Екатеринбург |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А47-9108/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Ященок Т. П., Кравцовой Е. А.
с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Службы по тарифам Иркутской области (далее - Служба по тарифам, административный орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.11.2018 по делу N А47-9108/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа прибыл представитель Службы по тарифам Иркутской области - Фадеева Н.Н. (доверенность от 18.01.2019 N 02-79-97/9).
Общество с ограниченной ответственностью "Руссоль" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе по тарифам о признании незаконным и отмене постановления от 11.07.2018 N 70-п-18 о привлечении к административной ответственности по статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 07.11.2018 (судья Вернигорова О.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2019 (судьи Скобелкин А.П., Бояршинова Е.В., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Служба по тарифам просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что Служба по тарифам не направляла письменный запрос в общество, а в рамках реализации полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) в части соблюдения раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты раскрытия информации), были проведены мероприятия по анализу соблюдения требований абзаца 2 пункта 3 (1) Стандартов раскрытия информации до 28.05.2018 территориальной сетевой организацией (обществом).
Кроме того, Служба по тарифам ссылается на то, что установленный Стандартами раскрытия информации исчерпывающий порядок опубликования соответствующей информации субъектами розничного рынка электрической энергии состоит из двух обязательных этапов, каждый из которых в свою очередь регулируется соответствующими разными сроками, а именно: 1. Опубликования на официальных сайтах в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации в соответствующие сроки, установленные требованиями Стандартов раскрытия информации; 2. Направления сведений о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию, в органы государственной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в части соблюдения Стандартов раскрытия соответствующей информации, в десятидневный срок со дня её опубликования. Следовательно, как указывает Служба по тарифам, без выполнения требований какого-либо одного из названных этапов будет нарушением Стандартов раскрытия информации.
Служба по тарифам также обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что состав правонарушения по статье 9.15 КоАП РФ является формальным, в связи с этим существенная угроза охраняемым общественным интересам состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих обязанностей.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу административного органа - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, в рамках государственного контроля (надзора) в части соблюдения Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24, Службой по тарифам проведены мероприятия по анализу соблюдения требований абзаца 2 пункта 3 (1) Стандартов раскрытия информации до 28.05.2018 территориальной сетевой организацией (обществом).
По результатам проведенных мероприятий Службой по тарифам 25.05.2018 выявлено нарушение обществом сроков направления сведений о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию в соответствии со Стандартами раскрытия информации, в орган государственной власти - Службу по стандартам, осуществляющую государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия соответствующей информации, в срок не превышающий 10 дней со дня ее опубликования, а именно: информации, указанной в подпункте "б" пункта 9, подпункте "а", абзацах 1 - 4 подпункта "б", абзацах 15-18 подпункта "б", подпунктах "в", "в (1)", "д", "з", "л", "м" пункта 11 Стандартов раскрытия информации
Службой по тарифам 30.05.2018 составлен протокол серии СТ N 0141 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.
Административным органом 11.07.2018, в отсутствие представителя общества, извещенного о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия, вынесено постановление N 70-п-18 о привлечении общества к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Полагая, что названное постановление Службы по тарифам недействительно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод об отсутствии в действиях общества события вмененного административного правонарушения, удовлетворил заявленные требования. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Статьей 9.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти утверждают стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Пунктами 1, 2 Стандартов раскрытия информации разъяснено, что под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации. Субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом.
В соответствии с пунктом 3 Стандартов раскрытия информации информация субъектами рынков электрической энергии раскрывается путем: опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются материалы органов государственной власти; опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации; направления информации администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в случаях, предусмотренных пунктом 22 (2) Стандартов раскрытия информации.
Пунктом 11 Стандартов раскрытия информации предусмотрен перечень информации, подлежащей раскрытию сетевой организацией.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что общество осуществляет регулируемую деятельность в сфере электроэнергетики, является территориальной сетевой организацией Иркутской области, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, и субъектом розничного рынка электрической энергии.
Событие административного правонарушения, по мнению Службы по тарифам, выразилось в ненаправлении обществом в адрес административного органа информации о месте опубликования сведений, подлежащих обязательному раскрытию, в установленный срок, на основании чего сделан вывод о неисполнении обществом обязанности по опубликованию информации, подлежащей раскрытию сетевой организацией.
Проанализировав материалы дела, суды верно указали, что факт ненаправления информации о месте опубликования сведений не может являться основанием для вывода о неисполнении обществом обязанности по опубликованию обязательной информации, равно как о нарушении порядка опубликования такой информации.
В связи с этим, административным органом не представлено доказательств, достоверно подтверждающих неисполнение обществом обязанности по раскрытию информации либо нарушения порядка ее раскрытия.
При этом судами верно отмечено, что объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, является нарушение порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц. Следовательно, вывод административного органа о ненаправлении обществом в установленный пунктом 3(1) Стандартов раскрытия информации срок сведений о месте опубликования информации в уполномоченный орган, не относится к нарушению порядка, способов или сроков опубликования информации, поскольку неисполнение такого требования не исключает при этом надлежащее исполнение обществом обязанности по опубликованию информации.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства обращения Службы по тарифам в адрес общества с письменным запросом о предоставлении сведений о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию, до фиксации факта правонарушения, что исключает вменение обществу в вину нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества события вмененного административного правонарушения.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы Службы по тарифам, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.11.2018 по делу N А47-9108/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Службы по тарифам Иркутской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном стптьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.