Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Базисный учебный план
Начальное общее образование
Образовательные области базисного учебного плана |
Предметы, включаемые в расписание в рамках образовательной области |
Предметы, которые могут изучаться интегративно |
Классы |
Всего |
|||
I |
II |
III |
IV |
||||
Филология (языки и литература) |
Русский язык. Литературное чтение. Английский язык. Немецкий язык. Французский язык. Испанский язык |
Литературное чтение. ИКТ |
8 |
10 |
10 |
10 |
38 |
Математика |
Математика |
Информатика. ИКТ |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Окружающий мир |
Окружающий мир |
Естествознание. Обществознание. Технология. ОБЖ. Москвоведение. Литературное чтение. ИКТ |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Физическая культура |
Физическая культура |
ОБЖ. ИКТ |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Искусство. Технология |
Изобразительное искусство. Технология |
Изобразительное искусство. Технология. ОБЖ. ИКТ. Литературное чтение |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
Музыка |
Литературное чтение. ИКТ |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Федеральный и региональный компоненты |
19 |
21 |
21 |
21 |
82 |
||
Компонент образовательного учреждения |
4 |
8 |
8 |
8 |
28 |
||
К финансированию |
23 |
29 |
29 |
29 |
ПО |
||
Допустимая аудиторная нагрузка учащихся, 5-дневная неделя |
20 |
22 |
22 |
22 |
|
||
Допустимая аудиторная нагрузка учащихся, 6-дневная неделя |
|
25 |
25 |
25 |
|
||
Рекомендуемый максимальный объем домашних заданий в день, 5 дней в неделю |
0|1 |
1,5 |
1,5 |
2 |
|
Основное общее образование
Образовательные области базисного учебного плана |
Предметы, включаемые в расписание в рамках образовательной области |
Предметы, которые могут изучаться интегративно |
Классы |
Всего |
||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
||||
Русский язык и литература |
Русский язык. Литература |
ИКТ |
8 |
8 |
6 |
5 |
5 |
32 |
Иностранный язык |
Английский язык. Немецкий язык. Французский язык. Испанский язык. Японский язык |
ИКТ |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Математика |
Алгебра. Геометрия |
Теория вероятностей и статистика. Информатика (алгоритмика). ИКТ |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
28 |
Естествознание |
Природоведение. Биология. География. Физика. Химия |
ОБЖ. Москвоведение. ИКТ |
2 |
2 |
6 |
8 |
6 |
24 |
Социальные науки |
История. Обществознание. География |
ОБЖ. Москвоведение. ИКТ |
2 |
3 |
3 |
3 |
5 |
16 |
Физическая культура |
Физическая культура |
ОБЖ. ИКТ |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Искусство |
Изобразительное искусство |
ИКТ. МХК |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Музыка |
МХК. ИКТ |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
4 |
|
Технология |
Технология |
ОБЖ.. Черчение. ИКТ |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
8 |
Федеральный и региональный компонент |
26 |
27 |
30 |
31 |
28 |
142 |
||
Компонент образовательного учреждения |
7 |
7 |
6 |
6 |
9 |
35 |
||
Итого, к финансированию по 5-дневной учебной неделе |
33 |
34 |
36 |
37 |
37 |
177 |
||
Итого, к финансированию по 6-дневной учебной неделе |
35 |
36 |
38 |
39 |
39 |
187 |
||
Допустимая аудиторная нагрузка, 5-дневная неделя |
28 |
29 |
31 |
32 |
32 |
|
||
Допустимая аудиторная нагрузка, 6-дневная неделя |
31 |
32 |
34 |
35 |
35 |
|
||
Рекомендуемый объем домашних заданий в день |
2,5 |
2,5 |
3 |
3 |
3 |
|
Среднее (полное) общее образование
Учебные предметы, которые могут входить в обязательные федеральный и региональный компоненты учебного плана школы |
Группы предметов, обязательно включаемые в учебный план учреждения |
|||||
|
количество часов за два года обучения |
в недельных часах за два года |
||||
учебные предметы |
базовый уровень |
профильный уровень |
базовый уровень |
профильный уровень |
||
Русский язык |
102 |
204 |
3 |
6 |
Изучается каждый из предметов на базовом или профильном уровне. Может изучаться второй иностранный язык на базовом или профильном уровне |
|
Литература |
204 |
340 |
6 |
10 |
||
Иностранный язык |
204 |
408 |
6 |
12 |
||
Математика |
306 |
408 |
9 |
12 |
||
История |
170 |
272 |
5 |
8 |
||
Физическая культура |
136 |
272 |
4 |
8 |
|
|
Искусство и МХК |
68 |
204 |
2 |
6 |
|
|
Технология |
68 |
272 |
2 |
8 |
|
|
Естествознание |
204 |
|
6 |
|
В число изучаемых предметов должно войти естествознание или три других предмета на любом уровне |
|
Физика |
136 |
340 |
4 |
10 |
||
Биология |
68 |
272 |
2 |
8 |
||
Химия |
68 |
204 |
2 |
6 |
||
Информатика и ИКТ |
68 |
272 |
2 |
8 |
Изучается на базовом (можно интегративно) или профильном уровне |
|
ОБЖ |
68 |
136 |
2 |
4 |
Каждый из предметов может изучаться на профильном или базовом уровне. Обязательным в составе ОБЖ являются: учебные сборы по основам военной службы (40 часов в 10 классе), обществознание, ОБЖ, экология Москвы и устойчивое развитие, география. Возможно интегрированное изучение предметов с общим объемом не менее 6 часов |
|
Экология Москвы и устойчивое развитие |
34 |
68 |
1 |
2 |
||
География |
68 |
204 |
2 |
6 |
||
Обществознание |
68 |
272 |
2 |
8 |
||
Экономика |
34 |
136 |
1 |
4 |
||
Право |
34 |
136 |
1 |
4 |
||
Итого, базовый компонент |
49 |
|
||||
Профильное изучение предметов, 5-дневная неделя |
13 |
|||||
Профильное изучение предметов, 6-дневная неделя |
19 |
|||||
Занятия по выбору обучающегося (элективы, в том числе проектная деятельность) |
4 |
|||||
К финансированию |
92 |
|||||
Допустимая аудиторная нагрузка, 5-дневная неделя |
33 |
|||||
Допустимая аудиторная нагрузка, 6-дневная неделя |
36 |
|||||
Рекомендуемый объем домашних заданий в день |
|
3,5 |
Приложение N 1
к приказу Департамента образования
города Москвы
от 18 апреля 2007 г. N 253
Пояснительная записка
1. Общие положения
1.1. Базисный учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. N 1312, и федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 5 марта 2004 г. N 1089, и является основой для разработки учебных планов образовательных учреждений.
1.2. Московский базисный учебный план обеспечивает преемственность с рекомендованным для использования в системе образования России решением коллегии Минобразования России от 17 мая 2000 г. N 11/1 Московским базисным учебным планом и выполнение "Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02".
1.3. Базисный учебный план определяет для образовательных учреждений города Москвы, реализующих программы общего среднего образования:
- в соответствии с федеральным базисным учебным планом перечень учебных предметов, обязательных для изучения на данной ступени обучения, по которым проводится итоговая аттестация выпускников этой ступени или оценка их образовательных достижений по итогам учебного года;
- рекомендации по распределению минимального учебного времени между отдельными образовательными областями и учебными предметами, основанные на рекомендациях федерального базисного учебного плана, результатах массовой практики преподавания и заключениях экспертов о возможности достижения требований государственных образовательных стандартов общего образования в условиях преподавания с использованием распространенных апробированных учебных программ, учебно-методических комплектов, педагогических технологий;
- распределение учебного времени между федеральным, региональным компонентами и компонентом образовательного учреждения;
- максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;
- показатели финансирования (в часах);
- максимальный объем домашних заданий.
1.4. Базисный учебный план представлен для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Для каждой ступени обучения приводится перечень обязательных для изучения учебных предметов, отражающий требования федерального стандарта.
1.5. Базисный учебный план в соответствии с федеральным базисным учебным планом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 г. N 1008 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1996 г. N 1058 и от 15 января 1997 г. N 38), предусматривает:
- 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1 - 4 классов. Продолжительность учебного года: 1 класс - 33 учебные недели, 2 - 4 классы - не менее 34 учебных недель;
- 5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5 - 9 классов. Продолжительность учебного года - от 34 до 37 учебных недель (не включая летний экзаменационный период);
- 2-летний срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования на основе различных сочетаний базовых и профильных предметов для 10 - 11 классов. Продолжительность учебного года - не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период и проведение учебных сборов по основам военной службы).
1.6. Продолжительность урока для 1 класса - 35 минут (пп. 2.9.4 - 2.9.5 СанПиН 2.4.2.1178-02), число уроков в день: в сентябре-октябре - 3, в последующие месяцы не более 4. С целью реализации "ступенчатого" метода постепенного наращивания учебной нагрузки в 1 классе в соответствии с п. 2.9.5 СанПиН 2.4.2.1178-02 обеспечивается организация адаптационного периода (письмо Минобразования РФ от 20 апреля 2001 г. N 408/13-13).
В соответствии с пп. 2.9.1, 2.9.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 и федеральным базисным учебным планом продолжительность урока для 2 - 4 классов 35 - 45 минут, для 5 - 11 классов - 45 минут.
1.7. Образовательные учреждения самостоятельно определяют продолжительность учебной недели - 5 или 6 дней в соответствии с п. 2.9.2 СанПиН 2.4.2.1178-02. В 1 классах обучение организуется только в режиме 5-дневной учебной недели (п. 2.9.4 СанПиН 2.4.2.1178-02).
1.8. При составлении учебного плана образовательного учреждения индивидуальные, групповые, факультативные занятия учитываются при определении максимальной аудиторной нагрузки обучающихся (п. 2.9.1 СанПиН 2.4.2.1178-02).
1.9. Часы компонента образовательного учреждения в учебном плане по решению образовательного учреждения могут быть использованы:
- на увеличение количества часов, отводимых на отдельные предметы, курсы, указанные в федеральном и региональном компонентах учебного плана;
- на организацию факультативных, индивидуальных, групповых занятий и занятий по выбору обучающихся в рамках основной учебной сетки часов;
- на деление на подгруппы по отдельным предметам;
- на занятия проектной, исследовательской, экскурсионной и другими видами и формами учебной деятельности.
1.10. Дополнительным резервом увеличения времени реализации московского регионального компонента и компонента образовательного учреждения является увеличение продолжительности учебного года в установленных пределах. Это время может быть использовано для организации экскурсионно-краеведческой работы, проектно-исследовательской деятельности обучающихся, учебной практики обучающихся в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения.
1.11. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 часа, во 2 - до 1,5 часов, в 3 - 4 - до 2 часов, в 5 - 6 - до 2,5 часов, в 7 - 8 - до 3 часов, в 9 - 11 - до 4 часов (п. 2.9.19 СанПиН 2.4.2.1178-02). В первом полугодии 1 класса обучение ведется без домашних заданий.
1.12. В соответствии с п. 2.9.1 СанПиН 2.4.2.1178-02 при 35-минутной продолжительности уроков во 2 - 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе -25 часов. Распределение числа часов между различными предметами при этом следует рекомендациям базисного учебного плана и согласовывается с методическими службами.
1.13. В соответствии с традицией и для удобства восприятия для начальной и основной школы базисный учебный план сформирован в "недельной" форме. Однако такая форма представления не означает необходимости фиксации числа часов преподавания данного предмета в каждой неделе учебного года. По усмотрению образовательного учреждения учебное планирование может быть построено иначе при соблюдении СанПиН и с учетом даваемого базисным учебным планом числа часов за год.
1.14. Рекомендации по учебному планированию и нормативы финансирования классов коррекционно-развивающего обучения определяются отдельными распорядительными документами Департамента образования города Москвы в соответствии с федеральными документами и на основе базисного учебного плана.
2. Особенности базисного учебного плана
2.1. Региональной спецификой базисного учебного плана является:
- поддержка значительного, уже сложившегося уровня вариативности системы московского образования путем фиксации минимального объема изучения укрупненных образовательных областей, а не отдельных предметов;
- поддержка практики интегративного изучения отдельных дисциплин;
- поддержка интегративного освоения и использования информационных и коммуникационных технологий в различных дисциплинах;
- повышение объема учебного времени, отводимого на освоение иностранных языков, включение японского языка в число иностранных языков, изучаемых в общем образовании;
- особое внимание формированию экономической и экологической компетентности московских школьников;
- модернизация математического образования в направлении развития наиболее современных и наиболее востребованных практикой разделов;
- региональное построение компонентов художественного и культурно-эстетического образования;
- особая роль математики, информатики и ИКТ в условиях Москвы.
2.2. Интегративное преподавание той или иной школьной дисциплины не должно вести к снижению качества и отсутствию учета и контроля по этой дисциплине. В связи с этим для каждого отдельного предмета, преподаваемого в данном классе интегративно, в классном журнале должен быть выделен раздел (страница), в заголовке которого должно быть приведено название предмета и указано "(интегративно)". Раздел заполняется обычным образом, отмечается фамилия, имя, отчество учителя, список учащихся, их присутствие, оценки текущей аттестации, поурочное тематическое планирование (в рамках урока по какому предмету, указанному в расписании, ведется интеграция). Соответственно ведется заполнение электронного (цифрового) журнала.
2.3. Идущая в московском образовании работа по реализации модели "Школы информатизации" базируется на широкой интеграции информационных и коммуникационных технологий во все школьные дисциплины, интеграции, предполагающей и использование ИКТ в этих дисциплинах и их освоение в ходе использования. Эта интеграция должна отражаться в учебном планировании и подлежать внутришкольному контролю, для нее должны выделяться ресурсы, в частности, для выполнения домашних заданий в помещениях школы в объемах, определяемых п. 1.11 настоящей пояснительной записки и п. 2.9.19 СанПиН 2.4.2.1178-02.
2.4. Учреждениям, реализующим программы общего среднего образования, рекомендуется предлагать учащимся старшей школы изучать на добровольной основе на факультативных занятиях курс "История религий".
3. Начальное общее образование
Обязательные для изучения в начальной школе учебные предметы |
Русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, информатика и информационно-коммуникационные технологии, технология, физическая культура |
Образовательная область "Филология" предусматривает изучение русского языка (1 - 4 классы), литературного чтения (1 - 4 классы) и иностранного языка (2 - 4 классы). При этом рекомендуется на учебный предмет иностранный язык во 2 - 4 классах выделить по 3 часа в неделю. Если 3 часа выделяются, следует уделить особое внимание координации курса иностранного языка и курсов русского языка и литературного чтения, развитию общеязыковой, коммуникативной компетентности, русскоязычной грамотности, навыков скорописи и компьютерного набора текста. Тем самым часы, выделяемые на иностранный язык, будут использоваться и для освоения важных элементов родного языка. Важно реализовывать цели освоения русского языка и литературного чтения и в таких областях, как "Окружающий мир", "Искусство, технология", "Музыка". Это может находить отражение и в учебном планировании для соответствующих предметов.
Образовательная область "Математика" предусматривает изучение учебного предмета "Математика". Учебный план предусматривает возможность интегративного освоения математических разделов информатики. Эти разделы особенно важны в 1 классе, где они могут играть роль пропедевтики изучения математики. В последующие годы они содействуют, помимо непосредственного предметного содержания, расширению предметного контекста математики, развитию коммуникативной компетентности и общеинтеллектуальных способностей. Общий объем изучаемых разделов "Информатика и ИКТ" в курсе математики не менее 60 часов (в 1 - 4 классах начальной школы).
Образовательная область "Окружающий мир" в 1 - 4 классах допускает интегративное изучение предметов: "Окружающий мир", "Естествознание", "Обществознание", "Технология", "ОБЖ", "Москвоведение", "Литературное чтение".
Образовательная область "Физическая культура" в 1 - 4 классах предполагает интегративное изучение предмета "ОБЖ".
Образовательная область "Искусство, технология" допускает интегративное изучение предметов: "Изобразительное искусство", "Художественный труд", "Технология", "ОБЖ", "Литературное чтение". Учебный предмет "Изобразительное искусство" может изучаться как самостоятельный учебный предмет с учебной нагрузкой 1 час в неделю. Учебный предмет "Музыка" допускает интегративное изучение литературного чтения. "Музыка" выделяется из образовательной области искусства, поскольку в реальной школе музыка и искусство оказываются разделенными по часам и преподавателям, и это разделение должно найти отражение в учебном плане.
Учебный предмет "Технология" может изучаться как интегративно в образовательных областях "Окружающий мир" и "Искусство", так и самостоятельно (предмет с учебной нагрузкой 1 час в неделю в 1 - 4 классах). Возможно и изучение интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" (2 часа в неделю).
Интеграция в начальной школе играет принципиальную роль. Это определяется следующими факторами:
- особо жесткое противоречие между распределением содержания по предметам и гигиеническими ограничениями;
- потребность учащихся в целостном восприятии мира;
- практика работы одного основного учителя, охватывающей подавляющее число предметов и часов.
Рекомендуемый объем интегративного изучения ИКТ в начальной школе не менее 124 часов (за 4 года).
Рекомендуемый объем изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе, включая интегративное, не менее 1150 часов (за 4 года).
Интеграция ОБЖ в курсы "Физическая культура", "Искусство, технология" и "Окружающий мир" будет содействовать лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей с повседневной жизнью учащегося и его семьи и всем контекстом окружающего ребенка мира большого города. Рекомендуемый объем интегративного изучения ОБЖ в начальной школе не менее 124 часов (за 4 года).
4. Основное общее образование
Обязательные для изучения в основной школе учебные предметы |
Русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и информационно-коммуникационные технологии, история, общество знание, география, природоведение, физика, химия, биология, технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура, изобразительное искусство, музыка |
В образовательной области "Русский язык и литература" в соответствии с федеральным базисным учебным планом рекомендуется на изучение литературы в 5 - 8 классах выделять 2 часа, в 9 классе - 3 часа. Остающиеся часы относятся к русскому языку. Важным ресурсом в повышении эффективности учебного процесса в этой области является интеграция трех предметов: русского языка, литературы и ИКТ. В частности, рекомендуется использовать ИКТ при написании домашних сочинений и выполнении других видов домашних заданий, проектных работ и т.д. Модель "Школы информатизации" предполагает рецензирование и оценивание учителем русского языка текстов, которые учащиеся создают в различных предметах.
Специфика изучения предмета "Иностранный язык" в основной школе московского региона включает возможность выбора японского языка как основного иностранного. Применение ИКТ прежде всего в модели "Школы информатизации" позволяет развивать коммуникативные навыки иностранного языка в различных школьных предметах.
Увеличение учебных часов образовательной области "Математика" является результатом включения содержательных разделов "Теория вероятностей и статистика. Информатика (алгоритмика)". Таким образом, содержание курса математики расширилось, с одной стороны, фундаментальными вопросами теории вероятности и теории алгоритмов, с другой стороны, темами прикладной направленности, связанными с обработкой данных и математической статистикой. Планируемый на изучение этих разделов объем учебного времени составляет (в основной школе) 102 часа. Вести преподавание этих разделов может учитель информатики.
Образовательная область "История и общество знание" предполагает изучение учебных предметов: "История", "Обществознание", "География" и может включать в себя содержательные разделы: "Москвоведение", "Экономика", "Право", "ОБЖ". Минимальный объем изучения предмета "История" составляет 340 часов, предмета "Обществознание" - 136 часов.
Учебный предмет "Природоведение" (5 класс или 5 и 6 классы) включает содержательные разделы: "Москвоведение", "ОБЖ". Интеграция ИКТ в его преподавание может идти, например, в соответствии с федеральной примерной программой по природоведению (см. страницу http://www.ed.qov.ru/obedu/noc/mb/standart/pp/1362/. Учебный предмет "Природоведение" может изучаться и в 6 классе (2 часа в неделю), в его рамках могут интегративно изучаться разделы предметов "География" и "Биология". Минимальные объемы изучения в основной школе для предметов образовательной области "Естествознание" составляют: "Биология" - 238 часов, "Физика" - 204 часа, "Химия" - 136 часов.
Минимальный суммарный объем изучения предмета "География" в основной школе в рамках областей "История и обществознание" и "Естествознание" не менее 238 часов.
В рамках учебного предмета "Изобразительное искусство" могут изучаться разделы предмета "Мировая художественная культура". Минимальный объем изучения предмета "Изобразительное искусство" - 170 часов.
Учебный предмет "Музыка" изучается в 5 - 8 классах. В 9 классе рекомендуется включать вопросы музыкальной культуры в курс МХК. Минимальный объем изучения учебного предмета "Музыка" составляет 136 часов.
Образовательная область "Технология" изучается в 5 - 8 классах в несколько большем объеме, чем это предусмотрено федеральным базисным учебным планом. В 8 классе в рамках этой области и в 9 классе в рамках компонента образовательного учреждения организуется предпрофильная подготовка обучающихся (1 - 2 часа в неделю), в частности, в технологической области.
Образовательная область "Информатика и ИКТ" осваивается интегрированно с предметами других образовательных областей, при наличии условий изучение осуществляется во всех школьных предметах. Рекомендуемый объем изучения в основной школе - 208 часов. В случае отсутствия условий для интегративного изучения "Информатика и ИКТ" может изучаться как отдельный предмет с объемом не менее 136 часов с использованием часов, отведенных в Московском базисном учебном плане на математику, технологию, и компонента образовательного учреждения. При любом варианте организации учебного процесса рекомендуется, чтобы объем неинтегрированного изучения разделов, относящихся к специфической проблематике информатики, составлял не менее 34 часов. Возможны различные варианты распределения материала данного предмета по годам обучения. Естественно, что задачи применения ИКТ требуют их освоения на более ранних годах обучения.
Учебный предмет "ОБЖ" в 5 - 9 классах может изучаться на интегрированной основе или как отдельный предмет за счет часов истории и обществознания, естествознания, физической культуры, технологии и компонента образовательного учреждения. Общий объем изучения ОБЖ не менее 136 часов.
5. Среднее (полное) общее образование
Обязательные для изучения в старшей школе общеобразовательные учебные предметы |
Русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, обществознание, естествознание (или раздельные естественно-научные предметы), физическая культура, экология Москвы и устойчивое развитие, география, ОБЖ |
Московский базисный учебный план для 10-11 классов реализует модель профильного обучения федерального базисного учебного плана. Эта модель предполагает стандартизацию двух уровней преподавания основных учебных предметов (базисного и профильного) и включение в компонент образовательного учреждения элективных курсов (элективов), которые учащийся может выбрать в соответствии с индивидуальным профилем образования.
Интеграция является одной из основных особенностей Московского базисного учебного плана, усиливающей интегративные принципы федерального базисного учебного плана. Тем не менее Московский учебный план предполагает возможность (в соответствии с решением образовательного учреждения) преподавания и аттестации ряда школьных предметов не только интегративно, но и раздельно.
В предмете "Математика" рекомендуется выделять предметы "Алгебра и начала анализа", "Геометрия"; возможно интегративное изучение отдельных разделов предмета "Информатика и ИКТ".
В предмете "История" могут быть выделены предметы "История России" и "Всеобщая история". Рекомендуется вести раздельную аттестацию по указанным предметам.
Изучение естественно-научных дисциплин может быть обеспечено как интегрированным предметом "Естествознание", который рекомендуется вводить в профилях гуманитарной направленности, так и отдельными предметами "Физика", "Химия", "Биология". В рамках интегрированного предмета или отдельных предметов могут интегративно изучаться отдельные темы предмета "Экология Москвы и устойчивое развитие". Возможно и выделение в качестве отдельного интегративно изучаемого предмета "Астрономия".
Предметы "ОБЖ", "Экология Москвы и устойчивое развитие", "География", "Обществознание", "Экономика", "Право" могут изучаться в различных формах интеграции. При этом аттестация обязательно проходит по предметам "Общество знание", "ОБЖ", "Экология Москвы и устойчивое развитие", "География". Дополнительно может проходить аттестация по предметам "Экономика" и "Право".
В 10 - 11 классах в рамках предмета "ОБЖ" обучение осуществляется исключительно по тематике основ военной службы (ОВС).
Учебные сборы (5-дневные) по основам военной службы с учебной нагрузкой 40 часов являются обязательными.
При изучении учебного предмета "Искусство" рекомендуется широко использовать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся, музейно-экскурсионную работу. Это может служить формой разгрузки учащихся, в частности, в экспериментальной работе по индивидуальному мониторингу здоровья и оптимизации учебных нагрузок.
Предмет "Технология" в старшей школе предполагает высокую степень вариативности в зависимости от выбранного учащимся профиля. Рекомендуется строить изучение этого предмета как профориентационное, дающее учащемуся опыт решения производственных задач, выполнения соответствующих проектов в областях, связанных с профилем. Предмет "Информатика и ИКТ" может быть частично или полностью интегрирован в другие предметы, в частности в предмет "Технология".
Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. При профильном обучении обучающийся выбирает не менее 2 учебных предметов на профильном уровне. Возможные профили обучения формируются образовательным учреждением, учащийся имеет возможность для выбора своего профиля по согласованию с образовательным учреждением.
Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента федерального базисного учебного плана.
Сумма недельных часов нагрузки по предметам, изучаемым на базовом уровне, составляет 51 час, при интегративном изучении предмета "Информатика и ИКТ" - 49 часов. Ограничения СанПиН составляют: для 5-дневной учебной недели - 33 часа, для 6-дневной - 36 часов.
Предложенное распределение часов дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности. Оно дает возможность для реализации профильной модели обучения. В то же время оно допускает и реализацию традиционной модели учебного планирования без выделения профилей, в том числе: модели школы с углубленным изучением отдельных предметов, лицейского, гимназического образования, а также распределение объема отдельных предметов, реализуемое сейчас в общеобразовательной школе (без какого-либо углубления и профилизации).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента образования г. Москвы от 18 апреля 2007 г. N 253 "Об утверждении базисного учебного плана" (утратил... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.