Екатеринбург |
|
10 мая 2018 г. |
Дело N А60-40481/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Токмаковой А. Н., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Павлушиной Оксаны Владимировны (далее - заявитель, налогоплательщик, предприниматель, ИП Павлушина О.В.) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.11.2017 по делу N А60-40481/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя - Устюгов С.Ю. (доверенность от 01.06.2017),
Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее - налоговый орган, инспекция) - Яникова Е.И. (доверенность от 09.01.2017), Шкаликов Е.И. (доверенность от 21.08.2017).
ИП Павлушина О.В. обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным действия инспекции, выразившегося в отказе в сторнировании налогового уведомления от 21.01.2017 N 153959681 по объекту налогообложения - иные строения, помещения и сооружения; 66:41:0401035:969; ОКТМО 65701000.
Решением суда от 01.11.2017 (судья Гаврюшин О.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2018 (судьи Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИП Павлушина О.В. просит названные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, настаивая, что из содержания переписки сторон спора не следует, что льгота в отношении объекта по ул. Вайнера, д. 19 представлена только за 2014 год, как ошибочно посчитали суды. Считает, что Правительством Свердловской области не соблюдены положения Приказа ФНС от 28.11.2014 N ММВ-7-11/604@ и помещение заявителя в Перечне отсутствует, то в отношении объекта недвижимости заявителя налоговая база должна определяться в соответствии с п. 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ), исходя из инвентаризационной, а не кадастровой стоимости. Принимая во внимание, что на территории Свердловской области нормативный акт, регламентирующий налогообложение имущества физических лиц, не принят, то единственным законным основанием для расчета налоговой базы объектов недвижимости, принадлежащих физлицам/индивидуальным предпринимателям, исходя из кадастровой стоимости, является включение таких объектов в Перечень в соответствии с п. 7, 10 ст. 378.2 НК РФ, что в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 66:41:0401035:969, принадлежащего заявителю, также не сделано.
Инспекция представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Из обстоятельств дела следует, что спор между сторонами возник по поводу отказа налогового органа в сторнировании налогового уведомления от 21.01.2017 N 153959681 о необходимости уплатить не позднее 16.03.2017 налог на имущество физических лиц в размере 318 296,30 руб., в том числе по объекту налогообложения - иные строения, помещения и сооружения; 66:41:0401035:969; ОКТМО 65701000.
Отказ мотивирован тем, что по объекту недвижимости расположенному по адресу: г. Екатеринбург, ул. Вайнера, 19, инспекция не вправе предоставить льготу за 2015 год согласно приложению к Постановлению Правительства Свердловской области N 12654111, поскольку указанный объект недвижимости входит в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как их кадастровая стоимость.
Решением Управления ФНС России по Свердловской области от 07.06.2017 N 13-06/20798 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанными действиями инспекции, предприниматель обратилась в арбитражный суд.
Суды, принимая решение, исходили из отсутствия правовых оснований для удовлетворения требования ИП Павлушиной О.В.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно сведениям, представленным ФГБУ "ФПК Росреестра" по Свердловской области, на имя Павлушиной О.В. зарегистрирован в единоличной собственности объект недвижимого имущества с кадастровым номером 66:41:0101035:969, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Вайнера, 19, находящийся в административно - деловом центре "Бум". При этом предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения, используя указанный объект в предпринимательской деятельности.
В силу п. 3 ст. 346.11 Кодекса (в ред. с 01.01.2015) применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате, в том числе налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ.
То есть до 01.01.2015 в соответствии с п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривало их освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности.
Таким образом, с 01.01.2015 индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, уплачивают налог на имущество физических лиц с определенных видов имущества, исходя из их кадастровой стоимости.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно п. 7 ст. 378.2. НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Доводы о том, что на территории Свердловской области нормативный акт, регламентирующий налогообложение имущества физических лиц не принят, рассмотрены и обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции с указанием на то, что из анализа положений п. 1 и 7 ст. 378.2 НК РФ, п. 1 и 3 ст. 402 НК РФ, подп. 1 п. 6 ст. 406 НК РФ, 346.11 НК РФ в их взаимной связи не следует, что обязательным условием для уплаты налога на имущество физических лиц, в том числе индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в отношении административно-деловых центров и торговых центров является принятие специального нормативного правового акта об установлении налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения и ставок налога. Необходимым условием для уплаты налога на имущество физических лиц в отношении указанных объектов является включение их в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.08.2016 N 51-АПГ16-5.
На территории Свердловской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости отдельных объектов налогообложения, введен с 01.01.2015.
Законом Свердловской области от 24.11.2014 N 100-ОЗ Закон Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ дополнен ст. 1-1, в соответствии с п. 1 которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных федеральным законом, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), общая площадь которых составляет свыше 5000 квадратных метров, и помещений в них.
В целях реализации данной нормы, а также п. 7 ст. 378.2 НК РФ на территории Свердловской области утверждены перечни торговых (административных) центров, в отношении которых налоговая база подлежала определению исходя из кадастровой стоимости: на 2015 год Перечень утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2014 N 1265-ПП; на 2016 год Перечень утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 N 1217-ПП; на 2017 год Перечень утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2016 N 927-ПП.
В силу указанных выше положений включенных в Перечни торговых (административных) центров, а также находящихся в них помещений, налог на имущество организаций (в случае, если собственник объекта - юридическое лицо), а также налог на имущество физических лиц (в случае, если собственник объекта физическое лицо) исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.
По этой причине налоговые органы при исчислении налога на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных в указанных в Перечнях зданиях, используют кадастровую стоимость объектов.
Спорное здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость (Постановления Правительства Свердловской области от 30.12.2014 N 1265-ПП и от 29.12.2016 N 927-ПП).
Ссылка предпринимателя на то, что принадлежащее ему помещение в соответствующий перечень не включено, также обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции.
В соответствии с Письмом Минфина РФ от 16.03.2017 N БС-4-21/4780 если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне.
Поскольку обозначенное здание включено в Перечень объектов, в отношении которых определена кадастровая стоимость, следовательно, в отношении всех помещений без исключения, расположенных в этом здании также применяется кадастровая стоимость.
Согласно п. 2 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ.
На основании п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и о его владельцах в налоговые органы.
Таким образом, исчисляя сумму налога на имущество физических лиц, налоговые органы используют данные об объектах налогообложения (в том числе об их кадастровой стоимости), полученные из регистрирующих органов (органов кадастрового учета).
Исходя из приведенных норм права, обстоятельств дела, согласно которым предприниматель является плательщиком налога на имущество физических лиц, его помещение находится в здании, включенном в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, и является его составной частью, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы налогоплательщика о том, что решение принято при неверном установлении обстоятельств по делу, отклоняются.
Изучив и оценив переписку сторон, суды установили, что по объекту, расположенному по адресу г. Екатеринбург, ул. Вайнера, 19, льгота была предоставлена только за 2014 г.
Оснований для переоценки указанного вывода у суда кассационной инстанции не имеется, право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.11.2017 по делу N А60-40481/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Павлушиной Оксаны Владимировны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях реализации данной нормы, а также п. 7 ст. 378.2 НК РФ на территории Свердловской области утверждены перечни торговых (административных) центров, в отношении которых налоговая база подлежала определению исходя из кадастровой стоимости: на 2015 год Перечень утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2014 N 1265-ПП; на 2016 год Перечень утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 N 1217-ПП; на 2017 год Перечень утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2016 N 927-ПП.
...
Согласно п. 2 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ.
На основании п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и о его владельцах в налоговые органы."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 мая 2018 г. N Ф09-1455/18 по делу N А60-40481/2017