Екатеринбург |
|
01 ноября 2018 г. |
Дело N А47-2236/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Токмаковой А. Н., Гусева О. Г.,
при ведении протокола помощником судьи Колмогоровой И.В., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге (далее - учреждение, Управление) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.05.2018 по делу N А47-2236/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, организованном Арбитражным судом Оренбургской области, приняли участие представители:
Управления- Вяткина Е.М. (доверенность от 18.09.2018);
Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт степи Уральского отделения Российской академии наук (далее - Институт, плательщик взносов) - Некрылова М.Г. (доверенность от 01.02.2018);
Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский фонд фундаментальных исследований" (далее - фонд фундаментальных исследований, фонд) - Сальников Н.Л. (доверенность от 21.02.2018).
Институт обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения Управления от 25.12.2017 N 066V12170000300 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (далее - решение Управления).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен фонд фундаментальных исследований.
Решением суда от 08.05.2018 (судья Мирошник А.С.) заявленные требования удовлетворены, решение Управления признано недействительным, на учреждение возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Иванова Н.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит указанные судебные акты отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что суммы гранта, выплаченные Институтом в пользу научных работников, состоящих с ним в трудовых отношениях, компенсирующие понесенные такими работниками трудозатраты, являются вознаграждением за работу, производимую ими в рамках научного проекта, не входят в перечень пособий, установленных статьёй 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212- ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), а значит, подлежат обложению страховыми взносами.
Со ссылкой на письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.04.2016 N 17-3/В-170 и письмо Министерства финансов Российской Федерации от 09.07.2017 N 03-15/05/21022, считает, что источник финансирования гранта не имеет правового значения для квалификации спорных выплат в качестве объекта обложения страховыми взносами.
В отзывах на кассационную жалобу Фонд и Институт выразили согласие с принятыми по делу судебными актами, считают их законными и обоснованными, просят оставить жалобу Управления без удовлетворения. При этом указывают, что результат научной работы по гранту принадлежит исключительно физическому лицу или группе лиц, ни Институт, как организация, ни Фонд, как грантодатель не имеют права претендовать на результат данной работы, в связи с чем отсутствует один из важных признаков трудовых отношений - возмездность; физические лица не оказывают услуги и не выполняют работы для Института, который в свою очередь не начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу грантополучателей в том виде, в котором это предусмотрено трудовым законодательством.
Как следует из материалов дела, на основании решения 22.08.2017 N 066V02170000369 Управлением проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Институтом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, плательщиком страховых взносов с одновременной проверкой документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, за 2014-2016 годы.
По результатам проверки учреждением составлен акт от 22.11.2017 N 066V10170000438 и вынесено оспариваемое решение, которым заявителю доначислены суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 194 640 руб. 82 коп., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФОМС в размере 53 654 руб. 23 коп., начислены пени - 6 011 руб. 28 коп., и штраф, предусмотренный частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, в размере 38 928 руб. 16 коп. и 10 730 руб. 85 коп. соответственно.
Основанием для принятия указанного решения послужили выводы Управления о занижении Институтом базы для начисления страховых взносов на сумму выплат, произведенных в пользу физических лиц - научных работников в виде грантов, источником финансирования которых выступил фонд фундаментальных исследований.
Заявитель, не согласившись с указанными выводами, считая, что суммы грантов не относятся к объекту обложения страховыми взносами, поскольку выплачиваются за рамками трудовых отношений, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворили заявленные требований, поддержав позицию Института.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Исключение составляют выплаты, в том числе предусмотренные подпунктом 2 части 3 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, согласно которому в базу для начисления страховых взносов помимо выплат, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, также не включаются в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, - любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договорам.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Заработная плата, утверждаемая таким договором в силу статьи 135 ТК РФ, и в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты; статья 129 ТК РФ).
Таким образом, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" под "грантом" понимаются денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
Финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования.
Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством Российской Федерации или в случае их использования на территории иностранного государства в соответствии с законодательством этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются.
Гранты учреждаются Президентом Российской Федерации, российскими или иностранными организациями и гражданами для проведения различных программ, мероприятий, исследований. Порядок и условия выделения грантов регламентируются положениями, утвержденными на соответствующем уровне.
Указом Президента Российской Федерации от 27.04.1992 N 426 учреждено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский Фонд фундаментальных исследований", целью деятельности которого является финансовая, в том числе в форме грантов, поддержка фундаментальных научных исследований на основании Государственного задания.
В рамках государственного задания фонд фундаментальных исследований проводит публичные конкурсы проектов фундаментальных научных исследований. Проекты, представляемые на конкурсы, носят инициативный характер, при этом фонд не является их заказчиком. В зависимости от вида конкурса его участниками могут быть физические лица и/или юридические лица. Фонд фундаментальных исследований предоставляет гранты лицам (физическим или юридическим), проекты которых будут отобраны по итогам конкурса.
Из материалов дела следует и судами установлено, что спорные выплаты произведены на основании трехсторонних соглашений, заключенных между третьим лицом, институтом и его научным коллективом, выступающим в качестве грантополучателя. В соответствии с данным соглашением, грантополучатели принимают грант, источником финансирования которого является фонд фундаментальных исследований, и выполняют работы по проекту, а Институт создает условия для выполнения указанных работ.
Средства гранта перечисляются фондом на счет Института и выплачиваются в пользу грантополучателей по поручению последних в соответствии перечнем допускаемых расходов.
Согласно пункту 5.2 договоров трудовые отношения между Институтом и грантополучателем в связи с выполнением проекта и получением гранта не возникают.
Указанные обстоятельства, оцененные судами по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, очевидно свидетельствуют о том, что средства грантов, поступившие от фонда на счет Института и перечисленные в последующем физическим лицам, заявителю не принадлежат, а находятся в его временном распоряжении. Владельцем же гранта признаётся научный коллектив, получающий указанные денежные средства в рамках гражданско-правовых, а не трудовых отношений. По условиям трехсторонних соглашений Институт не является заказчиком и выгодоприобретателем результата научных исследований, играя роль посредника, на которого возлагается обязанность создать необходимые условия для работы грантополучателя - научного коллектива, в том числе осуществить перечисление выделенных фондом денежных средств.
Кроме того, судами отмечено, что по правилам оформления бюджетной (бухгалтерской) отчетности суммы выплачиваемого гранта учитываются Институтом как расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, нужд государственных (муниципальных) учреждений).
Само по себе наличие между Институтом и научными работниками трудовых отношений не влияет на правовую природу спорных выплат, которые, как установлено судами, в состав заработной платы не входят и потому не должны облагаться страховыми взносами.
Названная позиция поддержана Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 26.03.2015 N 305-КГ15-1084 и от 08.08.2016 N 306-КГ16-10328.
С учетом изложенного, решение Управления является неправомерным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе Управления, основаны на неверном толковании норм материального права, не позволяют учитывать экономической сущности получаемых работниками сумм, представляя собой формальный подход к определению обязанности плательщиков взносов по их исчислению и уплате.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.05.2018 по делу N А47-2236/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.