Екатеринбург |
|
06 августа 2019 г. |
Дело N А60-1361/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черемных Л. Н.,
судей Громовой Л.В., Сидоровой А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - ТУ Росимущества в Свердловской области, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.03.2019 по делу N А60-1361/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Теплокомсервис" (далее - общество "УО "Теплокомсервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к ТУ Росимущества в Свердловской области (далее - ответчик) с требованием о взыскании неосновательного обогащения в сумме 2 516 874 руб., в том числе долг 2 267 363 руб. 27 коп., проценты 249 510 руб. 37 коп. и проценты на сумму долга с 11.01.2019 по день оплаты долга по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, с начислением процентов по день фактической оплаты долга (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 04.03.2018 (судья Евдокимов И.В.) исковые требования
удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2018 (судьи Назарова В.Ю., Гладких Д.Ю.,Яринский С.А.) решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
ТУ Росимущества в Свердловской области не согласившись с названными судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя жалобы, судами не принято во внимание, что ответчик не мог исполнить обязательства по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества в отсутствие доказательств выставления истцом платежных документов в срок, установленный частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Также заявитель обращает внимание на наличие противоречивых сведений о площадях объектов защитные сооружения гражданской обороны.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Российской Федерации принадлежат на праве собственности защитные сооружения гражданской обороны, расположенные в многоквартирных жилых домах по адресам: Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Ленина, 56, 62, 68, 74, ул. Фрунзе, 36, 44, ул. Л. Комсомола, 28, 30, 35, ул. Молодежная, 5, ул. Базстроевская. 4, 6, 10,13, 20, ул. Карпинского, 42, 57, ул. Радищева, 8, ул. Чкалова, 37, 45.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
На основании решений общих собраний собственников помещений по выбору способа управления, что подтверждено решениями Арбитражного суда Свердловской области по делам N А60-25734/2016, А60-10635/2016, истец в период с 01.03.2016 по 30.11.2018 оказывал услуги по содержанию и ремонту общего имущества в вышеуказанных многоквартирных домах.
Спорные нежилые помещения являются защитными сооружениями гражданской обороны, и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на данные объекты недвижимого имущества.
Ответчику на праве собственности принадлежат нежилые помещения, находящиеся в вышеуказанных жилых домах.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях N 1-3 к постановлению N 3020-1 не упомянуты.
В соответствии с абзацем 1 пункта 3 постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в приложениях N 1-3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов, они относятся к федеральной собственности.
Объекты в виде "защитных сооружений гражданской обороны" в приложениях N 1-3 прямо не указаны. Однако общее понятие и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.
Так, статья 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" определяет гражданскую оборону как систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно ГОСТу Р22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 N 327, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, а также от воздействия современных средств поражения.
На основании изложенного, а также в связи с тем, что доказательства передачи спорных объектов в собственность Свердловской области в материалах дела отсутствуют, помещения гражданской обороны, расположенные в жилом фонде, находящемся в управлении истца, являются федеральной собственностью.
Осуществляя управление вышеуказанными многоквартирными домами, истец в период с 01.03.2016 по 30.11.2018 выполнял работы по содержанию общего имущества домов.
По расчету истца, стоимость оказанных в спорный период услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных составила 2 267 363 руб. 27 коп.
Расчет по услуге содержания и ремонта произведен, исходя из площади соответствующих объектов гражданской обороны и тарифов, установленных постановлениями Администрации городского образования Краснотурьинск "Об установлении платы за содержание и ремонт общего имущества" от 09.06.2015 N 732, от 30.06.2017 N 746, от 02.07.2018 N 719.
Ответчик в свою очередь обязательства по оплате названных услуг не исполнил, в связи, с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в полном объеме, исходил из того, что факт неосновательного обогащения подтвержден материалами дела, доказательства оплаты ответчиком не представлены.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм процессуального и материального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов на основании следующего.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу подпунктов 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Плата за жилое помещение для собственника помещения включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги по управлению домом, капитальный ремонт (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 28, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, (далее - Правила N 491).
Исходя из положений указанных норм, у собственника помещения в многоквартирном доме, независимо от того, является ли это помещение жилым или нежилым, в силу закона возникает гражданско-правовое денежное обязательство по оплате содержания и ремонта общего имущества дома тому лицу, которое эти услуги осуществляет. Участие каждого участника общей долевой собственности в расходах по содержанию имущества в соответствии с его долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом.
Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений, независимо от того, жилое это или нежилое помещение и в чьей собственности оно находится.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций установили факт оказания обществом "Управляющая организация "Теплокомсервис" в спорный период услуг по содержанию общего имущества многоквартирных домов, в которых расположены принадлежащие Российской Федерации на праве собственности нежилые помещения, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о возникновении у Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Свердловской области обязанности по несению расходов по содержанию общего имущества.
Поскольку доказательства того, что в период 2016-2018 собственниками помещений в спорных многоквартирных домах принимались решения об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлены, истец расчет суммы оказанных ответчику услуг по содержанию и ремонту общего имущества произвел исходя из доли ответчика в праве собственности на общее имущество в многоквартирных жилых домах и с применением тарифов, утвержденных органом местного самоуправления.
Учитывая, что ТУ Росимущества в Свердловской области допущена просрочка исполнения денежного обязательства, суды обоснованно удовлетворили требования общества "УО "Теплокомсервис" о взыскании процентов, начисленных за пользование чужими денежными средствами за период с 01.03.2016 по 30.11.2018, в сумме 249 510 руб. 37 коп.
Расчет неосновательного обогащения и процентов, произведенный обществом "УО "Теплокомсервис", судами проверен, признан правильным, соответствующим требованиям действующего законодательства.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций верно отметили, что обстоятельства выполнения истцом ремонтных и иных работ по содержанию многоквартирного дома, их объем и стоимость не требуют дополнительного доказывания со стороны истца, поскольку данные обстоятельства не входят в предмет доказывания по настоящему делу, учитывая, что истец просил взыскать с ответчика не убытки в виде произведенных им расходов на содержание и ремонт помещений непосредственно для ответчика, а плату за содержание и ремонт общего имущества дома, которую ответчик как собственник помещений в многоквартирных домах обязан уплачивать на основании статей 39, 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы о ненаправлении ему платежных документов и невыставлении платежных документов в соответствии с частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации не приняты судами, поскольку внесение платы за содержание помещений, расположенных в многоквартирных домах, является предусмотренной законом обязанностью собственника соответствующих помещений или иного лица, обладающего правами на объект недвижимости, в связи, с чем такие субъекты, действуя добросовестно, имеют возможность обратиться в управляющую компанию за расчетом либо самостоятельно рассчитать и осуществить соответствующие платежи в установленные Жилищным кодексом Российской Федерации сроки.
При этом, как указали суды, ответчиком не представлено доказательств принятия всех возможных мер, направленных на надлежащее исполнение обязательства, равно как и доказательств того, что надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, следует отметить, что доводы ТУ Росимущества в Свердловской области о наличии противоречивых сведений о площадях объектов защитные сооружения гражданской обороны также являлись предметом исследования суда апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены с указанием соответствующих мотивов.
Таким образом, нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств и принятых доказательств не входит в круг полномочий суда кассационной инстанции в силу норм статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене обжалуемых решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба ТУ Росимущества в Свердловской области - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.03.2019 по делу N А60-1361/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Черемных |
Судьи |
Л.В. Громова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя жалобы о ненаправлении ему платежных документов и невыставлении платежных документов в соответствии с частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации не приняты судами, поскольку внесение платы за содержание помещений, расположенных в многоквартирных домах, является предусмотренной законом обязанностью собственника соответствующих помещений или иного лица, обладающего правами на объект недвижимости, в связи, с чем такие субъекты, действуя добросовестно, имеют возможность обратиться в управляющую компанию за расчетом либо самостоятельно рассчитать и осуществить соответствующие платежи в установленные Жилищным кодексом Российской Федерации сроки.
При этом, как указали суды, ответчиком не представлено доказательств принятия всех возможных мер, направленных на надлежащее исполнение обязательства, равно как и доказательств того, что надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 августа 2019 г. N Ф09-4358/19 по делу N А60-1361/2019
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4675/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-1361/19
06.08.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4358/19
17.05.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4675/19
04.03.2019 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-1361/19