Екатеринбург |
|
05 июля 2019 г. |
Дело N А71-2288/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Суспициной Л.А., Краснобаевой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мир" (далее - общество "Мир", ответчик) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2019 по делу N А71-2288/2018 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Мир" - Леконцева Ю.В. (доверенность от 27.06.2019);
Министерства финансов Удмуртской Республики - Походина Н.В. (доверенность от 01.07.2019); Пушина О.Г. (доверенность 26.09.2018).
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - министерство, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Удмуртской Республики к обществу "Мир" о взыскании субсидии в сумме 32 000 000 руб.
Определением суда от 05.03.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Удмуртской Республики.
Решением суда от 31.10.2018 (судья Бусыгина О.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2019 (судьи Васильева Е.В., Борзенкова И.В., Савельева Н.М.) решение суда отменено. Резолютивная часть изложена в следующей редакции: "Исковые требования удовлетворить частично. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Мир" в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики средства предоставленной субсидии в сумме 26 000 000 руб. В остальной части в удовлетворении иска отказать".
В кассационной жалобе общество "Мир" просит постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального права. В обоснование доводов кассационной жалобы ответчик поясняет, что при получении субсидий им соблюдены условия, порядок и цели, установленные постановление Правительства Удмуртской Республики от 04.05.2016 N 185, а министерством не представлено доказательств нецелевого использования субсидий. При этом ответчик ссылается на экспертное заключение от 21.07.2017 N 20/07-02/17, подготовленное в ответ на акт встречной выездной проверки от 15.06.2017 в целях подтверждения соблюдения действующего законодательства в области целевого использования бюджетных средств, по результатам которого определено, что заявленные в актах приемки-передачи выполненных работ (КС-2) работы соответствуют фактически выполненным и оплаченным ответчиком работам. Ответчик полагает, апелляционным судом не учтено названное заключение и необоснованно приняты доводы министерства о том, что количество скотомест на построенном объекте составляет 200 голов. При этом ответчик отмечает, что фактическая проверка наличия в коровнике поголовья (скотомест) в ходе встречной выездной проверки не проводилась, как и подсчет голов. По мнению ответчика, акт выездной проверки от 19.06.2017 и акт встречной выездной проверки от 15.06.2017 не содержат доказательств о несоответствии фактического наличии поголовья крупного рогатого скота заявленной мощности построенных (реконструированных) объектов при получении субсидии.
Министерство финансов Удмуртской Республики и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики направили отзывы на кассационную жалобу, в которых указали, что обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 04.05.2016 утверждено Положение N 185, которым предусмотрено предоставление субсидии на реализацию мероприятий по достижению производства одного миллиона тонн молока в Удмуртской Республике (далее - Положение N 185).
Согласно пунктам 1-2 указанного Положения (в редакции, действовавшей до вступления в силу постановления Правительства Удмуртской Республики от 13.06.2017 N 258) субсидии предоставляются в том числе на возмещение части затрат на строительство и (или) реконструкцию животноводческих помещений молочного направления (далее также - молочные фермы), введенных в эксплуатацию в отчетном и (или) текущем финансовых годах, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, зарегистрированным (поставленным на учет) на территории Удмуртской Республики и осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции, при условии, что в доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год.
В соответствии с пунктом 7 Положения N 185 субсидия на животноводческое помещение предоставляется при условии увеличения на первое число месяца, в котором заявитель обратился за субсидией, численности поголовья коров не менее чем на 25 процентов относительно количества скотомест в построенном и (или) реконструированном животноводческом помещении по сравнению с численностью поголовья коров, имеющихся у заявителя на 1 января года, в котором животноводческое помещение введено в эксплуатацию:
при реконструкции - 25 000 рубля на 1 скотоместо, но не более понесенных затрат на 1 скотоместо;
при строительстве - 50 000 рубля на 1 скотоместо, но не более понесенных затрат на 1 скотоместо.
В соответствии с пунктом 8 Положения N 185 субсидия на животноводческое помещение (при реконструкции) без увеличения численности поголовья коров на первое число месяца, в котором заявитель обратился за субсидией, предоставляется из расчета 10 000 рублей на 1 скотоместо.
Согласно пункту 12 Положения N 185 для получения субсидии на животноводческое помещение заявитель представляет в Министерство не позднее 15 декабря текущего финансового года заявку на предоставление субсидии с приложением следующих документов:
1) копии разрешения на строительство (реконструкцию) объекта;
2) копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
3) копии свидетельства о праве собственности заявителя на построенное (реконструируемое) животноводческое помещение;
4) копии отчета о движении скота и птицы на ферме по форме СП-51 на первое число месяца обращения за субсидией;
5) копии акта приема-передачи по форме N ОС-1а "О приеме-передаче здания (сооружения)" (при строительстве и реконструкции);
6) копии акта приема-сдачи по форме N ОС-3 "О приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств" (при реконструкции);
7) справки-расчета субсидии на животноводческое помещение по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.
На основании указанного Положения ответчик обратился 13.05.2016 в Министерство с заявкой о предоставлении субсидии, приложив к нему копии документов, перечисленных в пункте 12 Положения N 185, в отношении объекта строительства "Животноводческое помещение молочного направления на 400 голов", расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район, д.Верхняя Позимь, 25 м на север от жилого дома N 3 по ул. Школьная. В том числе приложена справка-расчет, согласно которой число коров на начало периода составляло 1466, на конец - 1566; акт от 29.04.2016 приема-сдачи объекта основных средств стоимостью 21 616 040 руб., подписанный между заказчиком - обществом "Мир" и исполнителем - обществом с ограниченной ответственностью "Кипун-Строй".
По итогам рассмотрения представленных документов Министерство заключило с обществом "Мир" договор от 06.06.2016 N 1673 о предоставлении субсидии в сумме 20 000 000 руб. (50 000 руб. х 400). Платежным поручением от 28.07.2016 обществу "Мир" из бюджета Удмуртской Республики перечислено 20 000 000 руб.
Общество "Мир" обратилось также 14.07.2016 в Министерство с заявкой о предоставлении субсидии, приложив к нему копии документов, перечисленных в пункте 12 Положения N 185, в отношении объекта реконструкции "Животноводческое помещение молочного направления на 600 голов", расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район, с. Светлое, ул. Береговая, 29, а также акт от 06.05.2016 приема-сдачи реконструированного объекта основных средств с указанием стоимости реконструкции 10 609 160 руб., подписанный между заказчиком - обществом "Мир" и исполнителем с ограниченной ответственностью "Кипун-Строй".
По итогам рассмотрения представленных документов Министерство заключило с обществом "Мир" договор от 22.08.2016 о предоставлении субсидии в сумме 6 000 000 руб. (10 000 руб. х 600). Платежным поручением от 31.08.2016 обществу из бюджета Удмуртской Республики перечислено 6 000 000 руб.
В дальнейшем, 05.08.2016 общество "Мир" обратилось в Министерство сельского хозяйства Удмуртской Республики с заявкой о предоставлении субсидии, приложив к нему копии документов, перечисленных в пункте 12 у Положения N 185, в отношении объекта реконструкции "Животноводческое помещение молочного направления на 600 голов", расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район, д. Верхняя Талица, ул. Колхозная, 48, в том числе приложен акт от 30.05.2016 приема-сдачи реконструированного объекта основных средств с указанием стоимости реконструкции 11 682 602 руб., подписанный между заказчиком - обществом "Мир" и исполнителем с ограниченной ответственностью "Кипун-Строй" (л.д.29, 33 том 4).
По итогам рассмотрения представленных документов Министерство заключило с обществом "Мир" договор от 10.08.2016 о предоставлении субсидии в сумме 6 000 000 руб. (10 000 руб. х 600). Платежным поручением от 31.08.2016 обществу "Мир" из бюджета Удмуртской Республики перечислено 6 000 000 руб.
Согласно пункту 26 Положения N 185 и пункту 1.3 заключенных между сторонами договоров условия, цели и порядок предоставления субсидии подлежат обязательной проверке Министерством, Министерством финансов Удмуртской Республики, Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики.
В период с 10.05.2017 по 02.06.2017 Министерством финансов Удмуртской Республики проведена выездная проверка истца, в ходе которой установлено неправомерное предоставление обществу субсидии и нецелевое использование денежных средств, предоставленных в качестве субсидии. По результатам указанной проверки 19.06.2017 составлен акт.
В период с 18.05.2017 по 19.05.2017 Министерством финансов Удмуртской Республики проведена плановая выездная проверка общества "Мир", в ходе которой установлено неправомерное предоставление ему субсидий. По результатам указанной проверки составлен акт от 15.06.2017, врученный ответчику.
В период с 05 по 29 декабря 2017 года Министерством финансов Удмуртской Республики проведена повторная проверка Министерства в части предоставления субсидий обществу "Мир", по итогам которой сделан вывод о предоставлении последним при получении субсидии недостоверных сведений и необходимости возврата в связи с этим 32 000 000 руб. в бюджет Удмуртской Республики.
Письмом от 01.09.2017 N 03879-02/8 истец известил ответчика о необходимости возврата в бюджет Удмуртской Республики средств субсидии в сумме 68 000 000 руб. не позднее 10 рабочих дней с момента получения уведомления (с учетом объектов в д. Кукуи, по которым в настоящем деле спора нет).
Поскольку требование о возврате субсидии в добровольном порядке ответчиком не исполнено, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании предоставленных бюджетных средств.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что общество "Мир" для получения субсидии представило недостоверные сведения, в связи с чем субсидия подлежит возврату в бюджет на основании пункта 29 Положения N 185 и пункта 5 договоров.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и удовлетворяя требования истца частично в сумме 26 000 000 руб., исходил из следующего.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 17 Положения N 185 ответственность за полноту и достоверность представленных документов несет заявитель (субъект, которому предоставляется субсидия).
В случае представления заявителем недостоверных сведений или документов, содержащих недостоверные сведения, перечисленная субсидия подлежит возврату в бюджет Удмуртской Республики (пункт 29 Положения N 185).
Как установлено апелляционным судом, субсидия в сумме 20 000 000 руб. предоставлена обществу "Мир" на строительство молочной фермы на 400 голов в д. Верхняя Позимь (из расчета 50 000 руб. на одно скотоместо).
Положение N 185 предусматривает предоставление субсидий на уже понесенные заявителями расходы, по уже построенным и введенным в эксплуатацию объектам (молочным фермам), а в силу пункта 7 Положения N 185 расчет размера предоставляемой субсидии ставится в зависимость именно от количества скотомест в этой построенной молочной ферме.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных в материалы дела доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь данных доказательств в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание представленные в материалы дела: акт от 29.04.2016 приема-сдачи объекта основных средств стоимостью 21 616 040 руб., заключение от 22.12.2017 N 01-11/1048-2017, судами установлено, что в построенном ответчиком животноводческом помещении оборудованы скотоместа лишь на 200 голов, а пристрой еще на 200 скотомест возведен обществом "Мир" только в 2017 году и стоимость фактически выполненных на спорном объекте работ составляет 19 470 279 руб., вместо 21 616 040 руб. указанных в акте, следовательно, общество "Мир" представило 13.05.2016 в Министерство заведомо недостоверные сведения с целью получения субсидии, завышенной в 2 раза.
Учитывая то обстоятельство, что субсидия полностью предоставлена из бюджета Удмуртской Республики, которая вправе сама определять условия и размеры предоставляемых ею субсидий, кроме того, из Положения N 185 следует, что субсидия предоставляется на строительство молочных ферм с целью увеличения производства молока в Удмуртской Республике, и размер предоставляемой субсидии зависит именно от количества скотомест во вновь построенной молочной ферме (пункт 7), а не ее вместимости, апелляционный суд, приняв во внимание, что при получении субсидии в сумме 20 000 000 руб. общество "Мир" заявило недостоверные сведения, пришел к выводу, что субсидия в названном размере подлежит возврату в бюджет Удмуртской Республики в силу пункта 29 Положения N 185.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что общество "Мир" подавая 05.08.2016 заявку на получение субсидии в сумме 6 000 000 руб. (из расчета 10 000 руб. на одно скотоместо) предоставило недостоверные сведения по объекту реконструкции "Животноводческое помещение молочного направления на 600 голов в д. Верхняя Талица, ул. Колхозная, 48", приложив документы о проведении реконструкции на сумму 11 682 602 руб., в том числе разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 29.04.2016, акт от 30.05.2016 приема-сдачи реконструированного объекта, подписанный между заказчиком - обществом "Мир" и исполнителем - обществом с ограниченной ответственностью "Кипун-Строй".
Между тем на основании данных контрольных замеров АНО "УРЦЦС" подготовлено заключение от 22.12.2017 N 01-11/1049-2017 об определении стоимости фактически выполненных работ на объекте "Животноводческое помещение молочного направления на 600 голов в д. Верхняя Талица, ул. Колхозная, 48", согласно которому стоимость фактически выполненных на данном объекте работ составляет 4 850 422 руб. (вместо 11 682 602 руб. заявленных). На момент проверки (декабрь 2017 года) помещение закрыто (не используется), внутри помещения демонтировано все оборудование (в том числе стойловое).
Более того, по договору купли-продажи от 06.03.2017 указанный объект был продан обществом "Мир" вместе с иными объектами недвижимости, расположенными в д. Верхняя Талица, ул. Колхозная, 48 (в том числе иным коровником на 400 голов, двумя гаражами и складами), за 5 000 000 руб., то есть по цене в 2 раза меньшей, чем стоимость заявленной реконструкции.
При таких обстоятельствах у апелляционного суда не имелось оснований полагать, что молочная ферма на 600 голов в д. Верхняя Талица подвергалась реконструкции.
Судом апелляционной инстанции также исследовались документы, представленные обществом "Мир" с ходатайством 13.02.2019, в частности: справка Воткинской районной станции о нахождении вакцинированных коров на вновь реконструированной ферме (коровнике на 400 голов), справка Управления сельского хозяйства администрации Воткинского района от 05.02.2019 и были обоснованно им отклонены.
На основании изложенного, учитывая, что обществом "Мир" при получении субсидии в сумме 20 000 000 руб. на строительство молочной фермы на 400 голов в д. Верхняя Позимь и при получении субсидии в сумме 6 000 000 руб. на реконструкцию фермы в д. Верхняя Талица представлены недостоверные сведения, они подлежат возврату в бюджет Удмуртской Республики в полном объеме в силу пункта 29 Положения N 185.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил исковые требования частично, взыскав с ответчика средства предоставленной субсидии в сумме 26 000 000 руб. и отказав в удовлетворении иска в остальной части.
Апелляционным судом правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Доводы общества "Мир, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении апелляционным судом норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. При этом заявитель фактически ссылается не на незаконность обжалуемого судебного акта, а выражает несогласие с произведенной апелляционным судом оценкой доказательств, и просит еще раз пересмотреть данное дело по существу и переоценить имеющиеся в деле доказательства. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2019 по делу N А71-2288/2018 Арбитражного суда Удмуртской Республики постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2019 по делу N А71-2288/2018 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мир" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
Л.А. Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.