Екатеринбург |
|
26 февраля 2019 г. |
Дело N А50-33618/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Кангина А.В., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Свердловского района г. Перми на решение Арбитражного суда Пермского края от 23.08.2018 по делу N А50-33618/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель товариществ собственников жилья "Куйбышева 86" (далее - ТСЖ "Куйбышева 86") и "Седова - 9" (далее - ТСЖ "Седова - 9") - Шумихина Е.В. (доверенности от 22.01.2019, от 21.02.2019).
ТСЖ "Куйбышева 86" и ТСЖ "Седова - 9" обратились в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Администрации г. Перми и Администрации Свердловского района г. Перми о признании незаконным решения общественной комиссии по обсуждению проекта муниципальной программы "Формирование современной городской среды" на 2017 г. (далее - Программа) в части невключения заявок ТСЖ "Куйбышева 86" и ТСЖ "Седова - 9" в Программу по благоустройству дворовых территорий в Свердловском районе г. Перми, а также строки 1.1.1.1.1 раздела "Финансирование подпрограммы 1.1 "Формирование комфортного внутригородского пространства на территории муниципального образования город Пермь" в части невключения в число дворовых территорий многоквартирных домов Свердловского района, на которых выполнены мероприятия по повышению уровня благоустройства, дворовых территорий многоквартирных домов N 86 по ул. Куйбышева г. Перми, N 9 по ул. Седова г. Перми, раздела 7 Приложения N 5 к муниципальной программе "Формирование современной городской среды", утвержденной постановлением Администрации г. Перми от 14.04.2017 N 288, в части невключения многоквартирных домов N 86 по ул. Куйбышева г. Перми, N 9 по ул. Седова г. Перми (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю.
Решением суда от 04.12.2017 (судья Гилязетдинова А.Р.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2018 (судьи Муравьева Е.Ю., Риб Л.Х., Трефилова Е.М.) решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21.06.2018 (судьи Гусев О.Г., Вдовин Ю.В., Суханова Н.Н.) указанные судебные акты отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
Решением суда от 23.08.2018 (судья Мещерякова Т.И.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2018 (судьи Щеклеина Л.Ю., Риб Л.Х., Трефилова Е.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация Свердловского района г. Перми просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель жалобы указывает на то, что заявки ТСЖ "Куйбышева 86" и "Седова - 9", набравшие 14 (максимальное количество) и 12 баллов, не были включены в Программу; разделом III Порядка представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу формирования современной городской среды на 2017 г., утвержденного постановлением Администрации г. Перми от 30.03.2017 N 241 (далее - Порядок N 241), регламентирован порядок рассмотрения и оценки заявок для включения дворовой территории в Программу на 2017 г.; в соответствии с пунктом 3.3 Порядка N 241 оценка заявки осуществляется комиссией по критериям оценки заявок, установленным в Приложении N 2 к Порядку N 241; в соответствии с пунктом 3.5 Порядка N 241 дворовые территории, прошедшие отбор по критериям оценки заявок, но не вошедшие в Программу в связи с превышением выделенных лимитов бюджетных ассигнований, включаются в Программу на 2018-2022 гг. в первоочередном порядке либо для финансирования в 2017 г. в случае выделения дополнительных лимитов бюджетных ассигнований; критерии, установленные в Приложении N 2 к Порядку N 241, используются только для оценки заявки; процедура принятия решения с рекомендацией о включении дворовых территорий в Программу регламентирована иным документом - Положением об общественной комиссии по обсуждению проекта муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год в части благоустройства дворовых территорий в районах города Перми, утвержденным постановлением Администрации г. Перми от 30.03.2017 N 241 (далее - Положение об общественной комиссии); пунктом 3.8 данного Положения было предусмотрено, что решения комиссии с рекомендацией о включении дворовых территорий в Программу принимаются путем голосования простым большинством голосов; согласно буквальному прочтению Порядка N 241 оценка заявок осуществляется до принятия решения (пункты 3.2, 3.3 Порядка N 241), но Порядок (пункт 3.4 Порядка N 241) и Положение об общественной комиссии (пункт 3.8 Порядка N 241) не предусматривают, что решение комиссии ставится в зависимость от количества баллов, присвоенных заявкам, таким образом, количество баллов по заявке не является основанием для включения в Программу на 2017 г., а является основанием для включения заявки в Программу в целом, поскольку Программа является долгосрочной.
По мнению Администрации Свердловского района г. Перми, указание в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 21.06.2018 на то, что пункт 3.8 Положения об общественной комиссии предусматривает процедуру, а не порядок принятия решений комиссии, является необоснованным, так как оценка заявок и принятие решения комиссией являются разными последовательными действиями, для которых предусмотрен разный порядок их исполнения; оценка заявок и принятое решение комиссии о включении дворовых территорий в Программу на 2017 г., оформленное протоколом заседания от 21.04.2017 N 1, было принято в полном соответствии с Порядком N 241 и указанным Положением; на момент принятия решения общественной комиссией ни Порядок N 241, ни Положение об общественной комиссии не были оспорены, являлись действующими нормативно-правовыми актами, соответственно, комиссия действовала в строгом соответствии с Порядком N 241 и Положением об общественной комиссии, принимать решение в ином порядке у комиссии полномочий не имелось; кроме того, на момент приятия оспариваемых судебных актов постановление Администрации г. Перми от 30.03.2017 N 241, которым утверждены Порядок N 241 и Положение об общественной комиссии, а также постановление Администрации г. Перми от 14.04.2017 N 288 "Об утверждении муниципальной программы "Формирование современной городской среды" утратили силу, следовательно, оспариваемые судебные акты приняты в отношении правовых актов, утративших силу, являются неисполнимыми.
Заявитель жалобы указывает на то, что на сегодняшний день комиссией принято решение рекомендовать включить в адресный перечень дворовых территорий многоквартирных домов Свердловского района г. Перми для включения в муниципальную программу "Формирование современной городской среды на 2018 - 2022 годы", в том числе, дворовую территорию по ул. Куйбышева 86; указанное решение оформлено протоколом заседания общественной комиссии по обсуждению проекта муниципальной программы формирования современной городской среды на 2018-2022 гг. в части благоустройства дворовых территорий в Свердловском районе города Перми от 01.06.2018 N 4; улица Куйбышева, 86 включена в программу "Формирование современной городской среды", утвержденную постановлением администрации г. Перми от 19.10.2017 N 897 (пункт 10.1 адресного перечня дворовых территорий Свердловского района города Перми, нуждающихся в благоустройстве (исходя из физического состояния, а также с учетом предложений заинтересованных лиц) и подлежащих благоустройству в период 2018-2022 гг., исходя из минимального перечня работ по благоустройству); включение заявок ТСЖ "Куйбышева 86", "Седова - 9" в муниципальную программу 2017 г. не представляется возможном, поскольку отсутствует финансирование на 2017 г., кроме того, постановление Администрации г. Перми от 14.04.2017 N 288 "Об утверждении муниципальной программы "Формирование современной городской среды" было отменено.
Администрация Свердловского района г. Перми считает, что действие Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не распространяется на правоотношения, возникшие в связи с включением организаций, управляющих многоквартирными домами, в Программу, поскольку Программа является долгосрочной; заявки, не вошедшие в программу формирования современной городской среды на текущий год, подлежат включению в план работ на 2018-2022 гг.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 19.04.2017 ТСЖ "Куйбышева 86" и "Седова - 9" обратились в Администрацию Свердловского района г. Перми с заявками на включение дворовой территории в Программу; заявке ТСЖ "Куйбышева 86" присвоен N 206, заявке ТСЖ "Седова - 9" - N 207; протоколом заседания общественной комиссии по обсуждению проекта муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 г. в части благоустройства дворовых территорий в Свердловском районе г. Перми от 21.04.2017 N 1 по вопросу рассмотрения и оценки заявок, поступивших в комиссию от Администрации Свердловского района г. Перми для включения дворовой территории в Программу, утвержденную постановлением Администрации г. Перми от 14.04.2017 N 288, решено рекомендовать включить в Программу на 2017 г. 74 заявки, в число которых заявки N 206, 207 не вошли; 14.04.2017 Администрацией г. Перми принято постановление N 288 "Об утверждении муниципальной программы "Формирование современной городской среды"; согласно коду 1.1.1.1.1 раздела "Финансирование подпрограммы 1.1 "Формирование комфортного внутригородского пространства на территории муниципального образования город Пермь" Программы указано число дворовых территорий многоквартирных домов Свердловского района, на которых выполнены мероприятия по повышению уровня благоустройства, - 74; в разделе 7 "Свердловский район" Приложения N 5 к Программе "Адресный перечень многоквартирных домов города Перми, дворовые территории которых были отобраны общественными комиссиями по обсуждению проекта муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год в части благоустройства дворовых территорий в районах города Перми и подлежат благоустройству в 2017 году с условием обеспечения физической, пространственной и информационной доступности зданий, сооружений, дворовых территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения", указан перечень многоквартирных домов г. Перми, дворовые территории которых были отобраны общественными комиссиями и подлежали благоустройству в 2017 г. с условием обеспечения физической, пространственной и информационной доступности зданий, сооружений, дворовых территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения, при этом спорные придомовые территории не были включены для решения вопроса о финансирования в рамках реализации Программы.
Полагая, что невключение заявок N 206, 207 в Программу на 2017 г. является незаконным и нарушает их права, ТСЖ "Куйбышева 86" и "Седова - 9" обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что действия (бездействие) общественной комиссии и Администрации г. Перми по утверждению Программы без учета последовательных действий по отбору заявок, набравших максимальное количество баллов, противоречат требованиям антимонопольного законодательства.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным статьями 65, 71, частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
На основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" во исполнение обязательств органов местного самоуправления по обеспечению мероприятий, направленных на реализацию приоритетного проекта "Формирование современной городской среды", определенных постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 169 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды", Правительства Пермского края от 15.03.2017 N 96-П "О внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1331-п "Об утверждении государственной программы "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Пермского края" Администрацией г. Перми на основании постановления от 30.03.2017 N 241 созданы общественные комиссии по обсуждению проекта муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год в части благоустройства дворовых территорий в районах города Перми.
Указанным постановлением утверждены Порядок представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу формирования современной городской среды на 2017 г.; Положение об общественной комиссии; Порядок проведения общественного обсуждения проекта муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 г.; 14.04.2017 издано постановление Администрации г. Перми N 288 "Об утверждении муниципальной программы "Формирование современной городской среды".
В силу пункта 3.3 Порядка N 241 оценка заявки осуществляется комиссией по критериям оценки заявок, установленным в Приложении N 2 к названному Порядку. Пунктом 3.8 Положения об общественной комиссии предусмотрено, что решения комиссии с рекомендацией о включении дворовых территорий в Программу на 2017 г. принимаются путем голосования простым большинством голосов. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим.
Исходя из Положения об общественной комиссии указанные комиссии создаются в территориальных органах Администрации г. Перми (за исключением Администрации п. Новые Ляды г. Перми) по обсуждению проекта Программы, а также рассмотрению и оценке предложений собственников помещений в многоквартирных домах, собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству, о включении дворовой территории в муниципальную программу формирования современной городской среды на 2017 г.
В пункте 1.5 Положения об общественной комиссии определено, что состав комиссии утверждается распоряжением главы территориального органа в количестве не менее 10 человек.
Распоряжением главы Администрации Свердловского района г. Перми от 03.04.2017 N СЭД-059-39-01-01-124 утвержден состав общественной комиссии по обсуждению проекта Программы на 2017 г. в части благоустройства дворовых территорий в Свердловском районе г. Перми.
Согласно пунктам 2.1, 2.5 Порядка N 241 заявки от заинтересованных лиц на включение дворовой территории многоквартирного дома в Программу на 2017 г. принимались в территориальных органах Администрации г. Перми с 31.03.2017 до 19.04.2017.
Судами установлено, что ТСЖ "Куйбышева 86" и "Седова-9" в установленный Порядком N 241 срок - 19.04.2017 обратились с заявками установленной формы на включение дворовых территорий в Программу с приложением соответствующих документов; согласно протоколу заседания от 21.04.2017 N 1 из 27 утвержденных членов комиссии на заседании присутствовали 24 члена, что составляет более половины состава комиссии. В связи с чем, заседание являлось правомочным; при рассмотрении первого вопроса повестки заседания отмечено, что Администрацией Свердловского района г. Перми произведена оценка каждой заявки по критериям; комиссией принято решение принять к сведению и руководствоваться в работе результатами оценки заявок; в соответствии с реестром заявок, представленных Администрацией Свердловского района г. Перми для рассмотрения оценок в общественную комиссию по обсуждению проекта Программы, номерам заявок 206 и 207 присвоено 14 и 12 баллов, при этом указанные баллы являются максимальными; оценка заявки осуществляется комиссией по критериям оценки заявок, установленным в Приложении N 2 к указанному Порядку (пункт 3.3 Порядка N 241); заявки сдаются на обсуждение в общественную комиссию, члены которой могут выносить рекомендации по включению заявок (пункт 3.1 Порядка N 241); при этом ввиду наличия в Порядке N 241 двусмысленных положений благоустройство территорий многоквартирных домов поставлено в зависимость от волеизъявления конкретного члена комиссии, его субъективного мнения, а не от набранного высокого балла по критериям; заявки ТСЖ "Куйбышева 86" и "Седова-9", набравшие максимальное количество баллов на основании критериев оценки заявок, определенных Приложением N 2 к Порядку N 241 представления предложений, не были включены в Программу на 2017 г. по причине того, что общественная комиссия в нарушение пункта 3.3 Порядка N 241 руководствовалась не критериями оценки заявок, а отдельными предложениями членов комиссии, то есть, при рассмотрении общественной комиссией третьего вопроса повестки дня и оценке заявок, поступивших в комиссию от Администрации Свердловского района г. Перми, было допущено нарушение порядка его рассмотрения; при принятии рекомендаций, единогласного решения, критерии оценки заявок членами общественной комиссии в учтены не были.
Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришли к выводу о том, что Администрацией г. Перми фактически создана ситуация, при которой конкурентный порядок отбора заявок на основании установленных критериев фактически заменен на волеизъявление отдельных членов комиссии; указанные действия (бездействие) Администрации г. Перми противоречат требованиям антимонопольного законодательства, а именно содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и привели к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке управления многоквартирными домами.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Администрации г. Перми вынесено предупреждение от 01.12.2017 N 14760 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Незаконно принятые акты, оспариваемые в рамках настоящего дела, нарушают права на осуществление ТСЖ "Куйбышева 86" и "Седова - 9" экономической деятельности по управлению и содержанию общего имущества их членов, препятствуют получению субсидий из средств бюджета для осуществления хозяйственной деятельности на проведение работ по благоустройству общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы Администрации Свердловского района г. Перми, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71, частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 23.08.2018 по делу N А50-33618/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Свердловского района г. Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Гусев |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.