Екатеринбург |
|
23 сентября 2019 г. |
Дело N А07-32699/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Суспициной Л.А.,
судей Лазарева С.В., Полуяктова А.С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - Управление Росимущества, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.04.2019 по делу N А07-32699/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Росимущества - Борисова Р.А. (доверенность от 24.12.2018 N 07/173).
Общество с ограниченной ответственностью "Откорм плюс" (далее - общество "Откорм плюс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Росимущества о признании незаконным решения Управления, выраженного в письме N 05/6290 от 09.08.2018, об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:757 (предыдущий кадастровый номер - 02:47:041401:0001), находящегося по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, Дмитриевский сельсовет, площадью 1135689 кв. м., предназначенного для сельскохозяйственного производства, обязании со дня вступления решения в законную силу направить в адрес общества проект договора купли-продажи указанного земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:757 (предыдущий кадастровый номер - 02:47:041401:0001).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.04.2019 (судья Айбасов Р.М.) заявление удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019 (судьи Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю., Тимохин О.Б.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель жалобы полагает, что оснований для удовлетворения заявления общества "Откорм плюс" не имелось, поскольку у Управление Росимущества отсутствуют полномочия на принятие решения о распоряжении земельными участками площадью более 10 га, в связи с чем заявление о предоставлении в собственность земельного участка было направлено для рассмотрения в Росимущество. Заявитель указывает, что в связи с несоблюдением положений законодательства и отсутствием отказа уполномоченного органа государственной власти Республики Башкортостан от преимущественного права покупки Управление Росимущества приняло решение о невозможности предоставления в собственность земельного участка, в связи с чем оспариваемое письмо Управления Росимущества не нарушает права и законные интересы общества "Откорм плюс". Заявитель считает, что судами не дана оценка поручению Росимущества от 11.03.2019 N 3170, согласно которому в соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Помимо этого заявитель отмечает, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости в границах испрашиваемого земельного участка расположены газопровод Туймазы - Уфа, принадлежащий открытому акционерному обществу "Газпром".
В отзыве на кассационную жалобу общество "Откорм плюс" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
При рассмотрении спора судами установлено следующее.
Общество "Откорм плюс" в соответствии с договором о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 05.03.2018 N 000671 третьему лицу от 31.10.2008 N 5 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:757 (предыдущий кадастровый номер - 02:47:041401:0001), находящегося по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, Дмитриевский сельсовет, площадью 1135689 кв. м, предназначенного для сельскохозяйственного производства.
Общество "Откорм плюс" обратилось в Управление Росимущества 10.07.2018 с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка.
Письмом от 09.08.2018 N 05/6290 Управление Росимущества отказало заявителю в предоставлении спорного земельного участка в собственность, сообщив, что не наделено полномочиями по принятию решения о предоставлении земельных участков площадью более 10 гектар на праве собственности.
Полагая данный отказ в предоставлении земельного участка незаконным, общество "Откорм плюс" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности заинтересованным лицом обстоятельств, препятствующих предоставлению обществу "Откорм плюс" испрашиваемого земельного участка в собственность, дополнительно отметив, что сведения о наличии или отсутствии задолженности по договору аренды выкупаемого земельного участка отсутствуют в перечне документов, подтверждающих право выкупа земельного участка, а потому право заявителя на выкуп земельного участка не зависит от факта наличия или отсутствия задолженности по договору аренды выкупаемого земельного участка.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно 2-х условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оборот земельных участков в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом.
Согласно статье 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи (статья 39.3 ЗК РФ).
Без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (пункт 9 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
Судами установлено и материалами дела подтверждено наличие у заявителя права пользования земельным участком, так с момента заключения договора аренды прошло более трех лет; земельный участок находится в пределах населенного пункта и имеет сельскохозяйственное целевое использование; нарушений законодательства арендатором при использовании земельного участка не выявлено; заявление подано до истечения срока действия договора.
Таким образом, правильным является вывод судов о наличии у заявителя права на выкуп земельного участка в собственность за плату.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 5 указанной статьи Кодекса в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит императивные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Установив, что территориальным управлением в установленный законом срок не принято решение о предоставлении или об отказе в предоставлении земельного участка заявителю, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое бездействие противоречит закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Заявленные требования удовлетворены правомерно.
Ссылки Управления Росимущества на том, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости в границах испрашиваемого земельного участка расположен газопровод Туймазы - Уфа, принадлежащий открытому акционерному обществу "Газпром", не могут быть приняты в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов, с учетом недоказанности того, каким образом данный линейный объект (согласно пояснениям представителя Управления Росимущества - подземной прокладки) препятствует удовлетворению заявленных требований.
Довод заявителя жалобы об отсутствии у него полномочий по принятию решений о распоряжении земельными участками площадью, превышающей 10 га, являлся предметом исследования судов, и ему дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация.
Полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, наделено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) (пункт 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации (пункт 4 указанного Положения).
Согласно пункту 4 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, в котором (в которых) территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном названным Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с данным Положением.
В силу пункта 4.1.20 Типового положения территориальный орган самостоятельно осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.
Согласно пункту 4.2.27 указанного Типового положения по поручению Росимущества территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе: продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.
Как верно указано судом, вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решения о предоставлении в аренду земельных участков, не должны являться препятствием реализации права лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение законного решения в установленный срок.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.04.2019 по делу N А07-32699/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, наделено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) (пункт 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
...
Согласно пункту 4 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, в котором (в которых) территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном названным Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с данным Положением."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 сентября 2019 г. N Ф09-5461/19 по делу N А07-32699/2018
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5461/19
20.01.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-17891/2021
08.10.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13942/2021
23.09.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5461/19
09.06.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4782/20
23.09.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5461/19
20.06.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7337/19
11.04.2019 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-32699/18