Екатеринбург |
|
06 февраля 2019 г. |
Дело N А50-15015/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Рябовой С.Э., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РУСЬ" (далее - общество "РУСЬ") на решение Арбитражного суда Пермского края от 23.07.2018 по делу N А50-15015/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2018 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Русь" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (далее - Комитет) об обязании на основании протокола комиссии по земельным отношениям Пермского муниципального района от 17.11.2017 N 8275 произвести действия, предусмотренные пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ), направить истцу проект договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:3890013:78, 59:32:3890013:82, 59:32:3890013:84, 59:32:3890013:85, 59:32:3890013:356, 59:32:3960006:5899, сроком на 4 года 11 месяцев, передать земельные участки по акту приема-передачи.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.07.2018 (судья Гуляева И.Е.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2018 (судьи Семенов В.В., Зеленина Т.Л., Полякова М.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Русь" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Заявитель считает, что позиция Комитета, согласно которой спорные земельные участки в рассматриваемом случае могут быть предоставлены исключительно путем проведения торгов, является ошибочной. По его мнению, судами не учтено, что истец является крупнейший сельскохозяйственным производителем на территории Пермского муниципального района, состоит в реестре получателей субсидий по государственным программам, в связи с чем имеет право на предоставление соответствующих земельных участков без проведения торгов на основании пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ. Ссылка судов на наличие заявления от другого заинтересованного лица о предоставлении земельного участка, как считает заявитель, в данном случае не имеет правового значения, поскольку указанное лицо не отвечает критериям, установленным пунктом 8 статьи 10 названного Федерального закона.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что общество "РУСЬ" 11.08.2017 обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков, категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровыми номерами 59:32:3890013:78, 59:32:3890013:82, 59:32:3890013:84, 59:32:3890013:85, 59:32:3890013:356, 59:32:3960006:5899, сроком на 4 года 11 месяцев.
Комиссией по земельным отношениям 17.11.2017 принято решение о предоставлении обществу "РУСЬ" указанных земельных участков сроком на 4 года 11 месяцев после смены разрешенного использования земельных участков на "для пашни", оформленное протоколом N 8275. В адрес заявителя направлена соответствующая информация.
Письмом от 15.12.2017 ответчик уведомил истца о проведении работ по изменению разрешенного использования земельных участков.
Письмом от 11.01.2018 ответчик также уведомил истца о предстоящей 18.01.2018 публикации о предоставлении участков в аренду на официальном сайте Пермского муниципального района в сети интернет и в районной газете "Нива.
В газете "Нива" 18.01.2018 опубликована информация о возможном предоставлении в аренду вышеуказанных земельных участков.
Комиссией по земельным отношениям 09.02.2018 принято решение об отказе в предоставлении земельных участков обществу "РУСЬ" по причине поступления заявлений иных лиц о предоставлении в аренду земельных участков, а именно главы крестьянско-фермерского хозяйства Шулькина А.А., и проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, оформленное протоколом N 8275.
Письмом от 15.03.2018 ответчик сообщил истцу об отказе в предоставлении в аренду земельных участков ввиду поступления заявлений иных лиц, а также о проведении соответствующего аукциона.
Общество "Русь" направило в адрес Комитета претензию от 22.03.2018 с требованием о направлении проектов договоров аренды земельных участков.
Не направление Комитетом проектов договоров аренды земельных участков послужило основанием для обращения общества "РУСЬ" в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 ЗК РФ.
В силу положений пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 данной статьи.
Из подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральный законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
Основания предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены статьей 10 Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
Согласно пункту 8 статьи 10 Федерального закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.
Статьей 39.18 ЗК РФ установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно пункту 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив факт наличия нескольких претендентов на спорные земельные участки с кадастровыми номерами 59:32:3890013:78, 59:32:3890013:82, 59:32:3890013:84, 59:32:3890013:85, 59:32:3890013:356, 59:32:3960006:5899 (общество "РУСЬ, глава КФХ Шулькин А.А.), суды пришли к обоснованному выводу о правомерности принятого уполномоченным органом решения о необходимости выставления на торги права на заключение договора аренды в отношении спорных земельных участков.
Учитывая, что торги на право заключение договора аренды в отношении спорных земельных участков не проведены, общество "РУСЬ" победителем торгов не признавалось, суды правомерно не усмотрели оснований для удовлетворения заявленных требований об обязании направить истцу проект договора аренды соответствующих земельных участков.
Доводы заявителя кассационной жалобы, согласно которым наличие заявления от другого заинтересованного лица о предоставлении земельного участка, не могло быть принято во внимание, поскольку указанное лицо не отвечает критериям, установленным пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (не является участником программ государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства), подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.
Возможность предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельского хозяйства, на основании указанной нормы без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка. Если в орган, уполномоченный на распоряжение участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ. При этом, то обстоятельство, что не все заявившие о предоставлении такого земельного участка лица участвуют в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, не имеет правового значения. Ни Земельный кодекс, ни Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ не предоставляют участнику такой программы исключительного права на испрашиваемый земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и не предусматривают в качестве оснований для отказа крестьянскому (фермерскому) хозяйству в предоставлении такого земельного участка для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в аренду на торгах отсутствие у него статуса участника программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Наличие у одного из претендентов документов об участии в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства не влияет на общий порядок предоставления земельных участков, установленный статьей 39.18 ЗК РФ, при наличии заявлений иных заинтересованных лиц, также желающих приобрести право аренды в отношении такого земельного участка.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 23.07.2018 по делу N А50-15015/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РУСЬ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
С.Э. Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.