Екатеринбург |
|
26 января 2018 г. |
Дело N А50-9311/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Сухановой Н.Н., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Ордена "Знак Почета" Пермская краевая клиническая больница" (далее - учреждение, больница) на решение Арбитражного суда Пермского края от 01.08.2017 по делу N А50-9311/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Пермского края прибыли представители Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - фонд) - Сисевич И.Н. (доверенность от 29.12.2017), Вяткина Т.Н. (доверенность от 10.01.2018).
В Арбитражный суд Уральского округа прибыли представители:
учреждения - Балакирева В.В. (доверенность от 23.01.2018 N 1013), Крючкова К.Н. (доверенность от 23.01.2018 N 1012), Зименков Д.М (доверенность от 09.01.2018 N 1007), Гарелик В.Н. (доверенность от 23.01.2017 N 1011);
Министерства здравоохранения Пермского края (далее - министерство) - Хлебникова А.Ф. (доверенность от 16.06.2017).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Пермского края к фонду с заявлением о признании незаконным акта плановой проверки от 10.03.2017 N 22.
Фонд предъявил встречное заявление о взыскании с учреждения средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 4 504 933 руб. 11 коп., штрафа в сумме 450 493 руб. 31 коп., пеней в сумме 11 073 руб. 26 коп.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство.
Решением суда от 01.08.2017 (судья Самаркин В.В.) заявление больницы оставлено без удовлетворения. Встречные требования фонда удовлетворены частично. Суд взыскал с учреждения в бюджет фонда денежные средства в сумме 4 504 933 руб. 11 коп., использованные не по целевому назначению, пени в сумме 11 073 руб. 26 коп., штраф в сумме 45 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017 (судьи Голубцов В.Г., Борзенкова И.В., Васильева Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить его требование и отказать в удовлетворении встречного заявления фонда, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суды посчитали установленными.
Заявитель жалобы указывает на то, что абз. 13 п. 10.1 раздела V Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Законом Пермского края от 25.12.2014 N 427-ПК (далее - Территориальная программа), предусмотрено финансирование за счет средств краевого бюджета оплаты за предоставление услуг специалистов по гражданской обороне, состоящих в штате государственных учреждений здравоохранения, однако в рассматриваемом деле речь идет не об оплате за предоставленные услуги, а о выплате зарплаты сотрудникам больницы за выполнение ими своих должностных обязанностей; кроме того, из имеющихся в материалах дела кадровых приказов больницы о приеме на работу и должностных инструкций её сотрудников, отвечающих за гражданскую оборону в больнице, следует, что указанные сотрудники помимо гражданской обороны занимались противопожарной безопасностью больницы и организацией ее работы при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время (стихийные бедствия, массовые заболевания людей, чрезвычайные происшествия), в связи с этим финансирование расходов на выплату зарплаты данным сотрудникам не должно подпадать под действие абз. 13 п. 10.1 раздела V Территориальной программы; поскольку в 2015 году аналогичная ситуация сложилась и в остальных ста пятидесяти медучреждениях Пермского края, финансировавшихся из средств фонда обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), то Законом Пермского края от 04.12.2015 N 572-ПК "О внесении изменений в Закон Пермского края "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Закон N 572-ПК) финансирование расходов на гражданскую оборону было обоснованно возложено на фонд ОМС.
Заявитель жалобы не согласен с выводами судов о нецелевом использовании им средств ОМС на оплату труда сотрудников оргметодотдела, поскольку согласно абз. 14 п. 10.1 раздела V Территориальной программы предоставление услуг специалистов оргметодотделов, состоящих в штате государственных учреждений здравоохранения, финансируется за счет средств краевого бюджета, однако сотрудники оргметодотдела никому никаких услуг не предоставляли, состояли в штате персонала больницы, в соответствии ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и на основе стандартов медицинской помощи выполняли свои должностные обязанности, направленные на улучшение медицинской помощи пациентам больницы по программе ОМС, участвовали в лечебном процессе и получали за это зарплату, которая в соответствии с Территориальной программой, как и зарплата других сотрудников учреждения, подлежала оплате из фонда ОМС за исключением тех средств, которые выделялись на эту цель из краевого бюджета; аналогичным образом финансировалась зарплата сотрудникам оргметодотделов и в других медучреждениях Пермского края, входящих в программу ОМС, в связи с чем Законом N 572-ПК финансирование расходов на оплату сотрудников оргметодотделов медучреждений Пермского края было правомерно возложено на фонд ОМС.
Заявитель жалобы считает необоснованным вывод судов о незаконности предоставления доплат медработникам за работу с ВИЧ-инфицированными пациентами в размере 37 798 руб., поскольку в соответствии с п. 4 Приложения N 3 к Территориальной программе до установления диагноза СПИД у пациента больница была обязана оказывать ему медицинскую помощь за счет средств ОМС, при этом в случае наличия у пациента признаков заболевания СПИДом медработник подвергался угрозе заражения этой болезнью, в связи с чем больница и производила доплату к его заработку; согласно п. 2.1 раздела VII Территориальной программы, сноске 3 Базовой программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 N 1273, п. 157 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, тариф на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда и прочие выплаты, соответственно, перечень расходов больницы, финансируемых за счет средств ОМС, является открытым; единственным условием является осуществление данных расходов в целях обеспечения собственных нужд для выполнения программы ОМС.
Больница указывает на то, что в силу п. 2 раздела VII Территориальной программы тарифы на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС включают в себя расходы на оказание медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС, в том числе в части содержания медицинских организаций, и дополнительные расходы программы ОМС; согласно разъяснениям министерства от 31.05.2017 N СЭД-34-01-10-2499 "О направлении информации" расходы на оплату труда специалистов по гражданской обороне и оргметодотделов предусмотрены за счет двух источников финансирования; таким образом, источники финансирования больницы дифференцированы в зависимости от целей: обеспечение собственных нужд для выполнения программы ОМС - за счет средств ОМС, для обеспечения иных нужд - за счет краевого бюджета, иных источников.
Заявитель жалобы отмечает, что согласно уставу больница осуществляет исключительно медицинскую деятельность, соответственно, все ее работники либо непосредственно оказывают медицинскую помощь, либо содействуют ее оказанию, иная деятельность больницей не ведется; работники учреждения, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и работники оргметодотдела, участвуют в оказании медицинской помощи по ОМС, в противном случае, следуя логике акта проверки, к нецелевым расходам было бы возможно отнести все расходы на заработную плату хозяйственных работников (грузчики, сантехники, бухгалтеры).
Больница считает, что деятельность работников в области гражданской обороны и работников оргметодотделов направлена на обеспечение лечебно-диагностического процесса в соответствии Территориальной программой и по смыслу п. 158.3 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, необходима для обеспечения деятельности медицинской организации в целом; согласно подп. 4 Перечня заболеваний (состояний), оказание медицинской помощи, при которых осуществляется бесплатно (Приложение N 3 к Территориальной программе), до установления основного диагноза социально значимого заболевания - синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) оплата оказанной медицинской помощи производится за счет средств ОМС; доплата за работу с ВИЧ-инфицированными производилась в соответствии с названным подпунктом.
Заявитель жалобы полагает, что спорные денежные средства израсходованы на обеспечение гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам, на бесплатное лечение людей, иного фонд не доказал; оказание бесплатной медицинской помощи состоит не только из манипуляций, производимых, например, врачом-хирургом, а из комплекса мероприятий, реализуемых больницей; качественное оказание медицинской помощи невозможно без обеспечения в больнице организационно-методической работы, без обеспечения работы в области гражданской обороны и при чрезвычайных ситуациях; фонд не доказал при проведении проверки и не представил в материалы дела доказательств того, что больницей денежные средства были израсходованы не на бесплатное оказание медицинской помощи, а на что-то иное, кроме того им не было представлено доказательств того, что заработная плата каких-либо работников из штата больницы не включается в тариф ОМС в соответствии с программой ОМС.
Фондом представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором он просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам плановой проверки использования учреждением средств на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС за периоды с 01.01.2015 по 31.12.2015, с 01.01.2016 по 31.12.2016 фондом составлен акт от 10.03.2017 N 22, согласно которому больницей и ее правопредшественником - Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Пермского края "Пермская краевая больница N 3 "Центр диализа" допущено нецелевое использование средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС, поскольку финансовое обеспечение труда работников учреждения в области гражданской обороны, оргметодотделов, доплаты медицинским работникам за работу с ВИЧ-инфицированными пациентами осуществлялось за счет средств ОМС, а не за счет иных средств, в частности средств бюджета Пермского края; в акте проверки содержится требование о возврате больницей использованных не по целевому назначению средств ОМС.
Фондом направлена претензия учреждению об уплате в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 4 504 933 руб. 11 коп., штрафа в размере 10% от суммы использованных не по целевому назначению средств - 450 493 руб. 31 коп., пеней - 17 400 руб. 84 коп.
Полагая, что акт фонда от 10.03.2017 N 22 в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству, нарушает ее права и законные интересы, больница обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Поскольку средства ОМС, использованные не по целевому назначению, штраф и пени учреждением в добровольном порядке по требованию фонда не уплачены, фондом предъявлено встречное заявление об их взыскании в порядке ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Суды, отказывая в удовлетворении требования учреждения, пришли к выводу о нецелевом использовании им средств ОМС в сумме 4 504 933 руб. 11 коп., установив наличие обстоятельств, смягчающих ответственность, частично удовлетворили встречные требования фонда, снизив размер штрафа до 45 000 руб.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств (п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Статья 3 Закона N 326-ФЗ определяет ОМС как вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных названным Законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
В соответствии с ч. 6 ст. 14, ч. 2 ст. 28, ч. 1 ст. 38 Закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
Территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии (п. 12 ч. 7 ст. 34 Закона N 326-ФЗ).
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (ч. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ).
Частями 1, 2 ст. 30 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС. Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями). Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации (ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ).
Частью 6 ст. 36 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что территориальная программа ОМС в рамках реализации базовой программы определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по ОМС, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи. Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию установлена приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Методика расчета).
В соответствии с п. 156 Методики расчета тарифы включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой. Пунктом 11.4 раздела III тарифного соглашения на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов установлено, что за счет средств ОМС не финансируются (не оплачиваются) мероприятия и иные медицинские услуги, которые в соответствии с территориальной программой ОМС финансируются за счет средств бюджетов всех уровней или других источников.
Территориальной программой (в частности, раздел V, п. 10.1), предусмотрено, что за счет средств бюджета Пермского края осуществляется финансирование иных услуг и мероприятий в сфере здравоохранения, в том числе услуг специалистов по гражданской обороне, состоящих в штате государственных учреждений здравоохранения (абз. 13 п. 10.1); услуг специалистов оргметодотделов, состоящих в штате государственных учреждений здравоохранения (абз. 14 п. 10.1 в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 572-ПК - до 20.12.2015); предоставление доплат медицинским работникам за работу с ВИЧ-инфицированными пациентами в медицинских организациях Пермского края, оказывающим специализированную помощь в рамках Программы ОМС (абз. 17 п. 10.1).
Законом N 572-ПК абз. 14 п. 10.1 раздела V Территориальной программы изложен в следующей редакции: за счет средств краевого бюджета осуществляется финансирование иных услуг и мероприятий в сфере здравоохранения, в том числе услуг специалистов оргметодотделов, обеспечивающих общую организацию и методологическое руководство качества оказания медицинской помощи государственными учреждениями здравоохранения на территории Пермского края.
Судами установлено, что расходы на оплату труда сотрудников больницы и ее правопредшественника - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Пермская краевая больница N 3 "Центр диализа" (ОГРН 1035900494134, ИНН 5904104210), осуществляющих функции в сфере решения задач в области гражданской обороны, оргметодотделов, доплаты работникам за работу с ВИЧ-инфицированными пациентами производились за счет средств ОМС.
Указанные сотрудники организационно-методических отделов, исходя из осуществляемых функций непосредственно в лечебно-диагностическом процессе не участвовали. В соответствии с п. 11.4 раздела III тарифного соглашения на 2015 год и абз. 13, 14 и 17 п. 10.1 раздела V Территориальной программы услуги таких специалистов, как и услуги в сфере гражданской обороны и доплаты медицинским работникам за работу с ВИЧ- инфицированными пациентами подлежали финансированию за счет средств бюджета Пермского края, а не за счет ОМС.
При таких обстоятельства судами сделаны правильные выводы о нецелевом использовании учреждением средств ОМС в сумме 4 504 933 руб. 11 коп. и об отсутствии у больницы возможности самостоятельного выбора средств, за счет которых будет производиться возмещение расходов на оплату труда, так как Территориальной программой предусмотрено финансирование расходов на оплату услуг специалистов по гражданской обороне, услуг специалистов оргметодотделов, состоящих в штате государственных учреждений здравоохранения, предоставление доплат медицинским работникам за работу с ВИЧ-инфицированными пациентами в медицинских организациях Пермского края, оказывающих специализированную помощь в рамках Программы ОМС, за счет средств краевого бюджета, в связи с чем данные расходы должны производиться за счет средств краевого бюджета.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 01.08.2017 по делу N А50-9311/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Ордена "Знак Почета" Пермская краевая клиническая больница" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Гусев |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.