Екатеринбург |
|
02 августа 2018 г. |
Дело N А71-9210/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Вербенко Т.Л., Черемных Л.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Чепецкий механический завод" (ИНН: 1829008035, ОГРН: 1021801092158; далее - общество "ЧМЗ") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.12.2017 по делу N А71-9210/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "ЧМЗ" - Минеева Т.В. (доверенность от 12.01.2018), Терз О.А. (доверенность от 24.07.2018);
муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов" (ОГРН: 1021801092400, ИНН: 1829007320; далее - предприятие "ЖКУ") - Урсегова А.П. (доверенность от 30.12.2016), Кырова Е.В. (доверенность от 04.01.2017).
Общество "ЧМЗ" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к предприятию "ЖКУ" о взыскании задолженности по оплате стоимости горячей воды, поставленной на содержание общего имущества жилых домов в период с октября по декабрь 2016 года по договору от 01.01.2016 N 16-38/19/9589-Д, в сумме 3 029 340 руб. 48 коп. (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.12.2017 (судья Кашеварова О.А.) исковые требования удовлетворены частично:
с предприятия "ЖКУ" в пользу общества "ЧМЗ" взыскано 833 771 руб. 43 коп. долга, а также 10 499 руб. 19 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2018 (судьи Масальская Н.Г., Гладких Д.Ю., Назарова В.Ю.) решение суда первой инстанции отменено; производство по делу в части взыскания с предприятия "ЖКУ" в пользу общества "ЧМЗ" долга в сумме 698 984 руб.
02 коп. прекращено в связи с принятием судом отказа истца от исковых требований в указанной части. Исковые требования удовлетворены частично:
с предприятия "ЖКУ" в пользу общества "ЧМЗ" взыскано 1 062 055 руб.
12 коп. основного долга, а также 15 792 руб. 58 коп. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску и 3000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе общество "ЧМЗ" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование изложенных в кассационной жалобе доводов общество "ЧМЗ" указывает на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а именно положений статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1, 2 статьи 19, части 3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), пунктов 95, 97, 100 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034).
Как указывает заявитель кассационной жалобы, все спорные многоквартирные дома оснащены общедомовыми (коллективными) узлами учета, которые введены в эксплуатацию в установленном порядке и достоверно отражают сведения о фактическом потреблении тепловой энергии и теплоносителя в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения. По своим функциональным возможностям узлы учета измеряют массу теплоносителя, отобранную из системы в открытой системе теплоснабжения. Объем коммунального ресурса, по мнению кассатора, правомерно определен обществом "ЧМЗ" в соответствии с подпунктом "а" пункта 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), и пунктом 41 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика N 99/пр). Расчет произведен по приборам, фиксирующим показания на прямом и обратном трубопроводах, достоверно отражает количество теплоносителя в виде горячей воды (масса, температура).
Предприятие "ЖКУ" представило письменный мотивированный отзыв на кассационную жалобу, в котором просит отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на необоснованность доводов общества "ЧМЗ". По мнению предприятия "ЖКУ", обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители общества "ЧМЗ" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители предприятия "ЖКУ" поддержали возражения, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, просили оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, между обществом "ЧМЗ" (ресурсоснабжающая организация) и предприятием "ЖКУ" (исполнитель) заключен договор от 01.01.2016 N 16-38/19/9589-Д в редакции протоколов разногласий, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязуется поставлять исполнителю через присоединенную сеть тепловую энергию и горячую воду в открытых системах теплоснабжения, а исполнитель обязуется принимать, своевременно оплачивать поставленные коммунальные ресурсы на условиях, предусмотренных договором, соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии и горячей воды, а также обеспечить надлежащее техническое состояние, безопасность, исправность и эксплуатацию систем теплопотребления приборов и оборудования, задействованных в процессе потребления коммунальных ресурсов (пункт 2.1 договора).
Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что коммунальные ресурсы поставляются исполнителю в целях оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, перечисленных в Приложении N 1 к договору, в объеме, установленном договором.
Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует по 31.12.2016, а в части взаимных расчетов - до полного исполнения обязательств. Условия договора применяются к правоотношениям сторон, возникшим с 01.01.2016 (пункт 11.1 договора).
Согласно пункту 11.5 договора ресурсоснабжающая организация вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора при наличии у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов задолженности за поставленные тепловую энергию и горячую воду в размере, превышающем стоимость коммунальных ресурсов за три расчетных периода (расчетных месяца).
Как указало общество "ЧМЗ", в связи с наличием у предприятия "ЖКУ" задолженности за поставленные ресурсы в размере, превышающем стоимость коммунальных ресурсов за три расчетных месяца, подтвержденной подписанным сторонами актом сверки 30.09.2016, общество "ЧМЗ" направило предприятию "ЖКУ" уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора от 01.01.2016 N 16-38/19/9589-Д с 01.10.2016.
В период с октября по декабрь 2016 года общество "ЧМЗ" поставило на объекты (многоквартирные жилые дома в г. Глазове), находящиеся в управлении предприятия "ЖКУ", горячую воду на общедомовые нужды.
Многоквартирные жилые дома имеют открытую систему теплопотребления, горячее водоснабжение жителей указанных домов осуществляется путем водоразбора теплоносителя из тепловой сети.
Факт поставки горячей воды на общедомовые нужды подтвержден отчетами о суточных параметрах теплоснабжения, ведомостями по домам предприятия "ЖКУ", актами повторного допуска в эксплуатацию узла учета и ответчиком не оспорен.
Плату за горячую воду в объеме индивидуального потребления и потребления на общедомовые нужды в размере, не превышающем объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354)) собственники и наниматели жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении предприятия "ЖКУ", в спорный период вносили непосредственно обществу "ЧМЗ".
Предъявленный к оплате предприятию "ЖКУ" объем горячей воды, поставленной в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, определен истцом как разница между объемом горячей воды, поставленной в многоквартирные дома, и объемом горячей воды, предъявленным к оплате собственникам помещений многоквартирных домов (включающим в себя индивидуальное потребление и норматив потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды), в соответствии с Правилами N 354 и Правилами N 124.
Предъявленные обществом "ЧМЗ" счета-фактуры предприятием "ЖКУ" не оплачены.
По расчету общества "ЧМЗ", стоимость горячей воды, поставленной в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и подлежащей оплате предприятием "ЖКУ", составляет 2 330 356 руб. 46 коп. (с учетом частичного отказа от заявленных требований в суде апелляционной инстанции).
Направленная обществом "ЧМЗ" в адрес предприятия "ЖКУ" претензия от 10.02.2017 N 19/7/2017-ПРЕТ оставлена последним без удовлетворения.
Наличие на стороне предприятия "ЖКУ" задолженности по оплате стоимости горячей воды послужило основанием для обращения общества "ЧМЗ" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из доказанности факта поставки на объекты предприятия "ЖКУ" горячей воды; необходимости корректировки ее объема в связи с невозможностью использования показаний общедомовых приборов учета, не признанных коммерческими для целей расчетов за горячую воду; отсутствия оснований для расчета объема горячей воды с применением повышающего коэффициента в размере 28 219 руб. 29 коп.; неправомерности предъявления ответчику стоимости горячей воды, поставленной в период с 22.12.2016 по 31.12.2016; отсутствия доказательств уплаты предприятием "ЖКУ" долга в сумме 833 771 руб. 43 коп.
Суд апелляционной инстанции, приняв заявленный истцом отказ от исковых требований в части взыскания с ответчика долга в сумме 698 984 руб. 02 коп., а также признав обоснованными требования истца о взыскании с ответчика стоимости горячей воды, поставленной в многоквартирные дома в период с 22.12.2016 по 31.12.2016, в сумме 228 283 руб. 69 коп., отменил решение суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции полагает судебные акты по делу подлежащими отмене в части с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 указанного Кодекса, применяются в том числе к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 названного Кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Исходя из положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Положениями законодательства о тепло- и энергоснабжении установлено, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых ресурсов (статья 19 Закона о теплоснабжении, статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по соответствующему договору, подлежит коммерческому учету, который осуществляется посредством измерения объема теплоэнергии и теплоносителя приборами учета.
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации Российской Федерации).
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 42 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, исходя из формул расчета, приведенных в приложении N 2 к Правилам N 354.
Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды) (пункт 40 Правил N 354 в редакции, действовавшей в рассматриваемый период).
Согласно статье 161, частям 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918).
В подпункте "а" пункта 21 Правил N 124 (в редакции, действовавшей в спорный период) указано, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам (пункт 48 Правил N 354):
,
где:
- объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 17 приложения N 2 к Правилам N 354 приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
,
где:
- норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;
- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что спорные многоквартирные дома имеют открытую систему теплопотребления; горячее водоснабжение потребителей указанных домов осуществляется путем водозабора теплоносителя из тепловой сети.
Указанные обстоятельства никем из лиц, участвующих в деле, не оспариваются.
Согласно пункту 94 Правил N 1034 коммерческому учету тепловой энергии, теплоносителя подлежат количество тепловой энергии, используемой в том числе в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении.
В силу пункта 95 Правил N 1034 в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения осуществляется измерение:
а) времени работы приборов узла учета в штатном и нештатном режимах;
б) давления в подающем и обратном трубопроводах;
в) температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах (температура обратной воды в соответствии с температурным графиком);
г) расхода теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах;
д) расхода теплоносителя в системе отопления и горячего водоснабжения, в том числе максимального часового расхода;
е) расхода теплоносителя, израсходованного на подпитку системы теплоснабжения, при наличии подпиточного трубопровода.
В пункте 97 Правил N 1034 указано, что в открытых и закрытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) определяются: масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу; масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу за каждый час; среднечасовая и среднесуточная температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
В соответствии с положениями пункта 100 Правил N 1034 в целях определения объема горячей воды, потребленной собственниками жилых и нежилых помещения, а также в целях использования на общедомовые нужды, необходима установка приборов учета, фиксирующих непосредственно количество указанного коммунального ресурса (горячая вода).
Судами обеих инстанций установлено, что в спорных жилых домах общедомовые приборы учета фиксируют общую массу теплоносителя, который потребляется как на теплоснабжение, так и в целях горячего водоснабжения жителей; водоразбор в целях горячего водоснабжения происходит во внутридомовых сетях жилых домов; объем (массу) теплоносителя, израсходованного на нужды горячего водоснабжения, отдельно от всей массы теплоносителя, поступившего в жилой дом, приборы учета не определяют.
Поскольку в указанных многоквартирных домах водосчетчики на трубопроводе горячего водоснабжения не установлены, суды пришли к обоснованному выводу о том, что установленные в спорных жилых домах общедомовые приборы учета не могут быть признаны коммерческими (расчетными) для определения объема и стоимости горячего водоснабжения.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для расчета объема поставленной истцом в спорные многоквартирные дома горячей воды (в том числе с применением тарифа на горячую воду, утвержденного приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской республики от 18.12.2015 N 24/10, в размере 107, 55 руб./куб.м), путем определения разности между массой сетевой воды по показанию вычислителя, установленного на подающем трубопроводе (М1 или V1), и массой сетевой воды по показаниям вычислителя (М2 или V2), установленного на обратном трубопроводе, поскольку в данный объем входит также теплоноситель, не использовавшийся для целей горячего водоснабжения.
Суды, отказывая во взыскании стоимости горячей воды в размере 1 074 587 руб. 88 коп., верно указали на то, что объем горячей воды, предоставленной на общедомовые нужды в данном случае подлежит определению в соответствии с положениями пункта 48 Правил N 354, исходя из норматива соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме,
Вместе с тем, принимая во внимание то обстоятельство, что судами установлен факт утечки теплоносителя во внутридомовых сетях, находящихся на обслуживании управляющей компании, судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 60 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) источник тепла.
К утечке теплоносителя относятся технически неизбежные в процессе передачи и распределения тепловой энергии потери теплоносителя через неплотности в арматуре и трубопроводах тепловых сетей в регламентированных нормативными актами технической эксплуатации электрических станций и сетей пределах (пункт 1.2 приложения N 4 к Методическим указаниям N 20-э/2).
Согласно пункту 3 Правил N 1034 утечка теплоносителя - потери воды (пара) через неплотности технологического оборудования, трубопроводов и теплопотребляющих установок. В соответствии с пунктом 6.2.29 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, утечка теплоносителя не должна превышать 0,25 процента среднегодового объема воды в тепловой сети и присоединенных к ней системах теплопотребления в час независимо от схемы их присоединения, за исключением систем горячего водоснабжения, присоединенных через водоподогреватель.
В Информационном письме от 31.08.2007 N СН-5083/12 Федеральная служба по тарифам дала разъяснение по применению пункта 60 Методических указаний N 20-э/2, согласно которому потребители, допускающие в процессе потребления тепловой энергии невозврат конденсата, потери воды в закрытых системах теплоснабжения и сверхнормативный слив воды на горячее водоснабжение, оплачивают дополнительное количество химически очищенной воды в объеме этих потерь.
В соответствии с пунктом 37 приказа Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации" при расчетах за тепловую энергию, отпускаемую с горячей водой, и за израсходованный теплоноситель: оплате подлежит все количество тепловой энергии как потребленной, так и утраченной с невозвращенным в тепловую сеть или на источник тепла теплоносителем по установленному тарифу; оплате подлежит количество сетевой воды, которую абонент не возвратил в тепловую сеть теплоснабжающей организации, по ценам, определяемым по стоимости исходной воды и ее химической очистки.
В соответствии с пунктом 108 приказа Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 13.06.2013 N 760-э расчет тарифов на тепловую энергию (мощность), отпускаемую от источника тепловой энергии, основывается на полном возврате теплоносителя на источник тепловой энергии.
Стоимость невозвращенного теплоносителя не включается в тариф на тепловую энергию и теплоноситель.
Согласно положениям статей 36, 135, 138 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), ответчик несет ответственность за содержание инженерного оборудования, которое относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, именно указанное лицо должно нести ответственность за утечки теплоносителя, произошедшие в системах теплопотребления многоквартирных жилых домов, находящихся в его управлении, и зафиксированные показаниями приборов учета, расположенных в подвальных помещениях указанных зданий.
Таким образом, потребители, допускающие в процессе потребления тепловой энергии невозврат теплоносителя, оплачивают дополнительное количество химочищенной воды в объеме потерь.
Определение количества потерь, как составляющей исковых требований, равно как определение стоимости (тарифа) теплоносителя, от установления которых зависит размер оплаты ответчика, является обстоятельством, имеющим существенное значение для дела.
При таких обстоятельствах, учитывая, что при принятии решения судом первой инстанции и постановления судом апелляционной инстанции указанные обстоятельства не были учтены, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит установить объем утраченного во внутридомовых сетях теплоносителя с учетом технических особенностей установленных на жилых домах, находящихся в управлении ответчика, общедомовых приборов учета (погрешность вычисления, если таковая имеется; нормативная величина потерь теплоносителя в тепловых сетях); установить цену утраченного коммунального ресурса и определить его стоимость; рассмотреть вопрос о возможности взыскания (помимо стоимости теплоносителя) стоимости объема теплоэнергии, потраченной на подогрев утраченного теплоносителя, в связи с чем установить оплачен ли (предъявлен ли к оплате) весь объем тепловой энергии, поступившей в каждый жилой дом (с учетом технических возможностей общедомовых приборов учета, установленных на жилых домах).
Ввиду отсутствия у суда округа полномочий по установлению фактов и оценке доказательств по делу, учитывая необходимость проверки произведенных сторонами расчетов, оспариваемые судебные акты подлежат отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании суммы основного долга в размере 1 240 082 руб. 05 коп. (2 330 356 руб. 46 коп. - 28 219 руб. 29 коп. - 833 771 руб. 43 коп - 228 283 руб. 69 коп.), а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду, с учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления, надлежит устранить отмеченные недостатки, в том числе правильно применить положения действующего законодательства в сфере теплоснабжения, установить все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения данного спора, дать надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, с учетом комплексного анализа обстоятельств дела, исследовать и оценить все представленные доказательства, и по результатам исследования и оценки этих доказательств принять решение в соответствии с установленными обстоятельствами и действующим законодательством.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.12.2017 по делу N А71-9210/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2018 по тому же делу отменить в части отказа акционерному обществу "Чепецкий механический завод" в удовлетворении исковых требований к муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов" о взыскании суммы основного долга в размере 1 240 082 руб. 05 коп.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики. В остальной части постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2018 по делу N А71-9210/2017 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статья 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Сидорова |
Судьи |
Т.Л. Вербенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.