Екатеринбург |
|
20 марта 2018 г. |
Дело N А07-16546/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И.В.,
судей Черкасской Г.Н., Абозновой О.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный дом" (далее - общество УК "Уютный дом", ответчик) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.12.2016 по делу N А07-16546/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2017 по тому же делу.
Определением от 01.02.2018 рассмотрение кассационной жалобы общества УК "Уютный дом" отложено на 14.03.2018.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 13.03.2018 произведена замена судьи Вербенко Т.Л., находящейся в ежегодном отпуске, на судью Черкасскую Г.Н.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, состоявшемся 14.03.2018, принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - общество "БашРТС") - Никоноров В.Я. (доверенность от 29.12.2017 N 119/1-72).
Общество "БашРТС" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском о взыскании с общества УК "Уютный дом" задолженности по договору горячего водоснабжения от 01.10.2013 N 420046/ГВС в сумме 2 089 115 руб. 59 коп. за февраль и март 2016 года, неустойки, предусмотренной п. 6.4 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), в сумме 38 671 руб. 41 коп., начисленной за период с 17.03.2016 по 14.06.2016 (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства "Уфаводоканал" городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам (далее - Государственный комитет).
Решением суда от 22.12.2017 (судья Азаматов А.Д.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2017 (судьи Фотина О.Б., Деева Г.А., Ширяева Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество УК "Уютный дом" просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неполное исследование судами обстоятельств дела.
Доводы заявителя жалобы, по существу, сводятся к неправильному определению расчетного количества тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды.
По мнению заявителя, в спорный период при расчете платы за горячую воду расчетное количество тепла для приготовления одного кубического метра горячей воды не должно превышать показателя удельной величины тепловой энергии 0,0568 Гкал / куб. м, поскольку она была рассчитана Государственным комитетом по тарифам Республики Башкортостан (далее - Комитет по тарифам) на основании информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности общества "БашРТС" при формировании тарифа на 2013 год. Истец неправомерно применил показатель количества тепловой энергии, необходимой для приготовления одного кубического метра горячей воды в спорный период, в связи с чем общество "БашРТС" незаконно выставило завышенную стоимость за каждый кубический метр горячей воды в размере 19 руб. 34 коп.
В расчете истца, как полагает общество УК "Уютный дом", завышено количество тепловой энергии, фактически затраченной на приготовление одного кубического метра горячей воды в спорные периоды, что противоречит положениям Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), ст. 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования N 406), кроме того, ресурсонабжающая организация не является уполномоченным органом по установлению нормативов потребления для граждан Российской Федерации в силу закона.
В отзыве общество "БашРТС" просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Из материалов дела следует и судами установлено, что между обществом "БашРТС" (ресурсоснабжающая организация) и обществом УК "Уютный дом" (исполнитель коммунальных услуг) заключен договор горячего водоснабжения от 01.10.2013 N 420046/ГВС (далее - договор), по условиям которого истец обязался поставлять на объекты, находящиеся в управлении ответчика, горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения, а ответчик - оплачивать принятую горячую воду, соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.
Согласно п. 8 договора оплата по договору осуществляется абонентом по двухкомпонентному тарифу на горячую воду (горячее водоснабжение), устанавливаемому в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406.
За расчетный период для оплаты по договору принимается один календарный месяц (п. 9 договора).
В силу п. 10 договора абонент оплачивает полученную горячую воду в объеме потребленной горячей воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании счетов-фактур, выставляемых к оплате организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, не позднее 5 - го числа месяца, следующего за расчетным. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации, осуществляющей горячее водоснабжение.
Постановлением Комитета по тарифам от 18.12.2015 N 875 "Об установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую обществом "БашРТС" потребителям Республики Башкортостан с использованием закрытой системы горячего водоснабжения установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду: для населения 21,16 руб./куб. м - компонент на холодную воду, 1 774,31 руб./Гкал - компонент на тепловую энергию (тарифы указаны с учетом НДС); для иных потребителей - 17,93 руб./куб. м - компонент на холодную воду, 1 503,65 руб./Гкал - компонент на тепловую энергию (тарифы указаны без учета НДС).
Для оплаты ресурса, поставленного по договору в феврале и марте 2016, истец предъявил ответчику счета-фактуры от 29.02.2016 N 1_00000867 (с учетом корректировочных счетов-фактур от 23.05.2016 N 1_00002814, от 12.07.2016 года N 1_00004221), от 31.03.2016 N 1_00001541 (с учетом корректировочного счета-фактуры от 12.07.2016 N 1_00004223), сформированные с применением установленного двухкомпонентного тарифа, на общую сумму 2 089 115 руб. 59 коп.: за февраль 2016 года на сумму 1 079 535 руб. 32 коп., в том числе 163 969 руб. 85 коп. - за холодную воду, 915 565 руб. 47 коп. - за тепловую энергию; за март 2016 года на сумму 1 009 580 руб. 27 коп., в том числе 153 539 руб. 25 коп. - за холодную воду, 856 041 руб. 02 коп. - за тепловую энергию.
Ссылаясь на несвоевременную оплату поставленного в спорный период ресурса, общество "БашРТС"истец обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя в полном объеме исковые требования, исходил из наличия между сторонами обязательственных отношений, обусловленных заключенным договором горячего водоснабжения от 01.10.2013 N 420046/ГВС, установленного факта поставки истцом горячей воды, а также отсутствия доказательств оплаты поставленного ресурса.
Суд апелляционной инстанции, пересмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (только в части взыскании основного долга), оставил решение суда первой инстанции без изменения. При этом суд апелляционной инстанции отметил, что действующим в спорный период законодательством было предусмотрено установление только двухкомпонентного тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящего из компонента на холодную воду (руб./куб.м) и компонента на тепловую энергию (руб./Гкал), без установления какой-либо результирующей величины стоимости горячей воды, измеряемой в руб./куб. м. При этом апелляционный суд также указал, что величина тепловой энергии в размере 0,0568 Гкал/куб.м была определена тарифным органом как расчетная величина применительно к определенному периоду времени, в который действовали тарифы, установленные постановлением от 27.11.2012 N 590, которые, в свою очередь, были трансформированы из одноставочных в двухкомпонентные, и их применение к спорному периоду в настоящем деле неправильно. Вместе с тем суд апелляции признал правильным произведенный истцом расчет по формуле п. 23, 24.1 Приложения N 1 к Правилам N 306, и отметил, что действия истца по определению величины тепловой энергии, необходимой на подогрев 1 куб.м воды, не являются действиями по установлению норматива, а сводятся лишь к расчетному определению искомой величины для спорного периода, для которого отсутствовал норматив, установленный в определенном законодательством порядке.
Поскольку в кассационной жалобе не содержится указаний на ошибочность выводов судов в части взыскания неустойки, а доводы заявителя сводятся лишь к вопросу правильности определения количества тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды, правомерность вынесенных первой и апелляционной инстанциями судебных актов проверяется судом кассационной инстанции только в пределах доводов жалобы.
Согласно ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата оказанных услуг по горячему водоснабжению производится за фактически оказанные услуги в соответствии с данными учета.
Горячее водоснабжение, осуществляемое с использованием закрытых систем водоснабжения, в соответствии с п. 4 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) является регулируемым видом деятельности. Орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения - это уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо (в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) орган местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (п. 17 ст. 2 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с п. 9 ст. 32 Закона N 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Особенности установления тарифов на горячую воду урегулированы принятыми во исполнение названного закона Основами ценообразования N 406, в силу п. 1 которых они определяют систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Законом N 416, а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно п. 88, 89, 90, 92 Основ ценообразования N 406 органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
С учетом отсутствия на объектах общества УК "Уютный дом" приборов учета, позволяющих определять объем тепловой энергии, потребленной для производства горячей воды, между сторонами возникли разногласия относительно величины подлежащего применению при расчете платы за горячую воду в закрытых системах теплоснабжения показателя (норматива) тепловой энергии, необходимого для приготовления 1 куб.м горячей воды.
Суд апелляционной инстанции верно указал, что в 2013 году существовала некая "результирующая" величина двухкомпонентного тарифа в размере 74,08 руб. за 1 куб. м горячей воды, фактически соответствующая применению действовавшего на тот период двухкомпонентного тарифа, если количество потребленной тепловой энергии определяется с применением величины 0,0568 Гкал/куб. м. Наличие такой величины было обусловлено тем, что изначально постановлением Комитета по тарифам от 27.11.2012 N 590 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - Постановление от 27.11.2012 N 590) потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на период с 01.07.2013 по 31.12.2013 были установлены одноставочные тарифы, определяющие цену 1 куб. м горячей воды: для населения - 63,43 руб./куб. м (с учетом НДС); для иных потребителей - 53,76 руб./куб. м (без учета НДС).
В дальнейшем постановлением Комитета по тарифам от 01.07.2013 N 156 в Постановление от 27.11.2012 N 590 внесены изменения, а именно тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую обществом "БашРТС" потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан, на период с 01.07.2013 по 31.12.2013 установлены в виде двухкомпонентных тарифов, но с применением "результирующей" величины: для населения - 74,08 руб./куб. м, в составе тарифа компонент на холодную воду - 12,90 руб./куб. м и компонент на тепловую энергию - 1 075,88 руб./Гкал (тарифы указаны с учетом НДС); для иных потребителей - 62,78 руб./куб. м, в составе тарифа компонент на холодную воду - 11,00 руб./куб.м и компонент на тепловую энергию - 911,76 руб./Гкал.
Далее постановлением Комитета по тарифам от 27.09.2013 N 195 в Постановление от 27.11.2012 N 590 вновь были внесены изменения, на период с момента вступления данного постановления в силу и по 31.12.2013 оставлен только двухкомпонентный тариф без указания "результирующей" величины.
Таким образом, определение Комитетом по тарифам расчетным путем "результирующей" составляющей двухкомпонентного тарифа, действовавшего во второй половине 2013 года, обусловлено включением указанной величины в тариф при его установлении.
В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" внесены изменения в п. 24 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), согласно которым при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду предусмотрено установление норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении (далее - норматив потребления горячей воды), определяемого исходя из норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В приложение N 1 к Правилам N 306 введен п. 24 (1), которым для определения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб.м), установлена формула 23.1.
Внося изменения в п. 24 Правил N 306 и приложения N 1 к этим правилам, законодатель предусмотрел не только формулу расчета, но и особый порядок установления норматива. Так, п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.
Исполняя возложенную на него обязанность, Комитет по тарифам постановлением от 29.09.2016 N 121 утвердил нормативы расхода тепловой энергии, используемой для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, которые подлежат применению с 01.07.2017.
Вместе с тем в рассматриваемом деле спорным периодом является февраль-март 2016 года, в котором соответствующий норматив еще не был утвержден.
Как следует из материалов дела, на 2016 год постановлением Комитета по тарифам от 18.12.2015 N 875 установлены следующие тарифы:
- с 01.01.2016 по 30.06.2016 на компонент на холодную воду в размере 17,93 руб., на компонент на тепловую энергию в размере 1503,65 руб./Гкал.;
- с 01.07.2016 по 31.12.2016 тарифы на компонент на холодную воду - 18,82 руб./куб. м, на компонент на тепловую энергию в размере 1612,06 руб./Гкал.
При установлении двухкомпонентных тарифов на 2016 год также рассчитывалась величина расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. м холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Согласно пояснениям Комитета по тарифам при применении в формуле 23.1 приложения N 1 к Правилам N 306 данных, предоставленных ресурсоснабжаюшей организацией, и сведений о продолжительности отопительного периода, соответствующая величина расхода тепловой энергии для домов с наружной сетью горячего водоснабжения и неизолированными стояками составила 0,0627 Гкал/куб. м (без полотенцесушителей) и 0,0677Гкал/куб. м (с полотенцесушителями).
Таким образом, именно эти величины применялись (учитывались) Комитетом по тарифам при расчете тарифов на горячее водоснабжение в 2016 году, а не 0,0568 Гкал/куб. м.
Определение экономически обоснованной цены услуг (тарифа), в том числе отдельных показателей, заложенных в тариф, производится по установленным правилам, действующим на момент формирования тарифов, и распространяется на период регулирования. По этим же правилам должны осуществляться и расчеты за услуги в действующем периоде регулирования.
Спорный показатель рассчитан регулирующим органом на основании информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации и учтен при формировании тарифов.
На основании изложенного доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку применение величины 0,0568 Гкал/куб. м к иному периоду, в частности к спорному по настоящему делу (февраль-март 2016 года), в котором действовали другие тарифы, установленные постановлением Комитета по тарифам от 18.12.2015 N 875, не является верным, с учетом того, что в 2016 году соответствующая величина, заложенная в тарифы, не была таковой.
При этом, кассационный суд не может согласиться с выводом апелляционного суда в части наличия у ресурсоснабжающей организации (по причине отсутствия в спорный период утвержденного норматива) возможности самостоятельно производить расчет и определять величину расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, даже по формуле, указанной в п. 24 (1) приложения N 1 Правил N 306, поскольку горячее водоснабжение, осуществляемое с использованием закрытых систем водоснабжения, в соответствии с п. 4 ст. 31 Закона N 416-ФЗ, является регулируемым видом деятельности и в данных отношениях подлежат применению тарифы, установленные уполномоченными органами, но не сторонами гражданско-правового договора.
Обществом "БашРТС" не доказано наличие достаточных оснований для определения показателя количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды, предложенным им расчетным путем с применением показателей, отличных от используемых регулирующим органом в рамках деятельности по тарификации.
Вместе тем данные выводы суда апелляционной инстанции не привели к принятию неверного судебного акта, в связи с чем не являются основанием для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.12.2016 по делу N А07-16546/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный дом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Лимонов |
Судьи |
Г.Н. Черкасская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.