Екатеринбург |
|
29 августа 2018 г. |
Дело N А71-18911/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Беляевой Н.Г., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью ТПК "Восток-Ресурс" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.01.2018 по делу N А71-18911/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Фактор" - Григорьев А.С. (доверенность от 12.10.2017);
общества с ограниченной ответственностью ТПК "Восток-Ресурс" - Мурашов М.О. (доверенность от 11.08.2017 N 1).
Общество с ограниченной ответственностью "Фактор" (далее - общество "Фактор") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью ТПК "Восток-Ресурс" (далее - общество ТПК "Восток-Ресурс") 979 252 руб. 94 коп. убытков в связи с имевшим место 13.05.2017 повреждением железнодорожных вагонов N 60496940, 60496833.
Решением суда от 19.01.2018 (судья Бакулев С.Ю.) иск удовлетворен.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2018 (судьи Дюкин В.Ю., Полякова М.А., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество ТПК "Восток-Ресурс" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение ими норм действующего законодательства.
Заявитель жалобы, ссылаясь на положения пункта 3 статьи 307, пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст.16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 17-ФЗ), пункты 1.2, 1.6, 1.7, 2.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), полагает, что сход вагонов со щебнем произошел не по вине общества ТПК "Восток-Ресурс", а по вине представителей открытого акционерного общества "РЖД" (далее - общество "РЖД") вследствие нарушения им превышения общей допустимой массы и количества состава (вагонов), находящихся на железнодорожных путях общества ТПК "Восток-Ресурс", согласованных в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути не общего пользования от 15.10.2012 N 5/54, заключенного с обществом "РЖД" (далее - договор N 5/54) и Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ответчика (далее - Инструкция). Общество ТПК "Восток-Ресурс" указало, что договором N 5/54 и Инструкцией стороны установили величину максимального состава по длине не более 10 вагонов и ограничило весовую массу данных вагонов до 700 тонн, вместе с тем обществом "РЖД" несанкционированно на пути ответчика в нарушение условий договора была осуществлена несогласованная подача состава в количестве 35 вагонов, 9 из которых являлись порожними, что, по мнению общества, и явилось причиной схода пяти груженых вагонов и повреждением вагонов истца. Ответчик считает, что на нем не лежало обязанности по обеспечению содержания пути необщего пользования в таком состоянии, при котором путь мог выдержать нагрузку по количеству и весу вагонов больше, чем это предусмотрено утвержденной инструкцией и заключенным договором. С учетом изложенного общество указало, что противоправное поведение исходило от общества "РЖД", являющимся владельцем объекта повышенной опасности, в результате управления которым им был причинен вред имуществу истца и ответчика. Заявитель жалобы также не согласен с выводом судов о ненадлежащем техническом состоянии пути ответчика на момент схода вагонов в связи отсутствием с их стороны оценки всех имеющихся в деле доказательств в совокупности.
При рассмотрении спора судами установлено, что 13.05.2017 в 16 ч. 00 мин. при подаче 9 порожних вагонов под погрузку группой из 35 вагонов на путь необщего пользования ответчика, примыкающий к станции Ува-1, допущен сход 5 груженых вагонов. Группа из 35 вагонов состояла из 9 порожних платформ в адрес ответчика, в середине состава 15 вагонов, груженых щебнем, в адрес пути необщего пользования ГУП УР "Удмуртавтодор", при тепловозе 11 вагонов, груженых лесом, выведенных с пути необщего пользования ответчика.
В сходе с 14 по 18 вагон с хвоста маневрового состава - вагоны, груженые щебнем, в адрес ГУП УР "Удмуртавтодор" (N 54036801, 68078906, 60496940, 60496833, 60502937). Вагоны с 14 по 17 - сход всеми колесными парами, 18 вагон - сход первой колесной парой по ходу движения маневрового состава.
В соответствии с протоколом разбора у начальника железнодорожной станции Ува-1 от 17.05.2017 причиной схода явилось уширение колеи пути и сплошная гнилость шпал.
Вагоны N 60496940, 60496833 в результате схода всеми колесными парами повреждены в объеме текущего отцепочного ремонта.
Виновным в сходе вагонов признан ответчик, на которого возложено возмещение расходов на ремонт поврежденных вагонов, который является владельцем спорного железнодорожного пути на основании договора N 5/54.
По факту повреждения вагонов 13.05.2017 составлены акты N 33 и 34 с указанием ответчика в качестве организации, повредившей вагоны. Причина повреждения: нарушение п. 4 инструкции по текущему содержанию пути ЦП-774. Вагоны направлены для ремонта в ТОР ВЧДэ-Агрыз.
Истец является арендатором спорных вагонов по договору аренды вагонов N 185/18-03 от 01.07.2014.
В соответствии с п. 4.2.3 договора арендатор в период аренды вагонов за свой счет и по своим договорам производит оплату текущего отцепочного и безотцепочного ремонта вагонов. Транспортировка к месту ремонта и из ремонта при забраковке вагонов в ремонт производится арендатором за свой счет, при этом арендная плата не период проведения текущего ремонта начисляется.
Истцом (заказчик) и обществом "РЖД" (подрядчик) 08.06.2017 заключен договор на выполнение разовых работ по текущему ремонту грузового вагона.
Общая стоимость ремонта спорных вагонов с учетом их транспортировки составила 691 252 руб. 94 коп.
Кроме того, в период неисправности вагонов истцом оплачена арендная плата в размере 288 000 руб.
Таким образом, общий размер убытков, понесенных истцом в связи с повреждением спорных вагонов, составил 979 252 руб. 94 коп.
Истец 28.08.2017 направил в адрес ответчика письменную претензию с требованием возместить убытки в добровольном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, руководствуясь положениями, предусмотренными ст. ст. 12, 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", исходили из того, что ответчик является владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не обеспечил надлежащее исполнение своих обязательств по содержанию железнодорожных путей, следствие чего явилось сход принадлежащих истцу вагонов и причинение ему материального ущерба, что послужило основанием для взыскания с ответчика убытков.
Суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принимаемые арбитражным судом решение и постановление должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
На основании части 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу.
В соответствии с частью 4 статьи 170 АПК РФ в мотивировочной части решения должны быть указаны: 1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; 2) доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; 3) законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.
Согласно ч. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Основанием применения мер имущественной ответственности по деликтным обязательствам является наличие состава правонарушения, включающего: факт причинения вреда, противоправность поведения виновного лица, причинно-следственную связь между первым и вторым элементом. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов ответственности.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 17-ФЗ владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.
В соответствии со статьей 2 Устава железнодорожного транспорта российской Федерации железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Согласно статье 16 Федерального закона N 17-ФЗ железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава, его сохранность.
Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
Согласно пункту 1.7 Правил N 26 на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.
В инструкции указывается характеристика путевого развития железнодорожного пути необщего пользования, весовая норма и длина состава (поезда), допускаемая к обращению на пути необщего пользования, максимально допустимая скорость движения, тип локомотива, порядок маневровых передвижений, положение стрелочных переводов, наличие и расположение устройств сигнализации, нормы закрепления вагонов и другие положения, связанные с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Требования инструкции являются обязательными для владельцев и пользователей железнодорожных путей необщего пользования, контрагентов, владельцев инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих работу на этом железнодорожном пути необщего пользования.
При изменении технического оснащения железнодорожного пути необщего пользования или технологии его работы инструкция пересматривается в установленном порядке.
Пунктом 2.9 названных Правил установлено, что договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются с учетом данных технического паспорта железнодорожного пути необщего пользования, инструкции, плана и продольного профиля железнодорожного пути необщего пользования, а также технологии работы станции примыкания.
Исходя из положении указанных норм следует, что железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава, его сохранность в пределах весовой нормы и долины состава (поезда), допускаемых к обращению на пути необщего пользования, которые установлены в инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.
Данный вывод также подтверждается п. 23 Технического регламента "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта", утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 710, согласно которому в целях обеспечения безопасности к железнодорожному пути, к составным частям железнодорожного пути и элементам составных частей железнодорожного пути устанавливаются определенные требования, в том числе о том, что все составные элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение пути и другие) и элементы составных частей железнодорожного пути (рельсы, стрелочные переводы, рельсовые скрепления, шпалы, балласт и другие) по прочности, несущей способности и устройчивости должны обеспечивать безопасное движение железнодорожного подвижного состава с наибольшими скоростями в пределах допустимых значений.
В обоснование заявленных возражений общество ТПК "Восток-Ресурс" ссылалось на то, что между обществом "РЖД" и обществом с ограниченной ответственностью "Какможлес" (правопреемник - общество ТПК "Восток-Ресурс") заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 15.10.2012 N 5/54, а также утверждена Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования обществом "Какможлес", примыкающем к станции Ува1 Горьковской железной дороги - филиала общества "РЖД", из содержания которых усматривается, что сторонами была установлена величина максимального состава по длине 10 вагонов, по весу - 700 тонн.
Вместе с тем, как установлено судами, на железнодорожный путь необщего пользования ответчика подана группа из 35 вагонов, 15 из которых были гружены щебнем, 11 - лесом. При этом допущен сход 5 вагонов, груженых щебнем.
Однако доводам ответчика о том, что в силу действующего законодательства на общество ТПК "Восток-Ресурс" не возложено обязанности обеспечивать содержание пути необщего пользования таким образом, чтобы путь мог выдерживать нагрузку по количеству и весу вагонов существенно больше, чем это предусмотрено технологией эксплуатации железнодорожного пути, закрепленной в договоре от 15.10.2012 N 5/54 и Инструкции, судами не было дано надлежащей оценки.
Между тем, установление обстоятельств превышения величины максимального состава по количеству вагонов и весу и надлежащая правовая оценка данных обстоятельств имеет значение для определения лица, виновного в сходе вагонов, причинении ущерба и правильного разрешения спора.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" применяя статью 15 ГК РФ, следует учитывать, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Удовлетворяя заявленные требования и определяя общество ТПК "Восток-Ресурс" в качестве лица, ответственного за причинение ущерба, суды сослались на составленные ОАО "РЖД" документы: акт первичного расследования от 13.05.2017, акты о повреждении вагона от 13.05.2017 N N 32, 33, 34, 35, 36, протокол разбора у начальника железнодорожной станции Ува-1 от 17.05.2017, согласно которым виновником повреждения вагонов определен ответчик, который, по мнению ОАО "РЖД", не обеспечил удовлетворительное состояние пути необщего пользования: допустил отклонение ширины колеи и наличие кустовой гнилости шпал.
Между тем, указанные документы были подписаны ответчиком с возражениями и особым мнением, суть которых сводится к тому, что данные документы составлены заинтересованным лицом - ОАО "РЖД", пути находились в исправном техническом состоянии и причиной схода вагонов является нарушение норм безопасной эксплуатации путей необщего пользования со стороны ОАО "РЖД".
При этом ответчиком в обоснование удовлетворительного технического состояния путей необщего пользования представлены в материалы дела акт обследования железнодорожного пути необщего пользования от 29.08.2012, пояснительная Злобина Д.В. от 15.05.2017, акт осмотра места схода вагонов от 20.05.2017.
Однако судами в нарушении части 4 статьи 170 АПК РФ не было дано никакой оценки вышеуказанным документам, довод ответчика об удовлетворительном состоянии пути судами надлежащим образом не исследован, ОАО "РЖД" к участию в процессе не привлечено.
На основании изложенного, кассационная коллегия полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны при неправильном применении норм права и неполном исследовании обстоятельств по делу, что в соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 288 АПК РФ, является основанием для отмены судебного акта.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании не полного и не всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, суд кассационной инстанции лишен возможности принять новый судебный акт. Допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции.
На основании изложенного, кассационная коллегия, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам, рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле ОАО "РЖД", проверить доводы ответчика о нарушении норм безопасной эксплуатации путей необщего пользования со стороны ОАО "РЖД" и удовлетворительном техническом состоянии путей необщего пользования, при необходимости истребовать дополнительные доказательства, разрешить спор с применением норм права, регулирующих правоотношения сторон, исходя из предмета и оснований искового заявления.
Руководствуясь статьями 286- 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.01.2018 по делу N А71-18911/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2018 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положении указанных норм следует, что железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава, его сохранность в пределах весовой нормы и долины состава (поезда), допускаемых к обращению на пути необщего пользования, которые установлены в инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.
Данный вывод также подтверждается п. 23 Технического регламента "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта", утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 710, согласно которому в целях обеспечения безопасности к железнодорожному пути, к составным частям железнодорожного пути и элементам составных частей железнодорожного пути устанавливаются определенные требования, в том числе о том, что все составные элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение пути и другие) и элементы составных частей железнодорожного пути (рельсы, стрелочные переводы, рельсовые скрепления, шпалы, балласт и другие) по прочности, несущей способности и устройчивости должны обеспечивать безопасное движение железнодорожного подвижного состава с наибольшими скоростями в пределах допустимых значений.
...
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" применяя статью 15 ГК РФ, следует учитывать, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 августа 2018 г. N Ф09-5767/18 по делу N А71-18911/2017
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5767/18
15.06.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5767/18
12.03.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4085/18
16.06.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5767/18
22.01.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4085/18
28.08.2019 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-18911/17
29.08.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5767/18
08.05.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4085/18
19.01.2018 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-18911/17