Екатеринбург |
|
29 июня 2018 г. |
Дело N А76-19599/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкасской Г.Н.,
судей Абозновой О.В., Тимофеевой А.Д.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.11.2017 по делу N А76-19599/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "РЖД" Гаврилина А.С. (доверенность от 14.09.2017 N 255/17).
Общество с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" (далее - общество "Газпромтранс") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к обществу "РЖД" о взыскании 1 286 782,92 руб. убытков, причиненных разукомплектованием стояночных тормозов.
Решением суда от 23.11.2017 (судья Бахарева Е.А.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 (судьи Фотина О.Б., Деева Г.А., Ширяева Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "РЖД" просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
По мнению заявителя жалобы, истцом не доказан факт причинения ему убытков по вине ответчика. Типовая комплектация стояночного тормоза не предполагает наличие тех деталей, о разукомплектовании которых заявляет общество "Газпромтранс". Более того, истцом не доказано наличие спорных комплектующих деталей на момент отправки вагонов со станции отправления.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Газпромтранс" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность оспариваемых судебных актов в порядке ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам, изложенным в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, за период с июля по октябрь 2016 года на станцию Каргала Южно-Уральской железной дороги - филиала общества "РЖД" прибывали порожние вагоны, находящиеся в собственности или привлеченные обществом "Газпромтранс".
Из транспортных железнодорожных накладных следует, что спорные вагоны приняты ответчиком к перевозке в надлежащем техническом состоянии, позволяющем осуществлять их безопасную эксплуатацию. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что к перевозке приняты неукомплектованные вагоны.
По прибытии вагонов на станцию назначения грузополучателем (истцом) на 120 порожних вагонах было обнаружено отсутствие механизма стояночного тормоза, либо его частей, о чем составлены акты общей формы ГУ-23, в которых имеются подписи представителей истца, а также осмотрщиков подвижного состава и приемосдатчиков общества "РЖД".
Поскольку требования общества "Газпромтранс", изложенные в претензиях о возмещении убытков, возникших в связи с разукомплектованием механизма стояночных тормозов вагонов, не были удовлетворены, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском. В подтверждение понесенных расходов на изготовление и монтаж стояночного тормоза на спорных вагонах истец представил калькуляцию на изготовление
и монтаж стояночного тормоза, утвержденные закрытым акционерным обществом "Вагоноремонтный завод", а также сослался на спецификацию к договору купли-продажи от 01.01.2011 N 1001128.
Суды, руководствуясь нормами ст. 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 105, 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее Устава железнодорожного транспорта), п. 3.1, 6.1, 6.2 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила составления актов), учитывая правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Пленума от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта" (далее - постановление Пленума N 30), учитывая отсутствие в материалах дела доказательств принятия обществом "РЖД" к перевозке неукомплектованных вагонов, установив факт утраты перевозчиком механизмов и деталей стояночных тормозов на спорных вагонах,
пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума N 7) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (п. 1 ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере: в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (ст. 15, п. 2 ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав убытков входят реальный ущерб и упущенная выгода. Под реальным ущербом понимаются расходы, которые кредитор произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (п. 2 постановления Пленума N 7).
Согласно статье 105 Устава железнодорожного транспорта, при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей.
Из содержания указанной нормы права следует, что законодателем предусмотрена обязанность перевозчика возместить владельцу вагонов убытки, понесенные вследствие повреждения или утраты вагонов и повреждения или утраты узлов и деталей вагонов.
В силу статьи 119 Устава железнодорожного транспорта обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами
Из содержания п. 31 постановления Пленума N 30 следует, что документами, подтверждающими повреждение вагонов, могут быть как акт о повреждении вагонов, так и акт общей формы.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения (не совершения) ими процессуальных действий (ст. 9, 64, 65, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, а именно акты общей формы, железнодорожные накладные, калькуляцию, цены на комплектующие детали и их установку на стояночный тормоз, счета-фактуры, акты о приемке выполненных работ, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств принятия ответчиком к перевозке неукомплектованных вагонов, суды пришли к выводу о доказанности факта утраты перевозчиком механизмов и деталей стояночных тормозов на спорных вагонах, в связи с чем у ответчика возникла обязанность возместить убытки, размер которых установлен на основании представленных истцом документов.
Обжалуемые судебные акты приняты на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела.
Согласно положениям ст. 168, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочиями по оценке представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
При этом из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 274-О).
Нормы материального права применены судами к установленным по делу фактическим обстоятельствам правильно.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу нормы ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба общество "РЖД" - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.11.2017 по делу N А76-19599/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Н. Черкасская |
Судьи |
О.В. Абознова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 июня 2018 г. N Ф09-3159/18 по делу N А76-19599/2017
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3159/18
25.06.2018 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-105/18
20.02.2018 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-105/18
23.11.2017 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-19599/17