Екатеринбург |
|
18 мая 2017 г. |
Дело N А60-60154/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Сулейменовой Т.В., Полуяктова А.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.12.2016 по делу N А60-60154/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
предприятия "Электросети" НГО - Резниченко И.В. (доверенность от 11.01.2017 N 06-01/31);
Управления Росреестра - Мелеш Ю.В. (доверенность от 23.12.2016 N 08-17/406).
Муниципальное унитарное предприятие "Городские электрические сети" Новоуральского городского округа (далее - предприятие "Электросети" НГО, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Росреестра о признании незаконным отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества ВЛИ-0,4 кВ, ТП-2 Мурзинка, фидер 4, от опоры N 2-11 до опоры N 2-160 (далее - объект недвижимого имущества), кадастровый номер: 66:0000000:5285, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Новоуральск, п. Мурзинка, в районе ул. Ясная; об обязании произвести государственную регистрацию права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества, кадастровый номер: 66:0000000:5285, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Новоуральск, п. Мурзинка, в районе ул. Ясная.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2016 (судья Коликов В.В.) заявленные требования удовлетворены. Отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества, кадастровый номер: 66:0000000:5285, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Новоуральск, п. Мурзинка, в районе ул. Ясная признан незаконным. Суд обязал Управление Росреестра произвести государственную регистрацию права хозяйственного ведения предприятия "Электросети" НГО на объект недвижимого имущества, кадастровый номер: 66:0000000:5285, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Новоуральск, п. Мурзинка, в районе ул. Ясная.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016 (судьи Полякова М.А., Жукова Т.М., Макаров Т.В.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных предприятием "Электросети" НГО требований отказано.
Постановлением Арбитражного суд Уральского округа от 26.09.2016 решение суда от 10.03.2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016 по делу N А60-60154/2015 Арбитражного суда Свердловской области отменены. Дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
При новом рассмотрении определением суда от 16.11.2016 на основании положений ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование Новоуральского городского округа в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Новоуральского городского округа.
Решением суда от 13.12.2016 (судья Пшеничникова И.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017 (судьи Полякова М.А., Жукова Т.М., Макаров Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, считает их незаконными и необоснованными, а выводы судов несоответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также нормам материального права, в частности, положениям ст. 224, п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации. В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель кассационной жалобы указывает, что основанием для отказа в государственной регистрации послужило отсутствие регистрации право собственности Новоуральского городского округа на спорный объект недвижимости, при этом на государственную регистрацию права хозяйственного ведения предоставлено распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Новоуральского городского округа от 23.07.2015 N 491, которое в дальнейшем было отменено. В связи с чем Управление Росреестра полагает, что названное распоряжение не может являться в соответствии с п.1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для возникновения права заявителя. По мнению Управления Росреестра, производный характер права оперативного управления от права собственности и отсутствие регистрации права собственности на объект муниципального образования свидетельствует о законности и обоснованности его отказа в осуществлении государственной регистрации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предприятие "Электросети" НГО 19.06.2015 обратилось в Управление Росреестра (Первоуральский отдел) с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества, кадастровый номер: 66:0000000:5285, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Новоуральск, п. Мурзинка, в районе ул. Ясная.
Регистрирующий орган сообщением от 06.11.2015 N 66/031/301/2015-3844 отказал в государственной регистрации. В качестве причин отказа указано на непредоставление заявителем разрешения на строительство объекта недвижимого имущества и отсутствие зарегистрированного права собственности на заявленный объект муниципального образования - Новоуральского городского округа.
Предприятие "Электросети" НГО, считая отказ в государственной регистрации незаконным, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При новом рассмотрении удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что заказчиком выполнения работ по строительству спорного объекта является муниципальное предприятие и для государственной регистрации им были представлены все необходимые документы в связи, с чем у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорный объект за заявителем.
Выводы судов являются правильными, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и нормам действующего законодательства.
В соответствии с ч.1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение 7 подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.
Порядок государственной регистрации перехода права собственности урегулирован Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право возникает на основании соглашения или договора с органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственная регистрация права может быть осуществлена на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления либо на основании заявления лица, которое заключило с органом государственной власти или органом местного самоуправления соответствующие договор или соглашение.
В случае, если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Из абзаца 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ следует, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Согласно п. 2 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Основанием приобретения права собственности на новую вещь является факт ее изготовления или создания лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов (ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как указано в пункте 1 ст. 25.3 Закона о регистрации, основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в порядке, установленном Законом о регистрации.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи отнесены к линейным объектам.
В силу норм ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В частности выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с названным Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (п. 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В ст. 2 Закона Свердловской области от 15.07.2013 N 75-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство" указано, что получение разрешения на строительство помимо случаев, установленных федеральным законом, не требуется в случаях строительства и (или) реконструкции кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также электроустановок напряжением до 20 киловольт включительно.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что для целей регистрации права хозяйственного ведения на спорный объект недвижимого имущества заявителем были представлены на государственную регистрацию: правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен вновь созданный объект недвижимого имущества, а именно: постановление Администрации Новоуральского городского округа от 11.02.2014 N 233-а, постановление Администрации Новоуральского городского округа от 14.11.2014 N 2485-а; документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, а именно: акт технической готовности электромонтажных работ от 25.10.2013; акт готовности к подаче рабочего напряжения от 23.10.2013; декларация об объекте недвижимого имущества; справка МУП "Электросети" о строительстве объекта за счет средств предприятия в рамках технологического присоединения от 22.10.2015.
На основании изложенного, учитывая, что заявителем представлены все документы, подтверждающие основания возникновения права и необходимые для государственной регистрации права хозяйственного ведения на вновь созданный объект недвижимого имущества, предусмотренные п. 1 ст. 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования, признав оспариваемый отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права хозяйственного ведения МУП "Электросети" в отношении спорного объекта недвижимого имущества незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы кассационной жалобы по существу аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, в связи с чем подлежат отклонению судом кассационной инстанции (ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.12.2016 по делу
N А60-60154/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.