Екатеринбург |
|
30 октября 2017 г. |
Дело N А60-59018/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т ПЛЮС" (далее - ПАО "Т Плюс", заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.04.2017 по делу N А60-59018/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
ПАО "Т Плюс" - Мансурова Е.А. (доверенность от 07.01.2017), Лукас Е.П. (доверенность от 17.03.2017);
общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосервисная компания" (далее - общество "Городская энергосервисная компания") - Решетникова И.Е. (доверенность от 03.07.2017);
Прокуратуры города Нижняя Тура Свердловской области (далее - прокуратура) - Плотников А.С. (доверенность от 26.07.2017).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явились.
В рамках дела N А60-59157/2016 ПАО "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации Нижнетуринского городского округа (далее - администрация) от 01.12.2016 N 1044 "Об отмене постановления администрации Нижнетуринского городского округа от 08.06.2016 N 489 "Об отмене пунктов 2, 3 постановления администрации Нижнетуринского городского округа от 07.06.2016 N 486 "Об отмене постановлений администрации Нижнетуринского городского округа от 02.04.2015 N 304 "Об определении единой теплоснабжающей организации в Нижнетуринском городском округе", от 25.05.2016 N 434 "Об утрате общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосервисная компания" статуса единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения города Нижняя Тура Нижнетуринского городского округа" (далее - постановление N1044).
Определениями суда от 18.10.2016, 08.02.2017 в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество "Городская энергосервисная компания" и прокуратура.
В рамках дела N А60-59018/2016 общество "Городская энергосервисная компания", выступая в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, обратилось с заявлением о признании недействительными:
- постановления Администрации Нижнетуринского городского округа от 25.05.2016 N 434 "Об утрате общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосервисная компания" статуса единой теплоснабжабщей организации в системе теплоснабжения города Нижняя Тура Нижнетурнского городского округа" (далее - постановление N434),
- п. 1, 3 постановления от 07.06.2016 N 486 "Об отмене постановлений администрации Нижнетуринского городского округа от 02.04.2015 N 304 "Об определении единой теплоснабжающей организации в Нижнетуринском городском округе", от 25.05.2016 N 434 "Об утрате общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосервисная компания" статуса единой теплоснабжабщей организации в системе теплоснабжения города Нижняя Тура Нижнетурнского городского округа" (далее - постановление N486),
- постановлений от 08.06.2016 N 488 "Об организации работы по определению единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения города Нижняя Тура Нижнетуринского городского округа" (далее - постановление N488) и N 489 "Об отмене пунктов 2, 3 постановления администрации Нижнетуринского городского округа от 07.06.2016 N 486 "Об отмене постановлений администрации Нижнетуринского городского округа от 02.04.2015 N 304 "Об определении единой теплоснабжающей организации в Нижнетуринском городском округе" (далее - постановление N489),
- постановления N 1044.
Определением от 06.03.2017 в порядке ст. 130 АПК РФ указанные дела объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением делу общего номера А60-59018/2016.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.04.2017 заявленные ПАО "Т Плюс" требования удовлетворены частично. Постановление N 1044 признано недействительным, на администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В остальной части в удовлетворении ПАО "Т Плюс" требований отказано.
Заявленные обществом "Городская энергосервисная компания" требования также удовлетворены частично: признаны недействительными постановление N 434, п. 1 постановления N 486, постановление N 489, на администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Городская энергосервисная компания". В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ПАО "Т Плюс" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции изменить в части: отказать в признании недействительным п. 1 постановления N 434 и признать недействительным п. 2 постановления N 486.
Как полагает заявитель, суды при признании недействительным п. 1 постановления N 434 не применили подлежащие применению в настоящем деле нормы материального права - положения п. 13, 14, 16 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 808), и процессуального права - п. 5 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), указывая, что в момент вынесения оспариваемый ненормативный акт являлся законным и обоснованным.
Считает, что признание судами недействительными пунктов 2 и 3 постановления N 486 создает правовую неопределенность в установлении статуса общества "Городская энергосервисная компания" как единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО) в период с 25.05.2016 по 14.07.2016.
Обществом "Городская энергосервисная компания" и прокуратурой представлены отзывы на кассационную жалобу, в которых просят оставить жалобу ПАО "Т Плюс" без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением администрации Нижнетуринского городского округа от 02.04.2015 N 304 (далее - постановление N304) общество "Городская энергосервисная компания" наделено статусом ЕТО в Нижнетуринском городском округе.
В дальнейшем, на основании обращения ПАО "Т Плюс", в котором указывалось на систематическое (3 и более раза в течение 12 месяцев) неисполнение обществом "Городская энергосервисная компания" обязательств, предусмотренных условиями договоров, администрация, в соответствии с постановлением N 434 лишила общество "Городская энергосервисная компания" статуса ЕТО (п. 1), присвоив его ПАО "Т Плюс" (п. 2).
31.05.2016 прокуратура, считая, что при вынесении постановления N 434 администрация нарушила порядок присвоения статуса ЕТО ПАО "Т Плюс" принесла соответствующий протест.
Во исполнение данного протеста администрация постановлением N 486 отменила ранее действующие постановление N 304 (п. 1) и постановление N 434 (п. 2), и пунктом 3 предписала обществу "Городская энергосервисная компания" осуществлять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса ЕТО в порядке, предусмотренном Правилами N 808.
Позднее в связи с высокой задолженностью общества "Городская энергосервисная компания" за поставленные энергоресурсы и угрозой срыва начала отопительного сезона 2016-2017 годов администрацией вынесено постановление N 489, в соответствии с которым отменены и считаются недействующими с момента вынесения указанного постановления пункты 2, 3 постановления N 486.
Принятым одновременно постановлением N 488 администрация также предписала конкретным должностным лицам принять меры, направленные на соблюдение процедуры выбора ЕТО.
Прокуратура, полагая, что постановление N 489 вынесено с нарушением Правил N 808 принесла протест N589ж-16 от 18.10.2016. На основании данного протеста администрация вынесла постановление N1044, которым отменила постановление N489.
Вышеперечисленные обстоятельства послужили основанием для обращения ПАО "Т Плюс" и общества "Городская энергосервисная компания" с соответствующими заявлениями в арбитражный суд.
При разрешении спора суды усмотрели предусмотренные статьями 198, 201 АПК РФ основания для признания недействительными постановлений N 1044, N 434, п. 1 постановления N 486, постановления N 489 и удовлетворил заявленные обществами требования в соответствующей части. В остальной части требования ПАО "Т Плюс" и общества "Городская энергосервисная компания" оставлены судом без удовлетворения.
Оценив данные выводы, суд кассационной инстанции считает их обоснованными и соответствующими действующему законодательству.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли такой акт.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.11.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
В ст. 2 Закона о теплоснабжении содержатся определения ЕТО, теплоснабжающей организации и схемы теплоснабжения.
Положениями п. 5 Правил N 808 предусмотрено, что для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в уполномоченный орган в течение 1 месяца с даты опубликования (размещения) в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также с даты опубликования (размещения) сообщения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны ее деятельности. К заявке прилагается бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед подачей заявки, с отметкой налогового органа о ее принятии.
Согласно п. 3 указанных Правил статус ЕТО присваивается решением органа местного самоуправления при утверждении схемы теплоснабжения.
Согласно п. 12 Правил N 808 единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана: - заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям; - заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения; - заключать и исполнять договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.
В силу п. 13 Правил N 808 (в редакции, действующей в спорный период) организация может утратить статус единой теплоснабжающей организации в случае систематического (3 и более раза в течение 12 месяцев) неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных условиями договоров, указанных в п. 12 настоящих Правил. При этом факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов.
В соответствии с п. 14 Правил N 808 лица, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абз. 2 п. 13 настоящих Правил, незамедлительно информируют об этом уполномоченные органы для принятия ими решения об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации. К указанной информации должны быть приложены вступившие в законную силу решения федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов.
Согласно постановлению N 304 статусом ЕТО наделено общество "Городская энергосервисная компания".
ПАО "Т Плюс", обращаясь в администрацию с требованием лишить общество "Городская энергосервисная компания" статуса ЕТО организовать конкурс по выбору новой ЕТО, указало на то, что начиная с декабря 2014 года общество "Городская энергосервисная компания" не оплачивает принятую от общества "Т Плюс" тепловую энергию и теплоноситель, все денежные средства общество "Т Плюс" взыскивает на основании судебных решений по исполнительным документам, одновременно заявитель, ссылался на следующие судебные акты Арбитражного суда Свердловской области:
- решение по делу N А60-13852/2015 от 17.08.2015 о взыскании основного долга по договору энергоснабжения N 96005-С/1Т за период с декабря 2014 года по март 2015 года в размере 93 983 111 руб. 30 коп.;
- решение по делу N А60-46188/2015 от 17.12.2015 о взыскании основного долга по договору N 96005-С/1Т за период с июля по август 2015 года в размере 14 940 197 руб. 33 коп.;
- решение по делу N А60-41577/2015 о взыскании основного долга по договору энергоснабжения N 96005-С/1Т за период с апреля по июнь 2015 года в размере 26 372 448 руб. 47 коп.
Как было ранее указано, данное обращение явилось основанием для вынесения администрацией постановления N 434.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего дела суды установили, что предметом рассмотрения дела N А60-13852/2015 являлось взыскание ПАО "Т Плюс" с общества "Городская энергосервисная компания" задолженности, возникшей за период с декабря 2014 года по март 2015 года, т.е. до определения общества "Городская энергосервисная компания" в качестве ЕТО. Вместе с тем, согласно п. 12,13 Правил N 808 организация лишается статуса ЕТО за систематическое нарушение обязательств по договорам, исполняемым при осуществлении деятельности в статусе ЕТО. При таких обстоятельствах, решение по делу N А60-13852/2015 не могло быть принято во внимание администрацией.
В свою очередь, решения по делам N А60-41577/2015 и N А60-46188/2015 отменены Арбитражным судом Свердловской области при рассмотрении по вновь открывшимся обстоятельствам.
Принимая во внимание изложенное, суды указали, что оснований для вывода о систематическом неисполнении обществом "Городская энергосервисная компания", действующим в качестве ЕТО, договорных обязательств, у администрации не имелось, а, следовательно, постановление N 434 (в части п. 1) является незаконным.
Оценивая законность п. 2 данного постановления, суды также установили, что выбор в качестве ЕТО ПАО "Т Плюс" произведен с нарушением конкурсных процедур, предусмотренных Правилами N 808.
Согласно пояснениям представителя общества "Т Плюс" единая теплоснабжающая организация определена не в порядке исполнения п. 18 указанных Правил, а в соответствии с п. 11, согласно которым, в случае, если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью.
Вместе с тем, в материалах дела не имеется доказательств проведения конкурса, в ходе которого не подано ни одной заявки, а также доказательств оценки администрацией тепловых мощностей и тепловых емкостей при вынесении постановления N 434.
При таких обстоятельствах, суды пришли к верному выводу о том, что оснований для применения п. 11 Правил N 808 у администрации не имелось, исходя из чего п. 2 постановления N 434 следует считать недействительным.
В свою очередь, касательно постановления N 486, суды справедливо отметили, что путем включения в данное постановление пункта 2, предусматривающего отмену постановления N 434, и пункта 3, наделяющего общество "Городская энергосервисная компания" функциями ЕТО до присвоения в установленном порядке данного статуса другой организации, администрация фактически восстановила положение, существовавшее до издания незаконного ненормативного акта - постановления N 434, учитывая, что общество "Городская энергосервисная компания" в данном случае продолжает исполнение обязанностей ЕТО.
Таким образом, постановление N 489, отменяющее с момента вынесения п. 2 и 3 постановления N 486 по вышеизложенным основаниям правомерно признано судами незаконным.
Признавая недействительным также п. 1 постановления N 486, которым отменено постановление N 304, суды повторно указали, на отсутствие оснований лишения общества "Городская энергосервисная компания" статуса ЕТО.
Объединяя вышеизложенное и делая вывод о недействительности п. 1 постановления N 486, постановлений N 489 и N 1044, суды правомерно указали, что избранный администрацией способ присвоения статуса ЕТО организациям, осуществляющим деятельность в сфере теплоснабжения в Нижнетуринском городском округе, не соответствует установленному п. 5 - 11 Правил N 808 порядку присвоения организациям статуса ЕТО, создает правовую неопределенность среди потребителей тепловой энергии по вопросам о том, с кем подлежат заключению договоры теплоснабжения, кому следует оплачивать полученную энергию, что порождает судебные споры.
Оснований сомневаться в правильности выводов судов относительно незаконности постановления N 434, у суда кассационной инстанции также не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в обжалуемой части являются законными и обоснованными.
Довод заявителя о необходимости оценки ненормативного правового акта, в частности, постановления N 434, именно на момент его вынесения, является несостоятельным. С учетом установленных по делу обстоятельств, применение такого подхода привело бы к вынесению незаконного судебного акта, нарушению прав и законных интересов участвующих в деле лиц.
Иные доводы ПАО "Т Плюс" основаны на неверном толковании норм материального права, по существу направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.04.2017 по делу N А60-59018/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т ПЛЮС" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.