Екатеринбург |
|
03 апреля 2019 г. |
Дело N А76-25281/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенков В. А.,
судей Лазарев С. В., Татаринова И. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.07.2018 по делу N А76-25281/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления- Тарасова Ю.Г. (доверенность от 15.01.2019 N 108);
Прокуратуры Челябинской области - Дубовик Д.М. (доверенность от 24.04.2018 N 8/2-10-2018);
общества с ограниченной ответственностью "Водоотведение" (далее - общество "Водоотведение", ответчик) - Букалов И.В. (доверенность от 03.12.2018).
Муниципальное образование "Бакальское городское поселение" в лице администрации Бакальского городского поселения (далее - МО "Бакальское городское поселение", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к обществу "Водоотведение" о признании недействительным (ничтожным) концессионного соглашения от 23.08.2016 N 2, заключенного в отношении объектов водоотведения, расположенных на территории МО "Бакальское городское поселение" в целях реконструкции и эксплуатации, между МО "Бакальское городское поселение" (в лице администрации Бакальского городского поселения) (концедент) и общества "Водоотведение" (концессионер); о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возложения обязанности на ответчика возвратить муниципальное имущество согласно перечню, содержащемуся в приложении N 1 к оспариваемому концессионному соглашению.
К участию в деле в качестве третьих лицах, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Прокуратура Челябинской области, Управление, общество с ограниченной ответственностью "СтройКомплекс ВЕК", общество с ограниченной ответственностью "СК ВЕК".
Решением суда от 30.10.2018 (судья Калинина Т.В.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 (судьи Пирская О.Н., Богдановская Г.Н., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит решение суда и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы указывает, что оспариваемое концессионное соглашение не соответствует нормам действующего законодательства, поскольку в нем отсутствуют технико-экономические показатели; заключено без проведения торгов, при этом при опубликовании предложения, в администрацию поступило предложение еще от одного хозяйствующего субъекта. Как полагает управление, заключение истцом концессионного соглашения не является муниципальной преференцией, в понимании Закона о защите конкуренции. Ссылаясь на судебные акты по делу N А76-28981/2017, заявитель указывает на наличие признаков нарушения Администрацией антимонопольного законодательства при предоставлении ответчику муниципального имущества путем создания преимущественных условий предпринимательской деятельности общества. Как полагает заявитель, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие право собственности муниципального образования на объекты водоотведения. Ссылаясь на наличие нарушений публичных интересов в связи с заключением спорного соглашения; учитывая, что данные действия не были направлены на обеспечение открытости и добросовестной конкуренции при осуществлении передачи прав на муниципальное имущество, а также на привлечение большего количества потенциальных концессионеров и заключение концессионного соглашения на более выгодных условиях для муниципального образования, заявитель полагает, что иск подлежит удовлетворению. Управление отмечает, что судом апелляционной инстанции применен закон, не подлежащий применению, Закон о концессионных соглашениях вступил в силу 01.01.2017, тогда как концессионное соглашение заключено 23.08.2016.
В отзыве на кассационную жалобу Прокуратура Челябинской области просит кассационную жалобу управления удовлетворить.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Водоотведение" просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, на основании распоряжения администрации Бакальского городского поселения от 23.08.2016 N 197-р между МО "Бакальское городское поселение" в лице администрации Бакальского городского поселения (концедент) и обществом "Водоотведение" (концессионер) подписано концессионное соглашение N 2 от 23.08.2016 в отношении объектов водоотведения, расположенных на территории МО "Бакальское городское поселение", в целях реконструкции и эксплуатации (т. 1
л. д. 10-19, 20).
По условиям концессионного соглашения концессионер обязуется за свой счет производить реконструкцию объекта концессионного соглашения - имущественный комплекс для удаления сточных ливневых и талых вод и неразрывно связанное с ним имущество - право собственности, на которое принадлежит концеденту, и осуществлять эксплуатацию в целях предоставления услуг по водоотведению населению Бакальского городского поселения с использованием объекта соглашения, а концендент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности (пункты 1, 2, 5 концессионного соглашения).
Концессионное соглашение заключено на срок 10 лет: с 23.08.2016 по 22.08.2026 (пункт 103 концессионного соглашения).
В подписанных к концессионному соглашению приложениях сторонами согласованы сведения о составе и остаточной стоимости имущества, составляющего объект концессионного соглашения, техникоэкономические показатели объектов системы водоотведения Бакальского городского поселения, техническое задание на реконструкцию объектов водоотведения, долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, плановые значения показателей качества, надежности и энергоэффективности, плановые объемы валовой выручки. Средства концедента на финансирование расходов по созданию и реконструкции объекта концессионного соглашения, порядок возмещения расходов концессионера при досрочном расторжении соглашения (т. 1 л. д. 22-40).
В главе VII концессионного соглашения и приложением N 3 к нему на концессионера возложена обязанность самостоятельно и за свой счет оформлять правоустанавливающие документы на земельные участки, находящиеся под объектом концессионного соглашения (т. 1 л. д. 31).
Состав имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения, его техническое состояние и остаточная стоимость согласованы сторонами в приложении N 1 к концессионному соглашению (т. 1 л. д. 22-29).
Указанное приложение содержит перечень из 74 позиций движимого и недвижимого имущества, образующего имущественный комплекс для удаления сточных, ливневых и талых вод на территории Бакальского городского поселения и неразрывно связанного с ним имущества, предназначенного для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, с
указанием технических характеристик и остаточной стоимости каждой единицы имущества, включенного в перечень. Общая остаточная стоимость объекта концессионного соглашения составляет 9 369 510 руб. 73 коп.
Объект концессионного соглашения передан концессионеру по акту 23.08.2016 (т. 1 л. д. 32).
22.05.2017 УФАС по Челябинской области уведомило администрацию Бакальского городского поселения о приостановлении государственной регистрации недвижимости (нежилое здание - блок биофильтров очистных сооружений) по причине отсутствия сведений о регистрации права собственности муниципального образования и ограничения - право владения и пользования концессионера по концессионному соглашению на остальные объекты недвижимости администрации Бакальского городского поселения права собственности (т. 1 л. д. 41).
Управлением вынесено предупреждение от 23.05.2017 N 31-07/17 о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"; администрации Бакальского городского поселения предписано принять меры, направленные на устранение причин и условий нарушения антимонопольного законодательства, в том числе, в срок до 15.08.2017 отменить распоряжение N 197-р от 23.08.2016, на основании которого заключено концессионное соглашение, принять меры по возврату муниципального имущества - объектов водоотведения, переданного по концессионному соглашению, в муниципальную казну (т. 1 л. д. 47-51).
Письмом от 17.07.2017 N 1354 администрация Бакальского городского поселения, исполняя указанное выше предписание антимонопольного органа, предупредило общество "Водоотведение" о предстоящей отмене распоряжения N 197-р от 23.08.2016, необходимости возвратить полученное по концессионному соглашению имущества в муниципальную казну, намерении администрации организовать мероприятия, необходимые для предоставления объектов водоотведения МО "Бакальское городское поселение" в соответствии с требованиями действующего законодательства (т. 1 л. д. 42).
Распоряжением N 161-р от 27.07.2017 администрации Бакальского городского поселения отменено распоряжение N 197-р от 23.08.2016, на основании которого было заключено концессионное соглашение N 2 от 23.08.2016 (т. 1 л. д. 43).
Отказ общества "Водоотведение" в добровольном порядке возвратить полученное по концессионному соглашению имущество, послужил поводом для обращения МО "Бакальское городское поселение" в лице администрации муниципального образования в арбитражный суд с настоящим иском, а УФАС по Челябинской области с самостоятельными требованиями относительно предмета спора.
Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (пункт 3 указанной статьи).
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ), концессионные соглашения заключаются в целях привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечения эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
В соответствии со статьей 3 названного Закона, по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного Закона.
К объектам концессионных соглашений, в частности, отнесены объекты коммунального хозяйства (объекты водо-, тепло-, водоотведения, очистки сточных вод (пункт 11 части 1 статьи 4).
Согласно части 4.2 статьи 37 Закона N 115-ФЗ лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения.
В соответствии с частью 4.10 статьи 37 Закона N 115-ФЗ в случае, если в
сорокапятидневный срок со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложения о заключении концессионного соглашения не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым настоящим Федеральным" законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи, с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения, концессионное соглашение заключается на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения (проекте концессионного соглашения с внесенными изменениями), без проведения конкурса в порядке, установленном
настоящим Федеральным законом.
Положениями пункта 3 части 4.11 статьи 37 Закона N 115 установлены требования к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения.
В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 настоящего Федерального закона.
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.
В соответствии с пунктом 2 части 1.2 статьи 10 Закона N 115-ФЗ, в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение наряду с предусмотренными частью 1 настоящей статьи существенными условиями должно содержать следующие существенные условия - задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, с описанием основных характеристик таких мероприятий.
На основании пункта 2.4 статьи 22 Закона N 115-ФЗ, задание формируется на основании утвержденных схем теплоснабжения, схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов в части выполнения задач и достижения целевых показателей развития систем теплоснабжения и (или) систем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов, зон централизованного и нецентрализованного водоснабжения, границ планируемых зон размещения объектов теплоснабжения и (или) объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также на основании данных прогноза потребления тепловой энергии, теплоносителя и (или) горячей воды, питьевой воды, технической воды, количества и состава сточных вод. Задание должно содержать величины необходимой тепловой мощности, необходимой мощности (нагрузки) водопроводных сетей, канализационных сетей и сооружений на них в определенных точках поставки, точках подключения (технологического присоединения), точках приема, точках подачи, точках отведения, сроки ввода мощностей в эксплуатацию и вывода их из эксплуатации.
Судами установлено, что оспариваемое концессионное соглашение содержит все существенные условия, предусмотренные действующим законодательством; с момента подписания концессионного соглашения и на момент рассмотрения дела в суде концессионное соглашение фактически исполняется обеими сторонами, ответчиком выполняются заявки истца на выполнение срочного ремонта имущества, включенного в объект соглашения, ведутся работы по реконструкции на основании технического задания истца, при этом споров, связанных с идентификацией объекта концессионного соглашения, между сторонами не возникало.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона N 115-ФЗ, объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения, на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц.
В соответствии со статьей 69 Закона о государственной регистрации N 218 от 13.07.2015, права на недвижимое имущество, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, отсутствие государственной регистрации права собственности муниципального образования на объекты концессионного соглашения не означает отсутствие у муниципального образования права собственности на эти объекты недвижимости, указанное имущество включено в перечень муниципальной собственности.
Судами принято во внимание, что УФАС по Челябинской области не представлено доказательств предоставления преимущественного права ответчику при заключении концессионного соглашения.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.03.2017 отказано в удовлетворении иска общества "УралВодоканал" к администрации Бакальского городского поселения о признании недействительным распоряжения N 197-р от 23.08.2016 "О заключении концессионного соглашения с обществом "Водоотведение".
При этом в рамках дела N А76- 22225/2016 установлено, что обществом "Водоотведение" были указаны и представлены сведения, установленные ст. 37 Закона N 115-ФЗ.
Отклоняя ссылку заявителя на неполноту размещенной администрацией МО "Бакальское городское поселение" информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов суд указал, что перечисленные документы, не могли привести к недостаточному информированию иных лиц, желающих подать заявки, об условиях заключения концессионного соглашения, предложенных обществом "Водоотведение".
Неуказание ответчиком источников финансирования деятельности по исполнению концессионного соглашения, относятся к устранимым и не привели к невозможности исполнения концессионером принятых на себя обязательств.
С учетом изложенного, основания для признания оспариваемого концессионного соглашения недействительным у судов отсутствовали.
В удовлетворении иска отказано правомерно.
Доводы заявителя являлись предметом исследования судов, и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятого по делу судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.07.2018 по делу N А76-25281/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.