Екатеринбург |
|
21 июля 2017 г. |
Дело N А47-4834/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Васильченко Н.С.,
судей Оденцовой Ю.А., Тимофеевой А.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Билокурой А.А., рассмотрел в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи кассационные жалобы временного управляющего открытого акционерного общества "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" Котова Михаила Сергеевича (далее - временный управляющий), открытого акционерного общества "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" (далее - общество "АК "ТРАНСАЭРО") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.12.2016 по делу N А47-4834/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "БГ Авиа" (далее - общество "БГ Авиа") - Левичев С.В. (доверенность от 01.03.2017).
В судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области приняла участие представитель акционерного общества "Оренбургские авиалинии" (далее - общество "Оренбургские авиалинии") - Шафнер Е.П. (доверенность от 16.06.2017). Полномочия указанного лица проверены Арбитражным судом Оренбургской области.
Общество "Оренбургские авиалинии" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к обществу "АК "ТРАНСАЭРО" о взыскании 12 209 471,08 долларов США в валюте РФ (рубли) по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату фактического платежа, составляющих сумму задолженности по агентскому договору о реализации авиаперевозок от 14.10.2015 N 1632/КО-2015.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены временный управляющий общества "АК "ТРАНСАЭРО" Котов М.С. и общество "БГ Авиа".
Решением суда от 19.12.2016 (судья Сукачева Н.Ф.) исковые требования удовлетворены: с общества "АК "ТРАНСАЭРО" в пользу общества "Оренбургские авиалинии" взысканы 804 794 611 руб. 92 коп. долга, а также 200 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2017 (судьи Деева Г.А., Ширяева Е.В., Фотина О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
Временный управляющий общества "АК "ТРАНСАЭРО" и общество "АК "ТРАНСАЭРО", не согласившись с указанными судебными актами, обратились с кассационными жалобами.
По мнению временного управляющего, исковое заявление общества "Оренбургские авиалинии" подлежало оставлению без рассмотрения на основании п. 4 ч. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Требование заявлено в мае 2016 года, то есть после введения в отношении общества "АК "ТРАНСАЭРО" процедуры наблюдения (16.12.2015), заявитель считает, что в силу норм ст. 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности (банкротстве)) требование подлежит рассмотрению в рамках дела о банкротстве.
Заявитель жалобы полагает, что требования общества "Оренбургские авиалинии" не являются текущими и подлежат включению в реестр требований кредиторов, поскольку агентский договор о реализации авиаперевозок от 14.10.2015 по своей правовой природе является соглашением о переводе реестрового долга перевозчика перед пассажирами, возникшего на основании агентского соглашения от 17.02.2014. При этом временный управляющий ссылается на неправильное применение судами ст. 5 Закона о несостоятельности (банкротстве) и п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствами в деле о банкротстве" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63).
Таким образом, заявитель жалобы считает, что фактически стороны заключили соглашение о переводе долга ответчика перед пассажирами, и в силу абзаца 3 п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63 такое соглашение не влечет переквалификации реестрового требования в текущее.
Помимо изложенного, оспаривая постановление апелляционного суда, временный управляющий указал на то, что Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд назначил дело к разбирательству ранее даты истечения срока на апелляционное обжалование решения суда первой инстанции.
В письменных дополнениях к кассационной жалобе временный управляющий отмечает, что в результате исполнения обществом "Оренбургские авиалинии" обязательств общества "АК "ТРАНСАЭРО" к обществу "Оренбургские авиалинии" перешло на основании закона то же подлежащее включению в реестр право требования пассажиров на возврат из имущественной массы уплаченных денежных средств за авиабилеты.
В кассационной жалобе общество "АК "ТРАНСАЭРО" ссылается на неправильное применение судами норм материального права при оценке доводов ответчика о притворности содержащегося в абзаце 1 п. 1.2 агентского договора от 14.10.2015 отлагательного условия о необходимости уведомления перевозчиком (обществом "АК "ТРАНСАЭРО") резервного перевозчика (общества "Оренбургские авиалинии") о невозможности исполнения обязательств как основания для возникновения прав и обязанной по агентскому договору от 14.10.2015.
По мнению заявителя жалобы, суды неправильно применили нормы материального и процессуального права при определении характера заявленных исковых требований, придя к ошибочному выводу о том, что они являются текущими, а не реестровыми. Считает, что указанные исковые требования подлежат рассмотрению исключительно в рамках дела о банкротстве, поэтому заявление следует оставить без рассмотрения.
Кроме того, общество "АК "ТРАНСАЭРО" полагает, что суд первой инстанции неправильно применил ст. 317 Гражданского кодекса Российской Федерации и в отсутствие правовых оснований взыскал сумму в рублях по курсу доллара США на 16.06.2016. Заявитель жалобы отмечает, что данный курс пересчета валюты не предусмотрен ни законом, ни соглашением сторон.
Общество "Оренбургские авиалинии" и общество "БГ Авиа" представили письменные мотивированные отзывы на кассационные жалобы, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на необоснованность доводов заявителей.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом "АК "ТРАНСАЭРО" (перевозчик), обществом "Оренбургские авиалинии" (резервный перевозчик) и обществом "БГ Авиа" (агент) заключен агентский договор о реализации авиаперевозок от 14.10.2015 N 1632/КО-2015, согласно условиям которого перевозчик осуществляет выполнение рейсов по условиям агентского соглашения от 17.02.2014 N 659/MOW-14 по следующим маршрутам: Москва - Ш. Шейх - Москва в соответствии с дополнительным соглашением N SSH/S15 о выполнении программы международных авиаперевозок и багажа; Москва - Хургада - Москва в соответствии с дополнительным соглашением N HRG/S15 о выполнении программы международных авиаперевозок и багажа; Москва - П. Кана - Москва в соответствии с дополнительным соглашением N PUJ/S15 о выполнении программы международных авиаперевозок и багажа (п. 1.1 договора).
В пункте 1.2 договора от 14.10.2015 стороны установили, что в случае невозможности исполнения части и/или всех обязательств со стороны перевозчика по условиям соглашения, о чем перевозчик уведомляет немедленно резервного перевозчика и агента, резервный перевозчик принимает на себя обязательства по исполнению за счет перевозчика обязательств перевозчика по соглашению, в порядке, сроках и на условиях, предусмотренных настоящим договором и приложений к нему.
При этом агент и перевозчик обязаны передать резервному перевозчику всю информацию и документы, связанные с исполнением соглашения, а перевозчик также обязан перечислить резервному перевозчику полученные от агента денежные средства за неисполненные обязательства по соглашению, исходя из количества кресел и цены за кресла, представляемые к реализации по настоящему договору и приложениями к нему, в день невозможности исполнения перевозчиком части и/или всех своих обязательств.
Кроме того, агент обязан предоставить все данные о количестве проданных билетов и оформленных билетах, а также проданных, но не оформленных билетах по всем маршрутам и датам.
Стороны обязуются на момент прекращения исполнения части и/или всех обязательств со стороны перевозчика произвести сверку взаиморасчетов.
С момента заключения названного договора стороны соглашаются, что осуществление программы выполнения рейсов в соответствии с соглашением изменяется в части объема, сроков, пассажирских кресел, частотности выполнения рейсов и т. д. Новые условия по выполнению рейсов по условиям соглашения определены в приложениях к договору. Агент обязуется с даты подписания указанного договора осуществлять действия, предусмотренные соглашением, только в порядке, сроках и на условиях, предусмотренных в договоре и приложениях к нему.
Права и обязанности от перевозчика во взаимоотношениях с агентом переходят к резервному перевозчику, стороны будут руководствоваться в своих отношениях данным договором и приложениями к нему и не вправе ссылаться на условия ранее заключенных без участия резервного перевозчика договоров и соглашений в части рейсов, выполнение которых регулируется договором.
Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что с момента перехода прав и обязанностей от перевозчика к резервному перевозчику, резервный перевозчик поручает, а агент принимает на себя обязательство, действуя от собственного имени и за счет резервного перевозчика, выполнять за вознаграждение следующие действия: осуществлять поиск и привлечение лиц, заинтересованных в перевозке пассажиров на воздушных судах резервного перевозчика, а также пассажиров, заинтересованных в перелете воздушными судами резервного перевозчика; проводить с такими третьими лицами переговоры о маршрутах, стоимости и иных условиях перевозки; в случае достижения с третьими лицами согласия относительно условий перевозки, заключать от собственного имени с третьими лицами договоры перевозки либо иные возмездные договоры о предоставлении всей или части вместимости ВС для целей перевозки; получать от третьих лиц и перечислять резервному перевозчику плату, причитающуюся резервному перевозчику в связи с выполнением рейсов; выполнять иные действия в соответствии с настоящим договором.
Договор от 14.10.2015 действителен только в отношении рейсов резервного перевозчика, оговоренных сторонами в приложениях к договору (п. 1.4 договора).
Маршруты и даты выполнения рейсов, в отношении которых резервный перевозчик поручает агенту выполнять действия, предусмотренные п. 1.1 договора, согласованы сторонами в приложениях к договору (п. 1.5 договора). Цена и порядок расчетов установлены в ст. 4 договора: резервный перевозчик поручает агенту осуществлять реализацию вместимости воздушного судна и заключать договоры перевозки на воздушном судне при условии, что общая сумма выручки, полученной резервным перевозчиком за выполнение каждого конкретного рейса, будет не меньше, чем установленная резервным перевозчиком цена рейса.
Указанное условие должно быть соблюдено вне зависимости от загрузки рейса и иных обстоятельств. Во избежание сомнений настоящим агент подтверждает и гарантирует получение резервным перевозчиком за каждый рейс суммы, не меньшей, чем цена рейса. Данная гарантия означает также, что агент берет на себя ручательство за исполнение третьими лицами своих обязательств (делькредере).
Если по каким-либо причинам полученная за рейс сумма будет меньше цены рейса, агент покроет разницу за свой счет. При условии соблюдения установленного выше в настоящем пункте, агент имеет право самостоятельно устанавливать для третьих лиц и пассажиров размер платы за перевозку и предоставление вместимости воздушного судна (п. 4.1 договора).
Цена рейса устанавливается резервным перевозчиком, закреплена в приложениях к договору и включает в себя плату за предоставление воздушного судна с подготовленным экипажем; затраты по аэронавигационному обслуживанию по трассе следования воздушного судна; затраты в аэропортах по аэропортовому, наземному, техническому обслуживанию, заправке воздушного судна авиаГСМ (включая стоимость авиаГСМ и услуги по заправке); затраты по обеспечению бортпитанием пассажиров и экипажа; затраты по получению разрешений авиационных властей и аэропортов; затраты по проживанию и выплате суточных экипажу в соответствии с нормативами РФ; затраты по оплате услуг представителей резервного перевозчика в аэропортах (п. 4.2 договора). Цена рейса не включает в себя возможные дополнительные расходы, не указанные в п. 4.2 договора, в т. ч. которые будут понесены по инициативе и/или вине агента (п. 4.3 договора).
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.10.2015 по делу N А56-75891/2015 принято заявление о признании общества "АК "ТРАНСАЭРО" несостоятельным (банкротом).
Письмом от 23.10.2015 общество "АК "ТРАНСАЭРО" уведомило общество "Оренбургские авиалинии" о невозможности исполнения принятых на себя обязательств в связи с тем, что приказом Росавиации от 21.10.2015 сертификат авиакомпании аннулирован с 26.10.2015.
Во исполнение условий п. 1.2 договора общество "Оренбургские авиалинии" приступило к выполнению программы рейсов, согласованной сторонами в агентском договоре. В приложениях N 1, 2, 3 к договору установлены характеристики реализуемых чартерных рейсов, обязанности сторон и дополнительные условия.
Перечень выполненных рейсов в период с 26.10.2015 по 12.12.2015 истец отразил в расчете исковых требований на сумму 12 209 471,08 долларов США.
Ссылаясь на неисполнение обществом "АК "ТРАНСАЭРО" обязательств по оплате согласованной агентским договором от 14.10.2015 стоимости рейсов, выполненных в период с 26.10.2015 по 12.12.2015, общество "Оренбургские авиалинии" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском о взыскании 12 209 471,08 долларов США в валюте РФ (рубли) по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату фактического платежа.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности исполнения обществом "Оренбургские авиалинии" возложенных на него условиями агентского договора о реализации авиаперевозок от 14.10.2015 N 1632/КО-2015 обязательств, отсутствия доказательств исполнения обществом "АК "ТРАНСАЭРО" встречного обязательства по оплате пассажирских авиаперевозок, осуществленных обществом "Оренбургские авиалинии" в период с 26.10.2015 по 12.12.2015.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала (п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 1008 указанного Кодекса в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора. Если агентским договором не предусмотрено иное, к отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала.
Оценив в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 64, ст. 67, 68, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в частности задания на полет по рейсам, списки пассажиров рейсов, акты сверок взаимных расчетов по выполненным рейсам, отчеты агента за октябрь, ноябрь и декабрь 2015 года (в копиях), а также платежные поручения, согласно которым ответчик получил от агента денежные средства за выполненные истцом полеты, суды признали доказанным факт выполнения обществом "Оренбургские авиалинии" в период с 26.10.2015 по 12.12.2015 авиарейсов в рамках агентского договора от 14.10.2015, в связи с чем пришли к правомерному выводу о возникновении у последнего права требования с общества "АК "ТРАНСАЭРО" взыскания их стоимости в сумме 12 209 471,08 долларов США.
При этом проанализировав условия и содержание агентского договора от 14.10.2015, суды верно исходили из того, что права и обязанности резервного перевозчика по сделке возникают только в случае невозможности исполнения части и (или) всех обязательств со стороны перевозчика, о чем последний должен немедленно уведомить резервного перевозчика и агента.
Стороны согласовали условие о том, что выполнение программы рейсов в соответствии с агентским соглашением от 17.02.2014 N 659/MOW-14 изменяется в части объема, сроков, пассажирских кресел, частотности выполнения рейсов и т. д.
Новые условия по выполнению рейсов определены в приложениях к договору от 14.10.2015. Стороны должны руководствоваться в своих отношениях друг с другом настоящим договором и приложениями к нему и не вправе ссылаться на условия ранее заключенных без участия резервного перевозчика договоров и соглашений (абзацы 3 и 4 п. 1.2 договора).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание факт осуществления рейсов на условиях, отличающихся от условий, содержащихся в ранее заключенном агентском соглашении от 17.02.2014, а также учитывая, что перевозчик не выбывает из обязательства, а участвует в оформлении документов по результатам исполнения договора, расчетах сторон, суды, вопреки доводам временного управляющего, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для квалификации агентского договора от 14.10.2015 в качестве соглашения о переводе долга перевозчика, возникшего на основании агентского договора от 17.02.2014.
Кроме того, судом апелляционной инстанции рассмотрен и отклонен довод общества "АК "ТРАНСАЭРО" о притворности содержащегося в абзаце 1 п. 1.2 агентского договора от 14.10.2015 условия о необходимости уведомления резервного перевозчика о невозможности исполнения обязательств.
Как следует из спорного условия агентского договора от 14.10.2015, с момента перехода прав и обязанностей от перевозчика к резервному перевозчику, резервный перевозчик поручает, а агент, действуя от собственного имени и за счет резервного перевозчика, принимает на себя обязательство выполнять за вознаграждение установленные договором действия.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и пояснения сторон в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что агентский договор о реализации авиаперевозок от 14.10.2015 N 1632/КО-2015 не противоречит требованиям закона.
Договор заключен до того, как ответчику стало известно об аннулировании сертификата авиакомпании приказом Росавиации от 21.10.2016.
Общество "АК "ТРАНСАЭРО" исполняло принятые на себя обязательства по агентскому договору от 14.10.2015 (в части уведомления сторон, подписания отчетов агента, и т.д.), а также получало денежные средства в счет оплаты рейсов, выполненных истцом, что свидетельствует о действительности договора. Обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для квалификации сделки в качестве притворной, в том числе о наличии у сторон волеизъявления на совершение сделки, влекущей иные материально-правовые последствия, чем заключенный между ними агентский договор реализации авиаперевозок от 14.10.2015, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для переоценки данного вывода у суда кассационной инстанции не имеется. Нарушений в применении норм ст. 168, 170 Гражданского кодекса Российской Федерации судом не допущено.
В связи с этим подлежат отклонению судом кассационной инстанции доводы временного управляющего о том, что агентский договор от 14.10.2015 по своей правовой природе является соглашением о переводе долга, возникшего на основании агентского соглашения от 17.02.2014, и, следовательно, путем заключения договора от 14.10.2015 стороны фактически трансформировали реестровое требование в текущее.
Доводы заявителей жалоб о том, что требования общества "Оренбургские авиалинии" не являются текущими и подлежат включению в реестр требований кредиторов, подлежат отклонению на основании следующего.
Заявление о признании несостоятельным (банкротом) общества "АК "ТРАНСАЭРО" принято к рассмотрению определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу от 19.10.2015 N А56-75891/2015. С учетом п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" датой возбуждения дела о банкротстве общества "АК "ТРАНСАЭРО" является 19.10.2015.
Согласно ст. 5 Закона о несостоятельности (банкротстве) под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
Как разъяснено в п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63, в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о несостоятельности (банкротстве) возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
В пункте 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63 указано, что в договорных обязательствах, предусматривающих периодическое внесение должником платы за пользование имуществом (договоры аренды, лизинга (за исключением выкупного)), длящееся оказание услуг (договоры хранения, оказания коммунальных услуг и услуг связи, договоры на ведение реестра ценных бумаг и т. д.), а также снабжение через присоединенную сеть электрической или тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой, другими товарами (за фактически принятое количество товара в соответствии с данными учета), текущими являются требования об оплате за те периоды времени, которые истекли после возбуждения дела о банкротстве.
В силу п. 1.2 договора от 14.10.2015 денежное обязательство перевозчика перед резервным перевозчиком возникает в день невозможности исполнения перевозчиком части и/или всех своих обязательств, то есть с момента выполнения рейсов истцом.
При этом юридическим фактом, подтверждающим наступление невозможности исполнения перевозчиком своих обязательств, является незамедлительное уведомление перевозчиком резервного перевозчика о наступлении таких обстоятельств.
Уведомление о невозможности исполнения обязательств истец получил от ответчика 23.10.2015, из которого следует, что приказом Росавиации от 21.10.2015 сертификат ответчика аннулирован с 26.10.2015.
Спорные рейсы выполнены истцом в рамках агентского договора в период с 26.10.2015 по 12.12.2015, следовательно, денежные обязательства ответчика перед истцом возникли с 26.10.2015, то есть с момента невозможности исполнения обязательств обществом "АК "ТРАНСАЭРО" по агентскому договору и выполнения рейсов истцом.
Учитывая, что образовавшаяся задолженность общества "АК "ТРАНСАЭРО" является денежным обязательством ответчика, возникшим после принятия к производству заявления о признании ответчика банкротом, требования общества "Оренбургские авиалинии" в силу ст. 5 Закона о несостоятельности (банкротстве) являются текущими и правомерно рассмотрены судом первой инстанции в исковом производстве. Перевод долга перевозчика, возникшего на основании агентского соглашения от 17.02.2014, не доказан.
При таких обстоятельствах, оснований для оставления искового заявления общества "Оренбургские авиалинии" без рассмотрения на основании п. 4 ч. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда первой инстанции не имелось.
Между тем, принимая решение и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что взыскание долга в размере 804 794 611 руб. 92 коп. по состоянию официального курса доллара США к рублю Российской Федерации на дату формирования исковых требований к ответчику - 16.06.2016 не противоречит требованиям действующего законодательства.
Согласно п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" в силу ст. 140 и 317 Гражданского кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с исполнением денежных обязательств, следует различать валюту, в которой денежное обязательство выражено (валюту долга), и валюту, в которой это денежное обязательство должно быть исполнено (валюту платежа).
По общему правилу валютой долга и валютой платежа является рубль (п. 1 ст. 317 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем согласно п. 2 ст. 317 названного Кодекса в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях (валюта платежа) в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (валюта долга). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
В соответствии с п. 4.6 договора о реализации авиаперевозок от 14.10.2015 N 1632/КО-2015, если иное прямо не согласовано сторонами, валютой выставления счетов и оплаты при исполнении договора является российский рубль. Если какие-либо цены и ставки в данном договоре установлены в иной валюте, чем российский рубль, пересчет осуществляется по курсу данных валют, установленному Центральным банком Российской Федерации на день платежа.
Принимая во внимание положения п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" и учитывая условия 4.6 договора о реализации авиаперевозок от 14.10.2015 N 1632/КО-2015, оснований для пересчета иностранной валюты платежа в рубли на дату формирования исковых требований к ответчику - 16.06.2016 у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах, взыскание задолженности с общества "АК "ТРАНСАЭРО" надлежит произвести с применением курса Центрального Банка России, действующего на дату фактического платежа.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в указанной части подлежат изменению на основании ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В остальной части судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Поскольку при подаче кассационной жалобы временному управляющему общества "АК "ТРАНСАЭРО" предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до окончания кассационного производства, государственная пошлина подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета в сумме 3 000 руб. (п. 12 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 28.06.2017 обществу "АК "ТРАНСАЭРО" предложено представить документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере. Между тем на момент рассмотрения кассационных жалоб по существу такие документы в материалы дела не представлены, в связи с чем государственная пошлина подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.12.2016 по делу N А47-4834/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2017 по тому же делу изменить в части взыскания основного долга.
Взыскать с открытого акционерного общества "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" в пользу акционерного общества "Оренбургские авиалинии" основной долг в сумме, эквивалентной 12 209 471,08 долларов США в валюте Российской Федерации (рубли) по курсу Центрального Банка России, действующему на дату фактического платежа.
В остальной части решение и постановление оставить без изменения.
Взыскать с временного управляющего открытого акционерного общества "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" Котова М.С. в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Взыскать с открытого акционерного общества "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.С. Васильченко |
Судьи |
Ю.А. Оденцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" в силу ст. 140 и 317 Гражданского кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с исполнением денежных обязательств, следует различать валюту, в которой денежное обязательство выражено (валюту долга), и валюту, в которой это денежное обязательство должно быть исполнено (валюту платежа).
По общему правилу валютой долга и валютой платежа является рубль (п. 1 ст. 317 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Принимая во внимание положения п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" и учитывая условия 4.6 договора о реализации авиаперевозок от 14.10.2015 N 1632/КО-2015, оснований для пересчета иностранной валюты платежа в рубли на дату формирования исковых требований к ответчику - 16.06.2016 у суда первой инстанции не имелось.
...
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.12.2016 по делу N А47-4834/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2017 по тому же делу изменить в части взыскания основного долга."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 июля 2017 г. N Ф09-3193/17 по делу N А47-4834/2016
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3193/17
17.07.2017 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-4834/16
05.07.2017 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-4834/16
30.05.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3193/17
24.05.2017 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-4834/16
10.04.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1198/17
24.01.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-17034/16
19.12.2016 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-4834/16
12.12.2016 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-4834/16