Екатеринбург |
|
28 апреля 2018 г. |
Дело N А60-9376/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Громовой Л.В., Сафроновой А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Объединенная компания РУСАЛ Уральский алюминий" (далее - общество "РУСАЛ Урал") на постановление Семнадцатого апелляционного суда от 17.11.2017 по делу N А60-9376/2017 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "РУСАЛ Урал" - Забугорнова И.П. (доверенность от 25.12.2017 N 156/2017),
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" (далее - общество "УК "ДЕЗ") - Шушкова Т.Л. (доверенность от 09.01.2018 N 1), Григорьева Н.А. (доверенность от 09.01.2018 N 2).
Общество "РУСАЛ Урал" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу "УК "ДЕЗ" о взыскании 305 416 руб. 68 коп. основного долга за поставленную в октябре 2016 года тепловую энергию, 35 294 руб. 31 коп. пеней на основании ч. 9.3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
После отказа от иска в части взыскания основного долга и последующего уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество "РУСАЛ Урал" просило взыскать с общества "УК "ДЕЗ" законную неустойку (пени) в сумме 27 825 руб.
Решением суда от 21.07.2017 (судья Ефимова Д.В.) принят отказ от исковых требований в части взыскания основного долга в сумме 305 416 руб. 68 коп., производство по делу в указанной части прекращено. В оставшейся части исковые требования удовлетворены: с общества "УК "ДЕЗ" в пользу общества "РУСАЛ Урал" взысканы пени на основании ч. 9.3 ст. 15 Закона о теплоснабжении в сумме 27 825 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2017 (судьи Иванова Н.А., Гладких Д.Ю., Назарова В.Ю.) решение суда в части взыскания пеней в сумме 27 825 руб. отменено, в удовлетворении исковых требований в указанной части отказано. В остальной части решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.07.2017 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "РУСАЛ Урал", ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права, просит постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2017 отменить, решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.07.2017 оставить в силе.
Податель жалобы считает, что при частичном удовлетворении заявленных исковых требований расчет ответчика был признан арифметически верным и соответствующим нормам Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Ссылаясь на положения п. 42(1) Правил N 354, заявитель указывает, что при отсутствии коллективного (общедомового прибора учета) тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формуле 2(1) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению.
Выражая несогласие с обжалуемым судебным актом, заявитель жалобы также полагает, что постановление главы города Каменск-Уральский от 26.12.2006 N 2040 "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения" не содержит положений о применении норматива в размере 0,258 Гкал на 1 м в течение года (ежемесячно по 1/12 от годового объема), следовательно данный норматив следует применять, исходя из отапливаемого периода (восемь месяцев).
Кроме того, заявитель считает, что судом апелляционной инстанции сделан необоснованный вывод о сохранении прежнего способа оплаты исходя из равномерного внесения платы за коммунальную услугу "отопление" равномерными частями в течение календарного года, так как материалы дела не содержат доказательств принятия соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о сохранении прежнего способа оплаты коммунальной услуги по отоплению, предоставленной потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или не оборудованном индивидуальным (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, равномерно в течение года за каждый календарный месяц.
Кроме того, заявитель полагает, что при расчете объема потребленной тепловой энергии на отопление в жилых домах, оборудованных ОДПУ, следует применять показания данных приборов учета за расчетный период времени (в данном случае - октябрь 2016).
В отзыве на кассационную жалобу общество "УК "ДЕЗ", возражая против доводов заявителя, просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии с положениями ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, общество "РУСАЛ Урал" является энергоснабжающей организацией и осуществляет выработку и отпуск тепловой энергии для абонентов на территории г. Каменск-Уральский Свердловской области.
Общество "УК "ДЕЗ" является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирными жилыми домами на территории г. Каменск- Уральский.
В октябре 2016 года в отсутствие заключенного договора теплоснабжения истцом отпущена ответчику тепловая энергия на нужды отопления многоквартирных жилых домов.
Истцом направлен ответчику счет-фактура от 31.10.2016, акт выполненных работ от 31.10.2016 на сумму 63 015 600 руб. 88 коп.; корректировочный счет-фактура от 30.11.2016 на сумму 11 090 697 руб. 90 коп. Всего с учетом корректировки истцом предъявлено к оплате за октябрь 2016 года 51 924 902 руб. 98 коп.
Ответчиком в срок до 14.11.2016 произведена оплата в признаваемой сумме 40 643 425 руб. 64 коп.
Ненадлежащее исполнение обществом "УК "ДЕЗ" обязательств по оплате поставленной тепловой энергии на нужды отопления многоквартирных жилых домов в полном объеме послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе судебного разбирательства ответчик погасил основной долг в оставшейся части, в связи с чем истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в указанной части отказался от иска.
Рассматривая исковые требования о взыскании законной неустойки, суд первой инстанции исходил из доказанности истцом как факта поставки тепловой энергии в спорный период, ее объема и стоимости, так и факта нарушения ответчиком сроков оплаты, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, проверив произведенный истцом расчет неустойки и признав его верным, удовлетворил исковые требования о взыскании пеней на основании ч. 9.3 ст. 15 Закона о теплоснабжении в заявленном размере.
Отклоняя доводы ответчика о том, что в сложившихся правоотношениях сторон оплата за поставленный ресурс должна производиться равными долями в течение всего года (12 месяцев), поскольку с учетом положений Правил N 354 до принятия органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты отопления действует тот способ, который был установлен на дату 30.06.2016, суд первой инстанции указал на отсутствие в материалах дела доказательств принятия соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о сохранении прежнего способа оплаты коммунальной услуги по отоплению, предоставленной потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или не оборудованном индивидуальным (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, равномерно в течение года за каждый календарный месяц. Посчитав, что в таком случае фиксированный норматив по коммунальной услуге "отопление" в размере 0,258 Гкал на 1 м в месяц, установленный постановлением главы города Каменск-Уральский от 26.12.2006 N 2040 "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения" не действовал в спорный период, арбитражный суд пришел к выводу о том, что период расчетов между истцом и ответчиком за потребленную тепловую энергию на нужды отопления ограничивается началом и окончанием отопительного сезона, объем расчетов - объемом фактического потребления энергоресурсов, которое за пределами отопительного сезона фактически отсутствует.
Решение суда первой инстанции в части прекращения производства по основному долгу лицами, участвующими в деле, в суде апелляционной инстанции не оспаривалось.
Вместе с тем, отменяя решение суда первой инстанции в части взыскания неустойки, апелляционная коллегия обоснованно исходила из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539-547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
По правилам ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно п. 1 ст. 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Обязанность управляющей организации, приобретающей тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя предусмотрена ч. 9.3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Судами установлено, что поставка спорного теплового ресурса осуществлялась в отсутствие заключенного между сторонами договора.
Согласно пункту 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Из материалов дела усматривается, что при доказанности факта поставки теплового ресурса, между сторонами возник спор относительно порядка определения размера обязательств за поставленный ресурс, при нарушении сроков оплаты которого подлежит начислению законная неустойка, предусмотренная ч. 9.3 ст. 15 Закона о теплоснабжении.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением главы города Каменск-Уральский от 26.12.2006 N 2040 "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения" установлен норматив потребления по коммунальной услуге "отопление" для населения, проживающего в жилых помещениях в многоквартирных и жилых домах Каменск-Уральский в размере 0,258 Гкал на 1 м общей площади в год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306).
Согласно Правилам N 306 в редакции, действующей на момент принятия постановления Главы города Каменск-Уральский от 26.12.2006 N 2040, нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определялись по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам (п. 44 Правил).
Из содержания п. 13 раздела II приложения к Правилам (формула 6) следует, что при расчете по формуле норматива отопления (Гкал на 1 м в месяц) необходимое количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период домами, не оборудованными приборами учета, делится в формуле на 12 месяцев, что подразумевает определение норматива применительно к одному месяцу календарного года.
Следовательно, норматив потребления по коммунальной услуге "отопление" в данном муниципальном образовании город Каменск-Уральский составлял 1/12 годового расхода тепловой энергии, что соответствовало действующему на тот период законодательству.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" признаны утратившими силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), за исключением пунктов в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов приложения N 2 к указанным Правилам, в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утратили силу с 01.07.2016.
В соответствии с п. 42 (1) Правил N 307 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Согласно п. 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подп. 1 п. 1 приложения N 2 к названным Правилам.
Подпунктами 1 и 3 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307 установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления тепловой энергии на отопление.
Порядок расчета платы за отопление, предусмотренный Правилами N 354, предписывает начислять плату за отопление только в отопительный период.
В целях применения Правил N 354 с 01.07.2012 изменился порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденный Правилами N 306. Соответствующие изменения были внесены в Правила N 306 Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258 "О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Кроме того, 27.08.2012 было принято постановление Правительства Российской Федерации N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 857), п. 1 которого установлено, что Правила N 354 в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012-2014 годах с учетом одной из следующих особенностей:
а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах, утвержденными настоящим Постановлением;
б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Как верно разъяснил суд апелляционной инстанции принятие постановления N 857 было обусловлено изменением в порядке определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и предполагало смягчение резкого перехода с ежемесячной оплаты отопления на внесение платы только в отопительный сезон, устанавливая переходный период 2012-2014 годов.
Так, в прежней редакции Правил N 306 норматив отопления определялся в расчете на целый календарный год (суммарный расход тепловой энергии на отопление помещений МКД, потребленный за отопительный период, нужно было разделить на общую площадь жилых помещений в МКД и на 12). Исходя из этого плата за отопление исчислялась ежемесячно в равных суммах. В редакции, сформированной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258 и действующей с 01.07.2012 (формула 5 приложения к Правилам N 306), норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется в расчете на отопительный период (суммарный расход тепловой энергии на отопление МКД делится на общую площадь как жилых и нежилых помещений в МКД, так и помещений, входящих в состав общего имущества, и на количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде). Следовательно, новые нормативы предполагают, что плата за отопление должна вноситься лишь за расчетные месяцы отопительного периода.
В дальнейшем постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2013 N 307 "О некоторых вопросах применения постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857" также установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 01.07.2013 вправе принять одно из решений, предусмотренных п. 1 Постановления N 857, в том числе в случае, если органы государственной власти субъектов Российской Федерации приняли решение, предусмотренное п. 2 указанного Постановления.
В случае, если в указанные сроки органы государственной власти субъекта Российской Федерации не примут решения о выборе одного из способов расчетов, то в таком субъекте Российской Федерации применяется порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный Правилами N 354.
В рамках предоставленных полномочий Правительством Свердловской области принято постановление от 12.09.2012 N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах", в соответствии с которым предписано применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии по отоплению, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
По состоянию на 30.06.2012 в г. Каменск-Уральский действовал норматив на отопление 1 кв. м общей площади жилого помещения, установленный постановлением главы города Каменск-Уральский от 26.12.2006 N 2040.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 также определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и в случае принятия такого решения должны закончить этот переход не позднее 01.01.2020 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", вступившего в силу 30.06.2016 (далее - Постановление N 603)).
В силу подп. "б" п. 2 указанного Постановления решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении нормативов потребления тепловой энергии при расчете за отопление, установленных по состоянию на 30.06.2012, действуют до отмены их принявшими органами.
При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что определение объема коммунального ресурса по отоплению должно производится с учетом норматива, установленного постановлением Главы города Каменск-Уральский от 26.12.2006 N 2040.
Поскольку из материалов дела следует, что ответчиком в срок до 15.11.2016 произведена оплата поставленного в спорный период ресурса в объеме, начисленном потребителям коммунальных услуг в октябре 2016 года исходя из равномерного распределения оплаты за отопление в течение календарного года согласно утвержденного норматива, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания с него неустойки за просрочку исполнения обязательств в соответствии с ч. 9.3 ст. 15 Закона о теплоснабжении не имеется.
В тех многоквартирных домах, которые оборудованы общедомовыми приборами учета, общество "УК "ДЕЗ" правомерно начисляло плату, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (Согласно Приложения N 2 к Правилам N 354 (формула 3 (1)).
Довод заявителя жалобы о том, что постановление главы города Каменск-Уральский от 26.12.2006 N 2040 "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения" не содержит положений о применении норматива в размере 0,258 Гкал на 1 м в течение года (ежемесячно по 1/12 от годового объема), отклоняется судом кассационной инстанции.
Постановлением N 603 установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
Пунктом 3 Постановления N 603 установлено, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами N 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего Постановления.
На дату вступления в силу Постановления N 603 (30.06.2016) на территории Свердловской области постановлением Правительства N 990-ПП установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, предусматривающий оплату коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
Кроме того, указанным Постановлением N 603 также внесены изменения в Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), в части установления новых правил формирования условий договора ресурсоснабжения, заключаемого ресурсоснабжающей организацией с исполнителем коммунальной услуги по отоплению, в части определения объемов, стоимости и порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставляемых в многоквартирные дома, жилые дома в целях предоставления в многоквартирном доме, жилом доме коммунальной услуги по отоплению.
Пунктом 25.1 Правил N 124 установлен новый порядок оплаты исполнителем коммунальной услуги тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, в жилой дом в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, в случае, если в течение расчетных периодов, за которые тепловая энергия подлежит оплате исполнителем, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в многоквартирном доме действовал способ оплаты тепловой энергии равномерно в течение года.
В указанном случае объем тепловой энергии, подлежащий оплате за соответствующие расчетные периоды, должен определяться в следующем порядке:
- в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, определяемого в порядке, указанном в п. 3.1 приложения N 2 к Правилам N 354, с учетом его корректировки 1 раз в год до объема тепловой энергии, определенного за год корректировки в соответствии с п. 21 Правил N 124 (подп. "а" п. 25 Правил N 124);
- в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета тепловой энергии, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию. При этом коэффициент периодичности внесения платы должен определяться соответственно количеству месяцев отопительного периода, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с п. 3, 18 и 22 приложения N 1 к Правилам N 306 (подп. "б", "в" п. 25.1 Правил N 124).
Таким образом, если применяемые в субъекте Российской Федерации нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению установлены исходя из распределения общего количества тепловой энергии, потребляемой за отопительный период, на 12 месяцев в году, то исполнитель коммунальных услуг обязан производить оплату тепловой энергии, поставляемой ресурсоснабжающей организацией для нужд отопления, ежемесячно равными долями - как в течение отопительного периода, так и в течение межотопительного периода.
Разрешая спор об объеме поставленной тепловой энергии, суд апелляционной инстанции, оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, правомерно применил правовые нормы к установленным обстоятельствам дела.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что в соответствии с п. 13 Правил N 354, п. 8 Правил N 307 управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, ввиду чего управляющая компания должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на управляющую компанию оплату коммунальных ресурсов в большем объеме, не имеется.
Суд кассационной инстанции полагает указанные выводы суда апелляционной инстанции правомерными, доводы общества "РУСАЛ-Урал" об обратном - основанными на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба общества "РУСАЛ-Урал" - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого апелляционного суда от 17.11.2017 по делу N А60-9376/2017 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Объединенная компания РУСАЛ Уральский алюминий" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Сидорова |
Судьи |
Л.В. Громова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.