Екатеринбург |
|
02 августа 2019 г. |
Дело N А50-31947/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Гавриленко О.Л., Лукьянова В.А.
при ведении протокола помощником судьи Фоминой К.В. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Краевая больница имени Вагнера Евгения Анатольевича" (далее - учреждение, ответчик) на решение Арбитражного суда Пермского края от 24.01.2019 по делу N А50-31947/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании Арбитражного суда Пермского края приняли участие представители:
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - фонд, истец) - Седегова А.В. (доверенность от 09.01.2019);
учреждения - Оносова Т.П. (доверенность от 29.12.2018).
Полномочия представителей проверены Арбитражным судом Пермского края.
Фонд обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением учреждению о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению в сумме 931 624 руб.56 коп., 93 162 руб. 46 коп. штрафа, пени в сумме 65 733 руб. 87 коп.
Решением суда от 24.01.2019 (судья Шаламова Ю.В.) заявленные требования удовлетворены частично. С учреждения в пользу фонда взыскано 931 624 руб. 56 коп. средств, использованных не по целевому назначению, штраф в размере 18 632 руб. 49 коп., пени в сумме 65 733 руб. 87 коп. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2019 (судьи Борзенкова И.В., Васева Е.Е., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит обжалуемые судеьбные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушения судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Учреждение настаивает на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований ввиду непредставления фондом доказательств использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) на оплату труда работникам по должностям "провизор", "фармацевт" не по целевому назначению.
Заявитель жалобы указывает, что действия учреждения осуществлялись в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующими вопросы в сфере охраны здоровья граждан.
Учреждение обращает внимание суда на то, что работники названных должностей осуществляли комплекс мероприятий, направленных на бесперебойное обеспечение пациентов учреждения лекарственными препаратами, предназначенными для оказания медицинской помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи. Обязанность обеспечения пациентов лекарственными средствами при оказании медицинских помощи является основанием для их приобретения и непосредственно направлено на оказание медицинских услуг. Деятельность работников по должности "фармацевт" и "провизор" направлена на обеспечение качественной, своевременной медицинской помощи детскому населению г. Березники в системе обязательного медицинского страхования.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной за период с 01.01.2016 по 31.12.2017 плановой проверки использования учреждением средств, направленных на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС, фондом выявлено нецелевое использование средств ОМС в сумме 1 051 434 руб. 92 коп., о чем составлен акт от 15.03.2018 N 18.
Учреждению фондом вменено нецелевое использование денежных средств ОМС: выплата заработной платы работникам по должностям "провизор" и "фармацевт" при отсутствии действующей лицензии на оказание соответствующего вида медицинской помощи.
На основании п. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ фонд начислил учреждению штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, что составило 105 143 руб. 49 коп, и выставил требование.
Поскольку в установленный срок учреждение не исполнило требование фонда, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании с учреждения денежных средств, использованных не по целевому назначению в части расходов на оплату труда работникам по должностям "провизор" и "фармацевт", суды первой и апелляционной инстанций согласились с позицией фонда о том, что услуги указанных специалистов подлежали финансированию за счет средств бюджета Пермского края.
Уменьшая сумму штрафных санкций, взысканных с учреждения, суды первой и апелляционной инстанций действовали в пределах своих полномочий и исходили из принципа справедливости и соразмерности установления правовой ответственности за совершенное правонарушение, а также фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего дела.
Выводы судов являются верными, основаны на материалах дела.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 данного Кодекса использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) одним из основных принципов осуществления ОМС является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по ОМС реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками ОМС договора о финансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (статья 37 Закона N 326-ФЗ).
По договору о финансовом обеспечении ОМС страховая медицинская организация (далее - СМО) обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств (часть 1 статья 38 Закона N 326-ФЗ).
Договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации ТП ОМС и которым решением комиссии по разработке ТП ОМС установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС, и СМО, участвующей в реализации ТП ОМС, в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч. 1 ст. 39 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии со статьями 16, 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В силу пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 N 1382 и от 19.12.2016 N 1403 Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2016 год, Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2017 год, предусмотрено, что тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением.
Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из нормативов, предусмотренных программой.
Согласно частям 1 и 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с Методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования и устанавливаются тарифным соглашением.
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию установлена Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Методика расчета).
В соответствии с пунктом 156 вышеуказанной Методики расчета, тарифы включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой.
В соответствии с разделом V Программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется: обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
В соответствии с разделом VIII Программ территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать, в том числе, порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, а также медицинскими изделиями, включенными в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по назначению врача, а также донорской кровью и ее компонентами по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи, за исключением лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по желанию пациента.
Как закреплено пунктом 11 раздела III тарифного соглашения на 2016, тарифного соглашения на 2017 г., определены виды расходов медицинской организации, включаемые в тарифы.
По статье 211 КОСГУ "заработная плата" включены расходы на выплату заработной платы, осуществляемые на основе договоров с работниками медицинской организации, участвующими в выполнении Территориальной программы ОМС.
За счет средств ОМС не финансируются (не оплачиваются) мероприятия и иные медицинские услуги, которые в соответствии с территориальной программой ОМС финансируются за счет средств бюджетов всех уровней или других источников.
В соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24.12.2015 N 1139-п, Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2016 N 1191-п за счет средств бюджета Пермского края осуществляется финансирование иных услуг и мероприятий в сфере здравоохранения, в том числе по обеспечению граждан, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности; обеспечению лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" отпускаются по рецептам врачей бесплатно, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации; обеспечению лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации; обеспечению услугами по приемке, хранению, доставке и уничтожению лекарственных препаратов и медицинских изделий, закупаемых в централизованном порядке за счет средств бюджета Пермского края, и централизованных поставок за счет средств федерального бюджета; обеспечению услугами специализированной организации по размещению государственного заказа на поставку оборудования, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения путем проведения открытых аукционов в электронной форме для нужд Министерства.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что штатное расписание на 01.01.2016 включены ставки провизора (оплата за счет бюджета), фармацевта (оплата за счет ОМС), на 30.09.2016, 31.12.2016, 15.12.2017 утверждены ставки провизора и фармацевта (оплата за счет средств ОМС).
Выплата заработной платы Александровой С.В. (фармацевт) осуществлялась за счет средств ОМС, Тимофеевой М.В. (провизор) за период с января 2016 г. по апрель 2016 г. осуществлялась за счет средств бюджета, а с мая 2016 г. за счет средств ОМС (при том, что оплата за счет средств ОМС провизору была предусмотрена только в штатном расписании на 30.09.2016).
Между тем, в соответствии с п. 75 приказа Министерства здравоохранения ССРФ от 06.06.1979 N 600 (утратил силу согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 16.09.2016 N 708) должность фармацевта вводится, если больница не обслуживается хозрасчетной аптекой и имеет в наличии от 100 до 1000 коек из расчета 1 должность на 100 коек, должность провизора-аналитика вводится при наличии более 200 коек.
При этом, согласно приказам ответчика от 11.01.2016 N 1, 03.10.2016 N 641/1, 30.12.2016 N 848 медицинская организация имела коечный фонд в 2016 г. в количестве 94-95 коек, в 2017 г. - 90 коек.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций сделан обоснованный вывод о непредставлении учреждением нормативного обоснования введения спорных должностей в штатное расписание.
Пунктом 14 ст. 3 Закона N 323-ФЗ установлено, что фармацевтические работники являются работниками фармацевтических организаций, которые в систему ОМС не входят, услуги, связанные с фармацевтической деятельностью, в территориальную программу ОМС не входят, соответственно вызванные расходы в состав тарифа также не входят. Функции по согласованию закупаемого ассортимента лекарственных препаратов по номенклатуре и количеству в соответствии с утвержденными стандартами медицинской помощи и перечнями лекарственных препаратов отнесены к должности "врачаклинического фармаколога" в соответствии с порядком оказания медицинской помощи по профилю "клиническая фармакология", утвержденного приказом Минздрава России от 02.11.2012 N 575н.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что принимая решение о введении непредусмотренных установленными нормативами должностей, руководитель должен был руководствоваться не только предоставленным ему таким правом, но и действовать в рамках обязательств, возложенных на него этим трудовым договором (п. 9), в частности, соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устава учреждения, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и настоящего трудового договора (пп. а) и пр.
Приказом Минздрава СССР от 10.02.1988 N 90 "О расширении прав руководителей учреждений здравоохранения" руководителям учреждений здравоохранения, исходя из производственной необходимости, разрешено усиливать отдельные структурные подразделения или вводить должности, не предусмотренные для них действующими штатными нормативами, за счет должностей других структурных подразделений в пределах, установленных учреждению численности должностей и фонда заработной платы. При этом, замена должностей работников учреждения может осуществляться только в пределах одной категории персонала (медицинского или административноуправленческого и хозяйственно-обслуживающего персонала) (письмо Минздрава СССР от 16.02.1988 N 02-14/22-14 "О порядке применения приказа Минздрава СССР от 10.02.88 N 90 "О расширении прав руководителей учреждений здравоохранения").
При этом, в рассматриваемом случае правовых оснований для введения штатных единиц "провизора" и "фармацевта", не имеется.
При таких обстоятельствах, учитывая, что финансирование услуг провизора и фармацевта осуществляется за счет средств бюджета Пермского края, суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод о нецелевом использовании учреждением средств ОМС в указанной части.
Признавая правомерным привлечение общества к ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, в виде штрафа в сумме 93 162,46 руб., суды первой и апелляционной инстанций, учитывая статус ответчика, социально значимый вид деятельности, обстоятельства выявленных нарушений, степень вины заявителя, учитывая правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 24.06.2009 N 11-П, определении от 21.12.2000 N 263-О, постановлении от 15.07.1999 N 11-П, постановлении от 25.02.2014 N 4-П, о том, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, снизили предъявленный к взысканию штраф до 18 632 руб. 49 коп.
Оснований для постановки иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, находятся за пределами рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, определенными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 24.01.2019 по делу N А50-31947/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Краевая больница имени Вагнера Евгения Анатольевича" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Минздрава СССР от 10.02.1988 N 90 "О расширении прав руководителей учреждений здравоохранения" руководителям учреждений здравоохранения, исходя из производственной необходимости, разрешено усиливать отдельные структурные подразделения или вводить должности, не предусмотренные для них действующими штатными нормативами, за счет должностей других структурных подразделений в пределах, установленных учреждению численности должностей и фонда заработной платы. При этом, замена должностей работников учреждения может осуществляться только в пределах одной категории персонала (медицинского или административноуправленческого и хозяйственно-обслуживающего персонала) (письмо Минздрава СССР от 16.02.1988 N 02-14/22-14 "О порядке применения приказа Минздрава СССР от 10.02.88 N 90 "О расширении прав руководителей учреждений здравоохранения").
...
Признавая правомерным привлечение общества к ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, в виде штрафа в сумме 93 162,46 руб., суды первой и апелляционной инстанций, учитывая статус ответчика, социально значимый вид деятельности, обстоятельства выявленных нарушений, степень вины заявителя, учитывая правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 24.06.2009 N 11-П, определении от 21.12.2000 N 263-О, постановлении от 15.07.1999 N 11-П, постановлении от 25.02.2014 N 4-П, о том, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, снизили предъявленный к взысканию штраф до 18 632 руб. 49 коп."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 августа 2019 г. N Ф09-4862/19 по делу N А50-31947/2018