Екатеринбург |
|
27 мая 2019 г. |
Дело N А07-13131/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И.В.,
судей Тимофеевой А.Д., Соловцова С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городское жилищное управление" (далее - общество "ГЖУ", ответчик) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.10.2018 по делу N А07-13131/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 по тому же делу.
Определением суда от 08.05.2019 рассмотрение кассационной жалобы было отложено на 22.05.2019.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 21.05.2019 произведена замена судьи Вербенко Т.Л., отсутствующей в связи с нахождением на больничном, на судью Тимофееву А.Д.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании 22.05.2019 приняли участие представители:
общества "ГЖУ" - Салимов Р.Г. (доверенность от 12.03.2017);
муниципального унитарного предприятия "Дюртюливодоканал" (далее - предприятие, истец) - Минязова А.Р. (доверенность от 29.12.2018), Хамадуллина Г.И. (доверенность от 03.04.2018).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу "ГЖУ" о взыскании задолженности за поставленную питьевую воду и за оказанные услуги водоотведения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов в сумме 1 566 524 руб. 47 коп., неустойки в сумме 58 958 руб. 55 коп.
Решением суда от 15.10.2018 и дополнительным решением от 15.11.2018 (судья Файрузова Р.М.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 (судьи Лукьянова М.В., Баканов В.В., Карпусенко С.А.) решение оставлено без изменения.
Общество "ГЖУ" в кассационной жалобе просит названные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Заявитель жалобы не согласен с выводами судов о правомерности произведенных истцом начислений объемов, рассчитанных за коммунальный ресурс по водоотведению на содержание общего имущества.
По мнению кассатора, договорные отношения между истцом, ответчиком и собственниками, нанимателями многоквартирных домов в части предоставления истцом коммунального ресурса холодного водоснабжения и водоотведения отсутствуют с 2011 года, в связи с чем к данным правоотношениям подлежат применению положения пункта 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). Объем коммунального ресурса на содержания общего имущества МКД следует исчислять исходя из норматива потребления данного коммунального ресурса на тариф, где норматив и тариф утверждены региональными органами власти
В отзыве на кассационную жалобу и дополнении к ней предприятие просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между предприятием (ресурсоснабжающая организация) и обществом "ГЖУ" (исполнитель) заключен договор от 27.12.2016 N 621 по обеспечению потребителей г. Дюртюли услугами питьевого водоснабжения и водоотведения, согласно пункту 2.1.1 которого ресурсоснабжающая организация обязуется производить непрерывную подачу питьевой воды и прием сточных вод потребителей, проживающих в жилищном фонде, находящемся в управлении общества "ГЖУ", в необходимом количестве и объеме, в соответствии с установленным ГОСТ параметрами качества и надежности.
Между предприятием и обществом "ГЖУ" также заключен договор ресурсоснабжения от 23.11.2016 N 541 (далее - договор) в части приобретения коммунальных ресурсов по общедомовым нуждам (далее - ОДН) при оказании коммунальных услуг по питьевому водоснабжению и водоотведению, по условиям пункта 1.1 которого предприятие, как гарантирующая организация в сфере водоснабжения и водоотведения в г.Дюртюли, осуществляет продажу (поставку) обществу "ГЖУ" питьевого водоснабжения и водоотведения предоставленную в целях содержания общего имущества (далее - СОИ) многоквартирного дома предоставленный на ОДН.
Согласно пункту 1.2 вышеуказанного договора общество "ГЖУ" приняло обязательство по организации расчета средств за коммунальный ресурс по ОДН, поступающих от потребителей: начисление, обработку, сбор платежей населения за получаемые им услуги по питьевому водоснабжению и водоотведению, доведение до граждан платежных документов (квитанции, извещения), за потребленный коммунальный ресурс непосредственно до собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах находящихся в управлении Исполнителя.
Пунктом 3.3 договора установлено, что исполнитель обязан произвести окончательную оплату стоимости объема потребленного коммунального ресурса, поставленного в расчетном месяце, до 30-го числа месяца, следующего за расчетным периодом. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств по настоящему договору, ресурсоснабжающая организация имеет право начислить исполнителю неустойку в размере, установленном действующим законодательством РФ от невыплаченных сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока уплаты по день фактической уплаты включительно.
Общество "ГЖУ" осуществляет функции по управлению многоквартирными жилыми домами в г. Дюртюли по адресам: ул. Агидель, 10 А, ул. Горшкова 25, ул. Зарипова 1, 3, 5, 3 А07-13131/2018 7, ул. Зайлалова 14, 16, ул. Ленина 2, 3/1, 4, 7/2, 10, 16, 18, 29, 38, 44, 7/1, 40, 40/1, 42, ул. Матросова 4, 5, 6, 7, 8, 8а, 9, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 26, ул. Садовая 3, 7, 11, 13, 15, 17, 19, 25, 27, 27а, ул. Первомайская 1 (1,2,3,4 ввод), 4, 4а, 46, 4в, 13, 17, 14а,, ул. 70 лет Октября 1/2, ул. Ш. Бабича 1/1, 9, 13, ул. Шаймуратова 12, ул. Н.Наджми 36/3, 36/4.
Судами установлено и сторонами не оспаривается, что во исполнение условий договора истец в период с марта 2017 г. по апрель 2018 г. поставил коммунальный ресурс, в том числе и на содержание общего имущества, на объекты (многоквартирных жилых домов), находящиеся в управлении ответчика, что подтверждается актами выполненных работ. В результате чего выставил счета-фактуры с приложениями, в которых предоставлены расчеты стоимости услуг в целях содержания общего имущества многоквартирных домов в отношении питьевого водоснабжения и отведения сточных вод.
По расчету истца задолженность ответчика составила 1 566 524 руб. 47 коп.
В целях урегулирования спора в досудебном порядке истцом в адрес ответчика были направлены претензии от 26.01.2018 N 6 и от 04.05.2018 N 70, содержащие требования об оплате образовавшейся задолженности.
Поскольку ответчик данные претензии оставил без ответа и удовлетворения, оплату поставленного ресурса не произвел, общество "ГЖУ" обратилось в суд с рассматриваемым иском.
Сам факт поставки предприятием в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении общества "ГЖУ", холодной питьевой воды и приема сточных вод обществом "ГЖУ" не оспаривается, равно как и утверждение для истца тарифа на оказание соответствующих услуг.
Разногласия сторон сводятся к порядку определения объема и стоимости оказанной предприятием и подлежащей оплате обществом услуги по водоотведению в отношении содержания общего имущества в многоквартирных домах.
Предприятие объем оказанных услуг определило на основании подпункта 4 пункта 21 Правил 124.
При этом общество "ГЖУ" указало, что при определении размера общедомового потребления коммунального ресурса необходимо применять норматив на соответствующую услугу, установленный постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Башкортостан от 23.01.2017 N 2.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из доказанности факта оказания истцом в спорный период услуг водоснабжения в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, их объема и стоимости, отсутствия доказательств полной оплаты оказанных коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении разногласий сторон относительно объема и стоимости оказанных услуг, обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения (пункт 42 Правил N 354).
Из приведенных норм права следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативно-правовому акту, в связи с чем названный порядок расчета платы транслирован в Правила N 124.
С 01.06.2017 постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498) внесены изменения в пункт 21 Правил N 124 - пункт 21 Правил N 124 дополнен подпунктом "в(4)", в котором содержится формула расчета объема сточных, отводимых за расчетный период от многоквартирного дома, не оборудованного общедомовым прибором учета сточных вод.
Согласно данной норме объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации определяется как сумма объемов холодной и горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом.
По смыслу названных норм при определении объема услуг водоотведения по договору организации водопроводно-коммунального хозяйства с исполнителем коммунальных услуг жилищным законодательством установлен приоритет определения объема сточных вод по показаниям прибора учета водоотведения, при его отсутствии в доме и наличии общедомовых приборов учета горячей и холодной воды путем суммирования их показателей, и только при отсутствии общедомовых приборов учета холодной и горячей воды размер платы за коммунальную услугу по водоотведению должен определяться как произведение тарифа на водоотведение и объема коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период и приходящийся на конкретное помещение (по индивидуальным приборам учета или нормативам потребления).
Такой порядок определения объема услуг водоотведения не противоречит Правилам N 354, поскольку обязательство собственников помещений оплачивать объем коммунального ресурса, в том числе сточных вод, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, следует из формулы 15, приведенной в пункте 17 приложения 2 к Правилам N 354.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1498 органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной и горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом согласно Постановлению N 1498 пункт 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), изложен в новой редакции, применимой к спорному периоду.
Согласно абзацу 3 пункта 29 Правил N 306 норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Во исполнение вышеуказанного постановления Правительства N 1498 Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 23.01.2017 N 2 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 29.09.2016 N 120 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению в жилых помещениях, на общедомовые нужды, по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Республики Башкортостан, определенных расчетным методом" введены в действие с 01.03.2017 нормативы потребления коммунальных ресурсов по водоотведению сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Указанный норматив определен путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями норм статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что общество "ГЖУ" в отношении спорных многоквартирных домов является исполнителем коммунальных услуг, на которого возложена обязанность по оплате ресурсов, поставленных в отношении данных домов; между истцом и ответчиком сложились договорные отношения по водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды; факт оказания соответствующих услуг и возникновение на стороне ответчика обязанности по оплате поставленного ресурса и ненадлежащего исполнения им указанной обязанности.
В рассмотренном случае, как верно указали суды, находящиеся в управлении ответчика многоквартирные дома не оборудованы коллективными прибора учета отводимых сточных вод.
При этом факт оборудования спорных многоквартирных домов общедомовыми и индивидуальными приборами учета горячей и холодной воды сторонами не оспаривается.
При выявленных обстоятельствах, судебные инстанции в целях единообразного подхода к определению объема коммунальных ресурсов по водоснабжению и водоотведению обоснованно приняли произведенный истцом расчет, соответствующий положениям действующего законодательства (подпункту "в (4)" пункта 21 Правил N 124).
Как верно указал апелляционный суд, для проверки правильности расчета ответчика обществом "ГЖУ" не представлены сведения о размерах площади общего имущества в многоквартирных домах, а также доказательства в подтверждение обоснованности произведенного расчета.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили требования предприятия, взыскав с ответчика задолженность за поставленный коммунальный ресурс в многоквартирные дома на содержание общего имуществ в сумме 1 566 524 руб. 47 коп.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Оценка представленных в материалы дела доказательств произведена судами первой и апелляционной инстанций в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства.
Довод заявителя жалобы относительно отсутствия технической возможности потребления коммунальных ресурсов по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества правомерно отклонено судом апелляционной инстанции как документально неподтвержденный.
По существу доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами арбитражных судов о приемлемом в рассматриваемой ситуации порядке расчета стоимости коммунальных услуг по водоотведению основаны на неверном толковании и понимании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Суд кассационной инстанции не вправе осуществлять названные процессуальные действия в нарушение своей компетенции, предусмотренной нормами статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12).
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального права и нарушения положений действующего процессуального законодательства не допущено, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.10.2018 по делу N А07-13131/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городское жилищное управление" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Лимонов |
Судьи |
А.Д. Тимофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 мая 2019 г. N Ф09-2560/19 по делу N А07-13131/2018
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2560/19
13.02.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-17914/18
15.11.2018 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-13131/18
15.10.2018 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-13131/18