Екатеринбург |
|
04 декабря 2018 г. |
Дело N А76-9662/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Вдовина Ю.В., Лукьянова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технологии Снабжения" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.06.2018 по делу N А76-9662/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Ческидов Д.В. (доверенность от 27.08.2018), Кузеванов С.С. (доверенность от 28.02.2018);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Вершинин Д.Н. (доверенность от 01.02.2018), Ипатова Е.В. (доверенность от 30.11.2018), Исаева А.Ю. (доверенность от 23.10.2018).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц инспекции по несвоевременному ознакомлению со всеми материалами, полученными налоговым органом в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, по отсутствию мотивированности решения от 19.12.2017 N 4 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, по нарушению сроков рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и вынесению решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 22.06.2018 (судья Костылев И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2018 (судьи Скобелкин А.П., Арямов А.А., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
Заявитель жалобы указывает на то, что 19.01.2018 им было подано заявление об ознакомлении с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, однако в нарушение абзаца 3 пункта 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговый орган предоставил возможность ознакомиться с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля частично лишь 25.01.2018, при этом в письме от 24.01.2018 N 11-26-00873 налоговый орган указал, что при дальнейшем поступлении документов в инспекцию по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля указанные документы будут вручены обществу по мере их получения, по результатом проведенных мероприятий налогового контроля инспекцией будет составлен акт, с которым налогоплательщик будет ознакомлен, однако действующее налоговое законодательство не предусматривает возможности составления подобного документа и, соответственно, не регламентирует порядок его составления, вручения и рассмотрения, таким образом, подобный ответ налогового органа направлен на создание правовой неопределенности в данном вопросе; подобными действиями инспекция пыталась скрыть незаконное продолжение проведения мероприятий налогового контроля по истечении установленных законом сроков; 25.01.2018 налоговым органом были получены результаты почерковедческой экспертизы, с которыми общество своевременно ознакомлено не было; фактически с почерковедческой экспертизой общество ознакомилось 14.03.2018, то есть через месяц после истечения срока на рассмотрение материалов проверки; учитывая то обстоятельство, что общество, несмотря на соответствующее обращение по истечении срока, отведенного законом на проведение мероприятий дополнительного контроля (в том числе на сбор и обработку доказательств), не было ознакомлено полностью с результатами мероприятий дополнительного контроля, а предусмотренный законом срок (до 02.02.2018) на подачу письменных возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля истек, общество в нарушение пункта 14 статьи 101 НК РФ оказалось лишено законного права представить письменные объяснения и возражения по материалам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля.
Общество не согласно с доводами судов о том, что оно не представило доказательств даты поступления в инспекцию заявления об ознакомлении с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля от 19.01.2018, поскольку заявление общества о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц инспекции подано в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; каких-либо доказательств в подтверждение того, что заявление от 19.01.2018 поступило в инспекцию в иную дату налоговый орган не представил.
По мнению заявителя жалобы, судами не принят во внимание тот факт, что руководителем инспекции принято решение от 19.12.2017 N 4 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении общества за период с 19.12.2017 по 19.01.2018, при этом вопреки требованиям налогового законодательства мотивированность принятия подобного решения налогоплательщику представлена не была, что является грубым нарушением прав налогоплательщика; кроме того, судами не принято во внимание, что 02.02.2018 истек десятидневный срок на подачу письменных возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, предусмотренный пунктом 6.1 статьи 101 НК РФ; по результатам рассмотрения возражений руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение десяти дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6.1 статьи 101 НК РФ, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 данной статьи; таким образом, 16.02.2018 истек десятидневный срок на рассмотрение и вынесение решения по результатам материалов налоговой проверки; решение N 3 вынесено 30.03.2018; согласно решению руководителя инспекции N 1 с 14.02.2017 в отношении общества начата выездная налоговая проверка, которая была окончена 30.03.2018, соответственно, налоговая проверка проводится уже более одного года; согласно решению от 19.12.2017 N 4 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении общества, а также пункта 27 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" все мероприятия налогового контроля должны быть закончены 19.01.2018, однако, несмотря на установленный порядок налоговый орган продолжает направлять запросы за пределами пресекательного срока, инспекцией был составлен акт о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля от 07.03.2018.
Общество считает, что длительный срок проведения проверки увеличивает размер пени, тем самым причиняет имущественный вред обществу, таким образом, с целью восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, суд должен был обязать налоговый орган пересчитать размер пени.
Инспекция представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в отношении общества на основании решения инспекции от 14.02.2017 N 1 назначена выездная налоговая проверка; по итогам проведения выездной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 03.11.2017 N 11, который 13.11.2017 вручен уполномоченному представителю общества Ческидову Д.В.; рассмотрение материалов налоговой проверки, назначенное на 19.12.2017, состоялось в присутствии уполномоченных представителей общества Милюковой А.А. и Ческидова Д.В.
По итогам рассмотрения материалов налоговой проверки инспекцией вынесено решение от 19.12.2017 N 4 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, которое 26.12.2017 направлено обществу по телекоммуникационным каналам связи и в тот же день получено адресатом; в ходе ознакомления 25.01.2018 с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля согласно реестру, приложенному к протоколу ознакомления, обществу вручены копии документов в количестве 11 штук на 18 листах.
В ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля налоговым органом в соответствии со статьей 93.1 НК РФ направлены поручения об истребовании документов (информации) по финансово-хозяйственным взаимоотношениям налогоплательщика с обществами с ограниченной ответственностью "Паритет", "Южная Столица" за период с 01.01.2014 по 31.12.2015; в соответствии со статьей 90 НК РФ инспекцией направлены поручения о проведении допросов в качестве свидетелей: Остапенко М.С., Елизарьева С.А., Попова И.И., Горлатова А.В., Курышева Д.О., Рожкова В.С.; в соответствии со статьей 95 НК РФ проведена почерковедческая экспертиза.
Полагая, что действия (бездействие) инспекции нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые действия (бездействие) инспекции не нарушают действующее законодательство, а также права и законные интересы общества.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным статьями 65, 71, частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 101 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений пунктом 6 статьи 100 данного Кодекса и пунктом 6.1 названной статьи. Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Ознакомление с такими материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со статьей 99 НК РФ.
Судами установлено, что обществом направлено заявление об ознакомлении с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля; в ответ на заявление общества от 19.01.2018 (от 23.01.2018 вх. N 00761) налоговым органом направлено письмо от 24.01.2018 N 11-26/00873, в котором предложено ознакомиться с имеющимися материалами дополнительных мероприятий налогового контроля в здании налогового органа 25.01.2018; на ознакомлении с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля присутствовал представитель общества Милюкова А.А.; по итогам ознакомления составлен протокол от 25.01.2018; инспекцией обществу была предоставлена возможность ознакомления с материалами выездной налоговой проверки, по результатам которой инспекцией принято решение от 30.03.2018 N 3 о привлечении общества к налоговой ответственности.
В связи с чем, суды пришли к выводу о том, что оснований для удовлетворения требования общества о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц инспекции по несвоевременному ознакомлению со всеми материалами, полученными налоговым органом в рамках дополнительных мероприятия налогового контроля, не имеется.
В силу пункта 6 статьи 101 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля; в решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения; в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
Судами относительно довода общества об отсутствии мотивированности решения инспекции от 19.12.2017 N 4 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля установлено, что основанием для вынесения данного решения послужила необходимость истребования документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ, а также проведения допросов свидетелей, проведения экспертизы в связи с представлением налогоплательщиком 18.12.2017 возражений и дополнительных документов, требующих дополнительной проверки; обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в решении указаны, в связи с чем судами сделан вывод о том, что решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля принято инспекцией при наличии достаточных оснований, в пределах полномочий, предоставленных пунктом 6 статьи 101 НК РФ, и было обусловлено необходимостью получения дополнительных доказательств фактов совершения обществом налоговых правонарушений либо отсутствия таковых.
В силу пункта 1 статьи 101 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорной период) акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 данного Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 названной статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц. В случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6.1 названной статьи, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 данной статьи.
Согласно пункту 38 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в случае ненаправления налоговым органом лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, материалов дополнительных мероприятий налогового контроля суд с учетом положений пункта 14 статьи 101 НК РФ оценивает существенность данного нарушения. Если по итогам исследования обстоятельств конкретного дела, в том числе характера и объема полученных в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля материалов, суд приходит к выводу о том, что ненаправление названных материалов лицу не привело к существенному нарушению его прав, соответствующее решение налогового органа не может быть признано недействительным.
Относительно довода общества о нарушении сроков рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам налогового контроля судами установлено, что инспекцией было предоставлено обществу право на ознакомление с актом выездной налоговой проверки, материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, на предоставление соответствующих возражений в соответствии с пунктом 6 статьи 100, пунктом 6.1 статьи 101 НК РФ, а также право на участие в рассмотрении материалов проверки; акт выездной налоговой проверки от 03.11.2017 N 11 вручен налогоплательщику 13.11.2017; с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля, а также с материалами налогоплательщик ознакомлен 25.01.2018 и 14.03.2018, о чем свидетельствует подпись уполномоченного представителя Милюковой А.А. в протоколе от 25.01.2018 и акте от 07.03.2018 N 1; акт о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля от 07.03.2018 N 1 вручен представителю общества Милюковой А.А. 14.03.2018, о чем имеется соответствующая запись в акте; извещение от 12.03.2018 N 37 о времени и месте (30.03.2018 в 10-00 часов) рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, письменных возражений налогоплательщика, результатов дополнительных мероприятий налогового контроля 14.03.2018 вручено уполномоченному представителю Милюковой А.А., что подтверждается ее подписью на указанных документах; материалы выездной налоговой проверки, письменные возражения налогоплательщика, результаты дополнительных мероприятий налогового контроля рассмотрены заместителем руководителя налогового органа 30.03.2018 в присутствии представителей общества Милюковой А.А. и Ческидова Д.В., о чем свидетельствует протокол рассмотрения от 30.03.2018; инспекцией вынесено в порядке статьи 101 НК РФ решение от 30.03.2018 N 3 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое вручено лично представителю общества Ческидову Д.В.
С учетом изложенных обстоятельств суды, установив, что общество реализовало свое право на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки, было ознакомлено с дополнительно полученными инспекцией материалами, обладало всей необходимой информацией, пришли к выводу об отсутствии оснований считать права и законные интересы общества нарушенными; сам по себе факт нарушения сроков рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки не является безусловным основанием для признания недействительным решения по результатам выездной налоговой проверки; вопрос существенности допущенных процессуальных нарушений и их влияние на законность принятого решения подлежит разрешению при оспаривании решения налогового органа по результатам налоговой проверки.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71, частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.06.2018 по делу N А76-9662/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технологии Снабжения" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Гусев |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.