Екатеринбург |
|
09 июня 2018 г. |
Дело N А60-45452/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Ященок Т. П., Черкезова Е. О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (далее - общество, заявитель, управляющая организация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.11.2017 по делу N А60-45452/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2018 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Сизинцев В.А. (доверенность от 05.12.2017 N 7);
Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) - Иощенко А.А. (доверенность от 28.04.2018 N 29-05-37-76).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента по инициированию процедуры исключения многоквартирного дома N 43, расположенного по ул. Билимбаевской в городе Екатеринбурге (далее - МКД) из реестра лицензий осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Свердловской области (далее - реестр лицензий).
Решением суда от 14.11.2017 (судья Водолазская С.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2018 (судьи Риб Л.Х., Варакса Н.В., Трефилова Е.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), п. 1 и 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2015 N 289 "О порядке информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом" (далее - Постановление N 289).
Полагает, что 3-дневный срок, в течение которого Департамент обязан инициировать процедуру исключения МКД из реестра лицензий, исчисляемый с момента наступления оснований для совершения указанных действий, имеет целью обеспечить правовую определенность положения заинтересованных лиц, в том числе управляющей организации, соответственно является пресекательным. В этой связи, действия Департамента, совершенные, спустя более чем 9 месяцев после вступления в силу судебных актов о привлечении общества к административной ответственности, по мнению последнего, должны быть признаны незаконными.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, жалобу общества - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 15.06.2017 Департаментом, на основании полученных по запросу копий судебных постановлений от 30.05.2016 и 01.09.2016 о привлечении общества к административной ответственности за неисполнение предписаний, выданных в отношении МКД N 43 по ул. Билимбаевская, инициирована процедура исключения сведений о данном МКД из реестра лицензий.
Общество, посчитав, что Департамент в связи с нарушением установленного законом 3-х дневного срока утратил возможность инициирования соответствующей процедуры, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции отказали в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходя из следующего.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в силу ч. 3 ст. 192 ЖК РФ включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
В соответствии с ч. 2 ст. 195 ЖК РФ каждым субъектом Российской Федерации ведется соответствующий реестр лицензий, содержащий раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
На основании части 5 статьи 192 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, Департамент является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области. В рамках своей компетенции Департамент осуществляет лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также формирует и ведет реестр лицензий Свердловской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с ч. 5 ст. 198 ЖК РФ, в случае если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, сведения о таких доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением случая принятия решения, предусмотренного ч. 7 ст. 198 ЖК РФ.
На основании ч. 1, 2 ст. 197 ЖК РФ орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого лицензиат осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, собственники помещений в многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, ресурсоснабжающие организации, с которыми лицензиатом заключены договоры поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, иные заинтересованные лица должны быть проинформированы о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о принятии решения об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о принятии лицензионной комиссией решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии, о вступившем в законную силу решении суда об аннулировании лицензии и внесении соответствующей записи в реестр лицензий субъекта Российской Федерации. Порядок и сроки информирования об обстоятельствах, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а также лица, ответственные за соблюдение требований об информировании, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2015 N 289 (далее - Правила информирования) ответственность за соблюдение требований об информировании возлагается на лицензирующий орган (в части информирования уполномоченных органов).
В соответствии с подп. "а" пункта 4 Правил информирования лицензирующий орган направляет уполномоченному органу способом, позволяющим подтвердить факт получения извещения, информацию о возникновении основания для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации - в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня вступления в законную силу второго или последующего решения (постановления) суда о назначении административного наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного лицензирующим органом, с указанием сведений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 7 настоящих Правил.
В свою очередь уполномоченный орган в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня получения данной информации, извещает собственников помещений в многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, о возникновении основания для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации путем размещения такой информации в местах, удобных для ознакомления собственниками помещений в многоквартирном доме (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом), а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из материалов дела и установлено судами, после получения 14.06.2017 судебных постановлений от 30.05.2016 и 01.09.2016 о привлечении общества к административной ответственности, на следующий календарный день Департамент проинформировал орган местного самоуправления - Администрацию города Екатеринбурга (далее - орган уполномоченный орган, Администрация) о возникновении оснований для исключения МКД N 43, расположенного по ул. Билимбаевская, г. Екатеринбург, из реестра лицензий. Уведомление получено уполномоченным органом 20.06.2017, с последующим доведением указанной в нем информации - 23.06.2017 до сведения собственников МКД, ресурсоснабжающих организаций и иных заинтересованных лиц.
Оценив данные обстоятельства в совокупности и взаимосвязи с наличием фактических оснований для исключения МКД из реестра лицензия (два и более раза привлечение общества к ответственности в течение одного календарного года), суды пришли к выводу о законности и обоснованности действий Департамента, инициировавшего спорную процедуру сразу после получения вступивших в законную силу подтверждающих документов. В сложившейся ситуации, особое внимание суды отдали обстоятельствам, связанным с принятием судами решений о назначении наказаний, обжалованием данных решений, со своевременностью направления судебных актов, которые, как правило, не зависят от воли и действий Департамента.
Отклоняя доводы управляющей организации, считающей пресекательным срок, установленный подп. "а" пункта 4 Правил информирования, суды справедливо отметили, что данный срок регулирует правоотношения между лицензирующим органом и органом местного самоуправления, а потому носит организационный характер; с его истечением Департамент не утрачивает права на проведение спорной процедуры, при наличии для этого соответствующих фактических оснований. Кроме того, следует отметить, что управляющая организация не является участником правоотношений, регулируемых п. 4 Правил информирования, что опровергает возможность влияния факта нарушения названной нормы на правовое положение заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, при этом избранный заявителем способ защиты должен соответствовать целям обращения, то есть в случае удовлетворения требований обеспечивать восстановление нарушенных прав и охраняемых законом интересов.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нарушении прав общества и возможности их восстановления обжалуемыми судебными актами, учитывая, что в результате проведения спорной процедуры сведения о МКД из реестра лицензий не исключены.
Указанные обстоятельства в своей совокупности подтверждают правомерность отказа в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки мнению заявителя кассационной жалобы, нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.11.2017 по делу N А60-45452/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.