Екатеринбург |
|
11 мая 2018 г. |
Дело N А07-23319/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Кравцовой Е. А., Ященок Т. П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нефтекамск Республики Башкортостан (далее - Управление, пенсионный фонд) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.10.2017 по делу N А07-23319/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2018 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к индивидуальному предпринимателю Энде Станиславу Аркадьевичу (далее - предприниматель, Энде С.А.) о взыскании финансовых санкций в размере 500 руб. за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 26.10.2017 (судья Давлеткулова Г.А.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2018 (судьи Скобелкин А.П., Бояршинова Е.В., Кузнецов Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Квалифицируя представленные предпринимателем сведения о застрахованных лицах, на которых отчетность ранее не представлялась, в качестве первичных, а не корректирующих, указывает на необходимость и правомерность применения в отношении страхователя финансовых санкций.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент указывает, что оспариваемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что 01.06.2016 предприниматель представил в Управление сведения по форме СЗВ-М "исходная" за май 2016 года об одном застрахованном лице. В последующем, 17.11.2016 в целях устранения недостатков Энде С.А. представил "дополняющую" форму СЗВ-М за тот же отчетный период на еще одно застрахованное лицо, в отношении которого такие сведения ранее не представлялись.
По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления страхователем названных сведений, 24.11.2016 пенсионным фондом составлен акт N 002S18160022830 и вынесено решение от 29.12.2016 N 002S19160016867 о привлечении Энде С.А. к ответственности, предусмотренной абз. 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде финансовой санкции в размере 500 руб.
В целях добровольной уплаты данной суммы страхователю выставлено требование от 27.01.2017 N 002S01170013036, неисполнение которого послужило основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований, признав произведенную страхователем корректировку сведений допустимой и своевременной.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно ст. 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии со ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, нарушение которого выявлено пенсионным фондом, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании ч. 4 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 - 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция), действовавшая в спорный период, в соответствии с п. 34 которой, в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Согласно разъяснениям Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащимся в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Руководствуясь данными нормами, установив факт самостоятельного исправления предпринимателем своевременно представленных, но недостоверных сведений персонифицированного учета, до момента выявления ошибок непосредственно пенсионным фондом (до момента составления акта проверки), суды признали действия страхователя законными и отказали в применении финансовых санкций.
Как верно пояснили суды, реализация права на исправление ошибок, выявленных самим страхователем, не может служить основанием для привлечения последнего к ответственности, в ситуации, когда в целом представленные им сведения являются полными и достоверными.
При таких обстоятельствах отказ в удовлетворении требований является правомерными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для постановки иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Иное толкование пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.10.2017 по делу N А07-23319/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нефтекамск Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.