Екатеринбург |
|
28 сентября 2017 г. |
Дело N А60-4239/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Беляевой Н. Г., Семеновой З. Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ВодоСнабжающая Компания" (далее - общество "ВСК") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.03.2017 по делу N А60-4239/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "ВСК" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости от 06.10.2016 N 66/001/469/2016-918 и обязании зарегистрировать право собственности на объект недвижимости хозяйственно-бытовая канализация внеплощадочная (сооружение коммунального хозяйства) по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Краснолесья планировочного района "Академический" протяженностью 7 метров.
Решением суда от 17.03.2017 (судья Зырянова Т.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 (судьи Скромова Ю.В., Жукова Т.М., Семёнов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество "ВСК" обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на необоснованность выводов судов, неправильное применение судами норм материального права и не исследование доказательств, представленных в материалы дела. Заявитель указывает, что кадастровый паспорт на спорный объект недвижимости от 04.04.2016 и заключение специалиста от 06.07.2016 содержат в себе информацию о таких технических характеристиках канализационной сети как размер диаметра, а также информацию о том, что спорный объект недвижимости отвечает параметрам, зафиксированным Законом Свердловской области от 15.07.2013 N 75-ОЗ. Общество "ВСК" утверждает, что вывод судов о том, что представленные на регистрацию документы не позволяли определить необходимость на получение разрешения на строительство в порядке установленным Законом Свердловской области от 15.07.2013 N 75-ОЗ, является необоснованным и не соответствует представленным в дело документам. Заявитель также считает, что спорное имущество не могло входить в состав имущества, на которое было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку разрешение выдано 26.02.2016, а спорное имущество по факту его создания в 2016 году описано только в июле 2016 года.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено следующее.
Обществом "ВСК" в 2015 году построена хозяйственная бытовая канализация внеплощадочная (сооружение коммунального хозяйства) по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Краснолесья планировочного района "Академический", протяженностью 7 метров, что подтверждается декларацией об объекте недвижимого имущества от 06.07.2016.
Общество "ВСК" 08.07.2016 обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанную сеть канализации.
Решением от 06.10.2016 N 66/001/469/2016-918 в государственной регистрации права отказано, ввиду непредставления документов, необходимых для проведения государственной регистрации.
Полагая, что указанный отказ является незаконным, нарушает права и законные интересы общества "ВСК", заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным данного решения Управления Росреестра.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из правомерности обжалуемого отказа, наличия оснований для принятия оспариваемого решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшем их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 16 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации установлены основания для государственной регистрации прав, из которого следует, что основанием для государственной регистрации прав являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о государственной регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 названного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Закона о государственной регистрации).
В силу абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Данная норма права в качестве оснований для возникновения права собственности на вновь созданную вещь называет два юридически значимых обстоятельства: создание новой вещи для себя и отсутствие нарушений законодательства при ее создании.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона о государственной регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 25.3 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, за исключением случая, если: право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке; указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка; для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка. Указанное заключение запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в соответствующем органе местного самоуправления, если такое заключение не представлено заявителем самостоятельно.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества ст. 25.3 Закона о государственной регистрации.
Как установлено судами, обращаясь за государственной регистрацией права собственности на сеть канализации (сооружение коммунального хозяйства) по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Краснолесья планировочного района "Академический", протяженностью 7 метров, заявитель исходил из того, что разрешение на строительство указанного объекта не требовалось в силу п. 3 ст. 2 Закона Свердловской области от 15.07.2013 N 75-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство" (далее - Закон N 75-ОЗ).
В ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации приведен перечень объектов, при строительстве (возведении) которых не требуется выдачи разрешения на строительство.
Приведенный в названной норме перечень не является исчерпывающим. При этом, исходя из буквального толкования названной нормы, законодатель наделил субъекты Российской Федерации правом устанавливать случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется (п. 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 3 ст. 2 Закона N 75-ОЗ для строительства и (или) реконструкции внутриквартальных самотечных сетей (коллекторов) канализации внутренним диаметром до 300 миллиметров включительно от объектов капитального строительства до мест присоединения к магистральным коллекторам, напорных сетей (коллекторов) канализации внутренним диаметром до 200 миллиметров включительно от канализационных насосных станций до мест присоединения к магистральным коллекторам не требуется получения разрешения на строительство.
Поскольку представленная на регистрацию декларация об объекте недвижимого имущества не содержит информации о таких технических характеристиках канализационной сети как размер диаметра, установление наличия или отсутствия необходимости получения разрешения на строительство не относятся к компетенции органа по государственной регистрации ввиду отсутствия у него полномочий в сфере градостроительной деятельности (п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации), регистрирующим органом были направлены соответствующие запросы в Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации города Екатеринбурга, в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области с целью получения необходимой для государственной регистрации информации об объекте, а также заключения органа местного самоуправления о том, что данный объект расположен в пределах границ земельного участка, переданного в аренду по договору от 01.06.2015 N А15-285.
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области письмом от 16.09.2016 указало, что спорный объект входит в состав объекта недвижимости - "здание торгово-развлекательного центра с двухуровневой подземной автостоянкой (N 1 по ПЗУ)", как сеть инженерно-технического обеспечения данного объекта.
На основании заявления общества "НПП Стройтек" Министерством выдано разрешение на ввод в эксплуатацию от 26.02.2016 N RU 66302000-11-2016 объекта: "Здание торгово-развлекательного центра с двухуровневой подземной автостоянкой (N 1 по ПЗУ), трансформаторная подстанция (N 2 по ПЗУ)", расположенного по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Краснолесья, дом 133/дом 133, сооружение 2.
Установив, что в представленных на государственную регистрацию документах, в том числе в данных кадастрового учета объекта недвижимости, не имелось информации, позволяющей отнести спорный объект к объектам, предусмотренным п. 3 ст. 2 Закона N 75-ОЗ, для строительства которых не требуется получения разрешения, учитывая, что государственным регистратором была получена информация о том, что в отношении спорного объекта выдавалось разрешение на строительство, которая на момент осуществления регистрационных действий не была опровергнута, в том числе сведениями о том, что данное разрешение выдано в отношении других объектов, суды пришли к верному выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для применения упрощенного порядка регистрации прав, установленного ст. 25.3 Закона о государственной регистрации и предусматривающего возможность регистрации без предоставления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в связи с чем обоснованно признали оспариваемый заявителем отказ в государственной регистрации права законным, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неправильном толковании указанных норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.03.2017 по делу N А60-4239/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ВодоСнабжающая Компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.