Екатеринбург |
|
30 сентября 2019 г. |
Дело N А60-4399/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Ященок Т.П., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Слободо-Туринского муниципального района Свердловской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2019 по делу N А60-4399/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Прокуратуры Свердловской области (далее - прокуратура) - Зобнина Л.В. (доверенность от 25.10.2018 N 8/2-10-2018);
администрации - Черных К.В. (доверенность от 09.01.2019 N 02).
Прокуратура обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к администрации о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) и обязании заинтересованного лица разработать и утвердить указанный правовой акт.
Решением суда от 21.03.2019 (судья Гнездилова Н.В.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах; на заинтересованное лицо возложена обязанность разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 (судьи Щеклеина Л.Ю., Грибиниченко О.Г., Трефилова Е.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, производство делу прекратить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
По мнению администрации, в отсутствии признания незаконным бездействия администрации по осуществлению соответствующего вида муниципального контроля, прокуратором избран ненадлежащий способ защиты интересов в предпринимательской деятельности.
Заявитель жалобы полагает, что положения главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не распространяются на правоотношения, связанные с нормотворческой деятельностью органов по принятию нормативных правовых актов.
Также администрация обращает внимание суда на то, что заявленные требования прокурора по существу сводятся к возложению на администрацию обязанности принять нормативный правовой акт, что не предусмотрено положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Администрация полагает, что удовлетворяя заявленные требования и возлагая на нее обязанности по принятию нормативного правового акта, арбитражный суд вмешивается в нормотворческую деятельность органа местного самоуправления.
Заявитель жалобы ссылается также на отсутствие на территории Слободо-Туринского муниципального района участков недр местного значения, а соответственно, потенциального возможности осуществления кем-либо деятельности по их использованию. Указанные обстоятельства свидетельствуют о недоказанности прокуратурой факта нарушения прав и законных интересов лиц, в защиту которых последняя обратилась в арбитражный суд в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура просит обжалуемые судебные акты оставить без рассмотрения, кассационную жалобу администрации - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что при проведении анализа состояния законности на поднадзорной территории в сфере недропользования прокуратурой Слободо-Туринского района прокуратурой установлено, что администрацией не разработан и не утвержден правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, предусмотренного Законом о недрах.
Полагая, что бездействие администрации является незаконным, прокуратура обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из неправомерности выявленного прокуратурой бездействия администрации.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Статьей 4 Закона о недрах определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.
При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе приостанавливать работы, связанные с пользованием недрами, вести контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, поскольку это иные полномочия, предусмотренные статьей 5 Закона о недрах и принадлежат они органам местного самоуправления.
В соответствии со статьей 1.1 Закона о недрах органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.
Специальным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяющим государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 17.1 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Из положений пункта 1 статьи 29 Устава муниципального образования Слободо-Туринского муниципального района, принятого решением СлободоТуринской районной Думы от 20.05.2005 N 100 (далее - Устав), следует, что администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу п. 2 ст. 30 Устава к полномочиям администрации муниципального района относятся: а) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; б) разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля; в) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали бездействие администрации по факту непринятия мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах, незаконным, возложив на администрацию обязанность по его разработке и утверждению.
При этом судами первой и апелляционной инстанций отмечено, что отсутствие такого правового акта влечет неопределенность требований к организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности.
Доводы администрации являлись предметом рассмотрения в судах обеих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для постановки иного вывода у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2019 по делу N А60-4399/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Слободо-Туринского муниципального района Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.