Екатеринбург |
|
18 мая 2017 г. |
Дело N А50-18330/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Гавриленко О.Л., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Кизеловского городского поселения (далее - администрация, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 31.10.2016 по делу N А50-18330/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Торговый Альянс "КАМА" (далее - общество "Торговый Альянс "КАМА") - Мартьянова Е.Ю. (доверенность от 16.06.2016).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением, в котором просило обязать общества с ограниченной ответственностью "Торговый Альянс "КАМА", "Водоканал" устранить нарушения, выявленные при проверке источников противопожарного водоснабжения на принадлежащих им объектах.
Решением суда от 31.10.2016 (судья Истомина Ю.В.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 (судьи Бородулина М.В., Масальская Н.Г., Яринский С.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель жалобы указывает на то, что в соответствии с приложением к договору аренды от 01.06.2015 между обществами "Торговый Альянс "Кама" и "Водоканал", водопроводные сети, на которых расположены противопожарные гидранты, были переданы от собственника арендатору; в соответствии с п. 3.2 (СП 8.13130.2009) "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178, под гидрантом понимается техническое устройство, предназначенное для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой, следовательно, гидрант предполагает его закрепленность в установленном месте водопровода, неразрывное соединение со статичным потенциальным источником водоснабжения, что позволяет характеризовать гидранты как составные части сети водоснабжения, неотделимые от нее.
Администрация, ссылаясь на п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", считает, что поддержание в исправном состоянии сетей водопровода является обязанностью обществ "Торговый Альянс "Кама" и "Водоканал"; указанный водопровод выполняет функции противопожарного водопровода, а под руководителем организации, обязанным выполнять требования названных Правил, следует понимать руководителя организации, осуществляющей постоянную эксплуатацию и использование сетей водопровода.
По мнению заявителя жалобы, наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами относятся к источникам наружного противопожарного водоснабжения, следовательно, обязанность по содержанию пожарных гидрантов возлагается на лицо, которому на праве собственности или ином праве принадлежат водопроводные сети.
Общества "Торговый Альянс "Кама", "Водоканал" представили отзывы на кассационную жалобу, в которых просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договора купли-продажи от 17.07.2009, дополнительного соглашения от 14.01.2010 общество "Торговый Альянс "Кама" приобрело право собственности на сооружения комплекса водопроводных и канализационных сетей, расположенных в пос. Южный, г. Кизел, Пермский край, кадастровый номер (далее - КН) 59:06:0000000:5211, протяженностью 5200 кв. м; г. Кизел, Пермский край, КН 59:06:0000000:5043, протяженностью 35092,0 кв. м; КН 59:06:0000000:5262, протяженностью 18282,9,0 кв. м; пос. Шахта, г. Кизел, Пермский край, КН 59:06:0000000:5227, протяженностью 12286,0 кв. м; пос. Центральный Коспашский, г. Кизел, Пермский край, КН 59:06:0000000:5220, протяженностью 6767,5 кв. м; кроме того, обществу "Торговый Альянс "Кама" принадлежат: водопроводные сети КН 59:06:0000000:5071, протяженностью 4710,0 м,г. Кизел, Пермский край; главная водопроводная магистраль КН 59:06:0000000:5069, протяженностью 14 920,0 п. м, п. Володарского г. Кизел, Пермский край, КН 59:06:0000000:5266, протяженностью 5700,00 п. м.
На основании договора аренды имущества от 01.06.2015 общество "Торговый Альянс "Кама" (арендодатель) передало обществу "Водоканал" (арендатор) имущество по акту приемки-передачи от 01.09.2015 для использования в целях осуществления уставной деятельности (п. 1.1 договора), в том числе водопроводные и канализационные сети, здания, сооружения и оборудование, предназначенное для осуществления центрального водоснабжения, водоотведения.
В период с 07.04.2015 по 21.05.2015 на территории Кизеловского городского поселения проводилась проверка источников наружного противопожарного водоснабжения, в результате которой была выявлена неисправность следующих источников противопожарного водоснабжения (ПГ - противопожарный гидрант, ПВ - противопожарный водоем): ул. Юбилейная, 7 - сдвинута головка колодца (ПГ); ул. Ленина - ул. Ю. Коммунаров (у почты) - нет воды (отключена магистраль водопровода) (ПГ); ул. Советская, 1 - смещена горловина стояка (ПГ); ул. Ленина, 26 (у бани) - не проворачивается шток (ПГ); ул. Борьбы, 33 - нет воды (отключена магистраль водопровода) (ПГ); ул. Борьбы 67 - нет воды (отключена магистраль водопровода) (ПГ); ул. Микова, 11 (Насосная) - срезана полугайка (ПВ).
В подтверждение данного обстоятельства представлено адресованное администрации письмо 94 пожарной части ГКУ "1-отряд противопожарной службы Пермского края" 94 пожарная часть от 28.05.2015 N 40-1-16 с перечнем неисправных водоисточников.
Администрация, полагая, что общества "Торговый Альянс "Кама" и "Водоканал" обязаны устранить нарушения, выявленные при проверке источников противопожарного водоснабжения на указанных объектах, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении требования, исходили из отсутствия доказательств передачи обществам "Торговый Альянс "Кама" и "Водоканал" спорных противопожарных гидрантов и водоемов, а также указали на то, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования, что исключает удовлетворение требований администрации о понуждении ответчиков к исполнению обязанности по устранению нарушений, выявленных при проверке источников противопожарного водоснабжения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под федеральным государственным пожарным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
В соответствии со ст. 6, 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п. 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, государственный пожарный надзор осуществляется органами государственного пожарного надзора, в том числе путем проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты в части соблюдения требований пожарной безопасности; выдачи организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Таким образом, у администрации отсутствуют полномочия по осуществлению контроля за соблюдением организациями требований пожарной безопасности и обращению в суд с требованиями о возложении на них обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, проведению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Поскольку администрация не является надлежащим заявителем по делу, суды, руководствуясь тем, что из материалов дела не представляется возможным установить конкретное месторасположение спорных противопожарных гидрантов и водоемов на водопроводных сетях и их принадлежность ответчикам, правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 31.10.2016 по делу N А50-18330/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Кизеловского городского поселения - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г.Гусев |
Судьи |
О.Л.Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.