Екатеринбург |
|
19 марта 2019 г. |
Дело N А76-8081/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н. Г.,
судей Сулейменовой Т. В., Столярова А. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 по делу N А76-8081/2018 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее - Министерство, заявитель) - Подшивалова И.Ю. (доверенность от 05.03.2019 N 1/42), Худякова Е.А. (доверенность от 09.01.2019 N 1/9), Плохих Т.В. (доверенность от 09.01.2019 N 1/3);
Управления Росреестра - Силаева О.С. (доверенность от 15.01.2019 N 42);
Прокуратуры Челябинской области - Кашапова Р.М. (доверенность от 08.02.2019 N 8/2-10-2019).
Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Росреестра о признании незаконным отказа от 12.02.2018 N 74/001/224/2017-6958 в осуществлении государственной регистрации; об обязании Управления Росреестра осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении объекта недвижимости - сибиреязвенное захоронение, расположенного по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, д. Бурино, в 700 м по направлению на юго-восток от восточной границы д. Бурино.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены областное государственное бюджетное учреждение "Озерская городская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных" (далее - учреждение "Озерская ветстанция"), Челябинская природоохранная прокуратура.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.09.2018 (судья Мрез И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 (судьи Тимохин О.Б., Богдановская Г.Н., Ермолаева Л.П.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены, суд признал незаконным отказ Управления Росреестра от 12.02.2018 N 74/001/224/2017-6958 в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации; на заинтересованное лицо возложена обязанность осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении объекта недвижимости - сибиреязвенное захоронение, расположенного по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, д. Бурино, в 700 метрах по направлению на юго-восток от восточной границы д. Бурино.
В кассационной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции фактически согласился с тем, что документы, подтверждающие право собственности Челябинской области, которые могли являться основанием для государственной регистрации права, отсутствуют и их представление невозможно. Заявитель кассационной жалобы считает, что решение Центрального районного суда г. Челябинска от 15.08.2016 по делу N 2-2876/2016 не может являться правоустанавливающим документом для государственной регистрации права собственности, с учетом того, что выводы о принадлежности спорного имущества в таком решении отсутствуют, вместе с тем Центральный районный суд установил: отсутствие прав на сибиреязвенное захоронение (оно является бесхозяйным); отсутствие данного имущества в казне Челябинской области (действия по зачислению в государственную собственность не предприняты); сибиреязвенное захоронение может являться как собственностью Российской Федерации, так и собственностью субъекта Российской Федерации. Управление Росреестра полагает, что по существу решение суда общей юрисдикции является решением, возлагающим обязанности осуществить определенные действия вследствие бездействия, в то же время иски об обязании совершить определенные действия не относятся к искам о правах на недвижимое имущество. С учетом изложенного, по мнению заявителя, решение суда общей юрисдикции не устанавливает каких-либо вещных прав Челябинской области на сибиреязвенные захоронения, а возлагает на Правительство Челябинской области обязанности по приведению таких объектов в соответствие с требованиями к их безопасному существованию. Управление Росреестра не согласно с выводами суда апелляционной инстанции о невозможности представления каких-либо правоустанавливающих документов на захоронение в рассматриваемом случае, поскольку факт закрепления имущества за государственными предприятиями и учреждениями подтверждает принадлежность имущества к соответствующему уровню государственной собственности, а в случае, если имущество не закреплено - оно составляет государственную казну, что подтверждается соответствующим распоряжением органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Как утверждает заявитель, поскольку такие объекты как скотомогильники не были указаны ни в одном из приложений, то согласно абзацу 2 пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" до момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности. По мнению заявителя, вывод суда апелляционной инстанции о том, что сведений, указанных в техническом плане от 17.10.2017, достаточно для постановки на кадастровый учет, не соответствует закону и обстоятельствам дела, помимо этого, представленными в материалах дела доказательствами не подтверждено наличие под земляным холмом какого-либо сооружения. Управление Росреестра также отмечает, что вид разрешенного использования объекта недвижимости не может отличаться от вида разрешенного использования земельного участка, они являются едиными, между тем противоречивость видов разрешенного использования земельного участка и расположенного на нем объекта ведет к противоречивости сведений Единого государственного реестра недвижимости и отражается на достоверности содержащихся в нем сведений.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Прокуратура Челябинской области направила в Арбитражный суд Уральского округа отзыв на кассационную жалобу, в котором, поддерживая доводы Управления Росреестра, просит обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении требований Министерства отказать.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность постановления суда апелляционной инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Центрального районного суда города Челябинска от 15.08.2016 по делу N 2-2876/2016 исковые требования прокуратуры в защиту неопределенного круга лиц удовлетворены частично; на Правительство Челябинской области возложена обязанность по принятию мер, в том числе в отношении сибиреязвенного захоронения 1967 года, расположенного на территории Челябинской области, Кунашакского муниципального района д. Бурино, в кадастровом квартале 74:13:0413006, координаты (Х=691593,00; У=2351384,00), кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости 74:13:0413006:23, севернее участка с кадастровым номером 74:13:0104001:5, а именно: провести мероприятия по зачислению объекта в государственную собственность Челябинской области; организовать проведение мероприятий по обустройству и содержанию сибиреязвенного захоронения в соответствии с требованиями пункта 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 N 56, и п. 5.4, 5.6, 6.2, 6.7, 6.9 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469; не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного захоронения, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности. Указанное решение вступило в законную силу 15.11.2016 (апелляционное определение Челябинского областного суда от 15.11.2016 по делу N 11-17028).
Министерство 25.10.2017 обратилось в Управление Росреестра с заявлениями от 25.10.2017 N 74/001/224/2017-6958, от 25.10.2017 N 74-0-1-170/3836/2017-2386 о государственной регистрации права собственности, о постановке на государственный кадастровый учет в отношении спорного по настоящему делу объекта недвижимости.
К указанным заявлениям приложены следующие документы:
- технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 25.07.2017, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием сооружения, расположенного по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, в 700 м по направлению на юго-восток от восточной границы д. Бурино;
- решение Центрального районного суда города Челябинска от 08.12.2016 (решение суда от 15.08.2016 в деле N 74/001/224/2017-6957);
- доверенность от 26.12.2016 N 1/266.
При проведении правовой экспертизы представленных документов выявлены замечания, препятствующие проведению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с чем уведомлением от 09.11.2017 N 74/001/224/2017-6958, 74-0-1-170/3836/2017-2386 государственная регистрация приостановлена. Заявителю рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру для устранения замечаний по техническому плану; представить необходимые для регистрации права на земельный участок документы (правоустанавливающий документ, соответствующий законодательству).
Министерство 29.01.2018 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о представлении дополнительных документов, принятых описью от 29.01.2018 N 74-0-1-170/3836/2018-298; к указанному заявлению приложен, в том числе технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 17.10.2017, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием сооружения, расположенного по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, в 700 м по направлению на юго-восток от восточной границы д. Бурино.
Управление Росреестра уведомлением от 12.02.2018 N 74/001/224/2017-6958 на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от 09.11.2017 N 74/001/224/2017-6958, 74-0-1-170/3836/2017-2386, отказало Министерству в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект недвижимости - сибиреязвенное захоронение, расположенный по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, д. Бурино, в 700 м по направлению на юго-восток от восточной границы д. Бурино, в связи с не устранением причин приостановления, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, а также не представлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Министерство, полагая, что отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект недвижимости является незаконным и нарушающим права, законные интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ Управления Росреестра соответствует действующему законодательству и не нарушает прав, законных интересов заявителя в экономической деятельности. Суд первой инстанции указал, что представленное заявителем решение Центрального районного суда г. Челябинска от 15.08.2016 по делу N 2-13036/2016 не может рассматриваться в качестве правоустанавливающего документа. Судом первой инстанции также установлено, что площадь застройки не могла быть выбрана в качестве основной характеристики объекта, представляющего собой биотермическую яму с насыпью земли, кроме того, принято во внимание отсутствие сведений о прочной связи объекта с землей, о несоразмерности ущерба их назначению при перемещении, о его составе, которые указывают на то, что сооружение "сибиреязвенное захоронение" создано как объект капитального строительства и является объектом недвижимости. Судом также принято во внимание, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:13:0413006:23 и целевое назначение спорного объекта "сибиреязвенное захоронение" противоречат друг другу. Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии как фактических оснований для регистрации права собственности на основании решения Центрального районного суда Челябинской области от 15.08.2016, так и на практическую невозможность осуществления такой регистрации до устранения всех замечаний, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В части 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
На основании пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, среди прочего, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если, в том числе заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно статье 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Из материалов дела и оспариваемого уведомления от 12.02.2018 N 74/001/224/2017-6958 усматривается, что основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект недвижимости являлось то обстоятельство, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, однако правоустанавливающие документы, соответствующие законодательству (в том числе акт приемки построенного объекта), свидетельствующие о возникновении права собственности Челябинской области на сооружение - названное сибиреязвенное захоронение, а также земельный участок с кадастровым номером 74:13:0413006:23, не представлены. Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации объектов недвижимости могут служить судебные акты, при этом решение суда от 08.12.2016 не содержит сведений о признании права собственности субъекта Российской Федерации на сооружение - сибиреязвенное захоронение, расположенное по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, д. Бурино, в 700 м по направлению на юго-восток от восточной границы д. Бурино. В названном уведомлении также указано, что такие объекты относятся исключительно к федеральной собственности, в том числе с учетом года его постройки - 1967, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, кроме того, документов, свидетельствующих о передаче этого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации (Челябинская область), не представлено. Иные документы, дающие возможность осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости, в регистрирующий орган не поступали.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу пункта 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Как усматривается из текста описи документов, принятых Управлением Росреестра 25.10.2017 от Министерства для оказания государственных услуг и установлено апелляционным судом, в регистрационное дело N 74/001/224/2017-6957 представлено решение Центрального районного суда города Челябинска от 15.08.2016 по делу N 2-2876/2016, согласно которому на Правительство Челябинской области возложена обязанность принять меры в отношении, в том числе сибиреязвенного захоронения 1967 года, расположенного на территории Челябинской области, Кунашакского муниципального района д. Бурино, в кадастровом квартале 74:13:0413006 координаты (Х=691593,00; У=2351384,00), севернее участка с кадастровым номером 74:13:0104001:5, а именно: провести мероприятия по зачислению в государственную собственность Челябинской области; организовать мероприятия по обустройству и содержанию сибиреязвенного захоронения в соответствии с действующим законодательством; обеспечить контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного захоронения, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности.
Кроме того, судом апелляционной инстанции принято во внимание, что согласно выводам суда, изложенным в решении Центрального районного суда города Челябинска от 15.08.2016 по делу N 2-2876/2016, сибиреязвенное захоронение не определено и не сформировано как самостоятельный объект недвижимости с его характерными признаками (площадь, границы, точный адрес); включение в реестр имущества возможно только существующего объекта недвижимости с кадастровым номером, то же самое относится и к процедуре регистрации права собственности - невозможно признать право собственности на абстрактный объект недвижимости; учитывая, что захоронения животных хоть и не имеют строений, но неразрывно связаны с землей в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации такие объекты относятся к недвижимым объектам.
Из материалов дела усматривается и судом апелляционной инстанции установлено, что во исполнение решения суда от 15.08.2016 по делу N 2-2876/2016 Министерством по заказу учреждения "Озерская ветстанция" получен технический план сооружения (кадастровый инженер Сафина М.Р.), подготовленный 17.10.2017 в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием сооружения, расположенного: Челябинская область, Кунашакский район, в 700 м по направлению на юго-восток от восточной границы д. Бурино. При этом в ходе подготовки технического плана использованы документы, в том числе декларация об объекте недвижимого имущества от 05.10.2017, решение суда от 15.08.2016, выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 02.10.2017 N 99/2017/29858928, справка отдела архитектуры и градостроительства администрации Кунашакского муниципального района от 18.01.2018 N 15, справка архивного отдела администрации Кунашакского муниципального района от 19.01.2018 N 0047.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что спорный объект недвижимости имеет следующие характеристики: вид объекта недвижимости - сооружение; назначение сооружения - сооружение животноводства; наименование объекта недвижимости - сибиреязвенное захоронение; адрес (местоположение) объекта недвижимости - Челябинская область, Кунашакский район, в 700 м по направлению на юго-восток от восточной границы д. Бурино; номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости - 74:13:0413006; кадастровый номер земельного участка - 74:13:0413006:23; год завершения строительства - 1967; основная площадь застройки - 263,0 кв. м; правообладатель объекта недвижимости - субъект Российской Федерации "Челябинская область".
Из представленного в материалы дела заключения кадастрового инженера судом апелляционной инстанции установлено, что технический план подготовлен для постановки на учет сооружения - сибиреязвенное захоронение, которое является подземным сооружением, заглубленным в землю с устройством обваловки и представляет собой биотермическую яму (скотомогильник), то есть оборудованную яму глубиной не менее 2 м с насыпью земли 0,5 м. Необходимые в соответствии с действующим законодательством проектная документация и акт приемки в эксплуатацию, согласно письму отдела архитектуры и градостроительства администрации Кунашакского муниципального района N 15 от 18.01.2018 и справки архивного отдела администрации Кунашакского муниципального района N 0047 от 19.01.2018, отсутствуют. Согласно письму Минэкономразвития Российской Федерации от 12.09.2014 N Д23и-3189 в отношении объектов, построенных до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешительная и (или) проектная документация о которых безвозвратно утрачена, технический план может быть подготовлен на основании декларации. В связи с этим технический план подготовлен на основании декларации, подписанной представителем правообладателя (Министерство) объекта в соответствии с решением Центрального районного суда города Челябинска от 15.08.2016 N 2-2876/2016. Документы о присвоении адреса отсутствуют. Местоположение объекта определено по результатам кадастровых работ путем определения координат характерных точек контура обваловки сооружения.
Судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка пояснениям свидетеля - кадастрового инженера Сафиной М.Р., согласно которым никаких архивных документов на скотомогильник не сохранилось, на местности спорный объект ничем не выделен, кроме небольшого земляного холма и обваловки, не огорожен, к нему имеется свободный доступ. Сооружение является подземным, доступ внутрь которого невозможен. Заказчиком работ выступало фактически Министерство.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу статей 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 названного закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
На основании пункта 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся, в том числе, организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Из положений пунктов 24-32 Ветеринарно-санитарных правил при утилизации, уборке и уничтожении трупов животных и отходов, получаемых при переработке сырых животных продуктов, утвержденных 06.04.1951 Министерством сельского хозяйства СССР (действовавшие на момент возведения и эксплуатации скотомогильников) следует, что трупы животных и птиц в зависимости от характера болезни при невозможности их утилизации подлежат сжиганию, закапыванию на скотомогильниках или уничтожению в биотермических ямах; трупы животных, павших от сибирской язвы, подлежат обязательному сжиганию. Скотомогильники и биотермические ямы должны располагаться в местах с низким уровнем грунтовых вод (не менее 2,5 м от поверхности почвы при наиболее высоком их стоянии), не ближе 0,5 км от населенного пункта, вдали от пастбищ, водоемов, колодцев, проезжих дорог и скотопрогонов. Биотермические ямы оборудуют согласно типовым проектам. Участок земли для биотермических ям и скотомогильников отводит специальная комиссия в составе представителей органов местной власти, ветеринарного и санитарного надзора. Скотомогильники и биотермические ямы обносят изгородью, с наружной стороны изгороди вырывают ров. При отсутствии леса изгородь заменяют земляным валом со рвом глубиной 1,4 м и шириной не менее 1 м. Въезд на скотомогильник оборудуют воротами, а биотермические ямы - крышками, закрывающимися на замок. Трупы на скотомогильниках зарывают на глубину не менее 2 м с насыпью земли в 0,5 м, причем слой земли возле ямы, на которой лежал труп, сбрасывают в яму вместе с трупом. Осевшие насыпи могил на скотомогильниках нужно восстанавливать. На территории скотомогильников и биотермических ям запрещается пасти скот, косить траву, брать, вывозить и выносить землю за пределы скотомогильника (биотермических ям). Использование территории скотомогильников после их закрытия для других целей запрещается. Ветеринарные работники обязаны систематически проверять состояние скотомогильников, биотермических ям и принимать меры к содержанию их в надлежащем ветеринарно-санитарном порядке. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников или биотермических ям в соответствии с настоящими Правилами возлагается на руководителей хозяйств, предприятий и органы, в ведении которых находятся скотомогильники или биотермические ямы.
Согласно приложению к вышеуказанным Ветеринарно-санитарным правилам на скотомогильники или биотермические ямы составлялись ветеринарно-санитарные карточки с указанием удаленности от ближайших объектов, площадь объекта в кв. м, его ограждение и санитарные характеристики.
Впоследствии Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов утверждены приказом от 04.12.1995 N 13-7-2/469 Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации.
В настоящее время действует "СП 289.1325800.2017. Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования", утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.04.2017 N 721/пр (далее - СП 289.1325800.2017), который определяет биотермическую яму как сооружение ветеринарного профиля, обеспечивающее обеззараживание трупов павших животных и их утилизацию, скотомогильник как сооружение для захоронения трупов животных, а сооружение консервации скотомогильника как конструкцию, обеспечивающую после окончания функционирования скотомогильника предотвращение проникновения людей к "могилам", а также отсутствие контакта с внешней средой в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (например, затопление).
Согласно положениям пункта 5.9 СП 289.1325800.2017 все скотомогильники, находящиеся на территории Российской Федерации, подлежат консервации. Особенности сооружения биотермических ям и консервации скотомогильников определены в пунктах 6.8 - 6.9.5 СП 289.1325800.2017.
Из системного толкования вышеуказанных норм права судом апелляционной инстанции установлено, что с момента создания такие спорные объекты как скотомогильники являлись и являются государственной собственностью, а временное неисполнение или ненадлежащее исполнение соответствующими органами государственной власти своих должностных обязанностей в отношении таких объектов не свидетельствует об обратном.
Кроме того, субъекты Российской Федерации имеют право выступать в качестве собственников скотомогильника (биотермической ямы), в связи с чем принятие решения о создании данных объектов находится в их компетенции.
Постановлением Правительства Челябинской области от 21.12.2016 N 724-П утверждена государственная программа Челябинской области "Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2017-2020 годы", которой предусмотрено проведение мероприятий по принятию в государственную собственность Челябинской области сибиреязвенных захоронений и скотомогильников и их обустройству, включая подготовку проектно-сметной документации на выполнение комплекса кадастровых работ, проведение кадастровых работ по формированию земельных участков под объекты, оформление технического плана и (или) кадастрового паспорта, подготовку проектно-сметной документации на выполнение разработки проектов расчетной санитарно-защитной зоны, разработку и экспертизу проектов расчетной санитарно-защитной зоны для ее установления, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения, подготовку проектно-сметной документации по обустройству захоронений, обустройство сибиреязвенных захоронений и скотомогильников (биотермических ям) с проведением комплекса мероприятий по капитальному ремонту с размещением технических, планировочных, конструктивных устройств, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, капитальных стационарных сооружений, наружных баннеров и информации, используемых как составные части устройств, в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, в том числе технического плана сооружения от 17.10.2017, оформленного на скотомогильник, выписок из Единого государственного реестра недвижимости, учитывая обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Челябинска от 15.08.2016 по делу N 2-2876/2016, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Челябинская область является собственником спорного объекта недвижимости - сибиреязвенное захоронение, расположенное по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, д. Бурино, в 700 м по направлению на юго-восток от восточной границы д. Бурино, в кадастровом квартале 74:13:0413006, в пределах земельного участка с кадастровым номером 74:13:0413006:23.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что сведений, указанных в техническом плане сооружения от 17.10.2017, в том числе, основной характеристики сооружения - площадь застройки 263 кв. м, достаточно для проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации права спорного объекта, исходя из специфики такого захоронения и невозможности его вскрытия в целях внутреннего обследования, кроме того, принимая во внимание, что решение Центрального районного суда города Челябинска от 15.08.2016 по делу N 2-2876/2016 является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций, установив, что проведение кадастровых работ на объекте и составление технического плана сооружения от 17.10.2017, а также обращение Министерства с заявлением о проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на спорный объект, свидетельствует об исполнении заявителем решения суда общей юрисдикции и мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Челябинской области от 21.12.2016 N 724-П, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что представление Министерством в регистрирующий орган документов, в том числе судебного акта суда общей юрисдикции и технического плана сооружения, является достаточным для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта спорного недвижимости.
На основании изложенного, с учетом фактических обстоятельства рассматриваемого дела, установив, что у Управления Росреестра не имелось оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта спорного недвижимости, суд апелляционной инстанции признал незаконным соответствующий отказ регистрирующего органа, изложенный в уведомлении от 12.02.2018 N 74/001/224/2017-6958 и удовлетворил заявленные требования Министерства.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что решение Центрального районного суда г. Челябинска от 15.08.2016 по делу N 2-2876/2016, с учетом изложенных в нем выводов не может являться правоустанавливающим документом для государственной регистрации права собственности, не состоятельны. Вопрос принадлежности права собственности на сибиреязвенное захоронение являлся предметом исследования в рамках дела N 2-2876/2016, соответствующие обязанности по проведению мероприятий по зачислению в государственную собственность сибиреязвенного захоронения возложены на Челябинскую область. Формулировка резолютивной части решения суда свидетельствует о признании судом права собственности Челябинской области на сибиреязвенное захоронение и необходимости его зачисления в установленном порядке в государственную собственность субъекта Российской Федерации.
Кроме того, вопреки доводам заявителя кассационной жалобы о том, скотомогильник не является объектом недвижимости, в решении Центрального районного суда г. Челябинска от 15.08.2016 по делу N 2-2876/2016 установлено, что захоронения животных по смыслу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации неразрывно связаны с землей и относятся к недвижимым объектам. К указанному выводу пришел и суд апелляционной инстанции в рамках настоящего дела по результатам исследования и оценки представленных в материалах дела доказательств.
Утверждения заявителя кассационной жалобы о том, что скотомогильники до момента определения соответствующего собственника относятся к федеральной собственности, основаны на неверном толковании норм материального права применительно к обстоятельствам настоящего спора, в связи с чем отклоняются, том числе с учетом вышеизложенного.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, в том числе доводы об отсутствии под земляным холмом какого-либо сооружения, были предметом исследования в суде апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов суда, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судом по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 по делу N А76-8081/2018 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Г. Беляева |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.