Екатеринбург |
|
01 февраля 2018 г. |
Дело N А50-26306/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Семеновой З. Г., Сулейменовой Т. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Пермского края от 28.08.2017 по делу N А50-26306/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Пермского края.
Департамент земельных отношений Администрации города Перми и Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края представили в Арбитражный суд Уральского округа ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своих представителей. Ходатайства судом удовлетворены.
В судебном заседании принял участие представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Спиридонова Е.И. (доверенность от 10.01.2018).
Департамент земельных отношений администрации города Перми (далее департамент) обратился Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - управление), Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - учреждение) по неустановлению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4015003:11 и 59:01:5010048:7.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (далее - министерство), Кайгородов Владимир Назарович, Носкова Елена Владимировна.
Решением суда первой инстанции от 28.08.2017 (судья Катаева М.А.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие управления и учреждения по неустановлению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4015003:11 и 59:01:5010048:7 как не соответствующее действующему законодательству Российской Федерации. Суд обязал учреждение определить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4015003:11 и 59:01:5010048:7.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 10.11.2017 (судьи Семенов В.В., Дюкин В.Ю., Макаров Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит обжалуемые судебные акты отменить. Заявитель полагает, что судами допущено неправильное применение норм материального права. Ссылаясь на установленный порядок проведения государственной кадастровой оценки земель и отмечая, что земельные участки, в отношении которых департамент просит установить кадастровую стоимость, расположены в кадастровых кварталах 59:01:5010048 и 59:01:4015003, удельный показатель кадастровой стоимости для которых постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" не утвержден, определить кадастровую стоимость таких земельных участков в соответствии с п. 2.1.3. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, не представляется возможным.
При этом заявитель отмечает, что альтернативный способ определения кадастровой стоимости земельного участка при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет в случае отсутствия удельных показателей кадастровой стоимости действующим законодательством Российской Федерации не установлен.
Учитывая изложенное, заявитель полагает, что определение учреждением кадастровой стоимости по неустановленным Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации методикам является незаконным действием.
Кроме того, заявитель отмечает, что установление в качестве кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости возможно индивидуально при выполнении работ в рамках государственной кадастровой оценки земель, а также в рамках ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
Вместе с тем, заявитель отмечает, что определение кадастровой стоимости в рамках государственной кадастровой оценки учреждением не осуществляется. Определение кадастровой стоимости в случае осуществления государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, в совокупность действий, установленных ст. 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, не входит.
Также заявитель полагает, что определение индивидуальной рыночной стоимости объекта недвижимости в рамках ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ является нарушением действующего законодательства Российской Федерации. Проведение учреждением мероприятий, направленных на установление кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков в размере их индивидуальной рыночной стоимости, является нарушением положений ст. 4, 24.12, 24.15 и ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
По мнению заявителя, неустановление учреждением кадастровой стоимости земельного участка не является незаконным бездействием, поскольку вызвано обстоятельствами, не зависящими от государственного органа, а именно: отсутствием в Пермском крае акта исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, устанавливающего удельные показатели для кадастровых кварталов 59:01:5010048 и 59:01:4015003; отсутствием в законодательстве Российской Федерации норм, позволяющих определять кадастровую стоимость земельных участков в черте населенного пункта при постановке его на государственный кадастровый учет в случае отсутствия удельных показателей кадастровой стоимости для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок.
Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края представило отзыв на кассационную жалобу учреждения, в котором просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, отмечает, что позиция по рассматриваемому делу отражена министерством в пояснениях, изложенных ранее (отзыв от 30.10.2017 N СЭД-П31-02-2-13-176).
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в
качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу ст. 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В силу ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
При осуществлении государственного кадастрового учета ранее неучтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила) утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно п. 2 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил).
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке (п. 1.2 Методических указаний).
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем
умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (абз. 1 п. 2.1.3 Методических указаний).
В случае перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового
квартала населенного пункта, граничащего с кадастровым кварталом, в котором
расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В случае если
кадастровый квартал, в котором расположен земельный участок, граничит более чем с одним кадастровым кварталом населенного пункта, то для определения кадастровой стоимости земельного участка используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для граничащих кадастровых кварталов (абз. 2 п. 2.1.3 Методических указаний).
Согласно п. 2.4 Методических указаний в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном
кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости
(земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов согласно п. 2.1.1 - 2.1.16 настоящих Методических указаний в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или выявления ранее учтенных соответствующих земельных участков.
В случаях, определенных настоящим пунктом, кадастровая стоимость земельного участка определяется на дату определения кадастровой стоимости земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки земель (п. 2.5 Методических указаний).
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено следующее.
Решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 30.09.2014 по делу N 2-3012/2014 признан незаконным отказ департамента в предоставлении земельного участка Носковой Е.В.
Департамент 01.10.2015 издал распоряжение N 2350 о предварительном согласовании предоставления земельного участка Носковой Е.В.
Носкова Е.В. 06.05.2016 обратилась в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 59:01:5010048:7 в аренду для использования в целях индивидуального жилищного строительства.
Решением Свердловского районного суда г. Перми 12.02.2016 по делу N 2а-1419/2016 признан незаконным отказ департамента в предоставлении земельного участка Кайгородову В.Н.
Кайгородов В.Н. 26.04.2016 обратился в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4015003:11 для использования в целях индивидуального жилищного строительства.
Департамент 25.05.2016 и 09.06.2016 направил в управление запросы о предоставлении сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков.
Письмом от 29.06.2016 N 4468-14 управление отказало в предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельного участка по причине отсутствия установленных средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земли по кадастровому кварталу, поскольку земельные участки не вошли в государственную кадастровую оценку земель населенных пунктов, результаты которой утверждены постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п.
В качестве второго основания для отказа в проведении кадастровой оценки заинтересованное лицо указало на положения ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ о сроках принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки, не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Полагая, что при отсутствии кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки, кадастровая стоимость спорных земельных участков должна быть определена индивидуально в соответствии с законодательством об оценочной деятельности путем установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, ответчиками допущено бездействие по установлению кадастровой стоимости, оспариваемым бездействием нарушены права заявителя, как лица, осуществляющего полномочия собственника спорного земельного участка, а также заинтересованных лиц Носковой Е.В. и Кайгородова В.Н., которые имеет право на получение земельных участков в аренду на основании решения Мотовилихинского районного суда г. Перми от 30.09.2014 по делу N 2-3012/2014 и решения Свердловского районного суда г. Перми 12.02.2016 по делу N 2а-1419/2016, заявитель обратился в суд.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды выявили, что спорные земельные участки не вошли в перечень объектов оценки, сформированный по состоянию на 01.01.2013. Значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастровых кварталов населенного пункта, в которых расположены земельные участки, не установлено.
Учитывая, что ст. 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ (ред. от 30.11.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действие ст. 24.12-24.17 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" приостановлено с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, суды обоснованно признали, что проведение государственной кадастровой оценки спорных земельных участков по решению министерства невозможно в силу объективных причин.
Вместе с тем, руководствуясь положениями абз. 2 п. 2.1.3 Методических указаний и принимая во внимание невозможность определения кадастровой стоимости спорных земельных участков в соответствии с порядком, прописанным в абз. 1 п. 2.1.3 Методических указаний, суды обоснованно признали, что заинтересованным лицам следовало определить кадастровую стоимость земельных участков в порядке, предусмотренном для случаев перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава земель иной категории по аналогии (п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, учитывая, что отсутствие кадастровой стоимости препятствует департаменту осуществить действия по распоряжению земельными участками путем представления их Носковой Е.В. и Кайгородову В.Н. для исполнения решения Мотовилихинского районного суда г. Перми от 30.09.2014 по делу N 2-3012/2014 и решения Свердловского районного суда г. Перми 12.02.2016 по делу N 2а-1419/2016, при этом управление в силу Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке через подведомственные ему государственные бюджетные учреждения, а кадастровая палата в соответствии с приказом управления от 12.05.2015 N П/210 наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, суды пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку действия по установлению кадастровой стоимости земельных участков управлением и учреждением не произведены, заинтересованными лицами допущено незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы департамента, а также третьих лиц Носковой Е.В. и Кайгородова В.Н.
Исходя из изложенного суды удовлетворили заявление департамента о признании незаконным бездействия заинтересованных лиц и возложили на учреждение обязанность определить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4015003:11 и 59:01:5010048:7.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 28.08.2017 по делу N А50-26306/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
З.Г. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.