Екатеринбург |
|
07 мая 2019 г. |
Дело N А60-28423/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Полуяктова А.С., Купреенкова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области в порядке правопреемства Департамента лесного хозяйства Свердловской области (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.08.2018 по делу N А60-28423/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2019 по тому же делу.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 06.05.2019 на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для рассмотрения кассационной жалобы Министерства на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.08.2018 по делу N А60-28423/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2019 по тому же делу произведена замена судьи Татариновой И.А. на судью Купреенкова В.А.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства - Санжиева Э.И. (доверенность от 10.01.2019 N 12-04-01/52);
Садоводческого некоммерческого товарищества "Репка" (далее - товарищество "Репка", товарищество) - Лескина Ю.Р. (доверенность от 04.04.2019 б/н).
Департамент лесного хозяйства Свердловской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и градостроительству администрации Сысертского городского округа (далее - Комитет) и товариществу "Репка" о признании недействительными договоров аренды N 14_288 от 07.07.2014, N 15_022 от 20.01.2015, N 15_029 от 26.01.2015, N 15_063 от 28.01.2015, N 15_030 от 26.01.2015, N 15_031 от 26.01.2015, N 15_062 от 28.01.2015, N 15_061 от 28.01.2015, N 15_032 от 26.01.2015, N 15_033 от 26.01.2015, N 15_060 от 28.01.2015, N 15_059 от 28.01.2015, N 15_034 от 26.01.2015, N 15_035 от 26.01.2015, N 15_058 от 28.01.2015, N 15_057 от 28.01.2015, N 15_036 от 26.01.2015, N 15_037 от 27.01.2015, N 15_056 от 28.01.2015, N 15_055 от 28.01.2015, N 15_038 от 27.01.2015, N 15_039 от 27.01.2015, N 15_054 от 28.01.2015, N 15_006 от 19.01.2015, N 15_005 от 19.01.2015, N 15_007 от 19.01.2015, N 15_053 от 28.01.2015, N 15_040 от 27.01.2015, N 15_041 от 27.01.2015, N 15_052 от 28.01.2015, N 15_051 от 28.01.2015, N 15_042 от 27.01.2015, N 15_043 от 27.01.2015, N 15_050 от 28.01.2015, N 15_049 от 28.01.2015, N 15_044 от 27.01.2015, N 15_045 от 27.01.2015, N 15_047 от 27.01.2015, N 15_048 от 27.01.2015, N 15_046 от 27.01.2015, N 15_019 от 20.01.2015, N 15_018 от 20.01.2015, N 15_017 от 20.01.2015, N 15_016 от 20.01.2015, N 15_015 от 20.01.2015, N 15_014 от 19.01.2015, N 15_013 от 19.01.2015, N 15_012 от 19.01.2015, N 15_011 от 19.01.2015, N 15_010 от 19.01.2015, N 15_009 от 19.01.2015, N 15_008 от 19.01.2015; применении последствий недействительности указанных сделок.
В свою очередь товарищество "Репка" обратилось в суд с встречным иском к Департаменту и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Территориальное управление) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 66:25:1326001:6, 66:25:1326001:26, 66:25:1326001:27, 66:25:1326001:8, 66:25:1326001:28, 66:25:1326001:29, 66:25:1326001:60, 66:25:1326001:59, 66:25:1326001:30, 66:25:1326001:31, 66:25:1326001:58, 66:25:1326001:57, 66:25:1326001:32, 66:25:1326001:33, 66:25:1326001:56, 666:25:1326001:55, 66:25:1326001:34, 66:25:1326001:35, 66:25:1326001:54, 66:25:1326001:53, 66:25:1326001:36, 66:25:1326001:37, 666:25:1326001:52, 66:25:1326001:10, 66:25:1326001:9, 66:25:1326001:11, 66:25:1326001:51, 66:25:1326001:38, 66:25:1326001:39, 66:25:1326001:50, 66:25:1326001:48, 66:25:1326001:40, 66:25:1326001:41, 66:25:1326001:49, 66:25:1326001:47, 66:25:1326001:42, 66:25:1326001:43, 66:25:1326001:45, 66:25:1326001:46, 66:25:1326001:44, 66:25:1326001:23, 66:25:1326001:22, 66:25:1326001:21, 66:25:1326001:20, 66:25:1326001:19, 66:25:1326001:18, 66:25:1326001:17, 66:25:1326001:16, 66:25:1326001:15, 66:25:1326001:14, 66:25:1326001:13, 66:25:1326001:12, находящиеся по адресу: Свердловская область, Сысертский район, примерно в 800 метрах восточнее деревни Токарево, с целевым использованием - для ведения коллективного садоводства, принадлежащие на праве аренды товариществу "Репка".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.08.2018 (судья Трухин В.С.) в удовлетворении первоначального иска отказано, встречный иск удовлетворен.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2019 (судьи Семенов В.В., Дюкин В.Ю., Зеленина Т.Л.) решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворения встречного иска и взыскания с Департамента в пользу товарищества "Репка" судебных расходов. В удовлетворении встречного иска отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит обжалуемые судебные акты отменить в части, исковые требования по первоначальному иску удовлетворить, в остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
По мнению кассатора, судами не дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам. Заявитель указал, что земельные участки с кадастровыми номерами 66:25:1326001:6, 66:25:1326001:26, 66:25:1326001:27, 66:25:1326001:8, 66:25:1326001:28, 66:25:1326001:29, 66:25:1326001:60, 66:25:1326001:59, 66:25:1326001:30, 66:25:1326001:31, 66:25:1326001:58, 66:25:1326001:57, 66:25:1326001:32, 66:25:1326001:33, 66:25:1326001:56, 666:25:1326001:55, 66:25:1326001:34, 66:25:1326001:35, 66:25:1326001:54, 66:25:1326001:53, 66:25:1326001:36, 66:25:1326001:37, 666:25:1326001:52, 66:25:1326001:10, 66:25:1326001:9, 66:25:1326001:11, 66:25:1326001:51, 66:25:1326001:38, 66:25:1326001:39, 66:25:1326001:50, 66:25:1326001:48, 66:25:1326001:40, 66:25:1326001:41, 66:25:1326001:49, 66:25:1326001:47, 66:25:1326001:42, 66:25:1326001:43, 66:25:1326001:45, 66:25:1326001:46, 66:25:1326001:44, 66:25:1326001:23, 66:25:1326001:22, 66:25:1326001:21, 66:25:1326001:20, 66:25:1326001:19, 66:25:1326001:18, 66:25:1326001:17, 66:25:1326001:16, 66:25:1326001:15, 66:25:1326001:14, 66:25:1326001:13, 66:25:1326001:12 фактически расположены в границах земель лесного фонда - выдел 8 квартал 28 урочища "земли запаса Кадниковское" Центрального участкового лесничества Сысертского лесничества, земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 66:25:0000000:384, что подтверждено экспертизой. Площадь, занимаемая указанными земельными участками, из состава земель лесного фонда не выбывала, право собственности Российской Федерации не прекращено. Как полагает заявитель, земельные участки ответчика сформированы из земель ранее принадлежавших сельскохозяйственному предприятию "Кадниковское", у которого в пользовании находились колхозные леса, правовой статус которых определялся Основами земельного законодательства СССР и союзных республик, утвержденных законом СССР от 13.12.1968, Положением о колхозных лесах, утвержденным постановлением Совета министров СССР от 04.03.1968 N 144. При этом пунктом 1 указанного Положения предусматривалось, что колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР. Как считает податель жалобы, договоры аренды земельных участков заключены Комитетом с превышением полномочий, поскольку органы местного самоуправления не уполномочены на распоряжение землями лесного фонда. Кроме того, наличие информации о земельных участках и их обременении в виде аренды препятствует распоряжению земельным участком лесного фонда уполномоченным на то органом - Министерством. При таких обстоятельствах только путем признания договоров аренды недействительными, исключении записи о них из ЕГРН возможно восстановить права Российской Федерации. Кассатор, сославшись на судебную практику по конкретным делам, не согласен с выводом суда апелляционной инстанции о выборе истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права. Более того, отметил, что в настоящее время спор остается неразрешенным.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 20.03.2019 кассационная жалоба Министерства принята к производству, судебное заседание по ее рассмотрению назначено на 11 апреля 2019 года на 10 час. 45 мин.
В представленном товариществом "Репка" отзыве товарищество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 11.04.2019 произведено процессуальное правопреемство на стороне истца по первоначальному иску в связи с реорганизацией Департамента путем присоединения к Министерству, судебное разбирательство по кассационной жалобе на решение Арбитражный суд Свердловской области от 14.08.2018 по делу N А60-28423/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2019 по тому же делу отложено 06 мая 2019 на 10 час. 30 мин.
После отложения Министерство представило дополнения к кассационной жалобе, в которых указало на то обстоятельство, что спорные земельные участки расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:384, то есть имеет место частичное наложение земельных участков товарищества на земельный участок истца. При этом решений об исключении земель из границ указанного земельного участка не принималось. Министерство считает, что фактическое расположение земельных участков товарищества подтверждается материалами дела, а именно: краткой характеристикой территории и лесорастительных условий Сысертского межхозяйственного лесхоза, планом лесного участка, альбомом картографических материалов, выпиской из государственного лесного реестра, планшетом и планом лесонасаждений, а также заключением эксперта. Кроме того, история формирования земельного участка лесного фонда не указывает на исключение площадей с присвоением им иной категории.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.06.2012 на основании пунктов 4, 5 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1993 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" товарищество "Репка" в лице председателя правления обратилось в Администрацию Сысертского городского округа с заявлением о предоставлении товариществу для ведения садоводства земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, р-н Сысертский (примыкает к черте д. Токарево); категория земли: земли запаса урочище Кадниковский; 66:25:0000000:338 - единое землепользование (66:25:1326001:2 - обособленный участок).
На основании постановления Администрации Сысертского городского округа от 07.07.2014 N 2026 "О предварительном согласовании и предоставлении в аренду земельного участка товариществу "Репка" и в соответствии со статьями 22, 28, 29, 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании постановления Администрации Сысертского городского округа от 08.08.2012 N 2016 "Об утверждении акта выбора земельного участка N 31 от 20 июля 2012 года, расположенного на территории Свердловской области в Сысертском районе, примерно в 800 метрах восточнее деревни Токарево", распоряжения Правительства Свердловской области от 21.04.2014 N 497-РП "О переводе земельного участка из категории земель запаса в категорию земель земли сельскохозяйственного назначения", кадастрового паспорта земельного участка от 03.06.2014 N 66/301/272211 был предварительно согласован земельный участок площадью 100 000 кв.м с кадастровым номером 66:25:1326001:6 (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения), расположенный на территории Свердловской области в Сысертском районе, примерно в 800 метрах восточнее деревни Токарево, с разрешенным использованием для ведения коллективного садоводства и предоставлен товариществу "Репка" в аренду сроком на пять лет.
Между Комитетом и товариществом "Репка" 07.07.2014 заключен договор аренды N 14_288 земельного участка из земель - земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 66:25:1326001:6, находящийся по адресу: Свердловская область, Сысертский район, примерно в 800 метрах восточнее деревни Токарево, площадью 100 000 кв.м с целевым использованием: для ведения коллективного садоводства.
Срок аренды земельным участком установлен с 07.07.2014 по 07.07.2019.
Товариществом "Репка" вышеуказанный договор аренды земельного участка был зарегистрирован в Управлении Росреестра по Свердловской области 18.08.2014.
Согласно сведениям ГКН предоставленный товариществу земельный участок 66:25:1326001:6 содержится и содержался (до его раздела) в ГКН с категорией земель сельскохозяйственного назначения.
Земельный участок образован из исходного земельного участка с номером 66:25:0000000:338, урочище "Кадниковский" (категории земель запаса), который в свою очередь был образован из ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:162, относящегося также к землям запаса.
Перевод земельного участка 66:25:1326001:6 из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения осуществлен Правительством Свердловской области в соответствии с Федеральным законом 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" распоряжением от 21.04.2014 N 497-РП "О переводе земельного участка из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с постановлением Администрации Сысертского городского округа от 29.12.2014 N 4195 "О предоставлении в аренду земельных участков Садоводческому некоммерческому товариществу "Репка", Проекта организации и застройки территории земельного участка с кадастровым номером 66:25:1326001:6 коллективного сада СНТ "Репка", утвержденного постановлением администрации Сысертского городского округа от 10.10.2014 N 3288 осуществлен раздел земельного участка с кадастровым номером 66:25:1326001:6.
В результате раздела земельного участка образовано 55 земельных участков, а земельный участок с кадастровым номером 66:25:1326001:6 сохранен в измененных границах.
По представленным сведениям Департамента земельные участки с кадастровыми номерами 66:25:1326001:6, 66:25:1326001:26, 66:25:1326001:27, 66:25:1326001:8, 66:25:1326001:28, 66:25:1326001:29, 66:25:1326001:60, 66:25:1326001:59, 66:25:1326001:30, 66:25:1326001:31, 66:25:1326001:58, 66:25:1326001:57, 66:25:1326001:32, 66:25:1326001:33, 66:25:1326001:56, 66:25:1326001:55, 66:25:1326001:34, 66:25:1326001:35, 66:25:1326001:54, 66:25:1326001:53, 66:25:1326001:36, 66:25:1326001:37, 66:25:1326001:52, 66:25:1326001:10, 66:25:1326001:9, 66:25:1326001:11, 66:25:1326001:51, 66:25:1326001:38, 66:25:1326001:39, 66:25:1326001:50, 66:25:1326001:48, 66:25:1326001:40, 66:25:1326001:41, 66:25:1326001:49, 66:25:1326001:47, 66:25:1326001:42, 66:25:1326001:43, 66:25:1326001:45, 66:25:1326001:46, 66:25:1326001:44, 66:25:1326001:23, 66:25:1326001:22, 66:25:1326001:21, 66:25:1326001:20, 66:25:1326001:19, 66:25:1326001:18, 66:25:1326001:17, 66:25:1326001:16, 66:25:1326001:15, 66:25:1326001:14, 66:25:1326001:13, 66:25:1326001:12 фактически расположены в выделе 8 квартала 28 урочища земли запаса "Кадниковское" Центрального участкового лесничества Сысертского лесничества, входят в состав земельного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:384, относятся к категории земель лесного фонда, и соответственно являются федеральной собственностью.
Полагая, что у муниципального органа отсутствовали полномочия по распоряжению земельным участком (земельными участками), Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения первоначального иска, предъявляя встречные исковые требования, ответчик указал на пропуск истцом срока исковой давности, а также на то, что спорные земельные участки не относятся к землям лесного фонда, что их наложение на земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384 отсутствует.
Отказывая в удовлетворении первоначального иска и удовлетворяя встречный иск, суд первой инстанции исходил из того, что спорные земельные участки не были образованы из земельного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:384 и не являются собственностью Российской Федерации; что по материалам ГКН и ЕГРН невозможно определить наложение земельного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:384 на спорные земельные участки; что муниципальный орган правомерно распорядился указанными земельными участками.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу обоснованной, а судебные акты подлежащими отмене в части отказа в удовлетворении основного иска о признании сделок-договоров аренды недействительными и применении последствий их недействительности на основании следующего.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Как следует из материалов дела, земельные участки товарищества сформированы из земель ранее принадлежавших сельскохозяйственному предприятию "Кадниковское", у которого в пользовании находились колхозные леса.
Согласно статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977 (далее - Основы лесного законодательства), статье 4 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, статьям 2, 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета от 06.03.1993 N 4616-1, частям 1, 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ (далее - Лесной кодекс Российской Федерации 1997 года) единый государственный лесной фонд состоял из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование; леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 Положения о колхозных лесах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.
В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования.
После реорганизации сельхозпредприятия колхозные леса остались в государственной собственности.
Земли, занятые лесами, постановлением главы Администрации Свердловской области от 06.09.1994 N 118 площадью 5430 га были переданы Сысертскому межхозяйственному лесхозу, что подтверждается "Краткой характеристикой территории и лесорастительных условий", согласно которой общая площадь лесхоза на 01.01.1996 составляла 23924 га, в состав земель также включены земли запаса урочище "Кадниковское" 5016 га. На территории лесхоза в 1996 году проведено лесоустройство, составлены планы и планшеты лесонасаждений.
Статьей 4.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу ст. 4.4 указанного Закона, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.
Как установлено судами, на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на лесной участок был представлен план участка, что свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре.
Лесной участок учтен в государственном лесном реестре, что подтверждается выпиской N 24-вн от 15.03.2017 с приложением плана лесного участка.
Сведения об участке с кадастровым номером 66:25:0000000:384 в государственный кадастр недвижимости были внесены по результатам государственной регистрации Управлением Росреестра по Свердловской области права собственности Российской Федерации, проведенной 24.11.2008 на основании заявления представителя территориального органа Росимущества и плана лесного участка, при этом согласно записям Единого государственного реестра прав земельному участку был присвоен условный номер: 66-66- 19/035/2008-312 (свидетельство от 21.11.2008 N 66 АГ 472074).
На основании сведений о правах, зарегистрированных в Едином государственном реестре прав, в целях включения в государственный кадастр недвижимости сведений о расположенных на территории Свердловской области ранее учтенных лесных участках, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и не поставленных на кадастровый учет, 26.11.2010 в ГКН были внесены сведения о вышеуказанном земельном участке со статусом "ранее учтенный", входящий в "единое землепользование", способ образования земельного участка "не определен", участку был присвоен кадастровый номер 66:25:0000000:384. При этом ГКН сведений о координатах характерных точек границ указанного земельного участка не содержит, межевание участка не проводилось, привязка к кадастровому кварталу отсутствует, площадь земельного участка декларированная, план (чертеж, схема) земельного участка в ГКН не отражена, адрес местонахождения земельного участка не указан.
Как следует из фактических обстоятельств, сведения о площади земельного участка 66:25:0000000:384 в Единый государственный реестр прав были внесены 24.11.2008 не по результатам межевания, а на основании Информации о распределении лесных земель Сысертского сельского лесхоза по данным материалов лесоустройства и государственного учета лесного фонда по состоянию на 01.01.2008 г., с описанием лесных участков, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, расположенных на территории Сысертского городского округа, предоставленной Департаментом.
В целях установления наложения границ земельных участков с кадастровыми номерами 66:25:1326001:6, 66:25:1326001:26, 66:25:1326001:27, 66:25:1326001:8, 66:25:1326001:28, 66:25:1326001:29, 66:25:1326001:60, 66:25:1326001:59, 66:25:1326001:30, 66:25:1326001:31, 66:25:1326001:58, 66:25:1326001:57, 66:25:1326001:32, 66:25:1326001:33, 66:25:1326001:56, 66:25:1326001:55, 66:25:1326001:34, 66:25:1326001:35, 66:25:1326001:54, 66:25:1326001:53, 66:25:1326001:36, 66:25:1326001:37, 666:25:1326001:52, 66:25:1326001:10, 66:25:1326001:9, 66:25:1326001:11, 66:25:1326001:51, 66:25:1326001:38, 66:25:1326001:39, 66:25:1326001:50, 66:25:1326001:48, 66:25:1326001:40, 66:25:1326001:41, 66:25:1326001:49, 66:25:1326001:47, 66:25:1326001:42, 66:25:1326001:43, 66:25:1326001:45, 66:25:1326001:46, 66:25:1326001:44, 66:25:1326001:23, 66:25:1326001:22, 66:25:1326001:21, 66:25:1326001:20, 66:25:1326001:19, 66:25:1326001:18, 66:25:1326001:17, 66:25:1326001:16, 66:25:1326001:15, 66:25:1326001:14, 66:25:1326001:13, 66:25:1326001:12 на земли лесного фонда - участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384 судом первой инстанции были назначены судебная экспертиза и две дополнительные экспертизы для разрешения вопроса о наложении границ вышеуказанных земельных участков на земли лесного фонда - участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384, выдел 8 квартал 29 урочища земли запаса "Кадниковское" Центрального участкового лесничества Сысертского лесничества, при их сопоставлении по данным лесоустроительной документации; при установлении наложения определения координат поворотных точек данных наложений со схемой наложения с нанесением границ, координат и площади участков лесного фонда Центрального участкового лесничества Сысертское лесничество и разрешения вопроса о наложении границ вышеуказанных земельных участков на земли лесного фонда - участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384 при их сопоставлении с данными межевого плана в границах урочища земли запаса Кадниковское и с данными материалов регистрационного дела на земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384; при установлении наложения определения координат поворотных точек со схемой наложения и нанесением границ, координат и площади наложения вышеуказанных земельных участков на земельный участок лесного фонда 66:25:0000000:384.
Проведение экспертиз было поручено эксперту - кадастровому инженеру Некрасову Артуру Борисовичу.
В соответствии с выводами, содержащимися в экспертном заключении от 14.08.2017, определить наложение указанных участков не представляется возможным, поскольку на дату составления экспертного заключения границы земельного участка 66:25:0000000:384 не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Вместе с тем по результатам проведения дополнительной экспертизы, оформленной экспертным заключением от 11.05.2018, эксперт приходит к выводу, что имеет место наложение земельных участков.
Оценив представленные в материалы дела экспертные заключения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что допустимым является экспертное заключение от 14.08.2017, поскольку в заключении кадастровый инженер рассматривает вопрос наложения (пересечение границ) земельных участков СНТ "Репка" на земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384. Земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384, принадлежащий Российской Федерации, поставлен на государственный кадастровый учет 26.11.2010 как ранее учтенный земельный участок, сведения о границах земельного участка в ЕГРН отсутствуют. Соответственно, невозможно определить фактическое местоположение этого земельного участка.
Отказывая в удовлетворении первоначально заявленных требований, суд первой инстанции принял в качестве допустимого доказательства заключение первой экспертизы. Между тем судом не учтено, что из материалов дела, а также результатов проведенной основной экспертизы (мотивировочная часть экспертизы и приложенные к ней документы по лесоустройству), а также дополнительных экспертиз не исключается возможность наложения исходного земельного участка с кадастровым номером 66:25:1326001:6 на земли лесного фонда - участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384. В подтверждение такого наложения истцом были представлены краткая характеристика территории и лесорастительных условий Сысертского межхозяйственного лесхоза, план лесного участка, альбом картографических материалов с указанием границ земельных участков, сведения о которых внесены в ГКН с присвоением категории, отличной от категории земель лесного фонда и реестр наложений на такие земли в границах урочища земли запаса "Кадниковское", выполненный по результатам работ по государственному контракту, выписка из государственного лесного реестра на квартал 28 урочища земель запаса "Кадниковское" Центрального участкового лесничества Сысертского лесничества, кадастровому плану территории, планшет и план лесонасаждений, оценка которым в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности не дана.
При указанных обстоятельствах довод кассатора о наложении спорных участков, находящихся в аренде у товарищества "Репка" на участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384 заслуживает внимания и требует дополнительной проверки судом.
Пунктом 1 статьи 101 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
При рассмотрении дела истцом указывалось на то, что спорный земельный участок находится в ведении Центрального участкового лесничества Сысертского лесничества и на нем проводились мероприятия по заготовке древесины, выполнялись лесохозяйственные и лесовосстановительные мероприятия, рубки ухода, что подтверждается перспективным планом ведения лесного хозяйства Сысертского межхозяйственного лесхоза 1995-1996 годов, справками ГКУ СО "Сысертское лесничество".
При этом какие-либо доказательства использования участка для сельскохозяйственной деятельности в материалах дела не содержатся и сторонами не представлены (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, судом первой инстанции не исследовано обстоятельство фактического нахождения леса на спорном земельном участке.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении встречного иска, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об избрании истцом по первоначальному иску ненадлежащего способа защиты права.
В обоснование такого вывода апелляционный суд сослался на пункт 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пункт 1 статьи 1, пункт 3 статьи 166 и пункт 2 статьи 168 ГК РФ, пункт 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", указав, что, поскольку из материалов дела следует, что спорные земельные участки не находятся во владении истца, а находятся во владении товарищества на основании договоров аренды с Комитетом, соответственно признание указанных договоров аренды недействительными (ничтожными) и возврат земельных участков Комитету не приведет к восстановлению нарушенных прав Департамента.
Между тем указанный вывод апелляционного суда сделан без учета заявленных истцом требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Способы защиты гражданских прав приведены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Из исковых требований следует, что истцом заявлены требования о признании спорных договоров аренды недействительными и применении последствий недействительности указанных сделок в виде исключения из реестра записей об аренде. При этом требование о возврате земельных участков, находящихся в аренде у товарищества "Репка", не заявлено.
Кроме того, судом не установлено фактическое нахождение исходного земельного участка в пользовании товарищества, а также не определено, имеет ли место наложение исходного земельного участка на земельный участок истца. Судом не исследовано обстоятельство того, отсутствует ли со стороны Российской Федерации пользование исходным земельным участком в смысле осуществления мероприятий лесхозом по обслуживанию лесов, находящихся на спорном земельном участке в соответствии с лесным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, является лесным участком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Осуществление полномочий по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключению соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, что следует из положений пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с нормами земельного законодательства органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 3.3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как установлено судами, предоставление земель лесного фонда Российской Федерации на территории Свердловской области осуществляет Департамент в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2010 N 1905-пп, в связи с чем, довод кассатора о том, что распоряжение Комитетом спорным лесным участком осуществлено с превышением полномочий, предоставленных статьей 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", с нарушением требований Лесного кодекса Российской Федерации о предоставлении лесных участков в аренду, заслуживает внимания.
Поскольку вопрос о том, находятся ли земельные участки, являющиеся предметами оспариваемых сделок, на территории земель лесного фонда, а именно лесного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:384, относящегося в силу закона к федеральной собственности, судами не разрешен, вопрос о действительности спорных договоров аренды также подлежит разрешению судами. При этом в случае возникновения сомнений в обоснованности или противоречий в выводах заключений эксперта по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту (часть 2 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая, то обстоятельство, что лесной участок учтен в государственном лесном реестре за номером записи N 24-вн и выбранный истцом способ защиты путем предъявления требований о признании сделки недействительной в рассматриваемом случае направлен на восстановление права Российской Федерации на участок лесного фонда с кадастровым номером 66:25:0000000:384, учитывая, что факт наложения земельных участков товарищества на указанный участок подлежит установлению судом, выводы судов об отсутствии оснований для применения последствий недействительности оспариваемых договоров аренды, являются преждевременными.
На основании изложенного, с учетом того, что обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, судами не установлены, принимая во внимание, что доводы заявителя кассационной жалобы подлежат проверке судами, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании недействительными договоров аренды и применении последствий недействительности указанных сделок в соответствии с частями 1, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело в указанной части - передаче на новое рассмотрение суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, лицо, производившее перевод земельного участка с кадастровым номером 66:25:1326001:6 в земли сельскохозяйственного назначения с целью выяснения оснований такого перевода. Из материалов дела видно, что таким лицом выступало Правительство Свердловской области, которое, приняв распоряжение от 21.04.2014 N 497-РП, осуществило перевод земельного участка 66:25:1326001:6 из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
В связи с тем, что для принятия обоснованного и законного решения требуется установить обстоятельства, имеющие значение для дела, при этом исследовать и оценить необходимые доказательства в их совокупности, а также привлечения к участию в деле третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, принятые судебные акты в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат передаче в указанной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо устранить указанные недостатки, а также с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле, и имеющихся в нем доказательств установить обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовать и дать оценку всем представленным в материалы дела доказательствам в их совокупности, и разрешить спор по существу в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.08.2018 по делу N А60-28423/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2019 по тому же делу отменить в части отказа в удовлетворении основного иска о признании сделок-договоров аренды недействительными.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
В остальной части постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2019 оставить в силе.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
А.С. Полуяктов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как установлено судами, предоставление земель лесного фонда Российской Федерации на территории Свердловской области осуществляет Департамент в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2010 N 1905-пп, в связи с чем, довод кассатора о том, что распоряжение Комитетом спорным лесным участком осуществлено с превышением полномочий, предоставленных статьей 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", с нарушением требований Лесного кодекса Российской Федерации о предоставлении лесных участков в аренду, заслуживает внимания.
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.08.2018 по делу N А60-28423/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2019 по тому же делу отменить в части отказа в удовлетворении основного иска о признании сделок-договоров аренды недействительными."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 мая 2019 г. N Ф09-1999/19 по делу N А60-28423/2016