Екатеринбург |
|
22 августа 2019 г. |
Дело N А07-21477/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Рябовой С.Э., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.03.2019 по делу N А07-21477/2018.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "СтроительГрупп" (далее - общество "СтроительГрупп") - Усманова Г.Ф. (доверенность от 09.01.2019 N 01/19).
Общество "СтроительГрупп" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровым номеро 02:55:020405:770, площадью 2647+/-18 кв.м., с кадастровым номером 02:55:020405:771, площадью 3264+/-20 кв.м., с кадастровым номером 02:55:020405:772, площадью 2347+/-17 кв.м., с кадастровым номером 02:55:020405:769, площадью 46+/-2 кв.м., с кадастровым номером 02:55:020405:768, площадью 2724+/-18 кв.м., расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, район Калининский, ограниченного улицами Транспортной, Фронтовых бригад, бульварами Баландина и Тухвата Янаби.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.03.2019 (судья Насыров М.М.) заявленные требования удовлетворены. Отказ Управления в предоставлении указанных земельных участков в собственность, изложенный в письме от 17.07.2018 N 20803, признан незаконным. На Управление возложена обязанность в срок не превышающий 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда направить в адрес общества "СтроительГрупп" проекты договоров предоставления в собственность бесплатно вышеуказанных земельных участков.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2019 апелляционная жалоба возвращена заявителю в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи апелляционной жалобы.
В кассационной жалобе Управление просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, неправильное применение пункта 2 статьи 2, пункта 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 18, части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1.4, 1.5, 2.2.2.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
Заявитель утверждает, что испрашиваемые земельные участки находятся во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов, и не могут быть предоставлены в собственность обществу "СтроительГрупп". Указывает, что распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 N 801-р утвержден проект "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы", разработанный институтом "Коммунводоканалпроект" в 1994 г., которым установлены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источников водоснабжения города Уфы. С учетом данного распоряжения решением Совета городского округа г. Уфа от 22.08.2008 N 7/4 утверждены правилам землепользования и застройки городского округа город Уфа, на основании которых в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о нахождении соответствующих земельных участков во втором поясе зоны санитарной охраны.
Кроме того, заявитель ссылается на неисполнение обществом "СтроительГрупп" обязательств, предусмотренных п. 3.1.3, 3.1.3 договора о развитии застроенной территории, в связи с чем отсутствует обязанность предоставить земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, без проведения аукциона в соответствии с земельных законодательством для строительства в границах застроенной территории в силу п. 3.2.3 договора.
В отзыве на кассационную жалобу общество "СтроительГрупп" просит оставить решение суда без изменения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении спора судом установлено, что постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2010 N 322 "О развитии застроенной территории и проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, ограниченной улицей Транспортной, бульваром Баландина, бульваром Тухвата Янаби и улицей им. Фронтовых бригад в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан" принято решение о развитии застроенной территории, ограниченной улицей Транспортной, бульваром Баландина, бульваром Тухвата Янаби и улицей им. Фронтовых бригад в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также о проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории.
Согласно выписке из протокола от 03.03.2010 N 2 заседания аукционной (конкурсной) комиссии о признании претендентов участниками торгов право на заключение договора приобрело муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика и технического надзора" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МУП "Служба заказчика и технического надзора") по цене 8 280 000 руб.
Между Администрацией и МУП "Служба заказчика и технического надзора" заключен договор от 25.03.2010 N 10-РТ о развитии застроенной территории, ограниченной улицей Транспортной, бульваром Баландина, бульваром Тухвата Янаби и улицей им. Фронтовых Бригад в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В дальнейшем между Администрацией, обществом "СтроительГрупп" и МУП "Служба заказчика и технического надзора" заключено соглашение от 28.03.2014 об уступке части прав требования по договору от 25.03.2010 N 10-РТ о развитии застроенной территории, ограниченной улицей Транспортной, бульваром Баландина, бульваром Тухвата Янаби и улицей им. Фронтовых Бригад в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В соответствии с данным соглашением (с учетом дополнительных соглашений от 31.03.2014 N 1 и от 26.09.2014 N 2) общество "СтроительГрупп" приняло на себя обязательство застроить территорию квартала в части площади ориентировочно 7,35 га, оплатить за уступку прав в адрес МУП "Служба заказчика и технического надзора" 240 000 000 руб., в адрес Администрации - 10 000 000 руб., на условиях, указанных в дополнительном соглашении от 09.10.2013 N 2 к договору N 10-РТ, произвести за свой счет изъятие земельных участков, жилых и нежилых помещений у землепользователей и собственников, передать Администрации 3 % от общей вводимой площади в виде служебных помещений с чистовой отделкой, 2,09 % от общей вводимой площади жилых помещений с чистовой отделкой на социальные нужды города.
При этом Администрация обязалась заключить с заявителем договор аренды земельного участка под проектирование и строительство на территории, не требующей сноса жилых домов, в течение 45 дней с момента подписания сторонами соглашения об уступке, а также оформить аренду территории, занятой частными домовладениями, после выполнения заявителем обязательств по их сносу.
Договором N 10-РТ предусмотрено обязательство заявителя разработать проект планировки и проект межевания застроенной территории, обязательства Администрации создать необходимые условия для выполнения обязательств другой стороны договора и предусмотренные пунктами 3.2.1 - 3.2.5 договора.
Дополнительным соглашением от 25.03.2016 срок застройки квартала, установленный в п. 3.1.8 договора (6 лет с момента заключения договора), и истекавший 25.03.2016, продлен до 08.02.2022.
Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 24.11.2014 N 5254 разрешена разработка проекта планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченного улицами Транспортной, Фронтовых бригад, бульварами Баландина и Тухвата Янаби в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Согласно п. 4.1 данного постановления проектирование и строительство конкретных объектов производится в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан после разработки и утверждения проекта межевания территории в установленном порядке.
В соответствии с постановлением Совета городского округа город Уфа от 22.02.2017 N 8/11 проведены публичные слушания по вышеуказанному кварталу 11.04.2017 с положительным результатом.
Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.10.2017 N 1469 утверждены проекты планировки и межевания квартала, ограниченного улицами Транспортной, Фронтовых бригад, бульварами Баландина и Тухвата Янаби в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Во исполнение утвержденного проекта межевания образованы и поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:020405:770, 02:55:020405:771, 02:55:020405:772, 02:55:020405:769. 02:55:020405:768.
Письмом от 20.06.2018 N 133/06 общество "СтроительГрупп" обратилось в адрес Администрации с просьбой о предоставлении бесплатно в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:020405:770, 02:55:020405:771, 02:55:020405:772, 02:55:020405:769, 02:55:020405:768.
В ответ письмом от 17.07.2018 N 20803 Администрация сообщила заявителю об отказе в предоставлении земельных участков в собственность, указывая на нахождение испрашиваемых участков на территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы.
Общество "СтроительГрупп", полагая, что оспариваемый отказ является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными решений или действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых решений или действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей. Решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
В части 8 статьи 46.1 ГрК РФ установлено, что предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 46.2 ГрК РФ существенным условием договора является обязательство органа местного самоуправления после выполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3 - 5 указанной части, предоставить указанному лицу без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (если распоряжение такими земельными участками осуществляется органом местного самоуправления) и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам; максимальные сроки выполнения указанного обязательства. Договором может быть предусмотрено предоставление таких земельных участков по мере выполнения обязательств, предусмотренных пунктами 4 и 5 указанной части.
Пунктами 3 - 5 части 3 статьи 46.2 ГрК РФ предусмотрены обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, подготовить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, а также утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетными показателями максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения; максимальные сроки подготовки таких документов; создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; уплатить возмещение за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в общей долевой собственности, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения в соответствии с пунктом 4 настоящей части.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Из положений статьи 422 ГК РФ следует, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 422 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа в случае предоставления земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор.
Согласно подпункту 13 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок расположен в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ).
В пункте 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.16 ЗК РФ.
К их числу относится случай, когда указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.16 ЗК РФ).
В силу подпункта 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Оспариваемый отказ уполномоченного органа в предоставлении земельных участков в собственность обществу "СтроительГрупп" мотивирован нахождением испрашиваемых участков на территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы.
Вместе с тем доводы заинтересованного лица, послужившие основанием для отказа в предоставлении заявителю земельных участков в собственность не нашли своего подтверждения.
Судом установлено, что в выписках из ЕГРН на спорные земельные участки не указано их вхождение в упомянутую зону. Также отсутствие данной зоны подтверждается письмом Управления Росреестра по Республики Башкортостан от 10.03.2017 N 02082, письмом Главархитектуры г. Уфы от 29.12.2014 N 7-13822/пр.
Иных доказательств, объективно подтверждающих обстоятельства, на которые ссылается заявитель, в материалы дела не представлено.
При оценке обстоятельств наличия у заявителя права на приобретение спорных земельных участков в собственность судом также учтено следующее.
С учетом переданных прав и обязанностей заявитель в рамках договора N 10-РТ принял на себя следующие обязательства перед Администрацией:
- развитие территории, в том числе осуществить застройку объектами капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки, проектом межевания, прошедших публичные слушания; передать Администрации 3 % от общей вводимой площади в виде служебных помещений с чистовой отделкой и 2,09 % от общей вводимой площади жилых помещений с чистовой отделкой на социальные нужды города (п. 1.2 соглашения об уступке);
- оплатить в адрес Администрации 10 000 000 руб. на условиях, указанных в дополнительном соглашении от 09.10.2013 N 2 к договору N 10-РТ (п. 2.4 соглашения об уступке);
- произвести изъятие земельных участков у землепользователей (с возмещением убытков, связанных с прекращением прав владения и пользования) и собственников (путем выкупа и компенсации убытков, связанных с из изъятием), а также изъятие жилых и нежилых помещений у собственников (путем выкупа либо предоставления других жилых помещений взамен изымаемых с зачетом их стоимости в выкупную цену): по ул. Кольцова: N N 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21; по ул. Транспортная: NN 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13а, 15, 17 (п. 2.6 соглашения об уступке);
Договором N 10-РТ предусмотрены и иные обязательства заявителя, в том числе:
- разработать проект планировки и проект межевания (п. 3.1.2);
- оплатить расходы Администрации на расселение граждан, проживающих в муниципальном жилом фонде на условиях договоров социального найма, расположенном на застроенной территории, подлежащей развитию (п. 3.1.3);
- осуществить выкуп и снос жилых и нежилых объектов (за исключением объектов, включенных в Адресную программы РБ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда), расположенных на застроенной территории, подлежащей развитию, и находящихся в собственности граждан и юридических лиц (п. 3.1.4).
Судом верно отмечено, что п. 3.2.3 договора о развитии застроенной территории, согласно которому Администрация обязуется предоставить обществу после выполнения обязательств по договору земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории, не содержат ссылки на конкретные обязательства, исполнение которых является условием для предоставления земельных участков, и подлежит толкованию во взаимосвязи с императивными положениями пункта 9 части 3 статьи 46.2 ГрК РФ.
Как установлено судом, общество "СтроительГрупп" в полном объеме уплатило МУП "Служба заказчика и технического надзора" цену уступленного права в размере 240 000 000 руб., а также уплатило Администрации 10 000 000 руб. на развитие социальной инфраструктуры города (п. 3.1.5 договора N 10-РТ, п. 2.4 соглашения об уступке с учетом дополнительного соглашения от 26.09.2014 N 2).
Факт разработки проектов планировки и межевания подтверждается постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.10.2017 N 1469, которым утверждены проекты планировки и межевания квартала, ограниченного улицами Транспортной, Фронтовых бригад, бульварами Баландина и Тухвата Янаби в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Объекты, подлежащие сносу и расселению в соответствии с п. 3.1.3, 3.1.4 договора, на испрашиваемых земельных участках отсутствуют, участки свободны от соответствующих объектов капитального строительства, в связи с чем обязательств, предусмотренных названными условиями договора, у заявителя не возникло.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции установил, что предоставление в собственность испрашиваемых земельных участков заявителю не нарушает права третьих лиц т соответствует целям, установленным договором N 10-РТ.
С учетом изложенного, принимая во внимание недоказанность заинтересованным лицом наличия препятствий для реализации заявителем права на получение в собственность спорных земельных участков, образованных в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, как с лицом, с которым заключен этот договор, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Довод заявителя кассационной жалобы о нахождении испрашиваемых земельных участков во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы был предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно им отклонен как не подтвержденный надлежащими доказательствами.
Установление границ зон санитарной охраны регулируются, в том числе нормами водного законодательства и законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно части 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43 Водного кодекса).
В силу абзаца второго пункта 4 и абзаца второго пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, а также границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены Санитарными правилами СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно абзацу первому пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (абзац второй пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).
В соответствии с абзацем 3 пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 границы зон второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяются в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02. Границы второго пояса зон санитарной охраны водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.
Пункт 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
В соответствии с пунктом 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02 в состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
Определение границ зоны и составляющих ее поясов содержится в текстовой части проекта ЗСО (пункты 1.6, 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-021.6).
Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют как доказательства составления проекта ЗСО, так и составления необходимого по нему заключения, подготовленного компетентной организацией, а также утверждения такого проекта в установленном порядке. Отсутствуют и документы, приведенные заявителем в обоснование своих доводов в кассационной жалобе.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку так же были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, не свидетельствуют о нарушении судом норм права, по существу сводятся к переоценке доказательств и установленных судом на их основании фактических обстоятельств.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт отмене не подлежит. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.03.2019 по делу N А07-21477/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
С.Э. Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.