Екатеринбург |
|
24 апреля 2019 г. |
Дело N А60-48153/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е. А.,
судей Гавриленко О. Л., Кравцовой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПожЗащита-НТ" (далее - общество, ООО "ПожЗащита-НТ") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.10.2018 по делу N А60-48153/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества - Царенков М.А. (доверенность от 15.11.2018), Мансумов А.Н. (доверенность от 10.03.2019 N 1).
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы города Нижний Тагил и Горноуральского городского округа Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 25.10.2018 (судья Присухина Н.Н.) заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2019 (судьи Гладких Е.О., Варакса Н.В., Муравьева Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе (с учетом дополнения) общество просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области в ином составе суда, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, несоответствие вывода судов о грубом нарушении обществом лицензионного требования подпункта "д" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 (далее - Положение о лицензировании N 1225) фактическим обстоятельствам дела.
Обвинение в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, изложенное в обжалуемых судебных актах, является не конкретизированным, деяния, место, дата совершения правонарушения, образующие состав вменяемого правонарушения не описаны, также не описано, в чем конкретно выразился обязательный признак состава правонарушения - грубость нарушения, какие деяния могли послужить применению этого признака.
Заявитель выражает несогласие с выводом судов о нарушении обществом пунктов 29, 59, 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390). Субъектом нарушения требований названных Правил является руководитель организации, в пользовании которого на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, общество таким субъектом не является, в связи с чем нарушение положений Правил N 390 вменено судами неправомерно.
В качестве неопровержимых доказательств судами были признаны акты проверок, которые, по мнению заявителя жалобы, составлены с нарушением требований, факты выявленных нарушений не подтверждены.
В суд кассационной инстанции от общества поступило также дополнение к кассационной жалобе, где заявитель приводит довод о том, что Руководящий документ РД 009-02-96 "Установки пожарной автоматики. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт" (далее - РД 009-02-96), утвержденный не государственным органом - президентом компании МА "Системсервис" и не зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации, нормативным правовым актом в области пожарной безопасности не является, обязательным к применению лицензиатами, в связи с этим, быть не может. Таким образом, выявленные административным органом нарушения, как нарушения лицензионных требований, расценены быть не могут.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между АО "Дикси Юг" (заказчик) и ООО "ПожЗащита-НТ" (исполнитель) заключен договор на техническое обслуживание установок пожаротушения, пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре от 31.12.2017 N 28, в соответствии с которым исполнитель принял на себя обязательства по техническому обслуживанию и ремонту оборудования систем (установок автоматического пожаротушения, системы пожарной сигнализации, системы речевого оповещения людей о пожаре, пожарных кранов), смонтированных на объекте - в здании торгового центра "Мегамарт", расположенного по адресу: г. Нижний Тагил, пр. Ленинградский, д. 28.
Из судебных актов следует, что административным органом при проведении им внеплановой выездной проверки в период с 16.07.2018 по 10.08.2018 выявлен факт осуществления обществом предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 17.07.2006 N 66-Б/00785, в частности обществом нарушены требования подпункта "д" пункта 4 Положения о лицензировании N 1225.
По результатам проверки составлен акт от 10.08.2018 N 157, в котором зафиксированы следующие нарушения:
- не обеспечено проведение испытаний автоматических установок пожаротушения не реже раза в 5 лет с целью установления соответствия основных параметров установки. Установка пожаротушения не обеспечена запасом оросителей не менее 10 % от числа смонтированных на распределительных трубопроводах установки и не менее 2 % - для проведения испытаний, чем нарушены пункт 61 Правил N 390, пункты 7.2, 7.3 и 5.35 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50680-94 "Установки водяного пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний", принятого постановлением Госстандарта России от 20.06.1994 N 175 (далее - ГОСТ Р 50680-94);
- проведена перепланировка помещений, закрепленных за батутным парком, в результате чего: уменьшилась зона действия систем противопожарной защиты (отсутствует второй дымовой пожарный извещатель в помещении гардероба); помещение банкетного зала на 3-м этаже и зал 1 для игровых занятий детей батутного парка не оборудованы системой автоматической пожарной защиты (пожарные извещатели и сплинклерная система пожаротушения закрыты подвесным потолком). В батутном зале дымовые пожарные извещатели оборваны, чем нарушены пункт 61 Правил N 390, пункт 4 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 (НПБ-110-03);
- отсутствует второй дымовой пожарный извещатель в помещении раздевалки, в тамбуре раздевалки магазина бытовой техники, чем нарушены пункт 61 Правил N 390, Нормы пожарной безопасности "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования", утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 (НПБ-110-03);
- не обеспечено проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом (не реже 2 раз в год), установленных на пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования, чем нарушен пункт 59 Правил N 390;
- не обеспечена исправность устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматических устройств отключения вентиляторов приточной и общеобменной вентиляции, включение вентиляторов ВД1 и ВД2, и открытия клапанов дымоудаления КДМ-2 N 2, 3, 4, закрытие клапана N 1 в соответствии с алгоритмом работы оборудования, предусмотренные проектом. Не проведена проверка огнезадерживающих клапанов, чем нарушен пункт 49 Правил N 390;
- при сработке автоматических установок пожарной сигнализации (далее - АУПС) система оповещения и управления эвакуации (далее - СОУЭ) не обеспечивает четкой слышимости звуковых сигналов во всех помещениях торгового центра и на 2-м этаже, а также не функционирует в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, чем нарушены пункт 61 Правил N 390, пункт 3.15 Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях", утвержденных Приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323 (НПБ-104-03), части 4 и 7 статьи 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ). СОУЭ торгового центра "Мегамарт" не сопряжена с СОУЭ кафе "Бургер Кинг", сопряжение предусмотрено проектной документацией, чем нарушен пункт 61 Правил N 390.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления административным органом в отношении общества протокола от 14.08.2018 N 189 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление управления, суды исходили из доказанности материалами дела факта наличия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Выводы судов являются правильными на основании следующего.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В силу пункта 7 указанного Положения, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных, в том числе, подпунктом "д" пункта 4 данного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в том числе возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан) (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).
Лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются, согласно пункту "д" пункта 4 Положения о лицензировании N 1225, в том числе, выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
Согласно пункту 49 Правил N 390, в соответствии с инструкцией завода-изготовителя руководитель организации обеспечивает проверку огнезадерживающих устройств (заслонок, шиберов, клапанов и др.) в воздуховодах, устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматических устройств отключения вентиляции при пожаре.
В силу пункта 59 Правил N 390, руководитель организации обеспечивает исправное состояние и проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом (не реже 2 раз в год), установленных на обводных линиях водомерных устройств и пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования.
Пунктом 61 Правил N 390 установлено, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
В соответствии с пунктом 5.35 ГОСТ Р 50680-94 установки должны быть обеспечены запасом оросителей на предприятии не менее 10 % от числа смонтированных на распределительных трубопроводах установки и не менее 2 % - для проведения испытаний. Запрещается устанавливать взамен вскрывшихся и неисправных оросителей пробки и заглушки.
Согласно пунктам 7.2, 7.3 ГОСТ Р 50680-94 испытания следует проводить на этапах перед сдачей установок в эксплуатацию и в период эксплуатации не реже раза в 5 лет. Испытания должны быть проведены с целью установления соответствия основных параметров установки требованиям 5.3, 5.4, 5.21, 5.22, 5.24 - 5.26 настоящего Стандарта и нормативной документации, утвержденной в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 4 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 (НПБ-110-03), в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток.
В силу пункта 12.16 Норм пожарной безопасности "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования", утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 (НПБ-88-2001) в каждом защищаемом помещении следует устанавливать не менее двух пожарных извещателей.
Правильно применив вышеуказанные нормы права, руководствуясь также положениями Руководящего документа РД 009-02-96 "Установки пожарной автоматики. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт", утвержденной президентом компании МА "Системсервис", суды пришли к выводу о доказанности в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства и установив, что общество, являясь специализированной организацией, оказывающей лицензируемые услуги по обеспечению пожарной безопасности, приняв на себя обязательства по договору от 31.12.2017 N 28 на оказание услуг по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации, обязательные требования подпункта "д" пункта 4 Положения N 1225, предъявляемые к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не выполнило. Вина общества заключается в том, что получив лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, лицензиат принял на себя обязательства по соблюдению требований такой деятельности, однако осуществлял свою деятельность с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Невыполнение обществом обязательных требований подпункта "д" пункта 4 Положения N 1225 является грубым нарушением лицензионных требований согласно пункту 7 указанного Положения.
Суды установили, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судами рассмотрен и правомерно отклонен довод общества об отсутствии в его действиях состава вмененного административного правонарушения, обосновывая это тем, что все выявленные нарушения имели место при выполнении монтажных работ, которые общество не выполняло.
Применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела, в том числе, относительно наличия у общества обязанности осуществлять техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности на проверяемом объекте, судами установлено, что помещение банкетного зала на 3-м этаже и зал 1 для игровых занятий детей батутного парка не оборудованы системами автоматической пожарной защиты, пожарные извещатели оборваны, соответственно функции по передаче извещения о пожаре не выполняют. Указанные обстоятельства и сделанные на их основании выводы судов заявителем не опровергнуты.
Вместе с тем, проверяя законность суждений суда первой инстанции в части признания установленного административным органом нарушения, выразившегося в не обеспечении звуковыми сигналами оповещателей необходимого уровня звука (пункт 6 протокола), апелляционный суд с выводами о доказанности управлением в действиях общества события административного правонарушения по названному пункту протокола не согласился, доводы общества в части нарушений, связанных с проведенными замерами уровня шума, признал заслуживающими внимания.
В основу вывода о недоказанности вмененного обществу указанного нарушения апелляционным судом положено отсутствие в материалах дела сведений о том, в соответствии с какими нормативными актами, стандартами, предусматривающими порядок проведения замеров уровня шума, проводились замеры уровня шума, выполнена ли методика проведения замеров, в скольких точках проводились замеры, на каких расстояниях от источника шума, от пола, от стен, от оповещателей, от лица, проводящего замеры, использовался ли при проведении замеров прибор и находился прибор в момент проведения замеров, проводилась ли калибровка шумомера перед началом проведения измерений, находились ли в помещении, в котором проводились замеры иные лица и на каком расстоянии от прибора, использовался ли штатив для проведения замеров.
Однако, учитывая доказанность нарушений в остальной части протокола об административном правонарушении от 14.08.2018 N 189, апелляционный суд правомерно заключил, что ошибочность вывода суда первой инстанции по вышеуказанному эпизоду, к принятию им незаконного решения не привела.
Наличие события правонарушения и причинно-следственной связи между действиями (бездействием) общества, осуществляющим деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и наличием угрозы возникновения причинения вреда жизни и здоровью граждан, материалами дела подтверждены.
Оснований полагать, что грубое нарушение лицензионных требований вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля общества при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей, не имеется.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о наличии вины общества в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процедура и срок давности привлечения к ответственности соблюдены. Административное наказания назначено в пределах санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судами не установлено.
Наказание назначено в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Наказание, назначенное обществу, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Приведенный в дополнении к кассационной жалобе довод о невозможности применения в данном случае РД 009-02-96, ввиду того, что нормативным правовым актом в области пожарной безопасности названный руководящий документа не является, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку выявленные в ходе проверки нарушения противоречат, прежде всего, правилам противопожарного режима, нормам противопожарной безопасности, государственным стандартам, что установлено судами и подтверждено материалами дела.
Довод заявителя жалобы о том, что субъектом нарушения требований пунктов 29, 59, 61 Правил N 390 является руководитель организации, в пользовании которого на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, в связи с чем само общество не может быть признано субъектом вменяемого правонарушения, подлежит отклонению как основанный на неправильном толковании обществом норм материального права.
Иные доводы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и не могут быть приняты в силу положений статьи 286 АПК РФ.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.10.2018 по делу N А60-48153/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПожЗащита-НТ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.