Екатеринбург |
|
22 сентября 2017 г. |
Дело N А50-28882/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Токмаковой А. Н., Жаворонкова Д. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Соликамсбумпром" (далее - общество "Соликамсбумпром", заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 06.03.2017 по делу N А50-28882/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Соликамсбумпром" - Терентьев И.С. (доверенность от 31.01.2017);
Инспекции государственного технического надзора Пермского края (далее - инспекция, административный оргавн) - Соколов Е.А. (доверенность от 03.05.2017), Веприкова А.А. (доверенность от 14.04.2017).
Общество "Соликамскбумпром" заявило письменное ходатайство о приобщении к делу дополнительных материалов.
В удовлетворении ходатайства отказано на основании ст. 286-287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Соликамскбумпром" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения инспекции об отказе в регистрации самоходной машины форвардер John Deere 1510E заводской N 1WJ1510ECGC003373 и обязании инспекции произвести действия по государственной регистрации указанной самоходной машины.
Решением суда от 06.03.2017 (судья Гилязетдинова А.Р.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2017 (судьи Трефилова Е.М., Риб Л.Х., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Соликамсбумпром просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами п. 16 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 (далее - Правила от 06.02.2016 N 81), Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
По мнению заявителя, ввезенная им самоходная техника классифицируется по коду ТН ВЭД, который не подразумевает уплату утилизационного сбора.
Поскольку в сертификате соответствия, на который есть ссылка в паспорте транспортного средства, код товара указан ошибочно, ввезенная самоходная техника должна быть зарегистрирована инспекцией.
Кроме того, законодательством не предусмотрены случаи проставления отметок об освобождении от уплаты утилизационного сбора в иных случаях, кроме предусмотренных в п. 6 ст. 24 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, к которым спорная ситуация не относится, поэтому таможенный орган никаких отметок в паспорте транспортного средства не проставил.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, между обществом "Соликамскбумпром" (покупатель) и обществом с ограниченной ответственностью "АГРОПРОФ" (продавец) был заключен договор купли-продажи от 15.04.2016 N 00279580/6058, по условиям которого продавец обязался передать в собственность покупателю по цене и на условиях, определенных в договоре, форвардер John Deere 1510E заводской N 1WJ1510ECGC003373.
Покупатель принял форвадер по акту-приема-передачи от 01.08.2016.
Вместе с товаром покупателю были переданы паспорт самоходной машины N ТТ 231184 и копия сертификата соответствия N ТС RU C-FI.MP46.B.00133, выданного обществом с ограниченной ответственностью "Русский Сертификационный Центр".
В целях осуществления процедуры государственной регистрации самоходной машины общество 08.08.2016 обратилось в инспекцию с заявлением о проведении регистрационных действий в отношении транспортного средства форвардер John Deere 1510E заводской N 1WJ1510ECGC003373.
Должностным лицом инспекции в государственной регистрации транспортного средства было отказано.
В обоснование отказа инспекция сослалась на п. 7 Правил от 06.02.2016 N 81 и указала на отсутствие в паспорте самоходной машины отметки об уплате утилизационного сбора.
Общество "Соликамскбумпром", полагая, что решение инспекции об отказе в государственной регистрации транспортного средства является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия совокупности оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
Апелляционный суд, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу, согласился с выводами суда первой инстанции.
Исходя из положений ч. 1 ст. 198, ст. 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у административного органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который приняли решение.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства от 12.08.1994 N 938) установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Пермского края от 07.09.2012 N 822-п утверждено Положение об Инспекции государственного технического надзора Пермского края, к полномочиям которой отнесена регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдача на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации).
Единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним независимо от принадлежности, а также выдачу на машины государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом РФ 16.01.1995 (далее - Правила регистрации от 16.01.1995).
В соответствии с п. 1.4 Правил регистрации от 16.01.1995 государственной регистрации, учету в соответствии с настоящими Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.
В соответствии с абз. 1 п. 4 Постановления Правительства от 12.08.1994 N 938 регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора, к которым отнесены лица, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию и лица, которые приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
В соответствии с п. 4 ст. 24.1 Федерального закона порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Из абз. 4 п. 4 Постановления Правительства от 12.08.1994 N 938 следует, что регистрация и изменение регистрационных данных транспортных средств не осуществляются, если федеральным законом установлено требование по уплате утилизационных сборов в отношении транспортных средств, или утилизационный сбор в отношении транспортных средств не уплачивается в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в том числе в случае, если в паспорте соответствующего транспортного средства отсутствует отметка об уплате утилизационного сбора, или об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Пунктом 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ установлено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Правил от 06.02.2016 N 81 на бланке паспорта самоходной машины и других видов техники, в том числе на бланке единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники (далее - бланк паспорта), оформляемого на выпускаемые в обращение самоходную машину или прицеп, в отношении которых осуществляется уплата утилизационного сбора, или паспорте (дубликате), выданном на самоходную машину или прицеп, в отношении которых уплату утилизационного сбора осуществляют плательщики, указанные в абзаце четвертом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.
В отношении выпускаемых в обращение самоходных машин или прицепов, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" утилизационный сбор не уплачивается, на бланке паспорта проставляется отметка об основании неуплаты утилизационного сбора (п. 8 Правил от 06.02.2016 N 81).
На основании п. 13 Правил от 06.02.2016 N 81 после проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов.
Следовательно, суды правомерно указали, что уплата утилизационного сбора в установленном размере является одним из условий выдачи паспорта самоходной машины.
При этом Правилами от 06.02.2016 N 81 предусмотрено два варианта отметок, проставляемых на бланке паспорта самоходной машины: отметка об уплате утилизационного сбора либо отметка об основаниях неуплаты утилизационного сбора.
Из совокупного анализа вышеназванных правовых норм следует, что выдача таможенным органом паспорта самоходной машины на самоходные машины и (или) прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, осуществляется после проставления в нем соответствующей отметки об оплате утилизационного сбора. В случае наличия оснований для неуплаты утилизационного сбора таможенный орган проставляет соответствующую отметку об основании неуплаты утилизационного сбора.
Таким образом, в данном случае, административный орган должен доказать, что на этапе проверки полноты и достоверности сведений, представленных заявителем в заявлении и документах на государственную регистрацию, им было установлено, что в паспорте соответствующего транспортного средства отсутствует отметка об уплате утилизационного сбора, или об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
В разделе XI Перечня от 06.02.2016 N 81 (перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор) поименованы транспортные средства типа "форвадер" (классифицируемые по кодам ТН ВЭД 8704229101, 8704229901).
Арбитражным судом установлено, что в составе документов, необходимых для государственной регистрации спорной самоходной машины, заявителем в инспекцию был представлен сертификат соответствия N ТС RU C-FI.MP46.B.00133, в котором код спорной самоходной машины по ТН ВЭД указан - 8704229901.
Таким образом, в отношении самоходной машины форвардер John Deere 1510E заводской N 1WJ1510ECGC003373 подлежал уплате утилизационный сбор и, как следствие, в паспорте указанной самоходной машины должна быть отметка об уплате утилизационного сбора.
Вместе с тем, в паспорте самоходной машины форвардер John Deere 1510E заводской N 1WJ1510ECGC003373 соответствующая отметка об уплате утилизационного сбора отсутствует.
При таких обстоятельствах, выводы судебных инстанций о том, что решение инспекции об отказе в государственной регистрации самоходной машины форвардер John Deere 1510E заводской N 1WJ1510ECGC003373 вынесено заинтересованным лицом в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства, являются правильными.
Основания для признания оспариваемого решения незаконным отсутствуют.
Доводы заявителя жалобы о том, что законодательством не предусмотрены случаи проставления отметок об освобождении от уплаты утилизационного сбора в иных случаях, кроме предусмотренных в п. 6 ст. 24 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, принимаются судом кассационной инстанции.
Спорная ситуация к упомянутым случаям не относятся, поскольку соответствующая отметка делается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, другие доводы заявителя подлежат отклонению, т.к. в соответствии с абз. 1 п. 4 Постановления Правительства от 12.08.1994 N 938 регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Представленный пакет документов не давал инспекции оснований для регистрации транспортного средства; в паспорте спорного транспортного средства имелась ссылка на сертификат соответствия, в котором был указан код товара, подпадающий под утилизационный сбор; сбор уплачен не был.
Арбитражный суд установил, что добавочный лист к декларации, в которой указан иной код товара, не был представлен обществом "Соликамсбумпром" в составе документов, приложенных к заявлению о проведении регистрационных действий в отношении указанного транспортного средства, в связи с чем, инспекцией в отношении указанного документа проверка полноты и достоверности представленных в нем сведений не проводилась, соответствие таких сведений требованиям действующего законодательства, а также их подлинность не устанавливалась.
При таких обстоятельствах, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом "Соликамсбумпром" требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 06.03.2017 по делу N А50-28882/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Соликамскбумпром" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.