Екатеринбург |
|
15 мая 2019 г. |
Дело N А76-15785/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е. А.,
судей Вдовина Ю. В., Гусева О. Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - инспекция, ГУ ГЖИ Челябинской области) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.09.2018 по делу N А76-15785/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2018 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "СМУ Ремстроймонтаж" (далее - заявитель, ООО "СМУ Ремстроймонтаж", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания ГУ ГЖИ Челябинской области от 20.04.2018 N 18-1908-1218 в части перерасчета платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества за период с января по май 2017 года, в связи с неверным применением площади общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД).
Решением суда от 18.09.2018 (судья Мрез И.В.) заявленные требования общества удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2018 (судьи Скобелкин А.П., Арямов А.А., Иванова Н.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ ГЖИ Челябинской области просит названные судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, настаивая на соответствии оспариваемого предписания действующему законодательству. Указывает, что в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 даны разъяснения, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") ( далее - Правила N 354) значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте МКД. При этом, в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом МКД, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в МКД, не оборудованных общедомовыми приборами учета с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Податель жалобы ссылается также на письмо от 27.01.2017 для управляющих организаций, размещенное на сайте Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, в котором указано, что нормативы потребления по электроснабжению на общедомовые нужды, утвержденные постановлением от 24.12.2015 N 64/1, рассчитаны без учета площадей чердаков и подвалов. Таким образом, по мнению инспекции, расчет платы за электроэнергию на содержание общего имущества МКД должен производиться без учета площадей подвальных и чердачных помещений.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
При рассмотрении дела судами установлено, что в ходе внеплановой документарной проверки ООО "СМУ Ремстроймонтаж", осуществляющего управление многоквартирным домом N 14 по адресу: пр. им. Ю.А. Гагарина, 3-й мкр в г. Златоусте, в связи обращением жителя указанного дома, инспекцией выявлено, что заявителем допущено неправильное начисление жителям упомянутого дома платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества, за период с января 2017 по май 2017 года. Так, обществом при начислении платы неправильно применены нормативы и определена площадь помещений, входящих к состав общего имущества многоквартирного дома, в нарушение пункта 17 приложения N 2 к Правилам N 354 (формула 15).
По результатам проверки инспекцией составлен акт N 18-1908-1218 и выдано оспариваемое предписание от 20.04.2018 N 18-1908-1218, которым предписано произвести перерасчет платы за электроэнергию при содержании общего имущества за период с января 2017 по май 2017 года из расчета площади мест общего пользования 340,2 кв. м и норматива 4,57 кВтч/кв. м в срок до 20.05.2018.
Основанием для выдачи оспариваемого предписания послужили выводы инспекции о неправильном расчете платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, ввиду включения в состав помещений, относящихся к общему имуществу МКД, подвала.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "СМУ "Ремстроймонтаж" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о правильности исчисления платы за электроэнергию в части определения площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьям 39 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в таком доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (часть 1 статьи 37 Кодекс).
На основании пункта 1 части 1 статьи 36 Кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В силу части 1 статьи 157 Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды утверждены постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.12.2015 N 64/1.
На основании пункта 9 приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВт-ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по соответствующей формуле, одним из элементов которой является общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м).
Согласно пункту 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам.
В силу пунктов 13 и 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к данным правилам.
Правилами N 306 указано, что разъяснения по их применению дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2015 N 42868-ОД/04 при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным статьей 36 Кодекса.
При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Кодекса, в том числе площадь чердаков и подвалов;
Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Министерством в данном письме также указано, что в случае установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с нарушениями Правил N 306 в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в многоквартирном доме, уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам государственного жилищного надзора в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль.
Как отмечалось ранее, статья 36 Кодекса к общему имуществу МКД относит не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Таким образом, как верно указано судами, согласно нормам жилищного законодательства подвал относится к общему имуществу МКД, следовательно, обществом правомерно учтена площадь подвала при исчислении платы за электроэнергию, потребляемую в целях освещения общего имущества.
Ссылки инспекции на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, письмо Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 27.01.2017 рассмотрены и обоснованно отклонены судами, поскольку согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", а также согласно части 8 статьи 5 Кодекса, в случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Кодекса должны применяться нормы этого Кодекса.
На основании изложенного, вопрос о том, относятся ли подвалы к общему имуществу МКД в целях исчисления платы за электроэнергию, должен разрешаться в соответствии со статьей 36 Кодекса.
Соответственно, применение в расчетах ООО "СМУ Ремстроймонтаж" размера площади помещений входящих в состав общего имущества (включая подвал) в части электроэнергии, потребляемой в целях содержания общего имущества, к утвержденным нормативам, не противоречит действующему законодательству.
Таким образом, суды правомерно и обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования.
С учетом изложенного выше, доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению судом округа.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателями жалоб положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.09.2018 по делу N А76-15785/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 мая 2019 г. N Ф09-838/19 по делу N А76-15785/2018