Екатеринбург |
|
06 июля 2017 г. |
Дело N А76-18419/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Гусева О.Г., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.12.2016 по делу N А76-18419/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Гаврилов И.А. (доверенность от 31.05.2017 N 05-24/020200). Мартынова Г.Ю. (доверенность от 28.10.2016 N 05-24/033183);
общества с ограниченной ответственностью Коммерческо- производственная фирма "СДС" (далее - общество, налогоплательщик) - Туманова Е.В. (доверенность от 12.01.2016).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции о признании недействительными решений от 25.03.2016 N 187 в части предложения уменьшить предъявленный к возмещению налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 55 531 098 руб., а также N 11302.
Решением суда от 23.12.2016 (судья Трапезникова Н.Г.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2017 (судьи Костин В.Ю., Арямов А.А., Скобелкин А.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение п.6 ст. 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
По мнению инспекции, с учетом правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в определении от 22.01.2014 N 62-0 общество не вправе было применять спорные суммы налоговых вычетов при переходе на общую систему налогообложения с упрощенной, поскольку объектом налогообложения у налогоплательщика выступали "доходы".
Кроме того, инспекция отмечает, что заявленная налогоплательщиком сумма налогового вычета предъявлена по счетам-фактурам, выставленным в период с 05.11.2008 по 30.06.2013, то есть по истечению трехлетнего срока, установленного п. 2 ст. 173 Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу налогоплательщик просит оставить кассационную жалобу налогового органа без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной инспекцией камеральной налоговой проверки налоговой декларации общества по НДС за III квартал 2015 года составлен акт от 08.02.2016 N 51175 и вынесены оспариваемые решения, которым налогоплательщику отказано в возмещении НДС за спорный период в сумме 55 531 098 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 28.06.2016 N 16-07/002877@ решения инспекции утверждены.
В ходе мероприятий налогового контроля установлено, что общество с 01.01.2003 по 01.07.2015 применяло упрощенную систему налогообложения (далее - УСНО) с объектом налогообложения "доходы".
На основании заявления от 12.10.2015 общество утратило право на применение УСНО с III квартала 2015 года в связи с вводом в эксплуатацию и постановкой на учет в качестве основного средства административного здания, которое было построено обществом в период применения УСНО с помощью подрядных организаций на основании договоров строительного подряда.
В книгу покупок в III квартале 2015 года налогоплательщиком включены соответствующие счета-фактуры, полученные от поставщиков товаров (работ, услуг) при строительстве данного объекта за период 05.11.2008 по 30.06.2015, вышеуказанная сумма НДС заявлена к возмещению.
Основанием для отказа в принятии соответствующих сумм налоговых вычетов послужил факт применения налогоплательщиком в данном периоде УСНО с объектом налогообложения "Доходы". Претензий к правильности оформления счетов-фактур и достоверности заявленных хозяйственных операций инспекцией заявлено не было.
Не согласившись с решениями инспекций, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу о неправомерности оспариваемых решений инспекции.
В соответствии с п.6 ст. 346.25 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применявшие УСНО, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему УСНО, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСНО, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном гл.21 Кодекса для налогоплательщиков НДС.
То есть, налогоплательщики, применявшие УСНО, при переходе на общий режим налогообложения получают право на принятие к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применявшему УСНО, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), в случае, когда указанные суммы налога не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСНО.
В силу п.п.1 п.3 ст. 346.16 Кодекса расходы на сооружение основных средств в период применения УСНО принимаются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.
Соответственно, в силу данной нормы общество было не вправе относить к расходам суммы НДС, уплаченные подрядным организациям при строительстве здания до момента ввода его в эксплуатацию.
Учитывая изложенное, суды, отклонив ссылку инспекции на правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, выраженную в определении от 22.01.2014 N 62-0, пришли к правильному выводу об отсутствии у общества правовых препятствий для применения спорных вычетов в III квартале 2015 года.
Правильность такого подхода подтверждается изложенной в письме от 16.02.2015 N 03-11-06/2/6844 позицией Министерства финансов Российской Федерации, согласно которой, если в период применения организацией УСН с объектом налогообложения в виде доходов объекты капитального строительства в эксплуатацию не вводились, то есть не использовались при применении данной системы налогообложения, то после перехода организации на общий режим налогообложения суммы НДС, предъявленные по товарам (работам, услугам) подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, а также суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения этих работ, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
Доводы инспекции о пропуске налогоплательщиком срока для применения налогового вычета по НДС по счетам-фактурам, выставленным в период с 05.11.2008 по 30.06.2013, судами рассмотрен и правомерно отклонен с учетом того, что право налогового вычета НДС возникло у общества в III квартале 2015 года, после ввода в эксплуатацию указанного объекта основных средств, в период, когда налогоплательщик перешел на общую систему налогообложения.
Принимая во внимание изложенное, толкуя все неясности и сомнения налогового законодательства в пользу налогоплательщика, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.12.2016 по делу N А76-18419/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
О.Г. Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п.6 ст. 346.25 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применявшие УСНО, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему УСНО, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСНО, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном гл.21 Кодекса для налогоплательщиков НДС.
То есть, налогоплательщики, применявшие УСНО, при переходе на общий режим налогообложения получают право на принятие к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применявшему УСНО, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), в случае, когда указанные суммы налога не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСНО.
В силу п.п.1 п.3 ст. 346.16 Кодекса расходы на сооружение основных средств в период применения УСНО принимаются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.
...
Правильность такого подхода подтверждается изложенной в письме от 16.02.2015 N 03-11-06/2/6844 позицией Министерства финансов Российской Федерации, согласно которой, если в период применения организацией УСН с объектом налогообложения в виде доходов объекты капитального строительства в эксплуатацию не вводились, то есть не использовались при применении данной системы налогообложения, то после перехода организации на общий режим налогообложения суммы НДС, предъявленные по товарам (работам, услугам) подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, а также суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения этих работ, принимаются к вычету в общеустановленном порядке."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 июля 2017 г. N Ф09-3461/17 по делу N А76-18419/2016