Екатеринбург |
|
15 декабря 2017 г. |
Дело N А07-24901/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н. Г.,
судей Лазарева С. В., Платоновой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского поселения Чишминский поссовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан (далее - Администрация), Шагиева Рустэма Рифовича, Ахмадеева Радмира Раисовича, Ахмадеева Руслана Раисовича, Борисовой Татьяны Степановны, Башировой Диляфруз Махмутовны, Лукмановой Минегуль Абулгасовны, Лукманова Фарита Ярулловича, Кандаровой Розы Назимовны, Нигматуллиной Гузаль Мунировны, Лещенко Ольги Геннадьевны, Козловой Тамары Александровны, Мусина Вадима Фанильевича, Рыжова Евгения Владимировича, Рыжова Александра Евгеньевича, Рыжовой Анны Сергеевны, Киору Светланы Евгеньевны, Шагиевой Фагимы Рахматулловны, Ивановой Лидии Григорьевны, Шагиевой Альфиры Миниахметовны (далее - заявители кассационной жалобы) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.05.2017 по делу N А07-24901/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу от Федерального государственного бюджетного учреждения "Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" в Арбитражный суд Уральского округа поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании принял участие Шагиев Рустэм Рифович - представитель Администрации (доверенность от 17.04.2017), Борисовой Т.С. (доверенность от 14.04.2017), Ахмадеева Руслана Раисовича, Ахмадеева Радмира Раисовича (доверенность от 13.04.2017), Башировой Д.М., Лукмановой М.А., Лукманова Ф.Я., Кандаровой Р.Н., Нигматуллиной Г.М., Лещенко О.Г. (доверенность от 12.04.2017), Мусина В.Ф. (доверенность от 12.04.2017), Рыжова Е.В., Рыжовой А.С., Киору С.Е., Рыжова А.Е. (доверенность от 12.04.2017), Шагиевой Ф.Р., Ивановой Л.Г., Шагиевой А.М., Шагиева Радмира Рустэмовича (доверенность от 06.04.2017), Козловой Т.А. (доверенность от 31.01.2017).
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - учреждение "Башкирское УГМС", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского поселения Чишминский поссовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Администрации в рассмотрении заявления об установлении охранной зоны метеорологической станции Чишмы и в порядке устранения допущенного нарушения законных интересов заявителя - об обязании Администрации в семидневный срок издать постановление об установлении охранной зоны метеорологической станции Чишмы, по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский р-н, р.п. Чишмы, ул. Опытная, площадью 168 173 кв. м, со следующими характерными точками границы объекта землеустройства в системе координат МСК-02, зона 1:
точка границы 1, координаты, м - Х 642484,47; Y 1325347,87
точка границы 2, координаты, м - Х 642495,81; Y 1325361,70
точка границы 3, координаты, м - Х 642505,87; Y 1325376,49
точка границы 4, координаты, м - Х 642514,57; Y 1325392,11
точка границы 5, координаты, м - Х 642521,84; Y 1325408,45
точка границы 6, координаты, м - Х 642527,61; Y 1325425,38
точка границы 7, координаты, м - Х 642531,86; Y 1325442,75
точка границы 8, координаты, м - Х 642534,53; Y 1325460,44
точка границы 9, координаты, м - Х 642535,25; Y 1325469,01
точка границы 10, координаты, м - Х 642537,87; Y 1325511,00
точка границы 11, координаты, м - Х 642539,38; Y 1325537,28
точка границы 12, координаты, м - Х 642539,61; Y 1325555,16
точка границы 13, координаты, м - Х 642538,24; Y 1325572,99
точка границы 14, координаты, м - Х 642535,28; Y 1325590,63
точка границы 15, координаты, м - Х 642530,75; Y 1325607,93
точка границы 16, координаты, м - Х 642524,70; Y 1325624,76
точка границы 17, координаты, м - Х 642517,17; Y 1325640,98
точка границы 18, координаты, м - Х 642508,22; Y 1325656,47
точка границы 19, координаты, м - Х 642497,93; Y 1325671,09
точка границы 20, координаты, м - Х 642489,01; Y 1325681,83
точка границы 21, координаты, м - Х 642476,53; Y 1325694,63
точка границы 22, координаты, м - Х 642462,95; Y 1325706,27
точка границы 23, координаты, м - Х 642448,38; Y 1325716,65
точка границы 24, координаты, м - Х 642432,95; Y 1325725,69
точка границы 25, координаты, м - Х 642416,77; Y 1325733,31
точка границы 26, координаты, м - Х 642399,98; Y 1325739,54
точка границы 27, координаты, м - Х 642482,70; Y 1325744,07
точка границы 28, координаты, м - Х 642365,08; Y 1325747,13
точка границы 29, координаты, м - Х 642350,43; Y 1325748,46
точка границы 30, координаты, м - Х 642324,17; Y 1325749,87
точка границы 31, координаты, м - Х 642306,29; Y 1325750,03
точка границы 32, координаты, м - Х 642288,46; Y 1325748,59
точка границы 33, координаты, м - Х 642270,84; Y 1325745,57
точка границы 34, координаты, м - Х 642253,55; Y 1325740,98
точка границы 35, координаты, м - Х 642236,75; Y 1325734,87
точка границы 36, координаты, м - Х 642220,55; Y 1325272,28
точка границы 37, координаты, м - Х 642205,10; Y 1325718,27
точка границы 38, координаты, м - Х 642190,52; Y 1325707,92
точка границы 39, координаты, м - Х 642179,81; Y 1325698,96
точка границы 40, координаты, м - Х 642167,06; Y 1325686,43
точка границы 41, координаты, м - Х 642155,47; Y 1325672,81
точка границы 42, координаты, м - Х 642145,14; Y 1325658,20
точка границы 43, координаты, м - Х 642136,17; Y 1325642,74
точка границы 44, координаты, м - Х 642128,60; Y 1325626,53
точка границы 45, координаты, м - Х 642126,48; Y 1325621,16
точка границы 46, координаты, м - Х 642118,51; Y 1325605,15
точка границы 47, координаты, м - Х 642112,01; Y 1325588,49
точка границы 48, координаты, м - Х 642107,02; Y 1325571,31
точка границы 49, координаты, м - Х 642103,58; Y 1325553,76
точка границы 50, координаты, м - Х 642102,05; Y 1325540,55
точка границы 51, координаты, м - Х 642098,65; Y 1325499,20
точка границы 52, координаты, м - Х 642097,99; Y 1325481,33
точка границы 53, координаты, м - Х 642098,92; Y 1325463,47
точка границы 54, координаты, м - Х 642101,44; Y 1325445,76
точка границы 55, координаты, м - Х 642105,54; Y 1325428,35
точка границы 56, координаты, м - Х 642111,17; Y 1325411,38
точка границы 57, координаты, м - Х 642118,30; Y 1325394,98
точка границы 58, координаты, м - Х 642126,86; Y 1325379,28
точка границы 59, координаты, м - Х 642136,80; Y 1325364,41
точка границы 60, координаты, м - Х 642148,02; Y 1325350,48
точка границы 61, координаты, м - Х 642160,44; Y 1325337,61
точка границы 62, координаты, м - Х 642173,96; Y 1325325,91
точка границы 63, координаты, м - Х 642188,47; Y 1325315,46
точка границы 64, координаты, м - Х 642203,86; Y 1325306,34
точка границы 65, координаты, м - Х 642220,00; Y 1325298,64
точка границы 66, координаты, м - Х 642236,76; Y 1325292,41
точка границы 67, координаты, м - Х 642254,02; Y 1325287,70
точка границы 68, координаты, м - Х 642271,62; Y 1325284,55
точка границы 69, координаты, м - Х 642290,87; Y 1325282,94
точка границы 70, координаты, м - Х 642328,53; Y 1325281,60
точка границы 71, координаты, м - Х 642346,41; Y 1325281,76
точка границы 72, координаты, м - Х 642364,21; Y 1325283,52
точка границы 73, координаты, м - Х 642381,78; Y 1325286,86
точка границы 74, координаты, м - Х 642398,98; Y 1325291,76
точка границы 75, координаты, м - Х 642415,67; Y 1325298,18
точка границы 76, координаты, м - Х 642431,72; Y 1325306,06
точка границы 77, координаты, м - Х 642447,01; Y 1325315,35
точка границы 78, координаты, м - Х 642461,40; Y 1325325,96
точка границы 79, координаты, м - Х 642471,94; Y 1325335,11
точка границы 1, координаты, м - Х 642484,47; Y 1325347,87
(с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура, государственное унитарное предприятие "Бюро технической инвентаризации" Республики Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Башкирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства", Абуталипов Тагир Курбанович, Абуталипова Альбина Тагировна, Аделгареев Эрнест Марсович, Александров Игорь Вячеславович, Асадуллин Абузар Анварович, Асадуллина Сагида Сагитовна, Ахмадеев Радмир Раисович, Ашиева Галина Изиляевна, Байкова Татьяна Ивановна, Баширова Диляфруз Махмутовна, Бикбулатова Рима Зуфаровна, Борисова Марина Ивановна, Борисова Татьяна Степановна, Валиев Роберт Фаузиевич, Валиева Алина Рафаэлевна, Возжаева Алевтина Ивановна, Габбасова Назифа Фатхулловна, Гильмутдинова Альбира Ильдусовна, Гумеров Мунир Назятович, Давлетов Фаниль Нурфаязович, Давлетова Фания Файзелгаяновна, Даутова Ксения Михайловна, Даутова Роза Шамсетдинова, Ибраев Айрат Анусович, Ибраев Айрат Анусович, Иванова Лидия Григорьевна, Иванова Наталья Викторовна, Кандарова Роза Назимовна, Карачурин Айдар Ахнафович, Козлов Виктор Александрович, Козлова Тамара Александровна, Колесникова Наталья Владимировна, Курбангулова Назиба Фанисовна, Лещенко Ольга Геннадиевна, Лукманов Фарит Яруллович, Лукманова Минегуль Абулгасовна, Лукманова Фатима Хабибулловна, Митусов Олег Николаевич, Мусин Вадим Фанильевич, Нигматуллина Гузаль Мунировна, Нуриахметов Дим Фазлиахметович, Рыжов Александр Евгеньевич, Рыжов Евгений Владимирович, Рыжова Анна Сергеевна, Рыжова Светлана Евгеньевна, Сабитов Альберт Мидхатович, Сайфуллина Миляуша Ханифовна, Семенова Светлана Петровна, Тарзимин Алик Ханифович, Туктаров Тимур Филюзович, Туктаров Филюз Фанусович, Тухватуллина Фания Гатиятулловна, Уразбахтина Светлана Салаватовна, Файрузова Надежда Васильевна, Хазиев Амир Филюсович, Хазиева Адэля Филюсовна, Хафизов Зенфир Тимерьянович, Цой Бун Не, Шагиев Радмир Рустэмович, Шагиев Рустэм Рифович, Шагиева Альфира Миниахметовна, Шагиева Фагима Рахматулловна, Шакирзянов Айдар Анварович, Шакирзянов Анвар Хафизович, Шакирьзянов Ильдар Анварович, Яковлева Нина Ивановна, Ямалетдинов Ильяс Мансурович, Ямалетдинов Мансур Мавлютович, Гафарова Нурия Архамовна, Ахмадеев Руслан Раисович, Аделгареев М.Ю., Аделгареева З.П. (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.05.2017 (судья Архиереев Н.В.) требования заявителя удовлетворены: суд признал незаконным, не соответствующим ст. 11, 56, 87 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 N 972 "Об утверждении Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением" отказ Администрации в рассмотрении заявления об установлении охранной зоны метеорологической станции Чишмы, выраженный в письме от 10.08.2016 N 1060, и в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя обязал Администрацию в течение тридцати дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление учреждения "Башкирское УГМС" от 15.07.2016 N 1-18-2887 об установлении охранной зоны метеорологической станции Чишмы в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2017 (судьи Пивоварова Л.В., Богдановская Г.Н., Суспицина Л.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, а также Шагиев Р.Р., Ахмадеев Р.Р., Ахмадеева Р.Р., Борисова Т.С., Баширова Д.М., Лукманова М.А., Лукманов Ф.Я., Кандарова Р.Н., Нигматуллина Г.М., Лещенко О.Г., Козлова Т.А., Мусин В.Ф., Рыжов Е.В., Рыжов А.Е., Рыжова А.С., Киору С.Е., Шагиева Ф.Р., Иванова Л.Г., Шагиева А.М., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просят обжалуемое решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителей кассационной жалобы, учреждение "Башкирское УГМС" узнало о нарушении своих прав задолго до обращения с претензией (15.07.2016), при этом претензия явилась ответом на отказ в совершении действий со стороны Администрации, в связи с чем учреждением пропущен трехмесячный срок, предусмотренный ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на оспаривание отказа Администрации, поскольку заявитель обратился в арбитражный суд только 03.11.2016. Как отмечают заявители кассационной жалобы, судами не принято во внимание, что следующим шагом учреждения "Башкирское УГМС" или прокуратуры будет обращение в суд с иском о приведении охранной зоны в соответствие с требованиями законодательства, о сносе жилых домов в указанной зоне и выселении жильцов без предоставления жилых помещений. Администрация, Шагиев Р.Р., Ахмадеев Р.Р., Ахмадеева Р.Р., Борисова Т.С., Баширова Д.М., Лукманова М.А., Лукманов Ф.Я., Кандарова Р.Н., Нигматуллина Г.М., Лещенко О.Г., Козлова Т.А., Мусин В.Ф., Рыжов Е.В., Рыжов А.Е., Рыжова А.С., Киору С.Е., Шагиева Ф.Р., Иванова Л.Г., Шагиева А.М. полагают, что суды вышли за пределы заявленных требований, признав незаконным отказ Администрации, выраженный в письме от 10.08.2016 N 1060, в то время как заявление о признании незаконным отказа Администрации не содержало указание на такое письмо. Заявители кассационной жалобы обращают внимание, что предусмотренные нормативными актами ограничения фактически запрещают использовать земельные участки, расположенные в охранной зоне, по прямому назначению, нарушая, тем самым конституционные права граждан, как собственников домов, квартир, земельных участков. По мнению заявителей кассационной жалобы, буквальное толкование постановления Совета министров СССР от 06.01.1983 N 19, а также постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 N 972 свидетельствует о том, что обременения земельных участков (охранные зоны) должны устанавливаться на вновь образуемые метеостанции, а не на ранее действовавшие. Заявители кассационной жалобы также отмечают, что земельный участок был предоставлен под метеостанцию Чишмы в 1978 году, на момент выделения земельного участка никаких ограничений, предусматривающих введение охранной зоны, не было, при этом дома вокруг метеостанции построены еще в 1910 году. Администрация, Шагиев Р.Р., Ахмадеев Р.Р., Ахмадеева Р.Р., Борисова Т.С., Баширова Д.М., Лукманова М.А., Лукманов Ф.Я., Кандарова Р.Н., Нигматуллина Г.М., Лещенко О.Г., Козлова Т.А., Мусин В.Ф., Рыжов Е.В., Рыжов А.Е., Рыжова А.С., Киору С.Е., Шагиева Ф.Р., Иванова Л.Г., Шагиева А.М. считают, что заявителем не доказана необходимость установления именно 200-метровой охранной зоны, также не доказана незаконность оспариваемого отказа и не доказано, каким образом установление охранной зоны восстановит нарушенные права. Заявители кассационной жалобы ссылаются на необоснованное отклонение ходатайства о привлечении к участию в деле иных лиц - собственников жилых домой, зданий и сооружений, входящих в 200-метровую охранную зону. Заявители кассационной жалобы обращают внимание на необоснованный отказ в удовлетворении ходатайства о применении пропуска заявителем срока исковой давности, с учетом того, что заявитель должен был узнать о нарушении своего права в 1910 году.
В отзыве на кассационную жалобу третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, поддерживая доводы кассационной жалобы, просят обжалуемое решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 02:52:140601:0056, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский р-н, р.п. Чишмы, ул. Опытная, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.12.2007 серии 04АБ N 189370.
Данный земельный участок был передан заявителю в постоянное (бессрочное) пользование на основании решения Исполнительного комитета Чишминского районного Совета народных депутатов БАССР от 13.11.1978, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.12.2007 серии 04АБ N 189357.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26.11.2015 по делу N 2а-10964/15 удовлетворен административный иск прокурора Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры к учреждению "Башкирское УГМС"; суд признал незаконным бездействие учреждения "Башкирское УГМС" по неустановлению охранной зоны вокруг метеорологической станции, расположенной по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский р-н, р.п. Чишмы, ул. Опытная, на указанное учреждение возложена обязанность по установлению 200-метровой охранной зоны вокруг метеорологической станции, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, также указано на необходимость оформления землеустроительного дела и предоставления его на согласование в Администрацию муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан.
Во исполнение указанного решения суда учреждение "Башкирское УГМС" заключило с государственным унитарным предприятием "Башземоценка" Республики Башкортостан (далее - предприятие "Башземоценка") договор от 10.12.2015 N 05/0052 на выполнение землеустроительных работ.
Предприятие "Башземоценка" направило в адрес Администрации письмо от 15.03.2016 N 280/8 с проектом постановления по установлению охранных зон объекта стационарного пункта наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением для их утверждения постановлением Администрации.
В ответ на указанное письмо Администрация письмом от 15.04.2016 N 449 сообщила, что проект постановления об установлении охранных зон объекта стационарного пункта наблюдении за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением находится на стадии согласования.
Учреждение "Башкирское УГМС" направило в адрес Администрации претензию от 15.07.2016 N 1-18-2887 с требованием в течение семи календарных дней рассмотреть настоящее письмо, а также письмо предприятия "Башземоценка" от 15.03.2016 N 280/8 об установлении охранной зоны метеорологической станции Чишмы и издать соответствующее постановление.
Администрация письмом от 10.08.2016 N 1060 сообщила, что в радиусе 200 метров от земельного участка с кадастровым номером 02:52:140601:56 расположены здания, сооружения, земельные участки, принадлежащие физическим и юридическим лицам, а также земельные участки, на которых ведется сельскохозяйственная деятельность. Установление границы охранной зоны предусматривает установление ограничений на хозяйственную деятельность, что, в свою очередь, приведет к ограничению законных прав и интересов пользователей вышеуказанных объектов недвижимости. На основании изложенного Администрация указала на невозможность утверждения границы охранной зоны стационарного пункта наблюдений за состоянием окружающей среды в радиусе 200 метров от земельного участка с кадастровым номером 02:52:140601:56.
Учреждение "Башкирское УГМС", полагая, что отказ Администрации не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и законные интересы учреждения, а также повлечет получение недостоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч.1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Исходя из ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Положениями подп. 1 п. 2 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены ограничения прав на землю, в том числе установление особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
В соответствии с п. 3 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (далее - Федеральный закон от 19.07.1998 N 113-ФЗ) гидрометеорологическая служба - система функционально объединенных физических лиц, а также юридических лиц, в том числе органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики, области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы), мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, об опасных природных явлениях.
Положения ст. 1 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ также предусматривают, что мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды - долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения.
Под стационарным пунктом наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением понимается комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения (ст. 1 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ).
Наблюдательная сеть - система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, предназначенных для наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее метеорологических, климатических, аэрологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических, агрометеорологических характеристик, а также для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и околоземного космического пространства (ст. 1 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ).
При исследовании обстоятельств настоящего спора судами установлено, что согласно уставу учреждения "Башкирское УГМС", утвержденному приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 06.10.2015 N 609, указанное учреждение является унитарной некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на территории Республики Башкортостан, а также для выполнения отдельных функций, установленных уставом.
При этом в силу п. 5.2.1, п. 5.2.19 устава на учреждение "Башкирское УГМС", как организацию, подведомственную Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, возложены обязанности, в том числе по обеспечению выполнения государственного задания на оказание услуг, выполнение работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторингу окружающей среды, ее загрязнения, а также по осуществлению подготовки и представления необходимых документов по отводу земельных участков и созданию охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
В соответствии с п. 2.7 устава учреждение "Башкирское УГМС" имеет обособленные подразделения (наблюдательная сеть заявителя), расположенные вне места нахождения учреждения, которые составляют систему стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе посты, станции, лаборатории и др., предназначенные для наблюдений за гидрометеорологическими процессами, состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в том числе за возникновением опасных природных (гидрометеорологических) явлений, согласно приложению к уставу.
С учетом п. 41 приложения к уставу суды указали, что метеорологическая станция Чишмы является обособленным подразделением учреждения "Башкирское УГМС".
На основании изложенного, судами установлено, что метеорологическая станция Чишмы является стационарным пунктом наблюдения государственной наблюдательной сети Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также входит в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
В соответствии с приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 23.03.2016 N 128 "Об утверждении перечня климатических станций Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, не подлежащих закрытию и сокращению объемов и программ метеорологических наблюдений" метеорологическая станция Чишмы вошла в Перечень климатических станций Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, не подлежащих закрытию и сокращению объемов и программ метеорологических наблюдений.
Согласно ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность.
В силу п. 2 постановления Совмина СССР от 06.01.1983 N 19 "Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды" (далее - постановления Совмина СССР от 06.01.1983 N 19) предусмотрена необходимость установления вокруг гидрометеорологических станций любых видов, производящих метеорологические, морские гидрометеорологические, аэрологические и другие наблюдения, охранные зоны в виде участка земли (водного пространства), ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий этих станций на 200 метров во все стороны.
На основании п. 3 постановления Совмина СССР от 06.01.1983 N 19 земельные участки (водные объекты), входящие в охранные зоны гидрометеорологических станций, не изымаются у землепользователей (водопользователей) и используются ими с соблюдением указанных в данном пункте требований.
В соответствии с п. 4 постановления Совмина СССР от 06.01.1983 N 19 гидрометеорологические станции переносу не подлежат. Земельные участки, занятые гидрометеорологическими станциями, не входящими в перечень реперных климатических, морских береговых и устьевых станций вековой сети гидрометеорологических наблюдений, а также земельные участки, находящиеся в пределах охранной зоны таких станций, могут быть изъяты для государственных или общественных нужд в установленном порядке только в исключительных случаях. При этом перенос указанных станций на новое место (строительство их зданий, сооружений и других объектов) производится силами и за счет средств предприятий, организаций и учреждений, для которых изымаются земельные участки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 N 972 утверждено Положение о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением (далее - Положение о создании охранных зон), в соответствии с п. 3 которого в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений (кроме метеорологического оборудования, устанавливаемого на аэродромах) создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны.
В п. 4 Положения о создании охранных зон установлено, что размеры и границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений определяются в зависимости от рельефа местности и других условий.
В пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении (п. 6 Положения о создании охранных зон).
С учетом вышеизложенного, суды первой и апелляционной инстанций установили обязательность создания охранных зон в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений, при этом указали, что размеры и границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений определяются в зависимости от рельефа местности и других условий; границы охранных зон отстоят от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны.
При исследовании обстоятельств настоящего спора судами установлено, материалами дела подтверждено, что учреждение "Башкирское УГМС" обратилось в Администрацию с письмом от 15.07.2016 N 1-18-2887 с требованием о рассмотрении настоящего письма, а также письма предприятия "Башземоценка" от 15.03.2016 N 280/8 об установлении охранной зоны метеорологической станции Чишмы и издании соответствующего постановления. При этом Администрация письмом от 10.08.2016 N 1060 отказала в удовлетворении заявления, указав, что в радиусе 200 метров от земельного участка с кадастровым номером 02:52:140601:56 расположены здания, сооружения, земельные участки, принадлежащие физическим и юридическим лицам, а также земельные участки, на которых ведется сельскохозяйственная деятельность; установление границы охранной зоны предусматривает установление ограничений на хозяйственную деятельность, что, в свою очередь, приведет к ограничению законных прав и интересов пользователей вышеуказанных объектов недвижимости.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26.11.2015 по делу N 2а-10964/15, письмо учреждения "Башкирское УГМС" от 15.07.2016 N 1-18-2887, письмо предприятия "Башземоценка" от 15.03.2016 N 280/8, письмо Администрации от 10.08.2016 N 1060, установив, что заинтересованное лицо (Администрация) не рассмотрело заявление учреждения "Башкирское УГМС" по существу, а именно, не рассмотрело вопрос об установлении охранной зоны с учетом особенностей соответствующей местности, отказав в согласовании охранной зоны, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ Администрации не соответствует требованиям ст. 11, 56, 87 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 N 972.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеуказанные положения законодательства, суды первой и апелляционной инстанций сделали верный вывод о наличии оснований для избрания такого способа восстановления нарушенного права заявителя, как обязание Администрации повторно рассмотреть заявление учреждения от 15.07.2016 исх. N 1-18-2887 об установлении охранной зоны метеорологической станции Чишмы в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
При этом суд кассационной инстанции полагает необходимым обратить внимание заявителей кассационной жалобы на тот факт, что конкретные границы охранной зоны судами первой и апелляционной инстанций не установлены, выводы судов свидетельствуют лишь о возложении на Администрацию обязанности по рассмотрению заявления учреждения "Башкирское УГМС" об установлении охранной зоны метеорологической станции Чишмы по существу.
Доводы заявителей кассационной жалобы о пропуске учреждением "Башкирское УГМС" трехмесячного срока, предусмотренного законом на оспаривание отказа Администрации, поскольку заявитель узнал о нарушении своего права еще задолго до направления претензии от 15.07.2016, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены.
Принимая во внимание, что отказ Администрации был оформлен письмом от 10.08.2016 N 1060, доказательства, свидетельствующие об отказе Администрации по рассмотрению заявления об установлении границ охранной зоны ранее указанной даты, в материалах дела отсутствуют, установив, что с заявлением о признании недействительным указанного отказа учреждение обратилось 03.11.2016, то есть в пределах срока, предусмотренного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соблюдении учреждением "Башкирское УГМС" срока на обращение в арбитражный суд.
Доводы заявителей кассационной жалобы о том, что следующим шагом со стороны учреждения или прокуратуры будет обращение в суд с иском о приведении охранной зоны в соответствие с требованиями законодательства, о сносе жилых домов в указанной зоне и выселении жильцов без предоставления жилых помещений, следует признать преждевременными.
При этом суд кассационной инстанции отмечает, что в рамках настоящего дела вопросы об установлении конкретных границ охранной зоны, об ограничениях прав землепользователей, а также о возможном сносе жилых домов судами не рассматривались.
Ссылки заявителей жалобы на то, что суды нижестоящих инстанций вышли за пределы заявленных требований, признав незаконным отказ Администрации, выраженный в письме от 10.08.2016 N 1060, несостоятельны, поскольку при исследовании обстоятельств настоящего дела и анализе содержания заявления о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления судами установлено, что учреждением "Башкирское УГМС" оспаривался именно отказ Администрации, выраженный в письме от 10.08.2016 N 1060.
Доводы заявителей кассационной жалобы о том, что на основании Положения о создании охранных зон обременения земельных участков (охранные зоны) должны устанавливаться только применительно к вновь образующимся метеостанциям, а не к ранее действовавшим, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм п. 3, 4, 6 Положения о создании охранных зон.
Утверждения заявителей кассационной жалобы о том, что учреждение "Башкирское УГМС" не обосновало необходимость установления именно 200-метровой охранной зоны для метеорологической станции Чишмы, отклоняются, с учетом того, что в рамках настоящего дела судами рассматривалось заявление учреждения "Башкирское УГМС" о признании незаконным отказа Администрации в рассмотрении заявления по существу. Вместе с тем, вопросы установления 200-метровой охранной зоны для метеорологической станции не относятся к предмету заявленных требований, в связи с чем не являлись предметом рассмотрения судов.
Доводы заявителей кассационной жалобы о том, что судами необоснованно отклонены ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц иных собственников жилых домов и административных зданий и сооружений, входящих в 200-метровую охранную зону, а также граждан, зарегистрированных в жилых домах, подлежат отклонению с учетом вышеизложенного, а также исходя из предмета заявленных требований.
Отклоняя ссылки заявителей кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно не удовлетворил заявление о применении срока исковой давности, поскольку отдельные здания в пределах 200-метровой зоны возведены еще в 1910-1912 годах, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что в рамках настоящего спора какие-либо исковые требования учреждением не заявлялись, настоящее дело было рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителей кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.05.2017 по делу N А07-24901/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского поселения Чишминский поссовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Шагиева Рустэма Рифовича, Ахмадеева Радмира Раисовича, Ахмадеева Руслана Раисовича, Борисовой Татьяны Степановны, Башировой Диляфруз Махмутовны, Лукмановой Минегуль Абулгасовны, Лукманова Фарита Ярулловича, Кандаровой Розы Назимовны, Нигматуллиной Гузаль Мунировны, Лещенко Ольги Геннадьевны, Козловой Тамары Александровны, Мусина Вадима Фанильевича, Рыжова Евгения Владимировича, Рыжова Александра Евгеньевича, Рыжовой Анны Сергеевны, Киору Светланы Евгеньевны, Шагиевой Фагимы Рахматулловны, Ивановой Лидии Григорьевны, Шагиевой Альфиры Миниахметовны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Г. Беляева |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.