Екатеринбург |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А71-9220/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Вдовина Ю. В., Жаворонкова Д. В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домовед" (далее - общество "Домовед", общество, управляющая компания, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.09.2018 по делу N А71-9220/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа; их представители в судебное заседание не явились.
Общество "Домовед" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными предписаний Администрации муниципального образования "Увинский район" (далее - администрация, заинтересованное лицо) от 28.03.2018 N 12, от 05.04.2018 N 13.
Решением суда от 24.09.2018 (судья Мосина Л.Ф.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018 (судьи Гладких Е.О., Муравьева Е.Ю., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Полагает, что исходя из содержания принятого собственниками решения, легитимность которого в судебном порядке не оспорена, общество вправе было осуществлять распределение расходов на содержание общедомового имущества по фактически потребленному объему коммунальной услуги, определяемому по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, без ориентации на нормативную величину.
Ссылается на неучтенные судами обстоятельства признания частично недействительным (ничтожным) решения собственников одного из спорных многоквартирных домов (далее - МКД), которым отменено ранее принятое ими решение о порядке распределения расходов на содержание общедомового имущества по фактически потребленному объему коммунальной услуги, на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Обращая внимание суда на дату заключения договора с ресурсоснабжающей организацией - ООО "Увинская управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством" 01.03.2018, считает, что отсутствие договорных отношений до указанной даты, поскольку не влияет на статус управляющей компании, которая выступает по отношению к собственникам жилых помещений одновременно исполнителем коммунальных услуг и лицом, осуществляющим содержание общедомового имущества, равным образом не изменяет того, что плата за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД), будучи включенной в состав платы за содержание жилого помещения, должна быть возмещена потребителями услуг данной управляющей компании.
Доводы о неисполнимости предписаний мотивирует отсутствием в них конкретных сумм, периодов и показателей, относительно которых заявителю следует произвести перерасчет.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, жалобу общества - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжений от 20.02.2018 N 059-р, от 02.03.2018 N 077, по факту обращений жителей МКД N 24 по ул. К. Маркса в п. Ува и N 12 по ул. Калинина в п. Ува администрацией проведены внеплановые документарные проверки на предмет соблюдения обществом "Домовед" правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в указанных МКД, а также исполнения обязанностей по договорам управления МКД, связанных с выполнением работ и (или) оказанием услуг по управлению, оказанием услуг и выполнением работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, с предоставлением коммунальных услуг собственникам помещений.
В ходе проверок заинтересованным лицом обнаружено, что общество "Домовед", осуществляющее управление вышеуказанными МКД на основании лицензии от 26.01.2016 N 018-00013 и соответствующих договоров, в июне 2017 года инициировало общие собрания собственников помещений, по результатам которых последними были приняты решения о распределении размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества между собственниками жилых и нежилых помещений производить в объеме фактического потребления с 01.01.2017.
На основании данных решений при выставлении жителям спорных МКД в апреле 2018 года платежных документов общество пересчитало (сторнировало) размер платы за содержание общего имущества МКД, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за весь 2017 год с превышением норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года, обязательного к применению в силу пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) и части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс).
Отразив выявленные нарушения в соответствующих актах проверки от 28.03.2018 N 18, от 05.04.2018 N 20 заинтересованное лицо выдало обществу "Домовед" соответствующие предписания с требованиями произвести перерасчет собственникам МКД N 12 по ул. Калинина, п. Ува и N 24 по ул. К. Маркса п. Ува платы за сверхнормативный объем по коммунальным ресурсам, потребленным при использовании и содержании общего имущества МКД.
Считая предписания незаконными, общество "Домовед" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований, полагая, что в случае, когда МКД оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета, расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в таких МКД, и отведения сточных вод в них могут быть включены в состав платы за содержание жилого помещения исходя из фактического объема потребления таких услуг, но в размере, не превышающем законодательно установленного норматива.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд кассационной инстанция не находит оснований для их отмены.
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Согласно пункту 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
В силу пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
На основании пункта 8 части 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РФ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделяются государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору, в том числе по организации и проведению проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
Статьей 35.1. Устава муниципального образования "Увинский район" предусмотрено, что Администрация МО "Увинский район" является органом, уполномоченным на осуществление муниципального контроля.
Функции, порядок деятельности администрации в сфере муниципального контроля устанавливаются муниципальным правовым актом администрации.
Администрация организует и осуществляет муниципальный контроль на территории муниципального образования, разрабатывает и принимает административные регламенты проведения проверок при осуществлении муниципального контроля, организует и проводит мониторинг эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации, осуществляет иные предусмотренные федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Удмуртской Республики полномочия.
Частью 3 статьи 196 Жилищного кодекса установлено, что внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с частью 4.2 статьи 20 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Таким образом, администрация наделена полномочиями по государственному и муниципальному жилищному надзору, вправе осуществлять проверки за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг, правильности определения размера платы за коммунальные услуги.
Администрации для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право, в том числе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 156 Жилищного кодекса плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса).
Согласно части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса (в редакции, действовавшей с 04.07.2016 по 10.08.2017) размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354)), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 1 января 2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
С целью реализации указанных положений Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498) на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего Постановления (пункт 2).
До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017 г., при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 3).
Толкование вышеуказанных норм в совокупности и системной взаимосвязи позволило судам прийти к выводу о том, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД может определяться исходя из объема фактического потребления соответствующей услуги на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного и введенного в эксплуатацию в соответствии с требованиями законодательства, однако не должен превышать размера норматива потребления данных услуг, установленного субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Такое правило применимо к случаям, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с решением общего собрания собственником МКД осуществляется по показаниям установленного в доме коллективного (общедомового) прибора учета. Данные показания могут учитываться при расчете платы за содержание жилого помещения, только если их величина ниже, а не выше норматива потребления, что также следует из писем Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.03.2017 N 7443-ОО/04 и от 22.03.2017 N 9268-ОО/04.
По состоянию на 01.11.2016 на территории Удмуртской Республики действовали нормативы потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, электроснабжению и газоснабжению на общедомовые нужды в многоквартирном доме, утвержденные Постановлениями Правительства Удмуртской Республики от 27.04.2015 N 202 и от 14.01.2013 N17 с 01.06.2017. С 01.06.2017 Постановлением от 22.05.2017 N 208 Правительство Удмуртской Республики также установило нормативы потребления холодной (горячей) воды и водоотведения на общедомовые нужды.
Судами установлено, что спорные МКД, находящиеся под управлением общества "Домовед" оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета позволяющими определить фактическое количество ресурсов, использованных для общедомовых нужд.
Как исполнитель коммунальных услуг, осуществляя деятельность по управлению МКД, 30.12.2016 общество "Домовед" заключило договор с ОАО "ЭнергосбыТ Плюс", по которому приобретало электрическую энергию (мощность) на содержание общего имущества (освещение или иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества) многоквартирных домов.
Договор на поставку остальных коммунальных ресурсов был заключен между обществом "Домовед" и ООО "Увинская управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством" только 01.03.2018.
С принятием решений собраниями собственников спорных МКД о распределении расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме начиная с 01.01.2017 общество сформировало и выставило жителям указанных домов отдельные квитанции с перерасчетом (сторнированием) платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за весь 2017 год, но превышающего нормативный объем потребления, установленный вышеназванными нормативными актами Правительства Удмуртской Республики, по состоянию на 01.11.2016.
Как следует из пояснений, данных представителем заявителя в судебном заседании, до принятия собственниками МКД указанных решений о распределении расходов в объеме фактического потребления, общество "Домовед" определяло их размер за период с января по июнь 2017 года исходя из норматива потребления.
Таким образом, несмотря на наличие решений, принятых собственниками МКД в установленном порядке, общество не обладало правом перерасчета (сторнирования) платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме с применением показаний установленных в домах коллективных (общедомовых) приборов учета, поскольку величина их показателей являлась выше императивно установленного норматива потребления соответствующих коммунальных ресурсов.
При названных обстоятельствах, учитывая бесспорность самого факта начисления платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества сверхнорматива, суды подтвердили правомерность выданных обществу предписаний.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды также приняли во внимание решение, принятое общим собранием собственников МКД N 24 по ул. К. Маркса, в п. Ува, об отмене предыдущего решения производить распределение расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД между собственниками жилых и нежилых помещений в объеме фактического потребления, с заменой данного показателя на общие объемы нормативов с 01 января 2017 года.
С учетом подробного описания существа выявленных нарушений, способов и сроков их устранения, суд, вопреки доводам заявителя, не находит в предписаниях правовой неопределенности, полагая, что они в полной мере отвечают требованиям исполнимости и не нарушают прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы, изложенные в настоящей кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. По существу основанные на ином толковании норм материального права, данные доводы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, также не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.09.2018 по делу N А71-9220/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домовед" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 апреля 2019 г. N Ф09-1490/19 по делу N А71-9220/2018