Екатеринбург |
|
05 июня 2018 г. |
Дело N А47-8333/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д. В., Вдовина Ю. В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - инспекция, административный орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2018 по делу N А47-8333/2017 Арбитражного суда Оренбургской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Определением суда от 20.03.018 кассационная жалоба принята к производству, назначено судебное разбирательство на 10.05.2018.
В судебном заседании 10.05.2018 принял участие представитель публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - общество, заявитель, ресурсоснабжающая организация) - Михина Ж.А. (доверенность от 20.12.2017).
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 10.05.2018 судебное разбирательство по рассмотрению кассационной жалобы заявителя, отложено в связи с невозможностью рассмотрения дела в данном судебном заседании при отсутствии возражения лиц, участвующих в деле, на 04.06.2018 10 час. 30 мин.
Возобновленное после отложения судебное заседание 04.06.2018, проведено без участия представителей лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным предписания инспекции от 02.06.2017 N ПР-1417 (далее - предписание).
Решением суда от 10.10.2017 (судья Мирошник А.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2018 (судьи Малышева И.А., Костин В.Ю., Скобелкин А.П.) решение суда отменено, требования общества удовлетворены, на инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов прав заявителя.
В кассационной жалобе административный орган, указывая на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит постановление суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Полагает, что при отсутствии документов, подтверждающих принятие ресурсоснабжающей организацией мер, направленных на установку в спорном помещении индивидуального прибора учета (далее - ИПУ), либо на получение сведений об отсутствии технической возможности такой установки, применение повышающего коэффициента при начислении потребителю платы за горячее водоснабжение, является необоснованным.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемое постановление оставить без изменения, жалобу инспекции - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 15.05.2017 N 1417 в период с 16.05.2017 по 02.06.2017 инспекцией проведена проверка соблюдения обществом порядка определения размера платы за горячее водоснабжение, потребленное на бытовые нужды собственником квартиры N69 в многоквартирном доме N62, расположенном по адресу: г. Орск, пр. Ленина.
В ходе проверки инспекцией выявлено, что за период с 01.01.2017 по 30.04.2017 при начислении платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" гражданам, проживающим в данном жилом помещении, не оборудованном ИПУ, обществом увеличен установленный норматив потребления горячего водоснабжения на повышающий коэффициент 1,5 в отсутствие сведений о наличии технической возможности установки такого прибора.
Данные обстоятельства, будучи зафиксированными в акте проверки от 02.06.2017 N А-1417, послужили основанием для вынесения оспариваемого предписания, обязывающего ресурсоснабжающую организацию произвести перерасчёт платы за горячее водоснабжение за период с 01.01.2017 по 30.04.2017 по вышеуказанному адресу без применения повышающего коэффициента.
Не согласившись с подобными требованиями, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, поддержал позицию инспекции, признав неправомерным применение обществом повышающего коэффициента к расчету платы за спорную услугу, при отсутствии доказательств технической возможности установки ИПУ в квартире N 69.
Суд апелляционной инстанции решение суда отменил, посчитав, что в данном случае общество правомерно исчислило плату за горячее водоснабжение в увеличенном размере, поскольку собственник указанного жилого помещения не исполнил возложенную на него законом обязанность по установке ИПУ, либо представлению ресурсоснабжающей организации доказательств невозможности его установки.
Выводы апелляционного суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчёте платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учёта используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учёта, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации
В силу ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" N 261-ФЗ от 23.11.2009 (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введённых в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учёта должны совершить ресурсоснабжающие организации. При этом лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учёта используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учёта используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учёта.
В соответствии с п. 81 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) оснащение жилого или нежилого помещения приборами учёта, ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учёта, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учёта и порядок её заполнения утверждаются Министерством регионального развития Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по оснащению жилого помещения прибором учёта, по общему правилу, возложена на собственника этого помещения, а учётный способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учёта, является приоритетным.
Расчётный способ определения объёма потреблённого ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учёта, неисправности данных приборов либо нарушения сроков представления их показаний.
Применение повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги при применении расчетного метода определения платы за коммунальные услуги допускается в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирных домах, установленной законодательством Российской Федерации обязанности по оснащению принадлежащих им помещений приборами учёта используемых воды, электрической энергии.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 10.11.2016 N 830-п "О нормативах потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению и водоотведению на территории Оренбургской области" (утратило силу с 01.12.2017) утверждён "базовый" норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в г. Орске Оренбургской области в размере 4,04 куб.м./чел. в мес.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" внесены изменения в абз. 3 п. 42 Правил N 354, согласно которым при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учёта холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учёта размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента.
В приложении N 2 к Правилам N 354 повышающий коэффициент Кпов, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5, включён в качестве обязательного элемента в формулу 4 а (1) расчёта платы за коммунальные услуги, в том числе, по горячему водоснабжению, в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учёта холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета.
По смыслу данных норм, обязанность подтвердить отсутствие технической возможности установки ИПУ, возложена на потребителя, несущего бремя расходов за поставленные ему коммунальные услуги и в первую очередь заинтересованное в снижении таких расходов.
В соответствии с пояснениями к формуле расчёта, Приложения N 2 к Правилам N 354 (в редакции, действующей в 2017 году), повышающий коэффициент не применяется лишь в том случае, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального общего (квартирного) прибора учёта холодной воды, горячей воды, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учёта, начиная с расчётного периода, в котором составлен соответствующий акт.
Таким образом, применение повышающего коэффициента при расчёте платы за коммунальные услуги по нормативу (при отсутствии индивидуального прибора учёта), является общим правилом, в то время как исчисление платы по нормативу без увеличения на данный коэффициент является исключением из данного правила, применяемым при документально подтверждённой потребителем невозможности установить индивидуальный прибор учёта.
Указанные изменения, вступившие в силу с 01.01.2017 и действовавшие в течение проверяемого периода (с 01.01.2017 по 01.04.2017), были направлены на стимулирование потребителей к установке приборов учёта, в том числе индивидуальных, путем включения повышающего коэффициента в качестве обязательного элемента в формулу расчёта платы за коммунальные услуги по нормативу, в том числе по горячему водоснабжению, при неисполении потребителем обязанности по установке ИПУ. При этом представление потребителем акта об отсутствии технической возможности установки ИПУ, составленного в установленной законом форме, исключало применение указанного коэффициента.
Заявитель, будучи исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению и ресурсоснабжающей организацией, обязан по обращению потребителя провести обследование для установления критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учёта горячей воды, но инициатива по проведению данного обследования по смыслу приведённых выше норм права должна исходить от потребителя. Без соответствующего обращения заявитель не имеет ни обязанности, ни реальной возможности по проведению соответствующего обследования и установлению наличия (отсутствия) технической возможности по установке индивидуального прибора учёта горячей воды.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, ИПУ в квартире N 69 отсутствует, акт о технической невозможности его установки собственником жилого помещения не представлен, заявление о проведении обследования помещения на предмет определения наличия (отсутствия) технической возможности установки ИПУ горячей воды в ресурсоснабжающую организацию не направлено.
При данных обстоятельствах, свидетельствующих о непринятии собственником квартиры N 69 мер, направленных на обнаружение возможности установки ИПУ, и его установку, общество обладало правом начисления платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" с применением повышающего коэффициента.
Доводы жалобы основаны на неверном толковании её заявителем положений ст. 157 ЖК РФ, ст. 13 Закона об энергосбережении, Правил N 354, что не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления арбитражного суда, не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба инспекции - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2018 по делу N А47-8333/2017 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.