Екатеринбург |
|
31 января 2019 г. |
Дело N А50-14838/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Жаворонкова Д.В., Поротниковой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Фоминой К.В., рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения -Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд, учреждение) на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.07.2018 по делу N А50-14838/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
учреждения - Соболева Е.А. (доверенность от 12.10.2018);
общества с ограниченной ответственностью "Межбольничные аптеки" (далее - общество, заявитель) - Коняев С.В. (доверенность от 09.01.2019).
Полномочия представителей проверены Семнадцатым арбитражным апелляционным судом.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к фонду о признании недействительным решения от 10.04.2018 N 209 (далее - решение) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением суда от 16.07.2018 (судья Торопицин С.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2018 (судьи Васильева Е.В., Голубцов В.Г., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе фонд просит названные судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, на момент проведения проверки вопрос о возможности применения страхователем страхового тарифа на основании пункта 10 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в редакции, действующей в 2014 году, фондом не рассматривался, соответственно, предметом проверки не являлся.
По мнению заявителя жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии у общества в 2014 году права применять пониженный тариф страховых взносов по основанию, установленному пункта 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, не основан на фактических обстоятельствах и доказательствах, содержащихся в материалах дела.
Фонд обращает внимание суда на то, что в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций не исследовался вопрос о наличии у работников общества, на выплаты в пользу которых подлежат начислению страховые взносы, права заниматься фармацевтической деятельностью.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить кассационную жалобу фонда без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, по итогам проведенной выездной проверки деятельности общества составлен акт проверки от 26.02.2018 N 271 и вынесено оспариваемое решение, которым страхователю доначислены страховые взносы в сумме 919 034 руб. 50 коп. за 2014 - 2015 годы, начислены пени в размере 161 284 руб. 96 коп., штраф в размере 101 815 руб. 25 коп.
Основанием вынесения оспариваемого решения послужил вывод фонда о неправомерном применении обществом пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренных пунктом 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в отношении сумм начисленной заработной платы всем работникам, которые не имеют сертификата специалиста.
Полагая, что названное решение фонда незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционных инстанций, сделав вывод о том, что общество обоснованно применило в 2014 году пониженный (льготный) тариф, удовлетворили заявленные требования в части признании решения фонда о доначислении страховых взносов за указанный спорный период.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье настоящего Федерального закона.
На основании пункта 10 части 1 статьи 58 Закон N 212-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2015, в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего закона, в том числе для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
Частью 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 0 процентов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10-12, 14 части 1 указанной статьи, в течение 2012 - 2018 годов.
Согласно пункту 35 статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Пунктом 33 статьи 4 указанного Закона определено, что фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
В силу части 1 статьи 52 данного Закона фармацевтическая деятельность осуществляется, в том числе аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Системное толкование приведенных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что фармацевтическая деятельность - это вид предпринимательской деятельности, в рассматриваемом случае - юридического лица, включающий комплекс хозяйственных операций (изготовление, продажа, хранение, перевозка), для осуществления которых, как и для осуществления деятельности в целом, привлекаются не только работники, имеющие фармацевтическое образование и соответствующие иным требованиям пункта 2 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", но и работники иной профессиональной специализации.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что общество, являясь аптечной организацией, осуществляющей на основании лицензии фармацевтическую деятельность и уплачивая единый налог на вмененный доход, правомерно в 2014 году применяло пониженный тариф страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников общества, учитывая, что фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в оказании которых наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование, участвуют и иные работники аптечной организации. Поскольку льгота в рассматриваемый период применялась не к отдельным работникам, а к организации в целом, у общества отсутствовала обязанность по представлению в фонд сертификатов на осуществление фармацевтической деятельности всех работников предприятия.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.04.2015 N 302-КГ15-3099.
При этом внесенные с 01.01.2015 в пункт 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ изменения, не подлежат применению к расчетным периодам до 01.01.2015, так как не предусматривают обратной силы применения закона (определение Верховного Суда РФ от 16.07.2018 N 309- КГ18-4351).
Указание фонда на то, что изменения в часть 10 статьи 58 ФЗ N 212-ФЗ внесены в 2015 году, и не распространяются на спорный период, не принимается, поскольку указанная статья регулирует отношения в переходный период 2011-2027 годов.
Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии совокупности обстоятельств для признания оспариваемого ненормативного акта фонда недействительным в части доначисления страховых взносов за 2014 год, связанных с применением пониженного тарифа, соответствующих пени.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования в обжалуемой части.
Рассматриваемая кассационная жалоба не содержит доводов об обжаловании судебных актов в части отказа в удовлетворении заявленных требований. Таким образом, законность судебных актов в указанной части судом кассационной инстанции не проверяется.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 16.07.2018 по делу N А50-14838/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения -Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.