана осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В подп. "т" п. 14 договора установлено, что абонент обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
На основании п. 28 договора контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, осуществляется в соответствии с Правилами N 525.
Пунктом 29 договора определено, что отбор проб сточных вод, анализ отобранных проб сточных вод, оформление результата анализа проб сточных вод и информирование о таких результатах абонентов и уполномоченных организаций государственной власти в рамках контроля состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, объектов которых нормы допустимых сбросов не устанавливаются, осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами N 525.
Обществом "Оренбург Водоканал" при участии представителей общества "РЖД" 18.11.2015, 19.11.2015, 03.02.2016, 11.05.2016, 12.05.2016 произведены отборы проб сточных вод на объектах последнего в г. Оренбурге: здание душевых (пр. Коммунаров, 1А); ЛОВД (пл. Привокзальная, 1А); НОД-2 (ул. Элеваторная, 3А); контора ПД-5, компрессорная (ул. Цвиллинга, 73А); КИП РТУ ШЧ-16 (ул. Цвиллинга, 73А); здание Мехгорка (пр. Бр.Коростелевых, 1); АБК НОДХ (пр. Бр.Коростелевых, 28); база НГЧ (ул. Дубицкого, 1А); Локомотивное депо (ул. Мебельная, 1А); санпропускник, котельная, сауна, лаборатория (ул. Мебельная, 1А); восстановительный поезд (ул. Тамарова, 2/4); дом связи (пл.Привокзальная); гостиница (ул. Цвиллинга, 73); пост ЭЦ-2, контора ПД-6 (пр. Коммунаров, 2А); объекты технической школы (ул. Орлова, 17А); объекты технической школы (пр-д Дорожный, 6); здание вокзала (пл. Привокзальная, 1А), о чем составлены акты отбора проб сточных вод от 19.11.2015 N 48/11 (проба N 1161), от 18.11.2015 N 43/11 (пробы N 1155, 1156), N 41/11 (проба N 1153), N 38/11 (проба N 1150), N 37/11 (проба N 1149), N 40/11 (проба N 1152), N 44/11 (проба N 1157), от 03.02.2016 N 11/02 (проба N 105), N 08/02 (проба N 102), от 12.05.2016 N 17/05 (проба N 402), от 11.05.2015 N 15/05 (проба N 400), а также акт отбора резервных проб сточных вод от 12.05.2016.
Акты отбора проб сточных вод подписаны представителями сторон, пробы для анализа направлены в лабораторию.
По результатам исследований отобранных проб составлены протоколы результатов количественного химического анализа сточных вод от 25.11.2015 N 1171 (проба N 1161 по акту от 19.11.2015 N 48/11), N 1165 (проба N 1155 по акту от 18.11.2015 N 43/11), N 1166 (проба N 1156 по акту от 18.11.2015 N 43/11), N 1163 (проба N 1153 по акту от 18.11.2015 N 41/11), от 24.11.2015 N 1160 (проба N 1150 по акту от 18.11.2015 N 38/11), N 1159 проба N 1149 по акту от 18.11.2015 N 37/11), N 1162 (проба N 1162 по акту от 18.11.2015 N 1152), N 1167 (проба N 1157 по акту от 18.11.2015 N 44/11), от 09.02.2016 N 107 (проба N 105 по акту от 03.02.2016 N 11/02), N 104 (проба N 102 по акту от 03.02.2016 N 08/02), от 18.05.2016 N 406 (проба N 402 по акту от 12.05.2016 N 17/05), от 17.05.2016 N 404 (проба N 400 по акту от 11.05.2016 N 15/05).
Также по результатам исследования отобранных проб (отбор от 12.05.2016) независимой лабораторией ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области" составлен протокол результатов количественного химического анализа сточных вод от 13.05.2016 N 02-В/32, согласно которому в результате анализа проб, проведенного с 12.05.2016 по 13.05.2016, определена массовая концентрация нефтепродуктов в значении 57,4+/-14,3 дм3.
Ссылаясь на то, что содержание в сбрасываемых обществом "РЖД" сточных водах загрязняющих веществ, негативно воздействующих на работу централизованной системы водоотведения, не отвечает требованиям, установленным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), общество "Оренбург Водоканал" произвело расчет платы за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ и выставило обществу "РЖД" счета-фактуры от 31.01.2016 N 120, от 29.02.2016 N 1935, от 31.03.2016 N 3942, от 31.03.2016 N 8553, от 30.04.2016 N 6232 на общую сумму 3 214 477 руб. 02 коп.
Ненадлежащее исполнение обществом "РЖД" обязательства по внесению указанной платы послужило основанием для обращения общества "Оренбург Водоканал" в арбитражный суд с рассматриваемым иском о взыскании 1 902 411 руб. 83 коп. долга.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что факт сверхнормативного сброса обществом "РЖД" загрязняющих веществ подтвержден материалами дела, расчет платы за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ за период с января по май 2016 г. на основании актов отбора проб произведен правомерно.
Выводы судов являются правильными, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и нормам действующего законодательства.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом N 416-ФЗ, Правилами N 644.
В соответствии с положениями ч. 10 ст. 7 Закона N 416-ФЗ, п. 118 Правил N 644, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены названными Правилами.
В подп. "ж" п. 35 Правил N 644 предусмотрена обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены данными Правилами.
В силу подп. "в", "г" п. 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Согласно п. 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
В случае если абонент осуществил сброс сточных вод с нарушением требований, установленных п. 114 Правил N 644, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющего вещества определяется по формуле, предусмотренной п. 123 Правил N 644.
В соответствии с указанной формулой расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за конкретный расчетный период производится на основе фактических данных о содержании веществ в сточных водах, которые могут быть получены либо в результате контроля самого абонента, либо могут быть указаны абонентом в декларации о составе сточных вод, либо получены при проведении контроля за составом сточных вод абонента организацией водопроводно-коммунального хозяйства, при этом при наличии результатов контрольной пробы расчет производится именно по таким результатам.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе договор холодного водоснабжения и водоотведения от 10.10.2013 N 282/5-р, подписанные сторонами без возражений акты отбора проб сточных вод, протоколы результатов количественного химического анализа сточных вод, счета-фактуры, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств нарушения требований к отбору и анализу проб, суды пришли к обоснованным выводам о доказанности факта сброса обществом "РЖД" в централизованную систему водоотведения сточных вод с превышением норм допустимых концентраций загрязняющих веществ, возникновении на стороне последнего обязанности по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и ее ненадлежащего исполнения.
Представленный обществом "Оренбург Водоканал" в материалы дела расчет размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения проверен судами и признан правильным, соответствующим п. 123 Правил N 644, в связи с чем исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Довод о том, что установленные в результате исследований значения концентрации загрязняющих веществ подлежат уменьшению на размер погрешности измерения, ранее рассмотрены и правомерно отклонены судами с учетом п. 4.2 ГОСТ 27384-2002 "Вода. Нормы погрешности измерений показателей состава и свойств" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 12.11.2002 N 408-ст (в ред. от 27.03.2008), согласно которому, если приписанные значения характеристик погрешности результатов измерений показателей состава и свойств вод, получаемых с применением методик, соответствующих требованиям ГОСТ 8.010, не превышают нормы погрешности измерений, приведенные в данном стандарте, то для принятия решений по оценке превышения установленных нормативов качества вод (например ПДК) к рассмотрению принимают результаты измерений без учета значений приписанных характеристик погрешности измерений.
Суд кассационной инстанции также принимает во внимание, что кассатор не указывает конкретные нормы и правила, в соответствии с которыми сама по себе погрешность результата измерения являлась бы основанием для уменьшения или увеличения полученного результата измерения на величину погрешности.
Кроме того, как следует из материалов дела и кассационной жалобы, общество "РЖД" полагает необходимым применять погрешность только в сторону уменьшения показателей значений концентрации загрязняющих веществ, но не увеличения, при этом обоснование такого применения погрешности не приводит. Доказательства достижения сторонами соглашения о том, что в качестве значений концентрации загрязняющих веществ в сточных водах принимаются величины, полученные по результатам исследований, с учетом применения к ним погрешности измерений в сторону уменьшения, в материалах дела отсутствуют (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод общества "РЖД" о ненадлежащей оценке судами представленных в материалы дела доказательств, в том числе акта отбора проб сточных вод от 12.05.2016 N 17/05 и протокола результатов химического анализа от 18.05.2016 N 406, судом кассационной инстанции отклоняется.
Указанные доказательства исследованы судами с учетом положений ст. 67, 68, 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, результаты их оценки отражены в оспариваемых судебных актах. Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать представленные в материалы дела доказательства и устанавливать иные обстоятельства дела, чем те, что установлены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку указанные действия выходят за пределы его полномочий в соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.03.2013 N 13031/12.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.11.2016 по делу N А47-7571/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Громова |
Судьи |
А.А. Гайдук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.