Екатеринбург |
|
15 июня 2018 г. |
Дело N А50-24080/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Тороповой М.В, Полуяктова А.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.11.2017 по делу N А50-24080/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края, приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Оханскагроснаб" (далее - общество "Оханскагроснаб") - Пискунова Е.С. (доверенность от 02.05.2017);
Управления Росреестра - Евдокимова Ю.Р. (доверенность от 22.12.2017).
Общество "Оханскагроснаб" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Росреестра о признании незаконным отказа во внесении в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) изменений в сведения о юридическом лице в связи с изменением сведений о нем, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ); обязании Управления Росреестра внести в ЕГРН запись об изменении организационно-правовой формы общества - с закрытого акционерного общества на общество с ограниченной ответственностью.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16.11.2017 (судья Вшивкова О.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 (судьи Макаров Т.В., Зеленина Т.Л., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение п. 4, 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ч. 1 ст. 9, ст. 13, ч. 9 ст. 33, ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Управление Росреестра считает, что, поскольку реорганизация закрытого акционерного общества "Оханскагроснаб" в форме преобразования в обществе с ограниченной ответственностью имела место 06.08.2012, то есть до момента внесения изменений в п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ, согласно которым изменение организационно-правовой формы юридического лица не предполагает изменение его прав и обязанностей, поэтому для целей государственной регистрации следует руководствоваться нормой п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующей на момент реорганизации и предусматривающей в таком случае переход прав и обязанностей реорганизованного юридического лица к вновь возникшему в соответствии с передаточным актом. Таким образом, по мнению заявителя жалобы, регистрационные действия в рассматриваемом случае осуществляются в порядке, предусмотренным ранее действовавшим законодательством, что предполагает подачу обществом заявления о государственной регистрации перехода права собственности к образованному юридическому лицу на соответствующий объект недвижимости, а также уплату госпошлину за государственную регистрацию перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Оханскагроснаб" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При исследовании обстоятельств дела судами установлено, что в 2004 году в ЕГРН внесены сведения о зарегистрированном праве собственности закрытого акционерного общества "Оханскагроснаб" на объекты недвижимости.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении общества "Оханскагроснаб" по состоянию на 28.06.2017 содержатся сведения о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования 06.08.2012; в качестве правопредшественника указано закрытое акционерное общество "Оханскагроснаб"; содержатся сведения о реорганизации на основании передаточного акта от 30.07.2012.
В материалы дела представлен передаточный акт от 30.07.2012, оформленный между закрытым акционерным обществом "Оханскагроснаб" и обществом с ограниченной ответственностью "Оханскагроснаб", подтверждающий переход к заявителю всех активов и пассивов, всех прав и обязанностей закрытого акционерного общества "Оханскагроснаб".
Общество "Оханскагроснаб" 30.05.2017 обратилось в Очерский межмуниципальный отдел Управления Росреестра с заявлением о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе в связи с изменением сведений о нем, содержащихся в ЕГРЮЛ, а именно организационно-правовой формы (с закрытого акционерного общества на общество с ограниченной ответственностью).
Управление Росреестра направило в адрес заявителя уведомление об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 06.06.2017 N 59/013/102/2017-736.737, в котором указало на отсутствие оснований для внесения соответствующих сведений, сославшись на положения ч. 1, 2 ст. 9, ст. 13, ч. 9 ст. 32, ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Полагая, что оспариваемый отказ регистрирующего органа является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, общество "Оханскагроснаб" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрено, что в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 9 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений в содержащиеся в указанных реестрах сведения о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе направляет в орган регистрации прав соответствующие сведения.
Согласно ч. 1 с. 33 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13 статьи 32 данного Федерального закона сведения не внесены в ЕГРН в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
На основании ч. 1, 5 ст. 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. Данный Федеральный закон по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
В силу п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ, действующей на момент обращения заявителя в регистрирующий орган) при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Обращаясь с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРП по объекту недвижимости, общество в обоснование своих требований указывало на изменение наименования юридического лица в связи с изменением организационно-правовой формы в результате его преобразования.
Учитывая, что изменение организационно-правовой формы юридического лица не предполагает изменения его прав и обязанностей, то есть правопреемства от одного лица к другому, и, как следствие, необходимости государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость от реорганизованного лица к преобразуемому лицу, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии у регистрирующего органа законных оснований для отказа во внесении дополнительных сведений в ЕГРП, которые не влекут за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Довод Управления Росреестра о том, что регистрационные действия в рассматриваемом случае необходимо осуществлять в порядке, предусмотренным ранее действовавшим законодательством, ввиду того, что реорганизация закрытого акционерного общества "Оханскагроснаб" в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью имела место 06.08.2012, то есть до момента внесения изменений в п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Как установлено судами, обществом "Оханскагроснаб" требования к реорганизации на основании передаточного акта, установленные ранее действовавшим законодательством, соблюдены. При этом с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН общество обратилось 30.05.2017, в связи с чем в рассматриваемом случае следует руководствоваться нормами, действующими на момент обращения в регистрирующий орган.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения решения суда и постановления суда апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 16.11.2017 по делу N А50-24080/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
З.Г. Семенова |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.