Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Техническая часть
1. Настоящим сборником предусмотрены работы по реставрации и воссозданию резьбы по дереву в памятниках культуры.
2. При работах по реставрации и воссозданию декоративной художественной резьбы используются различные породы древесины.
По техническим условиям все древесные породы делятся по степени твердости древесины на:
2.1. Мягкие (торцевая твердость - 40 МПа и менее) - сосна, ель, пихта, кедр, тополь, липа, осина, ольха, каштан и т.п.
2.2. Твердые (торцевая плотность - от 40,1 до 80 МПа) - береза, бук, дуб, вяз, ильм, карагач, платан, рябина, клен, орех, яблоня, груша и т.п.
2.3. Очень твердые (торцевая твердость - более 80 МПа) - акация белая, береза железная, граб, самшит, фисташка, хмелеграб, тис и т.п.
Настоящим сборником предусмотрены нормы и расценки на работы с использованием древесины мягких пород, в случае использования древесины твердых пород к затратам труда и заработной плате применять коэффициент 1,5.
При проведении работ с использованием очень твердой древесины (торцевая плотность - более 80 МПа) затраты труда и заработную плату определять по индивидуальным калькуляциям.
При проведении работ по реставрации и воссозданию резьбы по дереву используется высококачественная, без пороков и сучков (отборная) древесина не ниже первого сорта.
3. Работы по реставрации и воссозданию декоративной художественной резьбы выполняются мастерами-реставраторами:
3.1. По эскизам и чертежам в натуральную величину.
3.2. По сохранившимся отдельным деталям резьбы.
4. По своему характеру декоративная художественная резьба подразделяется на:
4.1. Орнаментальную - резьба, в основе которой лежат ритмически повторяющиеся геометрические элементы, стилизованные растительные и животные мотивы.
4.2. Художественную - резьба в стиле готика, ренессанс, древнерусский, барокко, рококо, ампир, классицизм, эклектика, модерн, изображение людей, животных, птиц, натюрмортов и пейзажей.
Орнаментальная и художественная резьба подразделяется на плоскую, рельефную, объемную и прорезную:
4.3. Плоская резьба - резьба по контурам отдельных фрагментов, утепляемых от поверхности изделия (инкрустация для пола, панелей, столешниц и т. п.), их гравировка и прорезка.
4.4. Рельефная резьба - резьба, рельеф которой выходит за пределы общей плоскости изделия или детали.
4.5. Объемная резьба - резьба, требующая круговой обработки изделия или детали, горельефная резьба 3/4 объема с поднутрением и резьба на объемных криволинейных изделиях и деталях.
4.6. Сквозная резьба с частично или полностью удаленным фоном.
5. Настоящим сборником предусмотрено следующее деление по категориям сложности:
5.1. 1 категория - резьба простая, рисунок крупный, повторяющийся, контуры и формы геометрические прямолинейные, включает в себя следующие виды работ:
5.1.1. Для плоской резьбы - узоры с утопленным рельефом, составленные из линий, ромбов, треугольников, квадратов и т.п., а также гравировка их по контуру простого рисунка на плоской поверхности изделия или детали.
5.1.2. Для рельефной резьбы - плоскопрофилированные по контуру сечения тяги, простые орнаменты (плетенки, меандр) на плоской поверхности, а также накладные плакетки в виде различных геометрических фигур с прямыми гранями.
5.1.3. Для объемной резьбы - прямолинейные граненые изделия и детали, отделанные резьбой, указанной в п.п. 5.1.1 и 5.1.2 настоящей категории.
5.2. II категория - резьба средней сложности, рисунок крупный, повторяющийся, криволинейный, контуры и формы не сложные, включает в себя следующие виды работ:
5.2.1. Для плоской резьбы - узоры с утопленным рельефом, составленные из дуг, окружностей и их сочетаний, а также их гравировка по контуру не сложного рисунка на плоской поверхности изделий и деталей, простые орнаменты с закругленным контуром на плоской поверхности (розетки, плакетки и т.п.).
5.2.2. Для рельефной резьбы - криволинейные профилированные тяги, простые орнаменты (меандр, веревочки, цепочки), порезки из гладких листьев на плоской поверхности (болотных, дубовых и им подобных), бусы, розетки, пилястровые капители (дорическая, романская кубическая, тосканская).
5.2.3. Для объемной резьбы - изделия и детали, отделанные плоской и рельефной резьбой, указанной в п.п. 5.2.1 и 5.2.2 настоящей категории, а также чешуей и прямыми каннелюрами, капители (дорическая, романская кубическая, тосканская).
5.3. III категория - резьба средней сложности, рисунок криволинейный, повторяющийся, не крупный, контуры и формы усложненные, включает в себя следующие виды работ:
5.3.1. Для плоской резьбы - узоры с утопленным рельефом с различными растительными мотивами, их гравировка по контуру рисунка на плоской и профилированной поверхности, плоскорельефная резьба на плоской поверхности изделий и деталей в виде цветов, гирлянд, листьев (шиповника, лаврового, дубового и т.п.), гравированные и плоскорельефные изображения архитектурных элементов (капители - ионическая, египетская), колонн, модульонов, кронштейнов и т.п.
5.3.2. Для рельефной резьбы - профилированные тяги, карнизы, порезки из листьев (дубовых, пальмовых и т.п.), ионики, капители (ионическая, египетская), модульоны, кронштейны, пальметки, орнаменты (листья, цветы).
5.3.3. Для объемной работы - объемные изделия и детали, отделанные резьбой и указанные в п.п. 5.3.1 и 5,3.2 настоящей категории, простые капители (ионическая, египетская), модульоны, кронштейны, пальметки, витые каннелюры.
5.4. IV категория - сложная резьба, рисунок ритмически чередующийся криволинейный, формы и контуры сложные, включает в себя следующие виды работ:
5.4.1. Для плоской резьбы - узоры с утопленным рельефом в виде гравированных орнаментов растительных и животных мотивов, натюрмортов на плоской и профилированной поверхности изделий и деталей, плоскорельефные орнаменты с закругленными контурами и обработанным фоном в виде стилизованных растительных, животных и натюрмортных деталей (капителей, ваз, щитов, картушей, арматур и т.п.).
5.4.2. Для рельефной резьбы - сложнопрофилированные тяги, карнизы, сложные орнаменты, порезки из листьев (дубовых, лавровых и т.п.), пилястровые капители (ионические), венки из сложных листьев (лавровых, дубовых).
5.4.3. Для объемной резьбы - объемные изделия и детали, отделанные резьбой, указанной в п.п. 5.4.1 и 5.4.2 настоящей категории, витые колонны, капители ионические, вазы, щиты, картуши, арматуры и т.п.
Особо сложная - резные композиции в стиле готика, ренессанс, древнерусский, барокко, рококо, классицизм, ампир, эклектика, модерн, изображения людей, птиц, натюрмортов и пейзажей, коринфская и композитная капители и аналогичная орнаментальная резьба.
6. Обмер резьбы производится:
6.1. Для плоской, рельефной и сквозной - по проекции основания, ограниченного линией, проведенной по наиболее приближенным выступающим точкам (без учета замкнутых пустот).
6.2. Для объемной резьбы горельефов и скульптур подсчет производится путем перемножения двух измерений, одно из которых (высота) берется по проекции, а второе (ширина) - по огибу, являющимся средним значением нескольких измерений.
7. В нормах и расценках табл. 13-4 - 13-7, 13-9 - 13-11 настоящего сборника учтена высота рельефа до 5 см. При увеличении высоты рельефа к затратам труда и заработной плате принять следующие коэффициенты:
Высота, см | Коэффициент |
От 5 до 8 | 1,15 |
От 8 до 12 | 1,30 |
Более 12 | 1,50 |
При высоте рельефа менее 5 см, в мелких сложных деталях к затратам труда и заработной плате следует применять коэффициент 1,25.
Высота рельефа определяется по высоте заготовки (болванки), форма которой должна быть наиболее приближенной к форме готового изделия.
8. Нормы и расценки табл. 13-4 - 13-7, 13-9 - 13-11 настоящего сборника приведены для резьбы, имеющей от 1 до 6 деталей рисунка в 1 дм2 резьбы (под деталью рисунка подразумевается законченный фрагмент - лист, геометрическая фигура и т.п.). Если на 1 дм2 резьбы умещается:
менее одной детали к затратам труда и заработной плате принимается коэффициент равный площади части детали, размещенной в 1 дм2 резьбы,
от 6 до 14 деталей - коэффициент 1,1;
от 14 до 20 деталей - коэффициент 1,3.
9. В нормах и расценках табл. 13-10 и 13-11 настоящего сборника предусмотрено воссоздание и восполнение утрат сквозного орнамента в деревянных элементах здания. При воссоздании и восполнении утрат с выборкой и обработкой фона к затратам труда и заработной плате применять коэффициент 1,15.
10. При отсутствии модели точной рисунку и размерам, а также при необходимости творческой доработки резьбы (например, резьба правой и левой зеркальной детали по одной модели) к затратам труда и заработной плате применять коэффициент 1,2.
11. Резьбу объемных скульптурных горельефов людей, животных и птиц расценивать по табл. 13-4; 13-5 с применением следующих коэффициентов к затратам труда и заработной плате.
Высота фигур, см | Коэффициент |
До 10 | 1,75 |
От 10 до 20 | 1,50 |
От 20 до 30 | 1,25 |
От 30 до 40 | 1,00 |
От 40 до 60 | 0,80 |
Свыше 60 | 0,60 |
12. При восполнении утраченных фрагментов резьбы с предварительной установкой пластилиновых моделей на месте утрат к затратам труда и заработной плате в табл. 13-5 принять коэффициент 1,7.
13. Настоящим сборником не учтено создание защитных покрытий (олифой и масляно-лаковых). При выполнении данных работ можно пользоваться нормой и расценкой сборника 14 "Реставрация и воссоздание мебели из ценных пород дерева" (ТСН-2001.7-14).
14. Нормами и расценками данного сборника учтена переноска изделий и подноска материалов в пределах рабочего помещения до 50 м, подготовка рабочего места, заправка и точка инструмента, заготовка болванок, сдача работ ведущему архитектору и комиссии.
15. Нормами и расценками таблицы 13-7 предусмотрена расчистка резьбы от масляно-лаковых покрытий с количеством слоев до 5. На каждые последующие 3 слоя добавлять:
15.1. По дереву - к затратам труда 0,14 чел.-ч, к заработной плате - 0,18 руб.
15.2. По левкасу - к затратам труда 0,3 чел.-ч, к заработной плате - 0,40 руб.
16. Поправки к применению норм и расценок.
N таблиц | Поправки и примечания |
13-7 | 16.1. Кальку и полиэтиленовую пленку учитывать в случае применения компрессоров. |
13-9 | 16.2. Вата техническая, войлок или сукно, марля, миткаль хлопчатобумажная являются не основными материалами и могут быть заменены аналогичными. |
17. Нормами и расценками сборника не предусмотрено воссоздание непрозрачных отделочных покрытий.
<< Назад |
||
Содержание Территориальные сметные нормативы для Москвы ТСН-2001 Глава 7 "Реставрационно-восстановительные работы по памятникам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.